Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня мы слышали притчу, образ из которой часто нами употребляется в жизни повседневной: это образ краеугольного, основополагающего камня в наших делах, поступках, мыслях и житейских начинаниях. Но частота употребления не означает маловажности значения этого образа. Оно предполагает наше ответственное и разумное использование образа, предложенного Господом, в наших речах и словах.
Сейчас совсем не дни Великого поста, однако слова притчи мысленно переносят нас именно в последние дни земной жизни Спасителя, к событиям Великого понедельника, когда она была произнесена Христом Спасителем в объяснение другого события того же дня, которое называют «проклятием бесплодной смоковницы», – когда Господь на смоковнице, росшей при дороге, не нашел никаких плодов, только листья. События эти – события проклятия и слова притчи – тесно связаны. Связаны не только во времени, но и смыслом.
Они связаны единым желанием Господа о принесении нами, Его учениками, добрых плодов в своей земной жизни, добрых плодов веры в делах наших.
Сейчас, в осенние дни, эта мысль особенна понятна. Каково лето, таков и урожай; и какова жизнь человека, на чем была она основана, таковы и ее итоги, таков ее созревший плод.
Господь в сегодняшней притче говорит, что когда приблизилось время плодов, то есть время сбора урожая, то делатели – работники на поле жизни, а виноградник – это весь мир Божий – не только не принесли добрые плоды благодарности Господу и Творцу, но и убили посланных засвидетельствовать их труды.
Почему они так поступили?
Они, действительно, вырастили плоды, но это были не те плоды, которых ждал от них и ждет от нас Господь, и не те плоды, которых ждут от нас наши ближние, а те, которые выросли без закона любви к ближнему и без закона любви к Богу.
Так бесплоден и злоплоден любой труд без благословения Божиего, и на ниве жизни вырастают злоба, убийства, нетерпимость, ненависть к ближнему, несправедливость, ложь, лицемерие и обман. Сад жизни опустошается и дичает, и в нем начинают жить страшные страсти-звери (см.: Ос. 2: 12). Потому что только такие плоды созревают и в душе человека, и в обществе, когда они живут, отвергнув Господа и Его заповеди – краеугольный, основной камень своего труда.
Да и Сам Господь сказал, что без Него не можем мы делать ничего доброго. И апостол повторяет нам: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6: 7).
Почему образ этой притчи связан именно с проклятием смоковницы, которая и не должна была еще плодоносить?
Для того, чтобы сказать нам: а когда для нас, в отличие от неодушевленного древа, наступает день принесения плодов и день благодарения Господа.
День принесения плодов уже наступил – тогда, когда мы вышли из вод Крещения
Будем знать, что этот день уже наступил – он наступил тогда, как только мы вышли из вод Крещения. Поэтому не будем медлить.
Но что принесем мы Господу и ближним? Нечего нам принести Тебе, Господи.
Именно за это – за бесплодие – укоряет нас Господь. За то, что, столько лет нося звание христиан, мы таковыми можем ли назвать себя? Ибо имеем только внешний вид исполнителей закона, а в действительности добрых дел христианства не совершаем.
Вот Господь восходит на Крест, и Он всегда на Кресте, а мы говорим, как бесплодная смоковница, если бы она могла говорить, что нам еще не сезон плодоносить, не время обременять себя грузом добрых дел в исполнение заповедей Божиих.
Алчущий Господь ищет, ждет от нас, искупленных Его кровью, эти плоды. А мы медлим отказаться от своих грехов и считаем, что у нас впереди еще долгая жизнь для духовного совершенства.
Но опыт Церкви и жизнь Церкви – Тела Христова – говорит, что доброе плодоношение не зависит ни от времени года, ни от погоды, ни от долготы лет жизни человеческой. Что святости возможно достичь и в 19 лет, как преподобная Марфа Дивеевская, память которой сегодня, и что путей к ней великое множество, как велико множество святых Московских, память которых совершается в это воскресенье, перед празднованием Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Поэтому апостол словами сегодняшнего послания призывает нас: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16: 13).
Не отвергайте Господа и Его благой Помысл о себе и всех нас, и тогда последние слова сегодняшней притчи: «И есть дивно в очах наших» (Мф. 21: 42) – укрепят нас.
Потому что все мы, какими бы ни были разными людьми, со своими увлечениями и взглядами на мир, тем не менее все верующие в Господа и Спасителя нашего – наш краеугольный камень, – составим одно целое – Церковь Божию. А это Тело Христово, в котором Он Сам обитает, по Его же слову: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). И это ли не будет чудо?! Не это ли действительное и удивительное единство в вечности?!
Будем помнить наши краеугольные заповеди любви к Богу и ближним. Будем помнить, что домовит наш хозяин – Отец Небесный – и заботлив и ничто не случается в жизни нашей без Его благого Промысла. Не будем роптать. Будем благодарны Богу и Творцу за то, что Он нас привел от небытия в бытие через дар жизни, доверил быть Его работниками в прекрасном винограднике – мире Божием. И чтобы, когда приблизится время конечного принесения плодов всей жизни нашей, не были бы мы пусты и бесплодны.
Аминь.