Святые присутствуют в нашей жизни
Слова Божии – это не слова человеческие, и сила Божия – это не сила человеческая. Человеческая сила имеет большое значение для решения тех или иных текущих проблем и задач, но проходит время, и в самом лучшем случае о выдающихся деятелях прошлого сохраняется благодарная память. Люди с удовольствием читают о них книги, смотрят фильмы, но не приходят ночью к могилам, потому что реальной связи с героями прошлого нет. А со святыми сохраняется реальная связь, святые присутствуют в нашей жизни, потому что они члены той же Церкви, только уже на небесах. Они уже прославлены, но остаются с нами. И мы верим, что Матронушка рядом с нами не только своими мощами, но и душой своей и что она слышит наши молитвы. А было бы не так – кто бы стоял эти долгие часы? Кто бы приходил и со слезами молился, а потом приходил бы вновь и с еще большей силой благодарил Матронушку за великие чудные дела, ею совершённые?
Свидетельство о великой Божественной тайне
Когда Господь сказал, что создаст Церковь и врата ада не одолеют ее (см.: Мф. 16: 18), это была не просто декларация, направленная на то, чтобы вразумить слушающих и поддержать малодушных. Это было свидетельство о великой Божественной тайне, о присутствии Сына Божия в человеческой истории. По примеру Матроны мы можем почувствовать и понять, что есть присутствие невидимого мира в жизни мира видимого, которое опознается нами только через веру и молитву.
Вот почему никогда не пресечется жизнь Церкви в истории – как бы Церковь ни шельмовали, как бы ни гнали, как бы ни связывали все, что она совершает, с суевериями и безграмотностью. Эти аргументы постоянно бросаются в адрес Церкви – и что? Спросите у тех, кто стоит в длинной очереди к Матронушке, какое для них значение имеют эти слова. Никакого, потому что их вера основывается не на словах, а на реальном переживании Божиего присутствия, Божиего чуда, Которое силой Святого Духа, через людей как умерших, так и живых, изливается на род человеческий.
Из слова после Литургии в храме Воскресения Словущего
Покровского ставропигиального женского монастыря г. Москвы
2 мая 2017 года, в день памяти блаженной Матроны Московской,
в 65-ю годовщину ее преставления и 18-ю годовщину канонизации
Мы прикасаемся к вечности
Всякий раз, когда мы совершаем Божественную Евхаристию, мы прикасаемся к этой вечности, мы выходим за пределы физического бытия. Оставаясь людьми, имеющими и тело, и душу, мы, прикасаясь к самому Телу и Крови Спасителя, выходим за границы этого мира, даже если сами этого не сознаем.
Святые угодники для нас – это не просто герои
Иногда, встречаясь с удивительными людьми – умными, образованными, духовно сильными или с теми, кто не только отличается добрыми качествами, но и занимает высокое положение в обществе, – мы потом вспоминаем эту встречу всю жизнь. Мы говорим, как это было прекрасно, какое влияние оказал на нас тот человек – своими словами, своими мыслями или даже просто добрым взглядом или протянутой рукой. Мы чувствуем силу влияния на нас, которая преодолевает время и остается с нами – может быть, на протяжении всей нашей жизни. Нечто куда более удивительное, но реальное происходит и в Церкви, когда силой Святого Духа мы пребываем в соприкосновении с Самим Христом, распятым и воскресшим, с Ним, совершившим Тайную вечерю, взошедшим на Крест и прославившим Себя силой воскресения. Поэтому и святые угодники для нас – это не просто герои, хотя они часто бывали героями, как святой великомученик Георгий Победоносец. Силой Святого Духа они навсегда остаются живыми для тех, кто встречается с ними в Церкви – от сердца к сердцу, от ума к уму; кто прикасается к их истории, их подвигу и через молитву входит в реальное с ними соприкосновение.
Из слова после Литургии в Георгиевском храме на Поклонной горе
6 мая 2017 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца,
праздник Иверской иконы Божией Матери,
в преддверии 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне