Белград, 3 марта 2021 г.
Патриарх Сербский Порфирий дал 2 марта свое первое большое интервью в качестве предстоятеля Церкви центральному сербскому каналу РТС. В ходе беседы были подняты важные и острые вопросы бытия Сербской Церкви и Вселенского Православия.
Не обошли стороной и проблемы на Украине и фактический раскол в мировом Православии. Корреспондент напомнила, что в споре Константинополя и Москвы вокруг украинского церковного вопроса, Сербская Православная Церковь встала на сторону Москвы, но не прекратила отношений с Константинополем, оставшись на некой средней линии. Затем она спросила Патриарха, имеет ли место давление со стороны Константинополя, чтобы Сербская Православная Церковь признала ПЦУ.
«Я не знаю о таком давлении,– ответил Патриарх, – но вот что важно сказать на эту тему, потому что нашу Церковь часто определяют как Церковь, которая иногда поддерживает, с одной стороны, Москву, а с другой стороны – Константинополь. Мы – автокефальная Церковь, которая имеет свой внутренний порядок. Все православные Церкви – это наши Церкви - сестры.
И в этом случае, как и в принципе, мы всегда на стороне канонов и на стороне порядка. Считаем, что в данный момент, когда речь о действиях Константинопольской Патриархии на Украине – они не согласны с преданием Церкви и в этом смысле, если хотите, можно сказать, что мы на стороне Русской Церкви. В действительности, мы на стороне порядка и на стороне канонов. А в этом случае Русская Церковь действительно лишена своих прав».
Отметив наличие прецедента, корреспондент спросила, есть ли у Патриарха опасения, что после Киева будет выдаваться автокефалия другим церквам, которые это потребуют: Македонской, Черногорской, даже церкви на Косово или Хорватской православной церкви.
«Я не пророк, – ответил Патриарх, – но, все таки, надеюсь, что до аналогичных поступков, как мы видели на Украине, не дойдет потому, что стало очевидно, что это вызвало великие потрясения в отношениях между Поместными Церквами. Это станет уроком, который сможет отрезвить всех. Конечно, когда появляются проблемы, мы должны разговаривать и оставить не нашему времени, а времени Божьему, чтобы был восстановлен порядок»