Жизнь подлинная – только во Христе. Но тех, кто не кается и не живет по заповедям, и Причастие не спасает. А о тех, кто остается в Богом установленных границах бытия, Господь найдет как позаботиться. Об этом мы беседуем с председателем Грузинского демографического общества XXI, предпринимателем-меценатом, общественным деятелем и поэтом Леваном Васадзе.
В зависимости от прилива и отлива в нравственной жизни человека
и природа являет свои приливы и отливы в образах добра и зла.
…Во времена безверия и безнравственности людей
природа испытывает приливы в образах зла и отливы в образах добра.
Тучи саранчи не появляются, когда хотят;
болезни, эпидемии, засуха подчиняются этому же закону.
Когда лучше не молиться
– Леван, с точки зрения внутреннего состояния людей, в чем особенность нынешнего дня?
– В ощущении безнадежности. Это следствие той спутанной, затхлой атмосферы, в которую человечество загоняет само себя грехами.
С нашей стороны было бы огромной ошибкой считать, что нахождение путей выхода из сложившейся ситуации будет прямым результатом нашей борьбы и молитв. Если поведемся на этот помысл, тогда – да, тяжко. Но если делать всё, что в наших силах и даже больше, но понимать, что этого отнюдь недостаточно, и вся надежда на Господа, Пресвятую Богородицу и на наших с вами святых, – то всё преодолимо.
Вы же, русские, и говорите: «На Бога надейся, а сам не плошай». Все-таки на первом месте: «на Бога надейся».
Общий фон уныния таков, что невольно захватывает и тех, кто этому не должен быть подвержен, – людей, ищущих Истину, стремящихся к духовности, спасению.
Передовая этой баталии проходит через ежедневный быт каждого из нас.
Никаких карантинных каникул для души не предусмотрено. Помните, у преподобного Иоанна Лествичника сказано: душа может либо продвигаться вверх, либо скатываться вниз, – статики нет.
Мне, как грузину, может быть, и охота завалиться на бочок, поставить кувшин саперави и ничего не делать. Но опыт показывает, что ни на какой инерции заслуг великих предков не вырулишь. Всё это сокровище можно изгадить и спалить буквально за день. Запас прочности у нас слишком хрупок. А воссоздавать – веками.
Поэтому – молитва, осторожность, глубоко осознанное действие, и надежда только на Бога, а не на собственные планы и опыт.
Молитва, осторожность, глубоко осознанное действие, и надежда только на Бога
Сейчас мы все оказались дома. Наши взаимоотношения с близкими либо расцветают, либо – обвал. Стоит хоть на секунду ослабить внимание к лексике детей, к тому, как мы сами себя в их присутствии ведем, какой пример им показываем – словом, делом, молитвой, – и всё пойдет наперекосяк, начнет портиться.
– А какие варианты того, как действует на детей пример молитвы родителей?
– Когда ребенок видит, что моя жизнь соответствует тому, о чем я молюсь, это и его созидает. Но не дай Бог соблазнить его «двойными стандартами». Тогда лучше бы я не молился!
Где кончается наше христианство
– Известно, что Господь как епитимию дает народам и отсутствие возможности причащаться, – лучше не причащаться, чем причащаться «недостойно... [во] осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 29). Такое было при советской власти, и вот опять…
– Надо всегда отдавать себе отчет в том, что бесы действуют не переставая, и нашей дурости хватает, чтобы то и дело идти у них на поводу. То, что происходит, происходит только потому, что Господь попускает. Это уже горячая фаза войны. Сейчас особенно наглядно станет, где восторжествует духовное начало, а где материальное; где человек семейный, то есть по определению заботящийся о других, проявит жертвенность и разумность, а где эгоист будет безответственно продолжать бесчинствовать в своих произволениях – «А я так хочу».
Бесы действуют не переставая, и нашей дурости хватает, чтобы то и дело идти у них на поводу
– Владыка Марк (Арндт), Берлинский и Германский, говорит, что, причащаясь из единой Чаши, мы все объединяемся, но это дарованное единство во Христе еще только надо воплотить в жизнь, а для этого прилагать старания[1]. А если ты заведомо своим походом в храм подвергаешь риску кого-нибудь из общины или своей Малой Церкви – семьи, – какое же тут единство?
– Видимо, относительно внутреннего состояния человечества оказались уже истощены все стратегии некоего паллиатива, компромисса. Это уже даже не битва цивилизаций. Ее не видно на карте мира. Если разглядывать веб-атласы и спрашивать: «Где хорошие? А где плохие?» – ничего не поймешь. Вот, тебе кажется: ты в безопасности, – и вдруг такая бесовская экспрессия!
– Как вы для себя определяете: где свои?
– Мы давно уже живем в мире Джорджа Оруэлла[2], где воссоздаются противостоящие друг другу империи (пусть это в современной геополитике и называется многополярностью). Но я бы не обожествлял ни одну из них. В противном случае я перестал бы быть христианином. Потому что для меня тогда истина была бы в государстве или некой доктрине, а не во Христе. Это раз.
Во-вторых, если я христианин, я должен заботиться и об эллине, и об иудее, и о римлянине, и о русском, и об американце, если я настоящий картвел (самоназвание грузин: от ქარ – дух в др-груз., и თველი – разум в др.-сванском – Ред.)[3]. Иначе – фашизм, как бы ты его ни маскировал.
И в-третьих, что, наверное, самое главное: кроме единственной истинной веры – православного христианства, я полагаюсь на последний оплот человечества – семью, и готов за эту ценность биться, что тоже есть мое исповедание Христа. Для меня семейный человек – совестливый, приличный, верный жене, любящий ее и детей, – это мой брат. И мне не важно: русский он, турок, басурманин, еврей, – кто угодно.
– По человечеству, все мы после вочеловечения Сына Божия – братья и сестры во Христе. Причащение – это уже отдельная тема сопричастности «Божеского естества» (ср. 2 Петр. 1, 3–4), что есть ответственность, а не повод для благочестивого снобизма.
– Да, дети Божии – это те, кто остаются в Богом установленных границах бытия. А если он уже стал сыном диавола (ср. Ин. 8, 44), бесом во плоти, отрицающим в том числе семью, как фундаментальный образ жизни человека на земле, – да будь он хоть моим однофамильцем, это для меня меньший грузин, чем тот же Эдуард Бояков (руководитель МХАТ – Ред.), мой друг, единомышленник.
– «Быть русским – значит быть православным, но и наоборот, быть православным – значит быть русским», – так говорят даже на Западе те, кто обратился в Православие благодаря русскому Исходу после трагедии 1917 года[4]. Это, опять же, вертикаль, как и семейственность – горизонталь, о которых мы уже говорили в отношении самосознания русских и грузин в нашу первую беседу[5]. Недавно прочитала, что миротворец в евангельском понимании – это не столько тот, кто мирит стороны, сколько тот, кто примиряет их с Богом, а единство будет уже следствием.
– Вы знаете, мои неофитские потуги (а я чуть более 20 лет в Церкви) обратить кого-нибудь на свой лад всегда только рикошетили. Эффект был обратным. Человек замыкается, входит в дух противоречия. А в тех редких случаях, когда мне хватает ума и духовности не спорить, а помолиться, – тогда даже ничтожность моей молитвы вдруг прозябала чудеса. Поэтому при разногласиях я стараюсь не обидеть человека, помолиться о нем, помочь ему – и ни в коем разе не стать еще одним барьером в его поиске того, что я считаю Истиной.
Меч Мессии
– Это если он Истину ищет. А если в качестве нормы утверждает зло?
– Я, как потомок воинов и в прошлом профессиональный регбист, люблю бить любя. Это нам не возбраняется. Среди великих святых – великомученик Георгий Победоносец был военачальником, и святой благоверный князь Александр Невский тоже, а святого благоверного князя Давида Строителя Багратиони вообще «Мечом Мессии» называют.
Христианство не исключает воинственности. Точно так же, как и воинственность – христианства. Воину его воинская доблесть вменяется в исповедание Христа, если он служит благу своего народа, защищает его традиции и в своем образе жизни стремится к святости. А если он фарисей – один день в агрессии, в другой купается в тщеславии и блуде, – тогда это не воин, а жалкая пародия на воина.
Занятия спортом. Школа имени Якоба Гогебашвили в Кикети
Христианство не исключает воинственности. Точно так же, как и воинственность – христианства
Если мы, мужики, станем как бабы, а женщины как мужчины, – вот тогда мы погибнем.
– «У Христа воинствует и женский пол», – говорил святитель Василий Великий.
– А защищать вас – привилегия мужчин. Мне некуда деться от моего грузинского воинственного естества. Я этого не боюсь, не стыжусь. Просто не надо ему подчиняться. Надо его подчинять себе. Это возможно только во Христе.
– Слышала, как вы с комбле[6] в руках, разгоняя «ЛГБТ-прайд», увещевали соратников: «Если кто-то женоподобный начнет вас ругать или царапать, не надо его бить. Если он вас очень разозлит, отдерите его за уши, и достаточно». Но визгу-то сколько обычно по поводу жестких мер…
– Я в таких случаях даже не тратился бы на переубеждения и споры. В ситуации провокации – какие аргументы не приводи, ничего не докажешь. Пусть визжат.
Либеральное общество, построенное на бесчисленных «правах» и свободах, должно смениться обществом ответственности. Не индивида, а семью надо ставить во главу угла – прописывать в Конституции обязанности индивида перед нею.
Леван Васадзе. Съезд настоящих мужчин перед разгоном ЛГБТ-прайда
Нет насилия чудовищнее, чем убийство 45 млн. детей в утробах матерей по всему миру. Это же больше, чем в двух мировых войнах, вместе взятых! А происходит ежегодно.
Отнять у родителей дитя и отдать его мужеложцам – что может быть большим поруганием прав человека?
Нельзя отправлять стариков и инвалидов на эвтаназию.
Это всё – фашизм. Носители агрессии и обвиняют нас в агрессии.
– У нас батюшка Иоанн (Крестьянкин) говорил, перефразируя Псалмопевца: «С лукавым поступай по лукавству его» (ср. Пс. 17, 27).
– Отцу Иоанну виднее, чем мне, грешному. Но все мои эксперименты обыграть лукавого в шахматы всегда очень плохо заканчивались. Поэтому я предпочитаю с ним вообще не связываться. Сторониться его, молитвами наших святых.
Воссоздание
– А если он в законодательном поле играет? Та же «профилактика» семейно-бытового насилия у нас, да и у вас – уже сколько антинародных вбросов с расчетом на последующий срам…
– Всё это прямые атаки на наши народы, семьи, детей, молодежь. Те, кто подобное пропагандирует, должны быть отсечены от власти и общественной деятельности. Потому что они либо идиоты и не понимают, откуда берутся эти законы и что за ними последует, либо враги. С такими надо безжалостно разбираться. Их работа направлена на разрушение структуры общества и традиционных устоев. Переговоры с ними невозможны.
– Вы же подвергались травле, получали угрозы расправы?
– После драки о синяках не рассказывают, чтобы не злорадствовали враги.
– Они отыгрываются на уязвимых. «Буллинги» в детских коллективах, которые перерастают потом в «моббинги»…
– Я бы все эти иностранные слова вообще запретил. У нас и в русском, и в грузинском языках предостаточно своих определений, чтобы сразу видеть суть явления и пресекать, а не давать себя заморочить уловками запугивания (так переводится англ. bullying – Ред.) и чьими-то там стадными инстинктами (англ. mob – толпа – Ред.).
Любые злодеяния, агрессия ребенка по отношению к сверстникам являются проекцией на других того, что он видит у себя дома, а это всё является прямым следствием войны, развязанной против семьи в мировом масштабе, в том числе на уровне попыток протаскивания аморальных законов через парламенты наших стран.
– Мне недавно довелось ознакомиться с «Азбукой буллинга», которая распространяется по официальным каналам системы образования. А после послушать автора-разработчика уже во взрослой аудитории. На вопрос: «Почему Марина Цветаева не преодолела суицидальные настроения творческим порывом?» – психолог заявила: «Имела право». Но это же адское «двойное дно» всех этих либеральных «прав» и стандартов?
– Многие беды великой русской культуры начались с возведения на пьедестал эрзац-героини Анны Карениной. Это любимый персонаж тогдашнего феминизма и антисемейного лобби, век XIX-й. Игры в расчеловечение – это уже запущенная пандемия. В иных местах планеты статистика разводов сегодня более 85%. Про аборты мы уже говорили…
Упраздняется смерть покаянием и жизнью в семье. Каждый должен вернуться к себе домой, в традицию
Разрушать семью (а значит, и психику, и в целом жизнеспособность следующих поколений) массово и системно стали в марксистской парадигме, а уж как в либеральной в этом поизощрялись… Всё это, наряду с фашизмом, – демонические порождения. 100 млн. жизней, загубленных в репрессиях, потерянных в 1-ю и 2-ю мировые войны при марксизме и фашизме, давно уже перекрыл где-то 1 млрд. жизней, умерщвленных при либерализме абортами, искусственным ростом заболеваний (за счет чего наживаются фарм- и агро- индустрии), а также посредством распространения алкоголизма, наркомании, разврата и сопутствующих всему этому зараз и бед.
– Знаю, вы эти идеологии сравнивали с тремя Всадниками Апокалипсиса[7]? Упаси, Господи, чтобы происходящее сейчас не стало четвертым…
– Упраздняется смерть покаянием и жизнью в семье. Каждый должен вернуться к себе домой, в традицию. Для наших народов – это православная традиция. Расселиться на землю из этого мегаполиса-Вавилона, урбанистического матриархата Великой блудницы, «ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы» (Откр. 18, 2). Лишь так, через покаяние, и возможно воссоздание населения, особенно там, где оно и без пандемии убывало.
– При условии противления злу силою настоящих мужчин.
– Так и есть.