«Театр Простодушных», – это театр, где играют люди с синдром Дауна. Некогда Игорь, сам артист театра и кино, режиссер, окончивший некогда ВГИК, поставил с ними спектакль по «Повести о капитане Копейкине» Н.В. Гоголя. Назвали: «Приходите завтра». Это то, как общество во многом и относится к тем, кого Игорь и взял в актеры.
– Они не играют, а просто живут на сцене, – не переставал им изумляться. И эта-та их искренность и стала в мире современного театра, который, как и всё современное искусство, переживает глубокий кризис, – открытием. Точно глотком чистого воздуха в удушливой прокуренной атмосфере.
Игорь Неупокоев, создатель «Театра Простодушных», многолетний прихожанин Сретенского монастыря
При том, что эти жизнелюбивые люди с синдромом Дауна оказываются зачастую заперты в четырех стенах, лишены общения (при всей их общительности, впрочем, для них в этом мире небезопасной) и каких-либо перспектив, – жизни, по крайней мере в привычном нам понимании, – жизнь на сцене для них и становилась неким пропуском в мир.
Это очень остро и близко к сердцу и прочувствовал когда-то Игорь Неупокоев, создав на рубеже тысячелетий, в 2000 году, «Театр Простодушных» и посвятив им уже всю свою жизнь.
А сами эти удивительные солнечные люди и жили-то многие, познакомившись с Игорем, уже от репетиции к репетиции, от спектакля к спектаклю. И жили, кстати, дольше, чем обычно с синдромом Дауна живут. Так что и в свои 50-60 – столько, кстати, и сам Игорь прожил, преставившись на 60-м году ко Господу, – отыгрывали свои последние спектакли, неизменно поддерживая тем не менее связь с коллективом.
В кулуарах. Это те, кто умеют общаться только по-доброму
Игорю важен был принцип семейной общинности, так как своих семей, кроме родительских, и то часто неполных, у его подопечных нет. Он хотел, чтобы в труппе, как и в любом настоящем театре, коим и стал «Театр Простодушных», были бы свои примы, корифеи, костяк зрелых, уже хорошо сыгравшихся вместе артистов, но чтобы обязательно и было пополнение молодняка, – брался и за совсем еще не знающих ни общества, ни тем более широкой публики подростков. Терпеливо и кропотливо растил из тех, от кого общество с самых первых моментов их жизни на этой земле готово было отвернуться, оригинальных драматических актеров и актрис.
Может быть, ранее многие из этих с душой нараспашку людей и спешили покинуть этот мир, не принимающий их и боящийся? А Игорь учил: и своих необычных актеров, и их часто ошеломленных зрителей, – понимать друг друга.
С радостью возился с каждым. Придумал, как учить их – с особым строением гортани, «готическим нёбом» и прочими физиологическими особенностями – говорить внятно и выразительно со сцены, иногда просто докрикиваться до зрителя, – и это была особая эстетика отчаянного гротеска, с такой жалостью «маленьким людям» и выводимая некогда Н.В. Гоголем.
Многие, посмотрев тот же аншлаговый спектакль простодушных «Приходите завтра», признавались, выходя зареванные из зрительного зала, что впервые вообще поняли, о чем писал великий русский писатель...
Игорь и сам считал это совпадение гоголевской ирреальности с пластикой и мирочувствием людей с синдромом Дауна не иначе как потрясающей встречей двух друг друга поясняющих миров. И именно пространство сцены помогало простодушным суметь выразить и донести свою любовь к этому миру, к людям. Их наконец-то понимали и в этом их чувстве принимали. Им дарили цветы, – и это для них было целое событие: получить хотя бы один единственный цветок…
– Это и был их гонорар, – отмечает одна из мам, и это тоже символ исключения этих солнечных людей из меркантильного и алчного мира и включенности в сферу прекрасного.
Мамы, кстати, неизменно присутствовали и на репетициях, и на спектаклях, – так что как сами же иронизируют: режиссер нес двойную нагрузку – нянчился не только с зачастую великовозрастными детьми, но и разряжал привычную уже зацикленность на выросшем особом ребенке мам.
Игорь находил сильные стороны характера в своих актерах, продумывал, как задействовать особенности внешности – для любящего каждый из тех, кого равнодушные склонны считать «одинаковыми», – индивидуален. И часто эта работа над рисунком роли могла длиться годами.
При том, что современный мир театра – это зачастую поточный конвейер, месяц-другой, и премьера готова, – в «Театре Простодушных» каждая постановка – это как начало нового бытия. К тому же на сцене воплощалась реальность, где был явен мир духовный, – то же «Бесовское действо» («Прение Живота со Смертью») по пьесе Алексея Ремизова. И, кстати, солнечные актеры и воспринимали себя в качестве апостолов, миссионеров – и для многих, сидящих в зале, они таковыми и являлись.
Кадр из спектакля «Приходите завтра»
Перед каждым спектаклем Игорь пояснял зрителям, что поскольку это «Театр Простодушных», то и зрители себя вправе вести соответственно: рассмеяться, если что-то сочтут смешным, – «мы не обидимся», – уверял, потому что солнечные люди действительно просто не умеют обижаться.
– Если над ними смеются, а подростки, бывает, и устраивают насмешки над Даунами как одну из своих забав, наши дети им просто улыбаются в ответ, тоже начинают смеяться по-доброму, думая, что и над ним не зло потешаются, а умиляются-радуются им… – рассказывает мама одного из ребят-актеров театра.
Кадр из спектакля «Прение Живота со Смертью»
Хотя пьесы Игорь выбирал для постановок такие серьезные, что в общем-то зрителям было скорее над чем задуматься, а иногда пробирало и заплакать. Хотя, впрочем, солнечные люди – это всегда все-таки заряд такой по-детски чистой и светлой непосредственности, что каждый спектакль нес в себе – преображение и для играющих, и для тех, кто собирался в зрительном зале. Игорь и стремился и драматургический материал подобрать такой, чтобы всех подвести к катарсису.
Сами сценические площадки у «Театра Простодушных», лишенного собственной крыши над головой, постоянно были разными: выступали там, куда пустят, – точно так же, как и репетировали, где придется. Хотя этот коллектив, признавалось, стал событием для театральной жизни России, выступал как в двух столицах, так и в регионах: в Ярославле (родине первого русского театра), Екатеринбурге, Воронеже, Иванове, Уфе, – представлял Россию – в Париже, Киеве.
Иногда о том, чтобы их приютили, дали репетиционное пространство, сцену, помогал договариваться тогдашний наместник Сретенского монастыря отец Тихон (Шевкунов), высоко ценивший дело жизни и талант Игоря Неупокоева, как и любивший его сотворцов. Некоторые из которых также, как и сам Игорь, – многолетние прихожане Сретенской обители.
Это те благословенные для нашего лежащего во зле мира (1 Ин. 5, 19) люди, которые вовсе не знают зла, – не несут его, не помнят, не копят в себе и способны делиться этим уникальным, может быть, самым спасительным качеством со всеми.
Игорь Неупокоев – настоящий подвижник наших дней, всего себя отдавший самым непонимаемым и незащищенным. Кому-то (из тех, от кого отказаться неизменно предлагают каждой только что родившей младенца с синдромом Дауна маме) заменил отца. Многим – открыл Бога.
Прощание с рабом Божиим Игорем состоится в воскресение, 20 сентября, в 13.00 в храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле (при Боткинской больнице) по адресу: улица Поликарпова, 16.
Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего Игоря, прости ему все согрешения, вольные и невольные, даруй Царствие Небесное.