В Иверии, первом уделе Божией Матери, во времена гонений безбожной власти Господь явил Своего угодника, которого называют апостолом любви нашего времени. Отец Гавриил Самтаврийский (Ургебадзе) – великий страдалец за веру и грузинский народ. Он всю жизнь безропотно нес тяжкий крест гонений и преследований и обрел великую честь пред Господом.
Его свидетельство о Христе было настолько сильным, что прокатилось по всей Грузии и далеко за ее пределами. Когда отец Гавриил, не убоявшись ярости властей, на многотысячной демонстрации поджег огромный портрет Ленина, он стремился прославить имя Божие.
Юродство Христа ради – это особый подвиг. Над отцом Гавриилом насмехались за внешний вид, за то, что он ходил босой, в рваной одежде, смирял себя, надевая на голову медную диадему. Зато велик он в очах Божиих, и это было явлено и при его жизни, и после праведной кончины.
А как он любил детей! Один монах вспоминал:
«Я отца Гавриила знаю с детства. В Батуми, где я вырос, появлялся один нищий. Очень странный был. Дети за ним ходили и называли его Ангелом».
Однажды он купил охапку полевых цветов у маленького мальчика и дарил их верующим, идущим в Светицховели. И эти цветы потом долго не вяли и радовали сердце…
Как-то из Самтавро в Рустави безутешный отец привез странного монаха к своей маленькой больной дочери: у Ангелины была бронхиальная астма, девочка мучилась с рождения, и, скорее всего, дни ее были сочтены. Этот удивительный монах вскидывал руки, смеялся, говорил что-то несвязное о ее будущем. А потом он подошел к малышке, обнял ее и прижал к себе. Ее личико утонуло в широких рукавах его рясы. Ангелина почувствовала благоухание и испугалась: «Теперь я опять начну задыхаться, и мне дадут кислородную подушку!» А странный монах перекрестил ее, улыбнулся и сказал что-то о скорой радости. Потом он разговаривал с ее мамой, давал какие-то наставления отцу.
Как ни боялась маленькая Ангелина, приступ удушья в тот день не повторился, и болезнь резко пошла на убыль. Ей с каждым днем становилось все лучше и лучше. Вскоре об астме забыли, как будто ее и не было. А ведь до этого родители неоднократно обращались к светилам медицины, отвозили девочку на дорогие курорты. Только все усилия врачей были тщетными…
Через какое-то время семья Ангелины уехала из Грузии. А накануне отъезда мама увидела сон: как будто Ангелина входит в древний грузинский храм и идет к царским вратам навстречу какому-то священнику, одетому в монашеские одежды. Когда она к нему приблизилась, он ее перекрестил. Мама решила, что это было благословение на ее жизнь в другой стране.
Прошли годы. Ангелина выросла, вышла замуж. О том странном старце-монахе из Самтавро остались лишь далекие детские воспоминания. Даже имя стерлось из памяти. И вдруг ей позвонила одноклассница по грузинской школе, которая тоже жила в Москве, и сообщила:
– Приехала какая-то матушка с иконой грузинского святого. Давай сходим туда вместе!..
Когда Ангелина подошла к иконе, в сердце что-то кольнуло. Приложилась и почувствовала тонкое благоухание. И тут же на нее нахлынули воспоминания детства: их квартира в городе Рустави на улице Палиашвили, странный монах из Самтавро. Но она еще не была уверена, что это именно он изображен на иконе. А когда подошла к столику с книгами и фотографиями отца Гавриила, сразу узнала! Сомнений больше не было: это был тот самый монах, который исцелил ее, безнадежно больную, это его из Самтавро привез отец!
Это тот, кто вылечил ее! И вспомнился день, когда отец Гавриил укутал ее голову в рукава своей рясы
И в памяти сразу же всплыл тот день, когда отец Гавриил укутал ее голову в рукава своей рясы. Она вспомнила тонкий аромат его рук, одежды – это благоухание окутывало старца как облако. И точно такой же аромат исходил от его чудотворной иконы. Уже дома она показала фотографию отца Гавриила маме: «Помнишь его?» Та узнала: «Да, это его привозил к нам домой отец, когда ты была маленькой!..»
С Ангелиной Шенгелия мы познакомились в одном московском храме, куда матушка Мария с подворья Свято-Успенского монастыря г. Кемерово вновь привезла тот самый образ отца Гавриила, от которого Ангелина почувствовала благоухание. Она сама рассказала мне о своей встрече со старцем:
– С того дня Габриэль вновь со мной, хотя, наверное, он никуда и не уходил. Это он вымолил меня, и я выжила. Это он благословил меня на переезд. Он сам нашел меня в этом огромном мире.
И теперь прославление преподобного стало частью ее жизни.
Господни пути неисповедимы. Его благим Промыслом и я, грешная, сподобилась внести свою лепту в прославление этого великого святого XX века: стала автором акафиста и службы отцу Гавриилу, которые получили официальное благословение Грузинской Православной Церкви.
По воскресеньям акафист преподобному читают в нашем храме Сретения Господня в Бирюлево, батюшка служит ему молебны. И помощь старца чувствуется во всем. Как при жизни отец Гавриил построил храм, расчищал оскверненные святыни, так и после своей кончины не оставляет тех, кто возводит дом Божий. За три года наш храм уже практически возведен. Сейчас внутри все в лесах, идет внутренняя отделка, а отец Димитрий, наш настоятель, надеется, что сподобится служить там уже на Троицу. Мы же раньше и мечтать не могли, что это произойдет в такие сроки, особенно в те холодные зимы, когда грелись у печки-буржуйки, а за окном виднелся лишь покосившийся заборчик, очерчивающий территорию будущего красавца-храма, а мимо бегали собаки да орала нетрезвая молодежь.
Стройка вдруг началась, когда в храме появилась икона отца Гавриила с частицами его мантии
А вот когда в храме появилась икона отца Гавриила с частицами его мантии и гробовой доски, все и началось! Неожиданно приехала техника, похожая на адскую машину: у нее из трубы вырывался черный дым, и она издавала ужасающий грохот, когда долбила мерзлую землю для фундамента будущего храма. Пол и стены нашего деревянного временного храмика каждый раз содрогались, и казалось, что он подпрыгивает от ее мощных ударов, но этот грохот отдавался в сердцах небесной музыкой: «Дождались!..»
Прихожане, которые ничего не знали об отце Гаврииле, начали молиться ему, а потом в наше захолустье потянулся народ из разных уголков России-Матушки. Приезжали понемногу, молились преподобному, отливали себе маслица из лампадки у его иконы, рассказывали свои истории, и начались чудотворения: по молитвам отца Гавриила больные исцелялись либо получали облегчение недуга, нуждающиеся находили работу, соединялись семьи, а главное – в сердцах пробуждалось покаянное чувство к Творцу и любовь к Богу и ближним. Видимо, отец Гавриил, стяжавший этот великий дар от Господа, щедро делится им с ближними своими и невидимо обнимает нас, приходящих к нему за помощью.
Однажды на Крещение в храм постучался нетрезвый мужчина. Он сразу признался, что немного выпил, и попросил впустить его на минуточку. Ему разрешили, поскольку служба давно закончилась и народу не было. Мужчина стал интересоваться, кто изображен на иконах, крестился, прикладывался, задавал вопросы о вере. А когда подошел к чудотворной иконе, неожиданно раздался истошный крик: «Не подходи к нему! Это Гавриил! Не подходи к нему!» От этого крика кровь стыла в жилах, мужчина же обернулся и спокойным голосом спросил:
– Кто это?
– Преподобный Гавриил Самтаврийский…
Он попросил рассказать ему о старце, проникся, поцеловал икону и стал беззвучно шептать преподобному о чем-то своем. Видимо, его душа почувствовала благодать, исходящую от образа. А отец Гавриил на иконе просто сиял: в этот момент его глаза излучали божественную радость.
Как при жизни горемычные и убогие искали утешения у старца, так же и после кончины он продолжает утешать и помогать ближним своим. А ведь для него не было далеких: каждый человек, которого он встречал, был его ближним, его любви хватало на всех.
Когда меня благословили прославлять отца Гавриила, я познакомилась с людьми, живущими в разных уголках нашей страны, в Грузии, Казахстане, Голландии, Бельгии, на Филиппинах, в Англии. Думаю, география будет только расширяться.
Два года назад в храме Иоанна Шанхайского (г. Колчестер, Англия) появилась икона преподобного Гавриила Самтаврийского. Его настоятель протоиерей Андрей Филлипс – миссионер, основатель четырех приходов на востоке Англии, автор большого числа статей, очерков, книг, житий святых, составитель служб и акафистов святым. В 2021 году они вместе с Дмитрием Лапой, автором-составителем и переводчиком «Житий святых, в землях Британских и Ирландских просиявших», автором многих публикаций, перевели на английский язык акафист отцу Гавриилу. Это поздний шекспировский язык XVII века, основной литургический язык англоязычных православных во всем мире.
А в Москве на базе Благотворительного фонда имени святого апостола Иоанна Богослова было решено создать Центр прославления преподобного отца Гавриила Самтаврийского в России. Издательский отдел фонда переиздал акафист отцу Гавриилу, его текст остался прежним, только изменили дизайн и добавили службу и канон.
Когда первые экземпляры привезли из типографии, к нам из Красногорска приехал раб Божий Антоний. Он стал прославлять отца Гавриила после того, как преподобный явился ему наяву. До этого Антоний ничего не слышал о старце. И произошло это 26 августа 2019 года, в день рождения отца Гавриила. В то утро Антон проснулся на рассвете и увидел, что в его комнате появился благообразный старец в монашеском одеянии. Благословив Антония, он исчез. И с тех самых пор его жизнь изменилась: отец Гавриил поддержал его в очень трудный момент. Он начал молиться преподобному и делиться с людьми радостью встречи со святым, этим чудом Божиим. И он чувствует его помощь и поддержку во всем.
Мы подарили Антонию часть тиража, и на следующий день, 11 апреля 2021 года, он принес несколько книг в Михаило-Архангельский храм поселка Архангельское, прихожанином которого является, чтобы раздать верующим. И во время службы произошло невероятное: когда вынесли Чашу и началось Причастие, обложка книги замироточила у него в руках. Антоний смотрел на алтарь, батюшку, причащавшего людей, и неожиданно почувствовал, что на его руки стекает маслянистая жидкость. Он опустил глаза и увидел, что обложка книги мироточит.
И он увидел, что обложка книги с акафистом преподобному Гавриилу мироточит!
– Когда об этом слышишь – это одно, когда видишь своими глазами – другое, а когда все это происходит в твоих руках – просто потрясает! – сказал Антоний. – Я не видел сам момент появления миро, это произошло за те пять-семь секунд, когда я смотрел на иконостас.
Сначала Антон растерялся: он не знал, что ему делать, ведь к настоятелю не подойдешь, потому что шло Причастие. А миро, не переставая, текло и текло по обложке на его руки! И он принялся умывать им лицо, помазал шею, ключицы, область сердца. Все странички книги пропитались насквозь, но в основном миро стекало по правой стороне обложки. Сначала он подошел к маме, она тоже помазалась Божественным елеем. Это увидели прихожане. К Антонию начал подходить народ, а миро не иссякало, и люди собирали его пальцами с обложки, помазывали себя, детей, радовались, благодарили и славили Бога. Через какое-то время мироточение стало уменьшаться, и Антоний наконец вспомнил, что это надо заснять. Успел, и его видео разместили в интернете. Оно стремительно распространилось по пространству сети.
А к Антонию после службы подходили прихожане его храма и спрашивали про «акафист, который замироточил». Они просили: «Покажите, мы просто хотим приложиться!» Книгу им вынесли из алтаря. А прихожанка храма Елена, которой Антоний уже успел подарить акафист, приложила свой экземпляр к тому, который мироточил. Уже спустя время Антоний вспомнил, что те люди, которые смогли помазаться миром, были знакомы с житием отца Гавриила: кому-то он подарил книги, кому-то – иконы преподобного.
Когда об этом чуде узнали прихожане нашего Сретенского храма, кто-то из них задумчиво произнес: «Это было благословение отца Гавриила!» Может, они и правы, кто знает, но мы надеемся на это…