С Игорем мы познакомились 15 лет назад, когда о. Тихон (ныне владыка) задумал необычный формат воскресной школы. Румяные амурчики с крылышками на резиночках, лубочные картинки, из года в год воспроизводимые на Рождественской елке всеми приходами, по мнению владыки, уже давно не исполняли главной задачи воскресной школы – пробуждения в детских сердцах сострадания, милосердия, щедрости, великодушия – всех тех качеств, которые характеризуют настоящее христианство. За высокими мыслями владыка справедливо решил обратиться к великим. Шекспир, Пушкин – гении всех времен и народов: вот кто может стать для детей мостом в постижении глубин евангельских.
Игорь был настолько добродушным, что снимал всякое напряжение даже с самых застенчивых актеров
– Что волнует детей в 10–12 лет, – рассуждал владыка, – их волнует тема отцовства, для них крайне важен родительский авторитет, они смотрят на родителей с восторгом, следят за каждым движением их души. «Король Лир» – вот кто тронет их души состраданием. А что важно для подростков 14–16 лет? Любовь. Любовь высокая и чистая, как любовь из «повести, которой печальней нет на свете». Ромео и Джульетта научат их самому высокому проявлению зарождающегося чувства. А что волнует 18–20-летних? Честь, верность, идти за правду до смерти. Гамлет, принц Датский, взрыхлит их сердца и разовьет в них тонкий слух на различение кривды и правды.
Так рассудил владыка, и мы, родители, горячо поддержали его.
И вот, для создания самого необычного театра самой необычной воскресной школы владыка привлек самого необычного режиссера, своего институтского друга – Игоря Неупокоева. Когда мы пришли на кастинг, мы еще ничего не знали о нем.
Наш Ваня был самым маленьким участником кастинга. Всего 6 лет. Дети от 6 до 18 лет выходили по очереди и читали стихи скромному человеку с мягкой улыбкой. Страха и сомнения не испытывал никто – Игорь был настолько добродушным, что снимал всякое напряжение даже с самых застенчивых актеров. Вышел и Ваня. Дети в основном читали позитивные стихи, а Ваня торжественно, почти басом, трагично завел: «На братских могилах не ставят крестов, и жены на них не рыдают…».
– А вот и король! – вдруг прервал его Игорь. – Это же настоящий король Лир!
Ваня Вигилянский (в центре) в роли короля Лира
Так Ваня стал самым юным королем в истории театра. Дочерям его было 11, 13 и 9 лет. Спектакль получился потрясающим! «Дуй, ветер, дуй, пока не лопнут щеки!» – так пронимало зрителя, что многие в зале утирали слезы. Я уверена, что этот опыт не прошел мимо Ивана, которому сегодня уже 21. По крайней мере его культурные предпочтения или, как говорят нынче, коды точно сформированы не без яркого воздействия Шекспира, Игоря, владыки Тихона и этого уникального детского опыта.
Сцены, где принц использует бродячих актеров для раскрытия преступления, сыграли люди с синдромом Дауна
Совершенной неожиданностью для нас, родителей, было привлечение к другому спектаклю – постановке «Гамлета» – необычных актеров. Сцены, где принц Датский использует наивных бродячих актеров для раскрытия преступления своего дяди и матери, сыграли актеры «Театра простодушных». Это были люди с синдромом Дауна. В тесном общении с этими людьми и их родителями мы провели много прекрасных часов наших репетиций. Благодаря Игорю мы увидели совершенно иной мир, иное преломление человеческого духа. Лучше, чем сам Игорь, не скажешь об этих людях:
«Они наполнены какой-то беспредельной любовью. Эти актеры удивляют безыскусными проявлениями чувств – в основном сиюминутными эмоциями. Как раз тем, что люди обычно скрывают, маскируют. Такая безыскусность трогает на картинах Брейгеля. И получается, что эти люди на сцене – это мы, только без масок. Я как актер учусь у них. Я могу порой сфальшивить, не схватить верной ноты, состояния, быть поверхностным. А они просто не умеют врать. Они абсолютно чисты и свежи, это вечные дети. С одной стороны, по психофизическим данным они совсем не актеры: память плохая, реакция замедленная, пластика неправильная, дефекты речи… Но, с другой, – обнаженная психика. Они могут дать фору любому артисту по экспрессивности, эмоциональности. Это искренность в чистом виде».
Действительно, искренность, открытость и добродушие их были потрясающими. Вот, приходим мы в субботний день на репетицию с маленьким Ванечкой. «О! дорогой король!» – немного картавя, обнимает Ваню миловидный Влад. Обнимает он не формально, а долго и искренне. Это очень согревает, до глубины души. Потом где-то в коридоре тебя ловит за рукав человек средних лет, как потом оказалось, сын актрисы Ии Саввиной, и начинает декламировать стихи, непростые (не помню чьи, по сложности, может быть, Мандельштама), но помню точно – это просто мороз по коже. И всех этих необычных людей, таких нужных нам, но ничего об этом не знающих, вывел из тени под свет софитов этот удивительный человек – Игорь Неупокоев.
Игорь Неупокоев и Театр простодушных
Крайне удивленная и заинтересованная вниманием режиссера к людям с синдромом Дауна, я предложила Игорю поговорить о театре Простодушных в интервью, поскольку работала тогда журналистом на Православие.Ru. Я назначила встречу в ЦДХ, оставила детей на маму и примчалась. Игорь опоздал и заблудился. Я разнервничалась и раздосадовалась – у меня ведь все по минутам рассчитано. Но когда Игорь пришёл, весь мокрый от спешки, как всегда, со своей мягкой улыбкой, и я включила диктофон, я забыла все недоразумения: на меня полилась абсолютно прекрасная русская речь – бездонные смыслы и виртуозный язык. Редактировать ничего не пришлось – просто расшифровать. За интервью об актерском ремесле, об осмыслении этого искусства в русском церковном укладе последовало интервью о феномене актера-дауна.
Все мысли этого глубокого мыслителя и светлого человека можно прочитать и сейчас на портале Православие.Ru.
Никогда мы с Ваней не забудем этого не от мира сего Человека, его чистоту, доброту, скромность и великий талант.