Пожалеть и простить родителей

Фото: Константин Малков / photogorky.ru Фото: Константин Малков / photogorky.ru

Жил человек, как водится, тужил – и вдруг явственно ощутил: большая часть того, из-за чего случается ему тужить, – следствие поведения его родителей по отношению к нему или просто в его присутствии. Может, он и раньше об этом думал, может лишь недавно учёные люди это дело ему разъяснили.

И ведь правда, вот тут родители не проявили должной чуткости, здесь дали ещё какую слабину – теперь «вот я какой», что выросло, то выросло, но вот ведь, выросло и болеть продолжает. «Как же так? Вы же были взрослыми, сильными и опытными, а я был маленьким! Вы должны были сделать, а не сделали, не сделать, а сделали, вы должны были знать! Это из-за вас у меня вышла такая кривая жизнь, из-за вас я натворил такого, что вспомнить – вздрогнуть, из-за вас у меня не клеится и не ловится...».

У разных людей по-разному – кто-то расстраивается по пустякам, кто-то травмирован чем-то действительно серьёзным, но социально приемлемым, а кто-то пережил такой ужас, о котором страшно даже говорить. Но чувства – куда их денешь? И вот мыкается обиженный – он, может, и не хочет прощать обидчиков, да очень уж тяжело с обидой жить.

Бог часто устраивает так, чтобы люди учились через людей

Бог часто устраивает так, чтобы люди учились через людей. И вот пример: мучается человек обидами на родителей, а тут уже его дети подрастают и предъявляют ему претензии – оказывается, у них тоже обиды, и нередко вполне обоснованные. Чему же удивляться тут? Ведь, став родителями, люди часто воспроизводят модели поведения, усвоенные ими с детства. А даже если и не воспроизводят, то всё равно совершают какие-то ошибки.

Дети предъявляют претензии, а ты искренне возмущён даже не тем, что «яйца курицу учат», а столь высокими к тебе требованиями. Разве ты, как и любой другой, не можешь ошибаться? И у тебя тоже вот эти самые детские психологические травмы, из-за которых ты не в состоянии быть идеальным родителем.

В наше время принято обращать внимание на самые разные аспекты семейной жизни и вообще человеческих взаимоотношений, и в целом мне это кажется правильной тенденцией – мы должны учиться быть внимательными друг к другу. Но, как это часто бывает, у этой тенденции есть и нездоровые побочные эффекты. Один из них – завышенные требования к родителю.

Если почитать статьи, а также посты и комментарии в соцсетях на эту тему, то может сложиться впечатление, что современный родитель должен быть и педагогом, и психологом, и успешным карьеристом, и прирождённым бэбиситтером, и вообще, он кругом должен… Причём все эти долги в сумме явно превышают способности одного человека, и даже двоим тут, скорее всего, не управиться.

Если бы детей рожали только те, кто соответствует всем этим требованиям, то человечество очень быстро вымерло бы. А если принять закон о том, что родителем может быть только человек, у которого вообще нет психологических травм, то вообще никто не рожал бы.

И вот, когда твои дети созрели для предъявления тебе претензий, вспомни про свои обиды на родителей и подумай: а разве у них, родителей твоих, нет психологических травм, в том числе и детских? Явно есть. Откуда же у них травмы? Достались в наследство от предыдущих поколений. Думаю, если углубиться в историю психологической травмы, можно дойти до Адама и Евы.

Таков этот падший мир – мы не можем не травмировать друг друга

Нет на этом свете человека, выросшего без травм, без единой ошибки в воспитании. Таков этот падший мир – мы не можем не травмировать друг друга. Но Бог указывает нам и на лекарство – на возможность и даже необходимость прощать. Оказывается, прощение – не только способ снятия эмоционального напряжения, но и нравственная задача.

Это кажется жёстким императивом, тогда как на самом деле прощение – путь к освобождению. Кто-то прощать не хочет, кто-то даже уверен, что есть то, что прощать нельзя. Кто-то готов простить только в ответ на просьбу обидчика о прощении или хотя бы демонстрацию какого-то осознания проблемы – и тем самым ставит себя в зависимость от обидчика. А Господь учит прощать – Господь говорит о свободе.

Однако бывает так трудно простить! Иногда это кажется и вовсе невозможным. Причём степень этой трудности не всегда сколько-нибудь пропорциональна обиде. И как же быть? Да вот, хотя бы пожалеть. Жалость не всегда унизительна, у этого слова уже давно несколько смыслов. Жалость как сострадание, как внимание к травме другого человека – чувство созидательное. Пожалей своих родных – будет легче простить. Даже если человек сделал что-то страшное, подумай, что должно происходить в душе человека, если он оказывается способным на этот страшный поступок. И пожалей. Способ не универсальный. Но вдруг это поможет.

Игорь Лунев

6 октября 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Тень отца Тень отца
Мария Сараджишвили
Тень отца Тень отца
Мария Сараджишвили
В той пьяной аварии Нугзар повредил позвоночник, и инвалидное кресло стало его единственным транспортом. «Зачем тебе калека?!» – приставал он к жене…
Воспитание детей начинается во время их зачатия Воспитание детей начинается во время их зачатия
Св. Порфирий Кавсокаливит
Воспитание детей начинается во время их зачатия Воспитание детей начинается во время их зачатия
Беседа «О воспитании детей». Часть 1-я
Святой Порфирий Кавсокаливит
Поведение детей напрямую связано с духовным состоянием родителей.
О четырех популярных системах воспитания. Ч.4. «Альфа-родительство» О четырех популярных системах воспитания. Ч.4. «Альфа-родительство»
Андрей Рогозянский
О четырех популярных системах воспитания. Ч.4. «Альфа-родительство» Концепция четвертая: «Альфа-родительство»
О четырех популярных системах воспитания
Андрей Рогозянский
Слово «альфа» означает позицию сильного, того, кто способен позаботиться о ребенке и дать ему поддержку и защиту. «Наши дети хотят принадлежать нам, даже если они демонстрируют нам обратное», – напоминает родителям Г. Ньюфелд.
Комментарии
Наташа18 июля 2021, 22:05
Простить не означает, что после прощения психотравмы автоматически исчезнут. У меня например нет денег на психотерапевта, а сама я справиться не могу. Придется все жизнь жить с травмами, которые мешают жить здоровой жизнью. Я уже смирилась.
Ольга23 мая 2021, 17:16
Татьяна, понимаю вас. Тоже прошла разные стадии в этих вопросах. И даже одно время яростно доказывала, что только взрослый, зрелый...человек все простит, поймет, будет общаться непременно. И опять меня Господь (верю в это, что Он) подправил. Мол, нет, опять не так. Я и сама поняла, что как-то снова все не так - снова стала получать моральные удары, ну и какой смысл тогда? Отдать себя на съедение? В чем тогда спасение души, если душа становится истощенной и унылой? Пока нащупываю далее свой путь. Простила, но общение меня убивает. Выбрала себя, просто потому, что раньше предавала себя. Поэтому для разнообразия надо бы уже выбрать себя. А там видно будет, Господь управит.
Ольга23 мая 2021, 16:46
Переживаю непростую сепарацию с родительницей уже давно, причем больше по причине нежелания матери отпускать меня, так как явно видит во мне не дочь, а свою собственную мать (и отца в придачу, и мужа). Хотя я сама имею взрослого ребенка уже, но десятилетия длится эпопея под названием "стань мне опорой, защити, утешь, закрой собой от жестокого мира..."Давление на жалость, манипуляции. Мне самой тяжело пришлось, я сама той опоры в ней не видела, я своего ребенка вырастила без матери, так как моя мать отвлекала много внимания на себя. Я давно ее простила, я давно ее отжалела и всю поняла, но вот в чем дело - я совершенно не хочу отдать ей остатки себя в жертву. Меня словно не было. Но я есть.
Татьяна16 января 2021, 21:45
Продолжение предыдущего комментария"*** Пока они не втерлись ко мне в доверие и не выведали, где я храню деньги, которые собирала на очередную операцию. Деньги они, в итоге, утащили. А я поняла, что прощение - это одно, а доверие - совсем другое. Действительно, прошать родителей очень важно. Но не стоит забывать, что иногда даже от них, самых родных, надо держаться подальше и защищать себя. И я согласна с Ксенией. Не стоит рожать детей, если человек к этому не готов. Пусть лучше бы вымерло это общество, чем было наполнено избитыми, изнасилованными и искалеченными детьми.
Татьяна16 января 2021, 21:35
Тяжелая тема, но очень нужная. Господь действительно дал нам четкую заповедь о родителях. Казалось бы, все предельно ясно. Но говорить действительно есть о чем. Лично меня большинство статей на эту тему вгоняют в отчаяние. В детстве родители меня покалечили. Не морально. Физически. И я осталась инвалидом. Умышленно покалечили. С тех пор я живу сильно ограниченной жизнью и испытываю физические страдания каждый день. Много лет я пытаюсь их простить, хоть они меня и бросили. Был период, когда, как мне казалось, все получилось. Я попыталась наладить с ними отношения. Мы даже стали иногда созваниваться. Все было замечательно.
Наталья 3 ноября 2020, 07:06
По поводу простить: простить - это важно для всех. И для прощающего и для прощаемого. А вы попробуйте это сделать: это же не просьо взять и нажать на кнопку, как выключатель со светом. Может, всё же думать надо, что и как мы делаем. Если с нами наши родители обращались плохо, то надо подумать и том, к чему приведут наши поступки. Тем более, если мы через это сами проходили, познав всё на себе. У меня есть подруга, с которой её мама всю жизнь обращалась не самым лучшим образом. Так её жизненная позиция такова: никогда нельзя так обращаться с детьми. Причем она это осознала, будучи ещё школьницей. Что она и воплотила успешно в жизнь. При всем при этом она невоцерковленный человек.
Андрей18 октября 2020, 11:34
"Штука в том, что процентов 90 людей, которые в России вступают в брак и рожают детей к этому не пригодны..." Наверно точнее было бы сказать, что не готовы. Телесно вполне пригодны, но не думают о ответственности хотя бы перед обществом и государством. Ничего хорошего в такой ситуации ждать не приходится и это очень старая история. Когда ребёнок вырастет, то поймёт подлинные мотивы своих родителей и тогда для него настанет час одного из труднейших в жизни искушений. Что же, свой выбор между добром и злом должен сделать каждый.
НН15 октября 2020, 16:44
Ксения:/А уже, чтобы ребенок был счасливым и без детских травм, самому родителю надо быть духовно здоровым человеком. Это и есть суть того, что донести до Вас просто невозможно/- Дорогая Ксения, не надо фантазии приравнивать к действительности, только и всего. Ваше желание, чтоб все родители были духовно здоровыми, сродни тому, если бы верующие в Бога требовали, чтоб все в Него верили, соблюдали Запоеди и жили по Евангелию. Но, как очень хорошо написала ИОАННА, в Писании есть практически указание на то, что должно расти всё, что насадил Господь. Простите, если обидела Вас, нам всем полезно быть к себе более критичными, чем к другим. Мы все "за всё хорошее и против всего плохого". С Богом!
Иоанна_ 15 октября 2020, 11:22
Ксения, годными родителями становятся по ходу дела, только так, более того: чем больше детей - тем родители более "годные". Это не только на духовном, но даже на физическом уровне иногда проявляется: вот дамочка вся из себя нежная и болезненная, а родит третьего, четвёртого - вдруг и силы, и здоровье появляются. По поводу "селекции" перечитайте притчу о пшенице и плевелах: зло неизбежно соседствует с добром в этом мире, в том числе как средство совершенствования в добре.
Катерина 14 октября 2020, 20:51
Ксения14 октября 2020, 14:05 -- не надо молекул и атомов, для носителя языка достаточно процитированного иною значения употребленного Вами слова.
НН14 октября 2020, 20:26
Ксения:/Грехи родителей не передаются детям./???- А Вот что говорит Господь:"Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской,...Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,... и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои." Читайте Ветхий Завет, там много полезного написано! Что значит "прицепилась к словам"? Повторюсь: я прочитала то, что Вы написали. /Общество НЕ вымерло бы, если бы рожали только пригодные-общество было бы ЗДОРОВЫМ/. Ну как это можно прочитать по-другому?! Все, кто хочет детей, считают себя пригодными. И что дальше? Кто-то должен определить, так ли это? Кто?
Ксения14 октября 2020, 14:05
Катерина,"И я тоже вижу в Вас потенциал селекционера". Что Вы можете видеть в человеке, которого Вы не знаете? Какой "потенциал селекционера"? О чем Вы вообще говорите? Разложите мои слова еще на атомы и молекулы, может тогда будет яснее. Суть то не в этом.
Ксения14 октября 2020, 13:54
НН:Вы прекрасный пример того, как можно уцепиться за слово, полностью исказить суть мысли и даже не постараться понять, что человек хотел сказать. По вашим высказываниям. "О наказании за грехи родителей через ерез 4 поколения слышали?". Грехи родителей не передаются детям. Передаются СТРАСТИ. "Кто будет решать, пригодны ли семьи иметь детей? Вы с Александром?" Уважаемая НН. Решать должен САМ человек.Но он должен делать это ответсвенно и осознанно, а не так вышло или получилось, как у большей части людей.А уже, чтобы ребенок был счасливым и без детских травм, самому родителю надо быть духовно здоровым человеком. Это и есть суть того, что донести до Вас просто невозможно.
Денис14 октября 2020, 10:01
НН, вы пишите Ксении о том, что называется евгеникой. Евгенику дискредитировали нацисты, но в животноводстве она в форме селекции себя хорошо зарекомендовала. Поэтому, если речь о сугубо физическом совершенстве, то может сработать и среди людей, будучи проводимой людьми. Однако для духовного отбора нужны зрящие в душу, а это уровень, если не Бога, то ангелов.
Евгения14 октября 2020, 01:15
"Ксения13 октября 2020, 13:43...Родители достойные, уважаемые, хорошие люди, а ребёнок "не в них". Такого никогда не бывает. Значит, не такие эти родители достойные и правильные....." Да, вы правы, все мы, если копнуть поглубже, не такие уж достойные и правильные. Каждый человек поврежден грехом и никогда не знаешь, как твоя личная поврежденность, а также супруга или даже ваших предков отразится на детях. А насчет благочестивых детей и их неблагочестивом брате, так еще Ветхий Завет полон такими примерами. Каин и Авель. Сим, Хам и Иафет
Катерина 13 октября 2020, 23:14
Ксения, Вы совершенно напрасно обвиняете НН в неправильном понимании употребленного Вами слова "пригодный" (или "годный) означает "удовлетворяющий определенным требованиям, подходящий Пример: Семена, годные для посева. Годен к военной службе. Толковый словарь Ожегова." Семена, годные для посева. Взрослые особи породы homo sapiens, годные для размножения... Признать семена или homo sapiens "пригодными", может тот, ктг себя ставит выше, считает себя "годным". Евгеник-дарвинист такой. И я тоже вижу в Вас потенциал селекционера.
НН13 октября 2020, 20:38
Ксения:/Такого никогда не бывает.Значит,не такие эти родители достойные и правильные.Есть иллюзия хороших семей,а есть поднаготная и реальность.Ниоткуда не возьмись-ниоткуда не взялось/- Бывает, и чаще, чем можно себе представить.(В семье моего мужа такая ситуация, внешний фактор тоже влияет). О наказании за грехи родителей через 4 поколения слышали? А безгрешных людей не бывает. Но вы имеете право на своё мнение. Пусть будет так. А вопрос остаётся: Кто будет решать, пригодны ли семьи иметь детей? Вы с Александром? А как следить за ними будете, выявлять их подноготную, если внешне всё благополучно? Камеры везде поставите, доносы друг на друга писать обязуете, химическую кострацию делать?
Ксения13 октября 2020, 13:43
НН,Вы абсолютно не понимаете, о чем я говорю. Первое, умейте уважительно относиться к чужому мнению, без указок типа "вы не подумали, что написали, впредь следите за своими словами." Вы меня еще отчитайте. Второе-"Я поняла так, как написано". Нет, Вы поняли, как Вы поняли, коверкаете мои слова и вкладываете абсолютно другой смысл. Вижу, у Вас какое-то тотальное непонимание слова "пригодный" и только одно значение: селекция. Третье,"Родители достойные, уважаемые, хорошие люди, а ребёнок "не в них". Такого никогда не бывает. Значит, не такие эти родители достойные и правильные.Есть иллюзия хороших семей, а есть поднаготная и реальность. Ниоткуда не возьмись-ниоткуда не взялось.
НН12 октября 2020, 16:33
Ксения, никто и никому не даст гарантий, что у очень даже пригодных родителей вырастут духовно здоровые дети. Есть масса примеров, когда в одной семье "не без урода". Родители достойные, уважаемые, хорошие люди, а ребёнок "не в них". Или из троих двое нормальные, а один - "исчадие ада". Что предлагаете делать с детьми, которые не будут удовлетворять вашим меркам? Опасно ходите. Наверное, вы не подумали, что написали, впредь следите за своими словами. А то, что вы написали - так и называется, в зависимости от желаемых результатов - или селекция, или клонирование. Убрали волю Божию и отдали в руки людей. Я поняла так, как написано. "Плохих" родителей и детей тоже для чего-то нам Господь даёт.
НН12 октября 2020, 14:36
Андрей:/Здесь же говорят о проблемах отношений между поколениями и с одной стороны словно не осознают,что дети больше чем кто бы то ни было страдают из-за грехов родителей.С другой стороны почему то отказывают человеку в праве анализировать поступки собственных предков/-Проблема появилась со времен сотворения мира и будет всегда.В Ветхом Завете всё написано.Анализируйте,но не навязывайте православным людям решение проблем психметодами,котор годны для тех,кто не знаком с Евангелием.А то мы дойдём до того,что за"возлюби сына своего и сломай ему ребро",на родителей в суд подавать научим.Послушайте рассказы Н.Цискаридзе о его маме!У умного человека только благодарность,обиды в детстве остались
Ксения12 октября 2020, 13:42
НН:Расшифровка специально для Вас. Вы абсолютно не правы.Когда я говорю:"Общество НЕ вымерло бы, если бы рожали только пригодные-общество было бы ЗДОРОВЫМ", я не говорю ни про какую селекцию и т.д. Я имею ввиду: душевное и духовное ЗДОРОВЬЕ. А ПРИГОДНОСТЬ заключается в зрелости и ответсвенному подходу к деторождению и воспитанию ребенка. Полностью разделяю мнение Александра, который сказал, что "процентов 90 людей, которые в России вступают в брак и рожают детей к этому не пригодны". К сожалению.
Денис12 октября 2020, 05:26
НН, я инвалид с детства больной с рождения своего. Так мне жизнь чаще в тягость, чем в радость. Мало кому из нас по силам содержать жену и детей. Многим не по силу содержать даже собаку или кошку. Изрядная часть инвалидов вовсе нуждается всю жизнь в каждодневном уходе, как дети малые. Будучи при этом взрослым людьми, которым больно быть обузой. Так почему здоровые люди для нас - больных должны определять лучше Афины или Спарта?
Андрей11 октября 2020, 20:05
И.11 октября 2020, 11:36, Мф.23 ( http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_mf23.htm )
И.11 октября 2020, 11:36
Андрей10 октября 2020, 09:29 "В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет" Иер.31:29-30. Нас могут учить разному, что применять и чему следовать из полученного во взрослой жизни - выбор каждого. Кого правильно учили, тому легче, кого не правильно, тому сложнее и придется приложить больше усилий. Но Господь "... и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь и расположение хвалит" (свт. Иоанн Златоуст), ничего непосильного не требует и лишнего не возлагает.
Катерина 11 октября 2020, 11:26
Роман, мое личное мнение. Душа в порядке - и дела их в порядке. Потому что на них и их потомстве благодать. А если душа злобная, ненавистная, то и дела идут хуже и хуже. Сужу по своим богобоязненным честным родственникам в России в сравнении с окружающими их лицами.
Виктория11 октября 2020, 09:28
Через наших родителей Бог даровал нам главное -Жизнь. Так почему мы должны обижаться на родителей? Любви всем и терпения.
Ирина10 октября 2020, 20:40
Спасибо за статью. В самом деле, надоели уже эти психологические штучки. Вот мне не стало легче от того, что я узнала, как по умному называются те вещи, из-за которых мои родители делали так, а не иначе. А вот когда познакомилась с учением Христа, святыми отцами, тогда мне стало легче жить и прощать, и строить отношения в своей семье. Слава Богу за всё!
Роман10 октября 2020, 18:54
Александру. Александр,а вам не кажется что это все от низкого уровня жизни. Я тут в колледже год работал. И к нам приезжала женщина учитель, она сняла фильм о царице Александре Федоровне, о ее детских годах жизни о воспитании итд. И она,эта женщина учитель говорит, что из всех регионов где она была с этим фильмом самые адекватные дети (ей понравились) в Калуге и в Белгороде. Я про себя отметил что это пожалуй самые благополучные регионы у нас в стране. То есть все же бытие определяет сознание, а не наоборот. Как ваше мнение? С уважением Роман.
НН10 октября 2020, 16:10
Ксения:/Общество НЕ вымерло бы, если бы рожали только пригодные-общество было бы ЗДОРОВЫМ/- Вы себе даёте отчет о том, что написали?! Помнится, в Германии был такой деятель, Гитлер Адольф, который брал на себя такое право: решать, кто достоин жизни, а кто нет... А до него, яркий пример, в Спарте, жизни лишали физически неполноценных детей. По каким параметрам определять будете, достоин ли человек жизни? или как мусор выбросить? А у нас кого в "решалы" предлагаете? Договорились православные...до селекции!Или клонирования? Синяки от скалки - детский лепет по сравнению вот с такими перлами. Хоть стой, хоть падай.
Андрей10 октября 2020, 09:29
P.S. Который раз на этом сайте говорю - не надо пытаться взвалить на любого человека делание посильное не каждому даже среди избранным из избранных. Не всякому не вступившему в брак посильно нестяжание, а послушание поднять дано не всем понесшим две первые тяжести. А многие ли из рода человеческого вошли хотя бы в состояние Адамово без выполнения 3 этих базовых условий? Здесь же говорят о проблемах отношений между поколениями и с одной стороны словно не осознают, что дети больше чем кто бы то ни было страдают из-за грехов родителей. С другой стороны почему то отказывают человеку в праве анализировать поступки собственных предков. Словно они не были носителями того же генотипа, что и он сам.
Катерина 9 октября 2020, 08:33
Когда-то я прочитала на сайте у детских логопедов и психологов (сибиряки), что поведение ребенка зависит на 30% от генетики и на 70% от воспитания. Т.е. в принципе наш жизненный багаж зависит от наших родителей и социального окрудения. Но если Господь в Св. Евангелии прямо дает нам Свое Правило, что какой мерой будете других мерять, такой померят и вас.. . значит, в нас сокрыто то, что дает нам всем возможность прощать. В независимости от генетики и в независимости от сформированного родителями характера. Не имеет значения. В нас сокрыта возможность поднять до прощения и в нас сокрыта возможность открыть в себе эту возможность. Следовательно, надо хорошенько захотеть это сделать.
Андрей 9 октября 2020, 06:43
И. 8 октября 2020, 19:00, не надо навязывать людям самоедства ибо оно так же далеко от смирения, как и гордость.
И. 8 октября 2020, 19:00
Андрей 7 октября 2020, 18:22 А может лучше вспомнить, что в детстве делали и куда лезли вопреки советам или запретам родителей? Увидеть себя не жертвой и идеальным послушным ребенком, но достаточно своевольным и своенравным, вместо поисков их вины в том, что "сутулый полный закомплексованный с шрамами" или какой там еще? Действительно познать, что сейчас из себя представляешь, и избавиться от того, что мешает, никого не обвиняя.
НН 8 октября 2020, 15:16
Андрей:/По мере набора знаний и жизненного опыта человек начинает осознавать откуда на самом деле к нему "прилетело" пожизненное искушение,а это всегда повод спросить у родителей,почему они поступили тогда то так, а не иначе/-Это по-нашему.Если считать родителей неполноценными-можно спросить,но не вижу смысла,тк они скажут,что считали и считают,что так было лучше.А если родителей считать нормальными людьми-стоит ли сыпать соль на их раны?Они и так помнят и переживают свою неправоту.Ну если только для того,чтоб взять за шиворот и ткнуть их на старости лет носом в лужу,ответить-то они уже не смогут.Очередная тема для разделения, подрыва родительского авторитета и навязывание прав ребёнка.
Ксения 8 октября 2020, 14:30
Полностью согласна с Анной, которая говорит о том, что "то, что кто-то поступил с вами плохо, не снимает с вас вину за то, что плохо поступаете вы." Меня просто поражают люди, которые оправдывают полное незнание и непонимание, как правильно воспитывать ребенка,тем, что "ну и меня также воспитали и у меня тоже детские травмы". Тогда, уважаемые родители, перед тем, как выпускать ребенка на свет, сходите к психологам или психотерапевтам, чтобы не делать своих детей такими же несчастными, как Вы. Но почему-то,считается зазорным,разбираться в своих проблемах.Общество НЕ вымерло бы, если бы рожали только пригодные-общество было бы ЗДОРОВЫМ.
Светлана 8 октября 2020, 09:15
Я сумела наладить отношения с родителями, хотя в детстве, как пишет Марина, мой дом был самым опасным местом на земле, куда все равно нужно было приходить после школы. Непросто и долго, но с Божьей помощью всё наладилось. Дальше я допустила ряд ошибок в отношениях со своими детьми. Теперь они уже взрослые, и у них ко мне ряд претензий. Я понимаю, что эти претензии обоснованы, и признаю это. Если дети смогут меня простить – буду рада. Не смогут – сама виновата. Но я никогда не буду кричать им “понять и простить! “ Нельзя требовать снисхождения - к себе. Можно лишь самой оказывать снисхождение - другим. А в отношении детей - что ж, лучше расплатиться за свои грехи на этом свете, чем на том.
Денис 7 октября 2020, 22:49
НН, одно дело простить, а другое дело забыть. Так мне память о том, до чего довела моего отца страсть к алкоголю, помогла дать обет трезвости и держать его поныне с Божьей помощью! Надо уметь учиться на чужих ошибках, тем более на ошибках предков.
Сергий 7 октября 2020, 22:01
Главное - не стесняться обиды. Чувство естественное, но нужно его преодолеть. Обижаться стыдно по- язычески, где культ силы и самодовольства, а по-христиански нормально видеть зло и негодовать, однако и прощать тоже! Иногда надо постараться до конца увидеть все нюансы, всё как есть, и тогда увидишь смягчающие обстоятельства.
Андрей 7 октября 2020, 18:22
НН 7 октября 2020, 11:23, если точнее определить термин "детская травма" то окажется, что это и собственно наружные шрамы, и подорванное здравие телесное (неправильная осанка, неразвитость мышц, ожирение, расшатанные нервы и т.п.), и неправильные навыки, и разные комплексы и много чего ещё. По мере набора знаний и жизненного опыта человек начинает осознавать откуда на самом деле к нему "прилетело" пожизненное искушение, а это всегда повод спросить у родителей, почему они поступили тогда то так, а не иначе. Если угодно, познавая жизнь своих родителей познавать себя самого. Другое дело какие человек сделает выводы и как будет поступать в отношении ближних, это тоже выбор между добром и злом.
И. 7 октября 2020, 14:59
А сколько таких крайних случаев, когда избивают, насилуют? Там действительно может быть деформация личности и нужна помощь специалиста. В статье же говорится об общей тенденции предъявлять претензий родителям за свою "неудавшуюся" жизнь. Обиды как мешок с камнями, который тащат за собой и думают, что что-то потеряют, если хоть один камешек выбросят. На самом деле приобретут. Хотя бы ради "себя любимого" простить, если иначе никак. Себе же легче сделать. Прощение начинается с желания простить "несмотря и невзирая" без защиты "права на обиду". Можно себе проговорить обиду честно, а не оппоненту, который наверняка попытается обороняться. И увидеть, что очень часто обида твои же глаза застит.
НН 7 октября 2020, 11:23
Петр, а сама тема Вас не удивила? По мне, так холить и лелеять детские травмы до взрослого состояния могут только махрове эгоцентристы. Можно понять, когда уже взрослые дети имеют какие-то претензии к своим ещё не очень старым родителям, но православный человек(согласна с Вами!) автоматом прощает обиды, а уж родителей в первую очередь! Оговорюсь, что больных родителей надо лечить, а распущенных - лишать родительских прав (это в неблагополучных семьях, когда дети маленькие). Взрослому человеку, постоянно помнящему детские обиды, лечиться надо... Не ждите, когда родители умрут, попросите у них прощения сами - это будет по-христиански. А то потом поздно будет! Всё поймёте, но исправить нельзя.
Денис 7 октября 2020, 10:49
Пётр, даже по официальным данным Росстата за 2019 год две трети браков в России заканчиваются разводами https://rosstat.gov.ru/folder/12781 Нет любви между родителями, нет любви и детей к родителям, по крайней мере к обоим сразу. После развода обычно кто-то из родителей уходит из семьи, а порою дети вовсе оказываются лишними, как для матери, так и для отца. "Без любви все — ничто", как отметил ещё апостол Павел. Вот и православность большинства из нас внешняя, кто в храмах зависает, кто иконы покупает, а любви в сердце нет и без неё мы хуже язычников. Рим.2:23. Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Рим.2:24. Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
Катерина 7 октября 2020, 08:56
Анна, Вашей подруге надо говорить о своих трамвах со своим врачом-психиатром (она сама вряд ли выросла нормальной с таким багажом), а не с престарелой матерью, которая не в силах изменить прошлое, плачет от осознания, что она наворотила. Скалка в материнских руках ведь наверняка и в ее собственном детстве была. Истящания в семье передаются ведь из поколения в поколение. Или еще хуже у матери Вашей подруги психиатрия. В этом случае вообще какие претензии к человеку с диагнозом?
Катерина 7 октября 2020, 08:29
Труднее всего простить тем взрослым, кому были нанесены серьезные трамвы в детстве.Тем не менее. Если взрослый человек продолжает предъявлять претензии стареющим родителям, то он еще не взрослый. Он пока инфантил, так и не разорвавший пуповину. К тому же отвратительный манипулятор. Казалось бы, простить значит понять. Понять с точки зрения уже взрослого человека, что и родитель сам был жертвой своих родителей (не с Луны же он с такими навыками свалился, и да, он тоже родом из детства). Но такого не происходит, ведь так удобно,навесив чувство вины родителю, манипулировать другим,тыча в него в нужном месте своими уже детскими воспоминаниями. И самому из жертвы стать насильником (мозга).
Майя 7 октября 2020, 08:13
Петр, выговоренную обиду простить легче. Мы пока не святые, извините и пожелайте нам прогресса. Да, и родителям тоже завещано не раздражать детей своих. Тем более не избивать, не насиловать, не морить голодом. Говорить об этом не злословие, тот, кто не видел любви от близких людей имеет право понимать, по какой причине в нем самом нет любви. Чтобы что-то простить, нужно видеть, что именно прощаешь, нужно сформулировать это!!! По поводу статьи. Не надо идеальных родителей. Достаточно не превращать дом в самое опасное и страшное место в мире, куда всё равно ты должен после школы возвращаться.
Марина 6 октября 2020, 22:48
Конечно, простить. Как же иначе. Психологи, кстати, которые настоящие психологи, говоря о детских травмах, всегда продолжат о дородительствовании себя. Вот это и есть позиция взрослого, а не ребенка.
Петр 6 октября 2020, 21:26
Больше всего удивили комментарии. У всех обида на родителей! Это православные? А заповедь о почитании родителей забыли? А о том, что злословящий мать или отца смертию умрет?
Андрей 6 октября 2020, 19:39
В отношении родителей есть заповедь ещё со времён Ветхого Завета, чего же более? А вот размахивать лозунгами из серии "Понять и простить!" точно не следует.
наталия 6 октября 2020, 18:41
"Таков этот падший мир: мы не можем не травмировать друг друга" - какая точная фраза, какая грустная истина. Спасибо автору. Ныне особенно интенсивно идёт предъявление счета детей родителям, и это не новость:"ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка — против свекрови своей; враги человеку — домашние его". Если раньше дети ещё уважали родителей, то теперь - нет. И в этом виноваты обе стороны, потому что Бога не знаем.
Анна 6 октября 2020, 12:29
А если трудно себя сдерживать - а это трудно! - научитесь хотя бы просить прощения у своих детей.
Татиана 6 октября 2020, 12:29
Большое спасибо автору за статью! Действительно, статья очень добрая, помогает понять и простить родителей, которые действовали НЕОСОЗНАННО, из своей травмы. При этом любили своих детей и считали, что делают им лучше. Но как принять и простить родителей, если понимаешь, что они ИСПОЛЬЗОВАЛИ детей для своих целей, ставили СВОИ интересы выше интересов детей, пользуясь властью над детьми. Приведу пример из своей жизни. Мать отобрала под благовидным предлогом у нас ребенка (пожить месяц, пока в семье были проблемы). Мы потом долго не могли забрать у неё дочку. Маме говорили,нам было плохо без ребенка, дочь плакала - хотела к родителям. Забрали дочь только после скандала, стоившего мужу инфаркта.
Анна 6 октября 2020, 12:17
Мою подругу мать избивала скакалкой каждую неделю до чёрных синяков, один раз - до клинической смерти. Подруга выросла и общается с матерью! Но когда подруга пытается поговорить с ней о своих детских травмах, мать начинает плакать и восклицать: "Ты помнишь только плохое!". То есть строит из себя жертву. Мне кажется, родители слишком многое прощают САМИМ СЕБЕ. Не надо так старательно себя оправдывать, родители. Вы действительно виноваты перед своими детьми - просто потому что они младше, слабее и зависят от вас. А ваши родители наверняка были во многом виноваты перед вами. Но то, что кто-то поступил с вами плохо, не снимает с вас вину за то, что плохо поступаете вы. Мне 46 лет, если что. )
Наталия Ростова 6 октября 2020, 08:36
Не существует идеальных родителей, и чем раньше человек это поймёт, тем лучше. У каждого ребёнка, к родителям, есть целый вагон и маленькая тележка претензий. Из каждого утюга сейчас вещают, что все наши проблемы идут из детства и ноги этих проблем растут оттуда же. Только если так рассуждать, то зачем стараться изменить себя и свою жизнь в лучшую сторону? Обвинять других в своих неудачах? Такое рассуждение расхолаживает. Уголовная ответственность у нас с 14-ти лет, совершеннолетие в 18-ть. И у ребенка должна быть на плечах голова и голова думающая. Мои родители тоже совершали ошибки в воспитании, я их учла (ошибки) и если обижала своих детей, то просила у них прощение. И они меня понимали!
рб. МАРИНА 6 октября 2020, 08:10
"ЖАЛЬ МОЯ!" ГОВОРИЛИ РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ.А ЗНАЧИЛО ЭТО "ЛЮБОВЬ МОЯ!" ЖАЛЕТЬ,ЛЮБИТЬ,ПРОЩАТЬ !
Александр 6 октября 2020, 07:34
Штука в том, что процентов 90 людей, которые в России вступают в брак и рожают детей к этому не пригодны. Их на пушечный выстрел к подобным процессам подпускать нельзя. Отсюда космические проценты разводов, абортов, детей, которых никто не воспитывает. Да, вследствие непригодности родителей масса детей вырастает с искалеченными душами. Должны ли дети винить в своих травмах родителей? Общество надо винить, держаться подальше от всякой бестолочи, свои болезни осознавать и лечить. Выставлять претензии родителям наверное не стоит. Насчёт того, что общество вымерло бы, если бы рожали только пригодные - это не наша забота. Делай, что должен и будь, что будет.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×