Приуральское: врата на Урал, коммунарское прошлое и жизнь без Бога

Село Приуральское Печорского района Республики Коми начало формироваться в 1930-е годы. В это время сюда приехали молодые семьи, пропитанные революционным духом, готовые к строительству новой жизни. Они основывали здесь по указанию партии колхозы, коммуны и верили… в светлое будущее. Но в истории Приуральского я не встретила никаких сведений о духовной жизни его населения. «Неужели вот так, в один миг, люди утратили веру своих предков?» – размышляла я. Небольшое расследование помогло прояснить ситуацию.

Село Приуральское на фото Евдокии Пыстиной Село Приуральское на фото Евдокии Пыстиной     

Туристическая жемчужина

Сегодня в Приуральском проживает свыше 300 жителей, работают администрация, школа, клуб, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, и даже есть свой музей. А кроме этого, село является туристической жемчужиной Коми земли. И это несмотря на то, что добраться сюда непросто. Более-менее без проблем это можно сделать в зимнее время. Но в остальные времена года это путешествие возможно только по реке, а весной несколько раз в неделю жителей из города Печоры доставляет на малую родину вертолет. Но при этом до горы Сабля – высочайшей вершины Саблинского хребта – Приполярного Урала – всего 50–60 километров. Неслучайно село Приуральское еще называют «вратами на Приполярный Урал».

Село Приуральское еще называют «вратами на Приполярный Урал»

Вид на Саблинский хребет из села Приуральское Вид на Саблинский хребет из села Приуральское     

Впрочем, местных туристов интересует и само Приуральское. Его красоты показывает путешественникам местный фермер Татьяна Игнатова. Несколько лет назад Татьяна Валерьевна открыла в родном селе гостевой дом, выиграла грант и оборудовала приют для туристов всем необходимым для проживания. Но это не единственный ее успешно реализованный проект. 14 лет назад Татьяна Игнатова открыла в Приуральском ферму. Сейчас у нее 19 голов крупного рогатого скота: коровы, бычки, телята, а еще 15 кур и петушок. Продукция приуральского фермера Татьяны Игнатовой славится не только в Коми, но и за ее пределами. Ведь заказывают молочную продукцию местного фермера – молоко, творог, сливки, а также картошку, мясо – и в Москву, Санкт-Петербург, и даже в Краснодарский край!

Фермер Татьяна Игнатова Фермер Татьяна Игнатова     

На ферме Татьяны Игнатовой На ферме Татьяны Игнатовой     

Именно у такого активного и деятельного жителя Приуральского и возникла идея строительства в родном селе православной часовни или храма.

– Только вы пишите-пишите больше про нас, чтобы к нам туристы ехали, тогда мы быстро построим храм, – просит меня Татьяна Валерьевна.

– О чем же писать? – с грустью отзываюсь я, памятуя о том, что не встретила я в селе будущих активных прихожан, не увидела и заинтересованности жителей в том, чтобы в селе был возведен храм.

– Как это о чем? – парирует моя собеседница. – У нас здесь места красивые!

Путешествие в Приуральское в летнее время Путешествие в Приуральское в летнее время     

Но мне и с погодой не повезло в день моего посещения Приуральского. И чреда заснеженных хребтов Приполярного Урала была скрыта от меня густым туманом. Однако увидеть, каким завораживающим может быть Приуральское, я смогла на снимках местного фотографа Евдокии Пыстиной. Но я и не подозревала, что Евдокия Николаевна даст ответы на все мои вопросы…

Фотохудожник

Выставки снимков с видами родного села оформлены как в школе, где в качестве педагога дополнительного образования трудится Евдокия Николаевна, так и у нее дома.

Евдокия Николаевна Пыстина Евдокия Николаевна Пыстина     

– И когда к нам туристы в село приезжают, я приглашаю их и к себе домой, – рассказывает Евдокия Пыстина.

Так, на домашней выставке моей собеседницы, можно увидеть необычный приуральский июнь – мгновения, когда природа уже проснулась от зимнего сна, но снег еще и не думает таять. На майских фото запечатлено начало ледохода на Печоре и, конечно, отроги Приполярного Урала.

Я схватила фотоаппарат, прибежала к реке и увидела, как стая белых лебедей по течению плывет

– Чтобы увидеть красоту села, достаточно, чтобы повезло с погодой. Вот сегодня, смотрю, солнышко вышло, и я выхожу с фотоаппаратом просто прогуляться по селу. Мне очень нравится снимать у нас! Особенно красивы виды реки Белой и приуральского подвесного моста. Здесь рельеф интересный – с одной стороны горка и с другой. Иногда мне соседи звонят и предупреждают: «Евдокия Николаевна, по реке парусник идет!» А как-то ночью мне позвонили и сообщили, что белые лебеди на реке. Я схватила фотоаппарат, прибежала к реке и увидела, как стая белых лебедей по течению плывет. А на косе они остановились, и мне удалось сделать много снимков и даже записать видео! – продолжаем беседовать с Евдокией Пыстиной.

Летнее Приуральское особенно красиво Летнее Приуральское особенно красиво     

Среди родных Евдокии Николаевны оказались и первые поселенцы этих мест, поэтому мне интересно было поговорить с ней и о вере ее родных. Кроме этого, я ознакомилась с главами дипломной работы дочери моей собеседницы, Надежды, посвященными родословной Пыстиных.

Хранительницы веры в коммунах

Из беседы с Евдокией Николаевной я узнала, что среди активной молодежи, приехавшей сюда по указанию партии, был ее дед по материнской линии, Яков Ионович Ветошкин. Он привез свою семью из Корткеросского района Коми в эти места, где следовало основать колхоз. Яков со своими братьями Иваном, Степаном и Трофимом стали одними из первых жителей и строителей коммуны в местечке Яранкурья (так раньше называлось село Приуральское).

История коммуны Восковец в школьном музее села Приуральское История коммуны Восковец в школьном музее села Приуральское     

– Это уже было поколение ваших родных, которые жили без Бога? – интересуюсь я.

– Моя бабушка Ефросинья Максимовна воспитывалась в верующей семье, – рассказывает Евдокия Николаевна.

А дочь Евдокии Пыстиной Надежда в своей дипломной работе так описывает историю знакомства и Венчания своей верующей прабабушки Ефросиньи и коммуниста Якова:

«Когда-то во время молодежных посиделок и прогулок Яков заглянул во двор к Ефросинье и сказал: ‟Завтра жди сватов, приду свататься!” А она отвечает: ‟Я ведь молодая еще (на тот момент ей было 17 лет), сватайся к моей сестре Дуне, или вон, сколько девок вокруг тебя!” ”Они в жены не годятся”, – сказал Яков. А когда вскоре пришел свататься к Ефросинье, ее отец поставил условие: или венчаться в церкви, или замуж свою дочь не отдаст. Яков был ‟ярый” комсомолец и в церковь идти желания не имел, но деваться было некуда: видимо, Ефросинью он полюбил сильно. Якову пришлось согласиться обвенчаться, но со своими условиями: Венчание перенести на простой день, чтобы прихожан в церкви было поменьше. Но народу пришло много посмотреть на новоиспеченную пару. И вот что придумал Яков: чтобы обряд Венчания не повлиял на его репутацию, свечу держал вниз головой, даже обжег пальцы».

Матвей Тимофеевич Панюков Матвей Тимофеевич Панюков     

В числе переселенцев была и семья Матвея Тимофеевича Панюкова, деда Евдокии Пыстиной по отцовской линии. Панюковы жили на реке Вычегде в деревне Наволок, а переехав, поселились в сельскохозяйственной коммуне «Восковец», которая находилась на правом берегу реки Печоры, недалеко от нынешнего Приуральского, где уже жили Ветошкины. Супруга Матвея Тимофеевича Евдокия Алексеевна привезла с собой в коммуну иконы.

Иконы в семье хранили и прятали от посторонних глаз

– Бабушка что-то рассказывала вам о духовной жизни в коммуне? Может, они тайно, в своих домах молились, собирались на службы? – спрашиваю у Евдокии Николаевны.

– На совместные службы, скорей всего, не собирались, – предполагает моя собеседница. – А иконы в семье хранили и прятали от посторонних глаз. Думаю, что и молились они дома тайно, и праздники церковные чтили и отмечали. Соблюдали и посты.

Но из беседы с Евдокией Николаевной можно сделать вывод о том, что в большей степени именно женщины из их рода были хранительницами веры в коммунах. Они привезли с собой иконы, соблюдали церковные праздники. Мужья относились к этому спокойно и не препятствовали им.

Яков Ионович и Ефросинья Максимовна Ветошкина с детьми Яков Ионович и Ефросинья Максимовна Ветошкина с детьми     

Сообщила Евдокия Николаевна, что церковный календарь ее родные-коммунары использовали как календарь сезонного труда. Так, сенокос начинали с Петыр луна (Петрова дня) и старались его завершить к Илья луну (Ильину дню).

«Часовню в Даниловке коммунары не разрушали»

Рядом с Приуральским находятся старинные старообрядческие деревни. И сегодня в сельское поселение «Приуральское» входят сразу две такие деревни: Даниловка и Аранец. Но мне интересно было узнать, как взаимодействовали революционно настроенные коммунары и старообрядцы окрестных селений.

Так, старожилы Даниловки рассказывали мне, что коммунары разрушили у них часовню.

Но Евдокия Пыстина считает, что это местные жители сами и сделали.

– Потому что прибывшие в эти места коммунары много что умели и охотно делились своими знаниями и опытом, как с местными жителями, так и с населением окрестных сел и деревень. Так, в Приуральском никогда не было мельницы, не сеяли хлеб. А коммунары научили местное население сеять рожь и построили две мельницы: одну в коммуне «Восковец», а другую у нас, в Приуральском. Со всех соседних деревень везли к нам зерно, чтобы перемолоть. И ржаную муку у нас и делали, а не привозили откуда-то. У меня дед Матвей трудился на мельнице, – поясняет Евдокия Николаевна.

Слова Евдокии Пыстиной дополнила и заведующая школьным музеем истории села Приуральское Надежда Чапина:

– Когда через 2–3 года коммуну «Восковец» закрыли, то коммунары перебрались в Приуральское. И благодаря им наше село стало развиваться и расти, – рассказывает Надежда Игоревна.

Из коммунаров – в старообрядцы

Другой пример влияния соседних старообрядческих деревень на коммунарское село Приуральское, который привела Евдокия Пыстина, связан с историей перехода ее тети Анисьи (дочери Матвея и Евдокии Панюковых) из коммунаров в старообрядчество.

Евдокия Алексеевна Панюкова Евдокия Алексеевна Панюкова     

– Моя тетя Анисья жила в коммуне и была неверующей, – продолжаем беседовать с Евдокией Николаевной. – Но во время войны она работала на лесоповале, где и познакомилась со своим будущим мужем – старообрядцем из деревни Конецбор Иваном Васильевичем Логиновым. Он был учителем в деревенской школе и внештатным корреспондентом в местной газете. И, возможно, что это было влияние верующей матери, но в большей степени благодаря мужу, тетя Анисья уверовала. Когда я к ней приезжала в гости, то увидела у нее дома шкафчик с иконами. Она каждый вечер и утро вместе с мужем молилась. Крестилась Анисья в старообрядчество в деревне Аранец за 10 лет до своей смерти. И после этого она уже приезжала к нам со своей посудой. А когда мы у нее гостили, она не позволяла нам пить из бака с водой, а заставляла нас черпать ковшиком воду и наливать в чашку, и при этом она говорила, что мы мирские, а здесь верное все. Умерла тетя Анисья в 2008-м году.

И сама моя собеседница Евдокия Пыстина вышла замуж за жителя деревни Аранец, и сейчас семья Пыстиных проживает в Приуральском.

– Мой супруг тоже из старообрядческой семьи, – рассказывает Евдокия Николаевна. – Он привез с собой старинную молитвенную книгу, много фотографий и личных вещей своих родителей-старообрядцев. Некоторые из этих предметов были переданы в Приуральский школьный музей истории села.

В музее

Но что удивительно, я не обнаружила и в местном хранилище истории экспонатов, рассказывающих о духовной жизни села Приуральское. А заместитель директора Национальной галереи Республики Коми Наталия Плаксина, побывавшая в селе Приуральском и школьном музее недавно, отметила, что даже история старообрядчества окрестных деревень уже не отражена в местном хранилище истории.

В музее села Приуральское В музее села Приуральское     

Заведующая школьным музеем Надежда Чапина объяснила это тем, что музей расформировывался:

– Музей истории села был организован еще в старом здании школы, в 1960-е годы, благодаря директору школы и учителю истории Николаю Николаевичу Перебатинскому. Экспонаты тогда собирались в одном из классов старой школы. Дети здесь учились из деревень Конецбор, Медвежской, Аранец, и они привозили старинную утварь и предметы быта, которые хранились в их семьях, – рассказала Надежда Игоревна. – А один ученик мне сообщил, что были даже стенды со старинными монетами еще с екатерининских времен! И тем ребятам, которые хорошо учились, разрешали их подержать в руках. Отличный был стимул успевать по всем предметам – ведь многие мечтали прикоснуться к столь ценным экспонатам. Но с уходом директора музейные «сокровища» отправили на чердак. Некоторые экспонаты «переехали» в наш Печорский краеведческий музей, такие, как бивень мамонта, например, надпись на котором так и гласит: «Подарок приуральских школьников».

Надежда Чапина проводит экскурсию в школьном музее Надежда Чапина проводит экскурсию в школьном музее     

Исчезли из музея иконы и старинные церковные книги… По словам заведующей, они после расформирования музея могут сегодня храниться в домах жителей сельского поселения. Поэтому в музейном красном углу я увидела только одну маленькую икону.

Но в 1985-м году школа переехала в новое здание, а в 1991-м году – к 50-летию школы – возобновили и деятельность музея.

Познакомившись с фондом музея, я увидела, что здесь преобладают экспонаты в основном из деревни Даниловки. А самому селу Приуральское посвящено несколько стендов. Они связаны с его названиями – ведь только официальных имен у села было три: Яранкурья, Республика и Приуральское. Другой стенд посвящен истории школы.

И по сей день фонд музея пополняется экспонатами из Даниловки. Познакомиться с ними мне тоже было интересно.

Топорная работа

Благодаря экспонатам из Даниловки, собственно, и появилась вторая часть школьного музея, который теперь размещается в двух кабинетах, а не в одном, как раньше. И произошло это из-за старой деревянной кровати, принадлежавшей Лидии Растворовой из Даниловки, которая стояла сначала посреди единственной музейной комнаты в школе и мешала осмотру экспозиции.

Кровать ручной работы в экспозиции музея Кровать ручной работы в экспозиции музея     

– Мы пошли с ребятами на экскурсию в Даниловку и заглянули в старинный, но уже нежилой дом. А там столько всего! – рассказывает предысторию появления «ценного» экспоната Надежда Чапина. – И мы с ребятами нагрузились находками и собирались их унести в музей. Но пришла хозяйка и стала ругаться. А узнав о том, что мы собираем старинные вещи для музея, отдала нам и кровать в придачу.

– Надежда Игоревна, да чем же так дорога для вас эта старая кровать? – удивляюсь я.

– Помните такое словосочетание – «топорная работа»? – хитро улыбается собеседница и поднимает матрас, под которым как раз и скрывались топорные, то есть ручной работы, доски.

Уникальным экспонатом школьного музея является и многофункциональная деревянная шкатулка тоже ручной работы.

– Мне ее подарили в Даниловке, и детям она очень нравится, – делится Надежда Игоревна. – Смотрите, здесь, на шкатулке, зеркало было, а в этом отделении хранили не очень дорогие украшения. А для драгоценностей был другой, скрытый от глаз, ящичек, но он «не дожил» до наших дней. Есть место на шкатулке для фото, имеется и тайничок для хранения писем.

Шкатулка ручной работы из Даниловки Шкатулка ручной работы из Даниловки     

– А вот еще я нашла в Даниловке такую посуду, и никак не могла понять, из чего же она сделана? – показывает Надежда Игоревна на вид глиняные изделия, но с рыжеватым оттенком. – Оказывается, это на болоте жители деревни собирали такую ржавчину и смешивали ее с глиной, в результате чего получалась очень прочная посуда. Этот метод изготовления подобной посуды еще жившая в этих местах чудь изобрела. Вот скалка с секретом – потайным шкафчиком, где хранилась соль. А это кухонный шкаф со звездой. Его история мне неизвестна. А обнаружила я его в Даниловке вместе с другими экспонатами – они валялись прямо на улице, после того как снесли один из старых деревенских домов…

Коми изба

Но в той же школе села Приуральское Евдокия Пыстина создала еще один музей, точнее, музейный уголок, под название «Коми изба». Здесь проходят для школьников занятия в творческих объединениях «Фото» и «Фольклор», которые ведет Евдокия Николаевна.

Коми изба в приуральской школе Коми изба в приуральской школе     

Посетить коми избу, как я выяснила, могут и гости села.

Красный угол в коми избе Красный угол в коми избе     

– В музее нельзя трогать руками экспонаты, а у нас все можно! Поэтому детям очень нравится бывать здесь. Мы создали этот уголок, чтобы ребята знали устройство коми избы: где располагалась печь, полати, где находился красный угол, – объясняет Евдокия Николаевна. – Здесь мы проводим с ребятами посиделки на Рождество Христово и Пасху, с обязательным рассказом об истории этих праздников.

Сельское «Православие»

Из беседы с Евдокией Пыстиной я узнала, что сегодня большая часть жителей села Приуральское – православные. Поэтому мне интересно было узнать, как проходят в отсутствие храма и служб в селе двунадесятые праздники?

«Батюшки к нам не приезжают»

– На Пасху красим яйца и ходим друг к другу в гости, – рассказывает Евдокия Николаевна. – Куличи на Светлое Христово Воскресение стали печь недавно. На Вербное воскресенье приносят в село вербу, и утром детишек хлещут, желая им здоровья.

Афиша празднования дня Иоанна Крестителя в Приуральском Афиша празднования дня Иоанна Крестителя в Приуральском     

А афиша праздничных мероприятий, посвященных Иван луну (день Иоанна Крестителя) и вовсе меня напугала. Ведь в этот день в Приуральском проходит фольклорный праздник с хороводами, квестом «В поисках цветка папоротника», с обрядами очищения огнем и водой (!), а девушки на праздник приглашаются с веночками на голове… Вряд ли приуральцам известен весь зловещий смысл проводимых в этот день ритуалов. Но, как кратко и емко объяснила ситуацию Евдокия Пыстина: «Батюшки к нам не приезжают»…

«Пригласите, пожалуйста, к нам батюшек!»

Чтобы прояснить ситуацию, я зашла на сайт Печорского благочиннического округа Воркутинской епархии и нашла там сведения о 9 храмах, 4 молитвенных комнатах и 5 часовнях благочиния. А богослужения совершают, по данным сайта, всего 3 священнослужителя! Двое священников служат в Скоропослушническом женском монастыре и в поселке Путеец.

А благочинный печорского округа – протоиерей Виктор Урманов – является настоятелем приходов сразу четырех храмов!

Протоиерей Виктор Урманов, благочинный печорского округа Протоиерей Виктор Урманов, благочинный печорского округа     

При встрече отец Виктор рассказал, что посещает приходы благочиния в порядке очереди. А когда узнал о ситуации в отдаленных уголках благочиния, то попросил меня через свои статьи обратиться к священнослужителям – в надежде, что кто-то приедет трудиться на суровую печорскую землю…

Особенности путешествия в село Приуральское в распутицу Особенности путешествия в село Приуральское в распутицу     

Перемены к лучшему

Но в разговоре с отцом Виктором прозвучала и такая важная, на мой взгляд, подробность – в деревне Медвежской местные жители завершили строительство часовни, и теперь отец Виктор приезжает сюда, пусть и не часто, на службы и таинства Крещения.

Инициатива строительства храма должна исходить от самих приуральцев

В настоящее время завершается строительство часовни и в деревне Даниловка, которая находится в нескольких километрах от села Приуральское, и планируется возведение часовни в другой деревне этого же сельского поселения «Приуральское» – Аранец. А приехать в Аранец и благословить место будущего строительства часовни изъявил желание архиепископ Воркутинский и Усинский Марк.

Проанализировав даже этот небольшой опыт жителей окрестных сел и деревень, понимаешь, что инициатива строительства храма и возрождения духовной жизни в Приуральском должна исходить от самих приуральцев. Никто не приедет и не построит им храм. С Божией помощью, верю, что у фермера села Приуральское Татьяны Игнатовой при поддержки земляков все получится, храм в селе будет построен, и пусть с запозданием на многие десятилетия, но молитва и проповедь зазвучат и в этом красивейшем уголке Печорской земли!

Фото автора, Евдокии Пыстиной и из архива Евдокии Пыстиной

Наталья Прокофьева

23 сентября 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
История села Тентюково в лицах (+ВИДЕО) История села Тентюково в лицах (+ВИДЕО)
Юлия Лагутенко
История села Тентюково в лицах (+ВИДЕО) История села Тентюково в лицах (+ВИДЕО)
Юлия Лагутенко
Думается, что, похоронив 13 мучеников за веру, Александра Ивановна Демина совершила и погребение блаженного Александра Сорвачева. А могилу «спрятала», поставив на ней столбик с надписью: «Осия».
Будни молодежного отдела Будни молодежного отдела
Наталья Прокофьева
Будни молодежного отдела Будни молодежного отдела
Антикафе «Логос», киноклуб, «Ратники Святой Руси» и другие направления
Наталья Прокофьева
Работа по привлечению новых сотрудников в ряды молодежного отдела продолжается. Информацию о его деятельности и расписание мероприятий можно сегодня встретить во всех храмах Сыктывкара.
«Барышня-крестьянка» «Барышня-крестьянка»
Наталья Прокофьева
«Барышня-крестьянка» «Барышня-крестьянка»
Наталья Прокофьева
Как участие в строительстве храма помогло бывшей предпринимательнице справиться с последствиями автокатастрофы и научило жить в условиях села.
Комментарии
Ольга21 октября 2020, 22:59
Благодарна за статью. Конечно далеко ли Россия уйдет, если по прежнему будут развивать только москву. Из Коми молодежь едет в москву.
Галина Лукашова24 сентября 2020, 08:56
Приветствуем тебя, Наташа, и напоминаем. мы (нас много, не буду перечислять) очень ждем статью о селе Сомово Шаблыкинского района Орловской области! В любом случае окажем содействие! Заранее благодарны.
Галина24 сентября 2020, 08:39
Прежде чем написать о российской глубинке надо выбрать вариант, как туда добраться..... Спасибо тебе, Наташа, что ты каждый раз находишь выход из положения вплоть до использования помощи местных: лодочников, проводников по "медвежьим тропам", услуг коммунальных служб, водителей частного транспорта. Огромное спасибо всем добрым и неравнодушным людям за оказанное содействие! Очень хотелось узнать еще больше о жизни глубинки р. Коми.
Кира23 сентября 2020, 22:14
Спаси Вас Господи, Наталья. Очень интересная статья, как и все Ваши зарисовки из разных наших весей. Дай Бог жителям Приуральского построить храм поскорее. А прихожане обязательно появятся.
Таисья23 сентября 2020, 16:45
В такие отдаленные уголки русского Севера нам удается попасть благодаря Наталье Прокофьевой! Происходящее в глубинке одновременно и потрясает, и пугает, и радует, и восхищает... Протянуть таким образом жителям суровой земли руку помощи, показав реальную картину происходящего там, взять ситуацию под контроль, привлечь внимание общественности к проблемам маленького села Коми - в этом, считаю, высшее предназначение Журналиста.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×