«Отверженные»: буйство экранизаций, редукция христианских смыслов

Афиша фильма «Отверженные», 1978 г. Афиша фильма «Отверженные», 1978 г.

Жан Вальжан всегда будет для меня самым настоящим супергероем на все времена.
Хью Джекман

«Нам пришлось немножко переделать сценарий.
Фильм теперь называется “В горах – вот где потеха!”»
Карел Чапек

Современные режиссеры и сценаристы имеют весьма приблизительное представление о христианстве. Они идут по пути наименьшего сопротивления: попросту опускают неудобную тему, превращая переживаемый героями драматический религиозный катарсис в слащавое умиление по поводу общечеловеческих ценностей (в лучшем случае).

Как правило, творцы кино- и телеверсий литературной классики незнакомы с понятийным аппаратом христианина. Они вряд ли правильно понимают значение таких терминов, как искушение, грех, покаяние, смирение и благодать.

Эту печальную тенденцию легко проследить на примере ряда экранизаций великого христианского романа Виктора Гюго «Отверженные», который в подростковом возрасте так меня потряс, что я, советская школьница, спустя несколько лет приняла Крещение.

Современные подростки мало читают, особенно толстые «кирпичи», поэтому с литературной классикой знакомятся в основном через экранизации. Нередко, кстати, добротная киноверсия сподвигает-таки зрителя прочесть книгу – особенно повезло в этом смысле английским романисткам Джейн Остин и Шарлотте Бронте, чьи произведения экранизируются часто, талантливо и близко к оригиналу.

Любовь к этому роману заставила меня пересмотреть все доступные кино- и телеверсии

Не так радужно, к сожалению, обстоит дело с «Отверженными». Любовь к этому роману заставила меня пересмотреть все доступные кино- и телеверсии. Некоторые из них чудовищны. И даже не потому, что плохо сделаны с точки зрения профессионализма режиссеров и актерского мастерства, а в первую очередь потому, что утрачен или полностью извращен смысл.

Рассмотрим это на примерах фильмов 1978, 1998, 2012 годов и мини-сериалов 2000 и 2018 года.

Экранизация 1978 года: противостояние

Режиссер: Гленн Джордан, в ролях: Ричард Джордан (Жан Вальжан), Энтони Перкинс (инспектор Жавер), епископ (Клод Дофен).

Сильно урезан сюжет, полностью выброшены трагическая история Фантины, сюжетная линия Тенардье, ряд эпизодов из биографии Вальжана. Тем не менее фильм в целом получился.

Вальжан-каторжник в исполнении Ричарда Джордана – свирепый и опасный человек. Когда-то он был работящим, добродушным крестьянским парнем, но годы страданий ожесточили его, и теперь он способен на все. Обращение меняет его не сразу – силен бес! – нет, он падает и поднимается, он искушаем, он претерпевает тяжкую духовную брань. «В нравственном законе нет никакой снисходительности. Он тверд, как алмаз»[1]. Этот нравственный закон, твердый, как алмаз, заставляет Жана вернуться на каторгу ради спасения больного старика Шанматье. И сам Жан – изначально просто физически сильный и смелый мужчина (мало ли здоровяков на свете?), – побеждая своих бесов, превращается в человека, сильного духом. В праведника.

«Отверженные» - 1978. Монсеньор Мириэль, епископ Диньский (Клод Дофен) «Отверженные» - 1978. Монсеньор Мириэль, епископ Диньский (Клод Дофен)

Есть еще одна христианская добродетель, о которой, видимо, смутно догадываются создатели фильма 1978 г, – смирение. Это отнюдь не тупая покорность судьбе, это умение жить с миром в душе; поступать как должно, какой бы опасностью это ни грозило; делать добро – и не ждать благодарности.

Экранизация 1978 г, на мой взгляд, дает очень удачный образ епископа Диньского. Это не просто добрый дедушка, который не погнушался клейменым каторжником, да еще и простил ему кражу, – это воин Христов. Перед мужеством этого маленького, хрупкого человека нельзя не преклониться. Сцена, когда Вальжан размышляет, не убить ли хозяина дома, а тот молча молится, притворяясь спящим, просто потрясает. Это и есть смирение – если Господь призовет меня сегодня, что ж, да будет так!

«Отверженные»-1978. Вальжан (Р. Джордан) на баррикаде «Отверженные»-1978. Вальжан (Р. Джордан) на баррикаде

Неслучайно монсеньор Мириэль так много значит для Жана: так уж мы устроены, что в душе каждого из нас есть «свято место», которое может занять только другой человек. Есть потребность души – не сотворить кумира, нет, но найти воплощение прекрасной идеи в живой человеческой личности. Именно через чувство любви и благодарности к епископу Диньскому происходит обращение Жана. В романе «грехопадение» Жана в эпизоде с монеткой маленького савояра есть очевидное действие Промысла Божьего, прививка от гордыни. Христианин должен уметь падать и подниматься, сознавать собственное несовершенство и не отчаиваться:

И, с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

В фильме 1978 г. эпизода с Малышом Жерве нет, но там раскаяние и стыд Жана хорошо показаны в сцене с епископом.

Жан Вальжан (Ричард Джордан, 1978) делает признание в аррасском суде Жан Вальжан (Ричард Джордан, 1978) делает признание в аррасском суде

Эпизод с телегой Фошлевана – искушение: Жан отлично понимает, что сыщик Жавер утвердится в своих подозрениях, но... спасти или не спасти человека – у христианина свободы выбора в данном вопросе нет.

Еще один ключевой эпизод фильма – аррасское дело. Встречается точка зрения, согласно которой Вальжану следовало использовать шанс, который предоставила ему судьба, и похоронить свое прошлое. Речь ведь шла не только о его собственной участи, но и о благополучии зависящих от него людей. Но точка зрения эта – сугубо атеистическая, узкорациональная. Христианин же подобную ситуацию должен истолковать однозначно – как искушение, и Жан это искушение преодолевает (не без мучительной внутренней борьбы, поскольку «дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26, 41)). Христианин предстоит Богу каждым своим поступком. Как обречь невиновного человека на гибель ради своего благополучия, а потом войти в храм Божий, раскрыть Евангелие – и не провалиться сквозь землю от стыда? Людей обмануть нетрудно, собственную совесть и подавно уговоришь – а Бога?

Противостояние Вальжана и Жавера затрагивает проблему свободы выбора и свободы воли

Противостояние Вальжана и Жавера затрагивает важнейшую богословскую проблему свободы выбора и свободы воли. Почему на вопрос полицейского «Почему ты меня отпустил?» Жан отвечает «Выбора не было»? – Свобода воли христианина не есть нечто отрицательное (не-зависимость), а положительное (верность себе, своей сути). Свободу выбора между добром и злом человек создает себе сам. Вот я не курю, и для меня неактуален выбор – курить или бросить (он существует только для курильщика). Поэтому Жан не располагает свободой выбора – спасти своего преследователя или предоставить его судьбе. Его свобода воли как христианина может реализоваться лишь одним-единственным способом.

Вальжан и Жавер постоянно держат один другого в поле зрения, особенно заметно это на баррикаде: ни грохот боя, ни присутствие множества людей не может нарушить их сосредоточенность друг на друге.

Инспектор Жавер (Энтони Перкинс) Инспектор Жавер (Энтони Перкинс)

Жавер Перкинса – атеист. Он произносит реплику: «Бога нет». Это противоречит роману, согласно которому инспектор – формальный католик-обрядовер: «И, разумеется, духовная власть стояла для него превыше всего; он был набожен, соблюдал обряды, и был так же педантичен в этом отношении, как и во всех остальных»[2]. Разумеется, неверующий и формальный, впавший в фарисейство христианин – далеко не одно и то же, но и в том, и в другом случае не происходит главного – встречи с Богом. И этот экзистенциальный вакуум – отсутствие Бога – приводит инспектора к самоубийству, когда «горизонтальные» смыслы и ценности его жизни обнаруживают свою несостоятельность и неполноту.

Вывод: рекомендую к просмотру, фильм не бесспорный, но вполне христианский, сохраняющий дух первоисточника.

Фильм 1998 г: «Царь – не настоящий!»

Режиссер: Билле Аугуст, в ролях: Джеффри Раш (Жавер), Лайам Нисон (Вальжан), Питер Вон (епископ), Ума Турман (Фантина).

Целый ряд отступлений от литературного источника, режущих глаз. Но провал данной экранизации обусловлен тем, что там нет Вальжана. Вообще. Не только Вальжана-христианина, но даже Вальжана-человека. И правды Вальжана тут нет. Нет двух мировоззрений, двух героев-идеологов (как говорил великий М.М. Бахтин), двух незаурядных личностей – есть весьма харизматичный Жавер (Джеффри Раш) и никакой Вальжан. Маленький, малодушный человек, который хочет, чтобы его оставили в покое и не мешали вести тихую жизнь благонамеренного обывателя.

Жавер (Джеффри Раш) Фильм 1998 г. Жавер (Джеффри Раш) Фильм 1998 г.

Напрасно Жавер взывает к этой правде, «к значимому другому», как сказал бы Бахтин. Жавер явно жаждет диалога, а Вальжан столь же явно этого диалога избегает.

« – Ты победил меня.
– Я не хочу никого побеждать, я хочу, чтобы меня оставили в покое!
– Но ты меня ненавидишь?
– Это не так. Я к тебе ничего не чувствую».

А уж финал, когда Жавер прыгает в Сену на глазах у Вальжана, а тот смотрит с каким-то тупым удивлением – и потом уходит, едва ли не танцуя на радостях, что избавился от угрозы ареста… У меня нет слов.

Серьезнейшая ошибка авторов фильма – подмена мотивов Вальжана в истории с Фантиной. Те, кто осилил роман, помнят, что романтических побуждений у героя не было и в помине – только сострадание и угрызения совести за то, что по его недосмотру молодая женщина потеряла место на фабрике, где зарабатывала на жизнь честным трудом. И эта подмена неслучайна: это симптом примитивизации зрительской аудитории – примитивным людям понятны лишь простые предметы. Видимо, поколению зрителей 1998 года было уже сложнее поверить в бескорыстную доброту, чем зрителям 1978 года.

Вальжан (Нисон) и Жавер (Джеффри Раш). «Отверженные»-1998 Вальжан (Нисон) и Жавер (Джеффри Раш). «Отверженные»-1998

Инспектор Жавер в исполнении Джеффри Раша не похож на печального невротика, которого играет Перкинс. Этот Жавер – типичный «честный мент», брутальный, грубоватый, ограниченный, но храбрый и несгибаемый – недаром Гюго сравнивал этого персонажа с русским солдатом.

Поколению зрителей 1998 года сложнее поверить в бескорыстную доброту, чем зрителям 1978 года

Вообще-то, если уж сценаристы решили блеснуть оригинальностью и отступить от литературного источника, самоубийство Жавера на глазах у Вальжана – идея довольно интересная. Для чего кончают с собой при свидетелях? В 99 случаях из ста – чтобы спасли, и в ста случаях из ста – чтобы услышали. Это месседж. Так какой же месседж Жавер пытается передать Вальжану? Очевидно, задает вопрос: есть ли в мире что-то превыше закона, существует ли на самом деле милосердие, сострадание, любовь к врагам? Если да – Вальжан остановит его, помешает самоубийству. Если нет – что ж, тогда и жить незачем. И, разумеется, не стал бы Вальжан бессмысленно таращиться на это зрелище (и ни один христианин не стал бы, даже такой немощный, как я).

В фильме есть и другие моменты, вызывающие разочарование и недоумение. Епископ (Питер Вон) крайне неубедителен – как следствие, неубедительно и обращение Вальжана. Вальжан (Лайам Нисон) в приступе гнева наотмашь бьет Козетту по лицу (крупный сильный мужчина – хрупкую девушку, отец – взрослую дочь!), в эпизоде на баррикаде бьет пленного Жавера затылком о кирпичную кладку – связанного-то, отлично!.. Очевидно, создателям фильма сложно представить себе самоотверженную родительскую любовь или милосердие к врагу – так же трудно, как поверить в возможность помощи мужчины женщине без скрытых мотивов.

Что характерно, впечатляющая актерская «обойма» – Лайам Нисон, Джеффри Раш, Ума Турман – «не выстрелила». Не потому, что актеры вдруг разучились играть, – просто этот фильм – наглядная иллюстрация того, как разрушается художественное произведение, лишившись по воле интерпретаторов своей философской, мировоззренческой основы. Как оскудевает его смысловое поле, и остается лишь приключенческая фабула, событийный ряд, вызывающий недоумение: а зачем все это?..

Вывод – весьма неудачная экранизация. Вряд ли кто-то, посмотрев этот фильм, задумается о том, что значит быть христианином, или хотя бы откроет книгу. Многочисленные «графические» сцены насилия делают картину малопригодной для семейного просмотра.

Фильм-мюзикл 2012 года: вопреки общим тенденциям

Режиссер: Том Хупер, в ролях: Хью Джекман (Вальжан), Холм Вилкинсон (епископ), Энн Хатауэй (Фантина), Рассел Кроу (инспектор Жавер), Саша Барон Коэн (Тенардье) и Хелена Бонэм-Картер (мадам Тенардье), Анжольрас (Аарон Тейт), Козетта (Аманда Сэйфрид), Эпонина (Саманта Баркс).

Приятное исключение из общего правила «чем современнее экранизация, тем дальше она от первоисточника».

«Я просто без ума от этого парня. Сейчас каждый день выходят фильмы про якобы крутых ребят, спасающих мир от всякой нечисти, – говорит Хью Джекман о своем герое. – Не уверен, что эти персонажи и правда настолько круты. А вот Жан Вальжан всегда будет для меня самым настоящим супергероем на все времена. Каждая минута в жизни Вальжана – это борьба».

«Отверженные»-2012, Вальжан (Джекман) на баррикаде «Отверженные»-2012, Вальжан (Джекман) на баррикаде

Исполнительница роли Фантины Энн Хатауэй назвала его «историей про настоящих людей и настоящую любовь» – и это правда.

Лучшие, на мой взгляд, эпизоды фильма – покаяние Жана Вальжана, смерть Фантины, встреча Вальжана с Козеттой, баррикада. Саша Барон Коэн (Тенардье) и Хелена Бонэм-Картер (мадам Тенардье) хороши безусловно. Украшение фильма. Что характерно, их буффонада выглядит не столько смешной, сколько зловещей, как шутовские выходки свиты Воланда в «Мастере и Маргарите».

Эта парочка недвусмысленно инфернальна, их буффонада вызывает ассоциации не с карнавалом, а с булгаковским балом у Сатаны, она не раблезианская, а бесовская.

На баррикаде Джекман-Вальжан просто до боли похож на «наше всё» (то ли грим неудачный, то ли режиссер неравнодушен к русской классике), но играет великолепно. Эпизод с освобождением Жавера в разных экранизациях выстроен по-разному. В «Отверженных' 78» Джордан-Вальжан немногословен, держится сурово и хмуро, в «Отверженных' 98» Нисон с гулким стуком бьет инспектора затылком о кирпичную кладку, явно колеблясь между желанием убить и намерением спасти. В «Отверженных' 2012» Вальжан-Джекман ведет себя очень доброжелательно, мягко, едва ли не по-дружески. Его партнер Рассел Кроу (Жавер) – король эпизода. Его тоскливый, затравленный взгляд снизу вверх, когда Вальжан направляется к нему, попытка быть гордым и дерзким при виде ножа – и растерянный, смущенный взгляд, когда Вальжан перерезал веревки, – это высший пилотаж!

Жан Вальжан (Хью Джекман) и маленькая Козетта Жан Вальжан (Хью Джекман) и маленькая Козетта

Экзистенциальный бунт Жавера связан с важной религиозной проблемой – проблемой милосердия и справедливости

Экзистенциальный бунт Жавера связан с важной религиозной проблемой – проблемой милосердия и справедливости. «Да не получу, что заслужил» – эти слова из акафиста Богородице очень точно отражают христианскую позицию в данном вопросе. Человеческая справедливость не бывает полной, ибо никогда не бывает исчерпывающим наше знание о другом человеке. И Бог не справедлив в человеческом понимании – Он милостив, иначе никто не мог бы надеяться на спасение.

Отношения Жана Вальжана и Жавера – это диалог сознаний, каждый из них с помощью другого открывает и познает себя, свою человечность. Если бы не Жавер, Вальжан не узнал бы, что способен на подвиг самопожертвования (дело Шанматье). Если бы не Вальжан, Жавер никогда не открыл бы в себе такие качества, как благодарность, сочувствие и внутренняя свобода (способность переступить готовые правила).

«Отверженные»-2012. Вальжан (Джекман), Фантина (Энн Хатауэй) «Отверженные»-2012. Вальжан (Джекман), Фантина (Энн Хатауэй) У сыщика Жавера упрощенные, механистические представления о жизни; в людях он видит функции. Его мир состоит из честных обывателей, угрожающих им преступников и полицейских, защищающих первых от вторых. Двумя высшими взлетами в своей жизни, когда он проявил «своеобразное величие» (с) и благородство, – монрейльским «покаянием» и уходом с улицы Вооруженного Человека, – Жавер обязан Вальжану. Вальжан – единственный, кому удалось высечь из этого кремня искру человечности. Вальжан – единственный, кто способен озадачить Жавера, выбить его из колеи, обнаружив стереотипность и несостоятельность его представлений, поставить его перед сложным нравственным выбором. С другой стороны, каждая встреча с Жавером для Вальжана служит предпосылкой и триггером очередного этапа «возрастания в благодати Божией». Не будь Жавера, не было бы аррасского признания; не будь Жавера, вполне вероятно, не было бы спасения Мариуса, поскольку на баррикаду Вальжан пришел, еще не имея готового решения, в ожидании знака Божьей воли.

Инспектор Жавер (Рассел Кроу) «Отверженные» - 2012 Инспектор Жавер (Рассел Кроу) «Отверженные» - 2012 Хью Джекман и Рассел Кроу блестяще сыграли конфликт мировоззрений, столкновение двух правд. И дело опять-таки не только в том, что Джекман и Кроу – талантливые и очень культурные актеры, глубоко вживающиеся в роль, – Нисон и Раш не хуже! – им есть что играть. Суть произведения сохранена, и в этом смысловом поле есть пространство для реализации актерских концепций. Так, например, Рассел Кроу создал собственную оригинальную трактовку своего персонажа: по его мнению, инспектор храбр физически, в бою, но не обладает мужеством для трудного нравственного выбора, и осознание этой моральной трусости в итоге приводит его к суициду.

В фильме-мюзикле много других актерских удач: Холм Вилкинсон (монсеньор Мириэль), Энн Хатауэй (самая душераздирающая Фантина), Саманта Баркс (страстная и страдающая Эпонина). Харизматичный, но беспощадный Анжольрас (Аарон Тейт) – становится просто страшно при мысли, что революционные студенты одержат победу, и настанет светлое будущее, о котором грезит этот белокурый юный идеалист. Мы уже хлебнули этого светлого будущего, спасибо, не надо!..

Вывод: редкая для нашего времени удача, бережное отношение к литературной основе, картина проникнута христианскими интенциями, смотреть всем.

Французский мини-сериал 2000 г: инспектор Дубровский

Режиссер: Жозе Дайан, в ролях: Жерар Депардье (Жан Вальжан), инспектор Жавер (Джон Малкович), епископ (Отто Зандер), Козетта (Виржини Ледуайен), Фантина (Шарлотта Генсбур), Тенардье (Кристиан Клавье), Туссен (Франсуа Хаджи-Лазаро).

Если в двух словах: фильм ужасен. Чудовищен.

Начинала смотреть этот сериал я с мыслью: «Кому, как не французам, понять и воплотить букву и дух своей литературной классики». Тем сильнее был шок от увиденного.

Жан Вальжан (Депардье) входит в кадр с выражением лица: «Привет, моя фамилия Депардье, я знаменит, а кого я здесь играю?..» – Впечатление такое, что исполнитель главной роли не читал не только романа, но и сценария, а реплики ему подает суфлер.

Вальжан в этом фильме не переживает покаяния и обращения – он просто чувствует себя обязанным епископу, и по сути, как личность, совершенно не меняется, оставаясь вспыльчивым человеком с неукрощенными страстями, угрюмого и тяжелого нрава.

Но главное даже не это, а… любовь Вальжана к Козетте!! Нет, не отеческая. Вполне себе… ну, скажем, романтическая. Видимо, процесс деградации «мастеров культуры» зашел так далеко, что в их головах не укладывается уже не только бескорыстная доброта мужчины к женщине, но и чистая любовь отца к приемной дочери. Авторы, как вы низко мыслите о человеке!

Процесс деградации «мастеров культуры» зашел так далеко, что в их головах не укладывается чистая любовь отца к приемной дочери

Впрочем, это не единственный повод для шока. Туссен (в романе – горничная Козетты, робкая старая дева-заика) в этом сериале – мужчина, и притом самого зверского вида! Беглый каторжник!! И он бежит из дома Вальжана, совершив ограбление!!!

Жавер (Джон Малкович) в этой экранизации – обедневший дворянин, его история подозрительно напоминает историю пушкинского персонажа: его отец «любил псовую охоту». Надо было тогда уж и фамилию сменить на Дубровского. Это более вопиющий пример режиссерского «А я так вижу», чем инспектор-атеист в «Отверженных' 78».

Жавер (Джон Малкович). Мини-сериап 2000 Жавер (Джон Малкович). Мини-сериап 2000 Если автор кого-то из своих героев недолюбливает (вот как Гюго – инспектора), не обязательно с ним соглашаться: трактовку характера можно и оспорить. Но вот сведения, которые автор сообщает о персонаже, игнорировать не следует. Т.е. отношение сценаристов, режиссера, актера-исполнителя к Жаверу может быть сочувственным, но переписывать его биографию – абсурд. Сказано: родившийся в тюрьме ребенок цыганки-гадалки и каторжника – от этой «печки» и танцуйте.

Справедливости ради, нельзя не отметить блестящую актерскую работу Джона Малковича. Эпизоды с его участием – украшение фильма. Жавер, с запястьями, скованными за спиной наручниками, ровной механической походкой уходящий на глубину, пока один лишь цилиндр не закачается на поверхности воды, – аллегория беспощадного самонаказания за трагическую ошибку. И понятно, что Жавер Малковича судит и карает себя сам, не обратившись к Богу, не принеся Ему покаяния.

Жавер Малковича судит и карает себя сам, не обратившись к Богу, не принеся Ему покаяния

«...Нам пришлось немножко переделать сценарий. Фильм теперь называется “В горах – вот где потеха!” – и действие его будет происходить в роскошном горном отеле и на лыжных прогулках. Публика, знаете ли, любит светскую жизнь. Вашу мисс Дези, эту вашу городскую девушку, мы сделаем дочерью американского миллионера, а охотника преобразим в инструктора лыжного спорта. Там будет отменная сценка – как он ночью, крадучись, ретируется из ее спальни. Вот тогда получится “типичное то”. Вы будете в восторге, сударыня, от того, как мы творчески реализовали ваш превосходный поэтический сюжет»[3] – похоже, создатели мини-сериала руководствовались инструкцией Чапека.

Вывод: этот сериал можно смотреть в переводе Гоблина, он достаточно абсурден для этого. И помнить при этом, что к великому роману Гюго он имеет очень опосредованное отношение.

Сериал BBC 2018 года: Бескровное вторжение

Фантина (Лили Коллинз) Мини-сериал 2018 г. Фантина (Лили Коллинз) Мини-сериал 2018 г. Режиссер: Том Шенклэнд; в ролях: Доминик Уэст (Жан Вальжан), Дэвид Ойелоуо (инспектор Жавер), Дерек Джекоби (епископ), Лили Коллинз (Фантина), Элли Бамбер (Козетта), Адиль Ахтар (Тенардье).

Постмодернистских прочтений классики много, а нервная система у меня одна, поэтому данный сериал целиком я не осилила, только ключевые эпизоды.

В двух словах: это победа политкорректности над здравым смыслом.

Негры в каждом кадре: чернокожий Жавер, чернокожие Гаврош и Эпонина, чернокожие Тенардье и Монпарнас. Примерно половина революционных студентов-баррикадников – чернокожие. Если вы читали роман и помните, что все эти люди белые французы, – тем хуже для вас.

Это победа политкорректности над здравым смыслом

Ни одной яркой актерской работы, кроме, пожалуй, Лили Коллинз (вечная, неизменно трогательная в своей безыскусности история бедной Лизы). Дерек Джекоби, знакомый русскому зрителю по историческому сериалу «Кадфаэль», – прекрасный актер, но предлагаемые обстоятельства слишком абсурдны, чтобы его дарование могло раскрыться. И, как при виде Вальжана-Нисона и Вальжана-Депардье, хочется воскликнуть: «Не верю!» Это просто не Вальжан (и Жавер – не Жавер), так что сюжетообразующий идейный конфликт между героями – носителями принципов христианского милосердия и формальной, законнической справедливости – полностью сведен на нет.

Мини-сериал 2018. Жавер (Ойеллоуо), Вальжан (Доминик Уэст) Мини-сериал 2018. Жавер (Ойеллоуо), Вальжан (Доминик Уэст)

Инспектор Жавер в этом сериале буквально одержим Вальжаном, и природа этой одержимости вызывает вопросы. Где политкорректность, там и фансервис[4].

Если в фильме 1998 г Вальжан отвешивает оплеуху Козетте, то в сериале BBC уже Козетта – воспитанница монастырского пансиона для благородных девиц! – кричит отцу: «Я тебя ненавижу!» и вообще ведет себя как современный трудный подросток.

Вывод: впечатляющий провал. Не могу рекомендовать этот фильм даже зрителям, которых отсутствие христианских интенций только порадовало бы, потому что это просто плохое кино.

В современных экранизациях литературной классики торжествуют подмены, редукция, сведение мотивов героя к примитивным страстным (чтобы не сказать инстинктивным) побуждениям, перекраивание литературной основы в угоду модным тенденциям. И, к сожалению, – намеренное частичное или полное выхолащивание христианских смыслов произведения.

Между тем каждой новой кино- или телеверсии предпосылается реклама, подчеркивающая, что «Отверженные» – роман на все времена, классика, которая актуальна всегда. И это действительно так! Историю Жана Вальжана будут читать столетия спустя, как истории Гамлета или Татьяны Лариной. И очень грустно, что интерпретаторы не имеют уважения к этому великому произведению и используют его как повод для самопрезентации.

Елена Цыганова

4 января 2020 г.

[1] К.С. Льюис. Просто христианство.

[2] Гюго В. Отверженные.

[3] Карел Чапек. Как делается фильм.

[4] Фансервис – изменения, вносимые в сюжет фильма с целью вызвать одобрение определенной аудитории. Примеры фансервиса: в мини-сериале «Багряный Первоцвет» по романам Эммы Орци сценаристы «убили» жену главного героя, чтобы зрительницы могли беспрепятственно грезить о нем; в фильме «Орел Девятого легиона» по мотивам повести Розмэри Сатклифф любимую девушку героя и вовсе исключили из сценария, зато отношения героя и его товарища приобрели странный оттенок.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Уголь,<br>или Новый взгляд на фильм П. Лунгина «Остров» Уголь,
или Новый взгляд на фильм П. Лунгина «Остров»

Евгения Тутукова
Уголь,<br>или Новый взгляд на фильм П. Лунгина «Остров» Уголь,
или Новый взгляд на фильм П. Лунгина «Остров»

Евгения Тутукова
Молитва и покаяние, покаяние и молитва за себя и всех страждущих – великое делание труженика Христова. А гора угля так и остается горой… И остается только упование на милость Божию.
«Слушайся своего сердца» «Слушайся своего сердца»
Памяти актера Анатолия Солоницына
«Слушайся своего сердца» «Слушайся своего сердца»
Памяти актера Анатолия Солоницына
Алексей Солоницын
«Кто из них Рублев?» – спрашивает режиссер. «Вот этот», – отвечает Савелий и показывает на фотопробу Солоницына.
О кинорежиссере Георгии (Данелия) и его «Кин-дза-дзе» О кинорежиссере Георгии (Данелия) и его «Кин-дза-дзе»
Диакон Павел Сержантов
О кинорежиссере Георгии (Данелия) и его «Кин-дза-дзе» Дойти до конца и остаться человеком
О кинорежиссере Георгии (Данелия) и его «Кин-дза-дзе»
Диакон Павел Сержантов
Фильм про то, как домой вернуться и себя по дороге не потерять.
Комментарии
Сергей М 3 апреля 2020, 18:29
Блестящий обзор.Прекрасный анализ.Спасибо.
Александр Сергеевич26 марта 2020, 01:33
Замечательная, зрелая и взвешенная статья! спасибо большое за труд и внимание к великому произведению Виктора Гюго !!!
Владимир 8 января 2020, 12:55
Соглашусь, что почаще нужны подобные обзоры. Сам я смотрел только версию 2000 года с Депардье. Поразил и плачущий во "сне" молитве священник, и сцены с подсвечниками в конце, когда умирающий Вальжан смотрел на них. Да, Вальжан грубый в этом фильме и какой то безэмоциональный, но как раз это противопоставление тому, что творится у него на душе. Кстати, Жанна Моро, скончавшаяся в 2017 г., в роли настоятельницы монастыря ну просто шедевр.
Евгений 8 января 2020, 08:10
По поводу мюзикла - а другого из названного не смотрел, первоисточник, к сожалению, не читал, - то что-то интуитивно удерживает от хранения этого фильма в видеотеке среди любимых произведений. Хотя получилось интересно. Может, то, как они там радостно поют о мучениках, кровью которых будут залиты луга Франции, может, что-то еще. При этом я из тех, кто защищает здесь СССР (за исключением того, что в нем прямо было антихристианским). В общем, с осторожностью нужно ко всем подходить. В СССР в Гражданскую сопротивлялось государство, а здесь революционеры с оружием - и в финале Вальжан видит именно их. Ну и образ самого Вальжана неоднозначен. Прибавочную стоимость ведь он все равно получал.
Ваш друг Д. 7 января 2020, 20:50
Спасибо за статью! Хотелось бы почаще видеть на сайте статьи с анализом кинематографа.
Антоний 7 января 2020, 16:04
Уже давно постхристианские западные разложенцы "опускают неудобную тему, превращая переживаемый героями драматический религиозный катарсис в слащавое умиление по поводу общечеловеческих ценностей" - везде, где могут, будь то кино или сама жизнь. Евросодом сказал: "Прощай, Рождество - здравствуй, Winterval!". Мы же ответим ему: и ты прощай, загнивший Запад, бесчинствуй без нас, покуда благочестивые мусульмане не населят тебя и не выбьют всю твою либеральную спесь! Друг друга же жадно облобызаем в святой и Великий праздник Христова Рождества! И пожелаем каждому быть столпом Православия, ревнительнейшим хранителем Веры, каждой семье - быть Малой Церковью, оплотом благочестия и традиций!
Наталия Ростова. Продолжение 6 января 2020, 10:09
Не согласна с автором, по поводу сериала 2018 года. Да, наверное, бросается в глаза, обилие чернокожих на каждый квадратный метр, но лично меня это не напрягало. А вот что доставило удовольствие, так это музыкальное сопровождение. Я думаю, без хорошей музыки, любой, даже шедевральный фильм, окажется просто скучным. В данном сериале, выдержано всё - нерв, слёзы, облегчённый выдох после напряжения, и...желание опять прочитать книгу.
Наталия Ростова 6 января 2020, 10:01
Меня всегда удивляли такие высказывания - " в подростковом возрасте прочитал(ла) "Отверженные", "Преступление и наказание", "Война и мир"....да так, что пронёс любовь к этому произведению через всю жизнь.." А я вот честно признаюсь, что хоть и любила читать в подростковом возрасте, однако всю ценность данных произведений, оценила только будучи очень взрослой...Потому как считаю, в подростковом возрасте, у личности своё безоблачное, розовое, невинное мнение о чувствах, достоинствах и недостатках. Пока ещё всё в жизни видится в радужном цвете. И как-то не хочется забивать свою голову представлением о людских несчастиях. С возрастом всё меняется. И мнение тоже.
Ольга 5 января 2020, 19:52
В своё время мои студенты вытащили нас с дочкой на "Отверженных" (мюзикл), за что я им очень благодарна. Роман читала раз 20, вдоль и поперек, и по диагонали, и задом наперёд. Конечно, многое в фильме урезано, однако настроение сохранено, спасибо авторам и актерам. Музыкальная сторона поначалу несколько смущала, однако диссонанса в итоге не было. Остальное вряд ли буду смотреть - экранизациями испорчено столько книг, что для просмотра каждый раз требуется определенное мужество. Лучше лишний раз прочитаю роман. Благодарю за обзор.
Наталья 5 января 2020, 17:45
Интересно, что все восторженные отзывы о статье написаны людьми любящими роман, но не смотревшими экранизацию.Люди! Вы сами себя обкрадываете, но хотя бы не мешайте другим наслаждаться хорошими фильмами.
Анна Шер 5 января 2020, 10:42
Большое спасибо за прекрасную, глубокую, интересную и такую актуальную статью! К сожалению, так и есть: в современном мире ширится тенденция примитивизации и опошления художественных произведений - и в кино, и в театре, и в литературе. А христианские смыслы либо игнорируются, либо получают превратное, нередко прямо антихристианское толкование. Я не смотрела фильмов по "Отверженным", но сам роман тоже очень люблю.
Татьяна 4 января 2020, 20:42
Великолепная экранизация от сериала BBC/ Доминик Уэст один из любимых актеров. Я давно не плачу во время просмотра фильмов...А тут ...плакала. Совершенно не смущают чернокожие актеры. И еще...Не первый раз читаю на этом сайте статьи-рецензии кинофильмов..И всегда удивляют ...Не в лучшую сторону.
Маргарита 4 января 2020, 20:12
Но ведь есть ещё экранизация 1958 года - Вальжан - Жан Габен. Посмотрите ее.
Анастасия 4 января 2020, 19:56
Какой прекрасный анализ! Спасибо Вам, автор! Мне захотелось открыть книгу.
Ю. 4 января 2020, 17:51
Огромная и прекрасная работа умного, серьезного, образованного и разбирающегося в предмете автора. Просто блестяще. Простите за пафос, но миру нынче очень не хватает таких текстов и таких авторов.
Наталья 4 января 2020, 14:50
Сериал 2018 года очень и очень хороший, всем советую. Великолепная игра актеров, близко к тексту. А недостатки можно найти везде. Многие мои знакомые смотрели и такого же мнения. Так что автора статьи наверное подвело то,что этот сериал стал последним в списке ее просмотренных фильмов и уже не хватило" нервной системы".
Анна 4 января 2020, 13:32
Спасибо за большую проделанную работу. Тоже очень люблю этот роман, но именно поэтому все экранизации не смотрела, хотелось сохранить "своего" Вальжана в душе. Мюзикл пыталась смотреть, согласна, что актеры сильные, но вот форма подачи - мюзикл - мне кажется, выбрана неверно... Поющий Вальжан, поющий Жавер... не верю.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×