Кроткая ли «Кроткая»?

Достоевский о самоубийствах

140 лет назад, 28 января 1881 года (10 февраля н.ст.), скончался Федор Михайлович Достоевский.  

О. Маркина. Иллюстрация к рассказу Достоевского «Кроткая» О. Маркина. Иллюстрация к рассказу Достоевского «Кроткая»

Достоевский как никто из русских писателей последовательно и пламенно проповедовал спасительность Православия и обличал упадок веры в современном обществе. В частности, он показал, как неверие в Бога и вечную жизнь души привело к волне самоубийств, захлестнувшей Россию. Он пишет об этом бедствии в письмах, в «Дневнике писателя» и во множестве художественных произведений.

Материализм, безбожие, самообожение – всё это отрасли древней магии богоборчества. В «Бесах» (1872) через образ мучительно и смертельно умствующего Кириллова писатель показывает внутреннее единство богоборческой гордости и материализма – единство, увенчанное проповедью самоубийства: «Кто смеет убить себя, тот бог» (X, 94)[1], – рассуждает Кириллов и в итоге убивает себя. В одном из попутных набросков к «Бесам» писатель заметил: «Пустота души нынешнего самоубийцы» (1870–1872) (XII, 8). Пантеистическая жажда самообожения ведет именно к опустошению души, упразднению ее неповторимого духовного содержания, личного своеобразия: развеивает душу в адской бесконечности умирания, оставляя земле лишь тленную плоть.

Достоевский понимал, что магия с ее стремлением к самообожению, то есть к беспредельной силе и власти, неизбежно влечет человека к самоубийству, ибо только так ограниченное существо может попытаться охватить божественную бесконечность.

С горечью отмечает писатель в текущей действительности бесчисленные случаи самоубийств, особенно среди молодежи. Он черпает сведения из повременной печати, из воздуха общественной жизни, из писем читателей:

«Я получаю очень много писем с изложением фактов самоубийств и с вопросами: как и что я об этих самоубийствах думаю и чем их объясняю?» («Дневник писателя», 1876) (XXIV, 50).

И он всем творчеством объясняет коренную магическую причину всех этих по видимости разных трагедий: неверие в Бога и в богоданное бессмертие человека, гордая попытка самостоятельно устроить свою жизнь:

«<…> в большинстве, в целом, прямо или косвенно, эти самоубийцы покончили с собой из-за одной и той же духовной болезни – от отсутствия высшей идеи существования в душе их. <…> Право, у нас теперь иной даже молится и в церковь ходит, а в бессмертие своей души не верит, то есть не то что не верит, а просто об этом совсем никогда не думает» («Дневник писателя», 1876) (XXIV, 50).

Один разительный случай самоубийства особенно потряс писателя:

«С месяц тому назад во всех петербургских газетах появилось несколько коротеньких строчек мелким шрифтом об одном петербургском самоубийстве: выбросилась из окна, из четвертого этажа, одна бедная молодая девушка, швея, – “потому что никак не могла приискать себе для пропитания работы”. Прибавлялось, что выбросилась она и упала на землю, держа в руках образ. Этот образ в руках – странная и неслыханная еще в самоубийстве черта!» («Дневник писателя», 1876, октябрь) (XXIII, 146).

На основании этой краткой заметки писатель попытался здесь же, в «Дневнике» сходу проникнуть в сознание этой девушки, но вышло как-то невнятно, впрочем, в духе невнятности самой православной веры в современном ему общественном сознании:

«Это уж какое-то кроткое, смиренное самоубийство. Тут даже, видимо, не было никакого ропота или попрека: просто – стало нельзя жить, “Бог не захотел” и – умерла, помолившись. Об иных вещах, как они с виду ни просты, долго не перестается думать, как-то мерещится, и даже точно вы в них виноваты. Эта кроткая, истребившая себя душа невольно мучает мысль» (XXIII, 146).

Потрясенный этим случаем писатель решил поглубже в нем разобраться и художественно исследовал его в повести «Кроткая» («Дневник писателя», 1876, ноябрь, 1 глава). Он назвал повесть в подзаголовке «Фантастическим рассказом», что в его понятиях означало раскрытие таинственной и вечной глубины бытия. Самоубийство девушки он представил теперь как следствие развития утонченной гордости в душе, унижаемой жизненными обстоятельствами и не способной их преодолеть по причине утраты живой веры своих родителей и предков.

В завязке действия по видимости «кроткая» девушка приносит в заклад образ, украшенный дорогим окладом, и переговоры с заимодавцем свидетельствуют о степени угасания веры в ее душе. Заимодавец-повествователь вспоминает:

«Образ Богородицы. Богородица с Младенцем, домашний, семейный, старинный, риза серебряная золоченая – стоит – ну, рублей шесть стоит. Вижу, дорог ей образ, закладывает весь образ, ризы не снимая. Говорю ей: лучше бы ризу снять, а образ унесите; а то образ все-таки как-то того.

– А разве вам запрещено?

– Нет, не то что запрещено, а так, может быть, вам самим…

– Ну, снимите».

(«Дневник писателя», 1876, ноябрь) (XXIV, 8).

Уточнение изображенного на иконе – случай редкий у Достоевского и весьма значимый для понимания замысла повести.

Это самоубийство, по мнению писателя, при всей необычности являет типичный для эпохи внутренний отрыв, казалось бы, еще верующих людей от Православия и губительное впадение в духовную прелесть уклонения от заповеди Христовой нести свой крест до конца. В символическом итоге девушка выбрасывает из окна свою жизнь, дарованную Богом, и выбрасывает вместе со священным образом «Богородицы с Младенцем», знаменующим суть Православия.

Запредельная, но скрытая гордость «Кроткой» проявляется в итоге в запредельном же богоборчестве – в самоубийстве, символически сочетаемом с убийством Христа и Богородицы. И если своими грехами вообще люди, как учит Церковь, распинают Христа в своих душах, то тем более – такое распятие совершается самоубийством, да еще с образом Христа и Богородицы в руках.

Сама решимость сдать в заклад священную суть православной веры – древнюю икону Богородицы со Христом – уже подготавливает в душе Кроткой распятие Христа, напоминая грех христопродавца Иуды.

Это самоубийственное проявление гордости – в духе второго искушения Христа

Есть в этом самоубийстве отзвук и еще одного смертоносного проявления гордости – в духе второго искушения, предложенного лукавым врагом Христу в пустыне:

«Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: “Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею”. Иисус сказал ему: написано также: “не искушай Господа Бога твоего”» (Мф. 4: 5–7).

В самоубийственном падении из окна с иконой заметен след магической надежды на то, что если не в этой жизни, так в будущем Бог спасет грешную душу. Но как будет на самом деле, показал Христос Своим твердым отвержением этого искушения.

Имя Кроткой, как и повествователя-заимодавца, тоже близкого уже к самоубийству, в повести не называется. И это по замыслу Достоевского указывает на уже свершившуюся губительную стертость их душ, при которой внешнее убийство себя – уже дело случая, ибо оно внутренне совершилось – отвержением дарованной русскому народу спасительной православной веры. Есть в этой безликости что-то от опустошающей «кротости» буддизма, уже проникавшего тогда в Европу со своей проповедью стирания будто бы призрачной личности ради самоубийственного слияния с безликим духом.

При таком сознании молиться Богу уже невозможно, ибо молитва – это словесное выражение бессмертной души человека в ее личном общении с Богом. Только служанка Лукерья предполагает (и то в пересказе заимодавца), что Кроткая накануне смерти молилась перед иконой. Сам же Достоевский намеренно не указывает на совершение молитвы, и это равнозначно ее отрицанию. Со слов Лукерьи в передаче повествователя-заимодавца

«<…> она вдруг вошла к барыне в нашу комнату что-то спросить, не помню, и увидала, что образ ее (тот самый образ Богородицы) у ней вынут, стоит перед нею на столе, а барыня как будто сейчас только перед ним молилась. “Что вы, барыня?” – “Ничего, Лукерья, ступай… Постой, Лукерья”, – подошла к ней и поцеловала ее. “Счастливы вы, говорю, барыня?” – “Да, Лукерья”» («Дневник писателя», 1876, ноябрь) (XXIV, 32).

Счастье здесь сродни предвкушению необратимо смертоносного пантеистического экстаза.

Повесть «Кроткая» – одна из самых значительных вещей Достоевского, не уступающая по значимости большим романам. На духовно-символическом уровне писатель показывает погружение народа во мрак богоотступничества и богопротивления и предсказывает недалекое уже мрачное будущее России.

Александр Моторин

10 февраля 2021 г.

[1] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972–1990. Здесь и далее ссылки на это издание приводятся вслед за выдержками в скобках с указанием тома и страницы.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Взял табурет, иду в сарай вешаться» «Взял табурет, иду в сарай вешаться»
Александр Богатырев
«Взял табурет, иду в сарай вешаться» «Взял табурет, иду в сарай вешаться»
История одного неудачного самоубийства
Александр Богатырев
Сердце словно когтистая лапа сжимает. И все время слышу голос: «Ты неудачник и бездарь. Ничего тебе в жизни не светит. Только удавиться остается, чтобы никому не мешать»…
Камень черный, камень белый Камень черный, камень белый
Наталья Романова-Сегень
Камень черный, камень белый Камень черный, камень белый
Рассказ
Наталья Романова-Сегень
На лечение, само собой, деньги нужны были. А дела все хуже и хуже, а лечение все дороже и дороже. Да что деньги! – Олег нервно махнул рукой. – Я бы всего себя отдал, чтобы она не хворала…
О человеке О человеке
Достоевский Федор Михайлович
О человеке О человеке
Достоевский Федор Михайлович
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Комментарии
Людмила19 февраля 2021, 00:28
А мне хотелось бы знать ответ на чисто житейский вопрос. Если та швея, которой нечего было есть, возможно уже не первый день, что должна была делать? Без годордости - идти просить милостыню - ей бы не подали. На панель? Как легко увидеть в других гордыню, покопаться в чужой душе. А понять, что так уходят не злые и агрессивные - а слабые, мягкие, оказавшиеся в тупиковой ситуации. Самоубийцы - несчастные, страдающие люди - о которых нужно плакать и молиться. Не осуждайте тех, кто не смог с чем-то справиться. Не все сильные.
Евгений15 февраля 2021, 17:20
Наталии Ростовой 10 февраля 2021, 14:10 У Достоевского, кажется, наоброт, если Бога нет, то всё позволено? Я думаю, здесь этот порядок имеет большое значение.
Тамара13 февраля 2021, 03:36
Спасибо за рассказ !!!Надо еще разперечитать Достоевского.Спасибо Вам.
Елена11 февраля 2021, 23:04
Ивану: да нет там никакой духовной брани. Ростовщик не борется с грехом, а наоборот, хочет вовлечь в этот грех ещё одного человека, хочет, чтобы она подтвердила ему его правоту. И она это понимает и не делает этого, не соглашается с грехом. Проблема именно в том, что она его понимает, будь на ее месте кто попроще, Проблемы не было бы: смотрела бы жена на ростовщика снизу вверх и во всем с ним соглашалась. Но ведь он и выбрал такую, понимающую, с твёрдыми моральными устоями, другой бы не поверил. Зря она за него пошла, лучше бы за булочника, «уходившего» уже трёх жён, там все-таки было бы легче, не было бы всего этого безумия. Я не иронизирую, если что...
Иоанна, Болгария11 февраля 2021, 17:00
Аександр Васильевич, спасибо за статью. Вот здесь еще одна, созвучная, на ту же тему: https://proza.ru/2018/09/23/976
Иван10 февраля 2021, 22:50
Прочитав статью , решил ознакомиться с произведением Ф. М. Достоевского " Кроткая". В человеке который разговаривает ( мыслит в слух) происходит духовная брань и автор раскрывает страсти ,которые бушуют в душе этого человека! Молодая девушка, которая мечтала совсем о другой жизни столкнулась с суровой реальностью. Материальные проблемы оказали огромное влияние на неокрепшую жизненным опытом душу. Автор показал все этапы болезни Души,печаль не " по Богу", осуждение даже не ближнего , а мужа, кому обязана быть помощницей не только в житейских проблемах, но и морально поддерживать мужа.Затем Гнев, который сменяется встречей с поручиком. Уныние бесовское,Отчаяние. Смерть.Страшный Суд Божий души
Сергий10 февраля 2021, 15:57
У нас, в Запорожье, прихожанин и старший бригады мастеровых церковного двора, наложил на себя руки.
Наталия Ростова10 февраля 2021, 14:10
В "Братьях Карамазовых" чётко прослеживается мысль - "Всё позволено". А где "всё позволено", там нет Бога. Недавно посмотрела наш сериал 2007 г. "Братья Карамазовы"... Я вообще против отступления от оригинала, но тут такая сцена была, которой нет в книге...Самоубийство Смердякова. Перед тем, как повеситься, Смердяков показал кукиш иконе "Господь Вседержитель". Жуть...И я тоже не верю в магическую надежду на прощение самоубийцы Богом. Типа, прочитай "Отче наш" и травись спокойно таблетками...Ужасная, кощунственная мысль, которая может, как червяк пролезть в неокрепший ум и навеки погубить чью-то душу.
рб. МАРИНА10 февраля 2021, 09:01
В СМУТНЫЕ ВРЕМЕНА , В КОТОРЫЕ МЫ ВСЕ СЕЙЧАС ЖИВЕМ....ТОЛЬКО ВЕРА МОЖЕТ СПАСТИ И УКАЗАТЬ ПУТЬ В ЖИЗНИ. СПАСИ НАС ГРЕШНЫХ , ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ ! ПОМИЛУЙ НАС !
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×