Люди старой России

Рассказы протоиерея Стефана Павленко

Лица старой России Лица старой России

От автора: Я очень благодарна митрофорному протоиерею Стефану Павленко, настоятелю храма Всех Святых, в Земле Российской просиявших, в городе Бурлингейм, в Калифорнии, за то, что он уже во второй раз согласился ответить на мои вопросы (первая, очень интересная беседа здесь). В этот раз отец Стефан рассказал мне и о своих родных (семья его мамы дружила с семьей святителя Иоанна Шанхайского) и о столпах Русской Зарубежной Церкви.

Митрофорный протоиерей Стефан Павленко Митрофорный протоиерей Стефан Павленко

Мой дед

По судьбе моих родных можно изучать историю России и историю Русской Православной Зарубежной Церкви...

Сначала расскажу о своем дедушке.

Дед родился в 1886-м и умер в 1953-м году, а я родился в 1947-м – довольно мало времени мы провели с ним вместе, но я его хорошо помню. Он был добрый и теплый человек, хотя у него, как у профессионального военного, был очень решительный характер, как говорят: коль рубить, так уж с плеча!

Они с бабушкой жили недалеко от озера. Когда я с мамой приходил к ним в гости, мы с дедом иногда гуляли до этого самого озера, и один раз он спросил:

– Плавать умеешь?

Мне было шесть, и я робко ответил:

– Нет.

– Сейчас научу!

Дед тут же научил меня плавать, причем самым простым образом: бросил меня в воду

И дед действительно тут же научил меня плавать, причем самым простым образом: бросил меня в воду. Я долго барахтался и в конце концов поплыл. Мне не было особенно страшно: я видел, что дед рядом, и, конечно, он не позволит мне утонуть.

Когда мне было 6 – деду 67, но я помню, как он выделывал гимнастические упражнения на ветке большого дерева, которое росло в нашем саду. Помню, что он был стройным, крепким, среднего роста.

Мама как-то передавала мне историю о том, как в молодости дед въехал на коне прямо в бальный зал и посадил юную бабушку впереди себя. Это, конечно, не было похищением, поскольку та вспоминала об удалом наезднике с гордостью.

«Павлон» Дмитрий Шатилов

Да, мой дедушка, Дмитрий Владимирович Шатилов, был человеком решительным. Десятилетним мальчишкой он поступил в Московский кадетский корпус, а в 17 лет стал юнкером знаменитого Павловского военного училища в Санкт-Петербурге. Павловское училище часто называли «первейшим из первейших», и шефами его были сами Императоры, начиная с Александра II и заканчивая Николаем II.

Юнкер-Павловец Юнкер-Павловец

Анатолий Марков, царский офицер и писатель, писал:

«Павловское военное училище имело свое собственное, ему одному присущее лицо и свой особый дух. Здесь словно царил дух сурового Императора, давшего ему свое имя. Чувствовалось во всем, что это, действительно, та военная школа, откуда выходили лучшие строевики нашей славной армии».

Павловское военное училище Павловское военное училище

Юнкера разных училищ в шутку соперничали между собой и давали друг другу прозвища по названию училищ; юнкеров Павловского училища звали «павлоны». Они были лучшими строевиками в Российской императорской армии и отличались высочайшей дисциплиной, а вследствие этого – стойкостью в бою.

Военный марш павловцев начинался так:

Под знамя Павловцев мы дружно поспешим,
За славу Родины всей грудью постоим!
Мы смело на врага,
За русского Царя,
На смерть пойдём вперёд,
Своей жизни не щадя!!!
Рвётся в бой славных Павловцев душа…

Юнкера Павловского военного училища Юнкера Павловского военного училища

Храм при Павловском училище был освящен в честь Святых равноапостольных Константина и Елены, и юнкера праздновали храмовый праздник 21 мая по старому стилю.

Когда юнкеров производили в подпоручики – первый офицерский чин, начальник училища вешал каждому из них на шею серебряную Казанскую иконочку Пресвятой Богородицы. После окончания военных училищ молодежь была готова отдать свои жизни «За Веру, Царя и Отечество», причем вера занимала в этом девизе первое место.

Молодежь была готова отдать свои жизни «За Веру, Царя и Отечество», причем вера занимала в этом девизе первое место

К началу Первой мировой четверть состава офицеров Генерального Штаба состояла из бывших «павлонов». На войну мой дед отправился, будучи 28 лет от роду, в составе элитного гвардейского полка – Измайловского.

Почти все эти славные гвардейцы, верные защитники Отечества, полегли на полях Первой мировой.

Костенко Александр Степанович, подпоручик. Погиб в бою в 1915 Костенко Александр Степанович, подпоручик. Погиб в бою в 1915

Немногие избежали гибели, и мой дедушка оказался в их числе, иначе наша беседа с вами просто бы не состоялась.

За боевые отличия капитан лейб-гвардии Измайловского полка Дмитрий Шатилов был награждён тремя орденами, в том числе орденом Святой Анны с надписью «За храбрость». Деда очень любили и уважали его солдаты.

Немецкие пехотинцы направляют пулеметы на русских из траншеи на реке Висла в 1916 Немецкие пехотинцы направляют пулеметы на русских из траншеи на реке Висла в 1916

Русские солдаты преодолевают проволочные заграждения Русские солдаты преодолевают проволочные заграждения

Один из первых добровольцев

После революции начался развал фронта, убийства офицеров, и в ноябре 1917 года дед отправился на Дон и стал одним из первых, кто записался в Добровольческую армию. Днем ее рождения считается 15 ноября (2 ноября по старому стилю) 1917 года.

Правда, армией этих добровольцев можно было назвать с большой натяжкой: на всю Россию нашлось всего 4 тысячи человек, которые отправились в первый смертельный поход. По численности это был просто полк старого состава, но вряд ли в истории России когда-либо бывали подобные полки: в его рядах шли два бывших Верховных Главнокомандующих, командующий армией, командиры корпусов, дивизий, полков, и зеленая молодежь – кадеты и юнкера.

Двоюродный брат деда, Павел Николаевич Шатилов (1881–1962), генерал от кавалерии, стал начальником штаба в армии Врангеля.

Романс, 1914 год. Художник Евгений Муковнин Романс, 1914 год. Художник Евгений Муковнин

Дед в Ледяном походе

Дед участвовал в Первом Кубанском походе, который иногда называют Ледяным. Участники похода вспоминали о том, почему его прозвали «Ледяным», так:

«Был март. В этот месяц часто портится погода: дождь, сменявшийся заморозками, вызывал оледенение шинелей... Затем резко похолодало, в горах выпал глубокий снег... доходило до того, что раненых, лежавших на телегах, вечером приходилось освобождать от ледяной коры штыками».

Дед служил адъютантом у полковника (позже генерала) Кутепова, человека стальной дисциплины и несгибаемой воли.

О том, как шли кутеповцы в Ледяном походе в обледеневших шинелях в сильный мороз, вспоминал Михаил Александрович Критский (1882–1969), участник Первой мировой и офицер Добровольческой армии, военный писатель:

«Шли невиданные чудища в обледенелых звенящих одеждах, с блестевшими от инея штыками. На лицах серебрились усы и брови. Сбоку шло такое же замерзшее водяное чудище, только вместо бороды у него стучали сосульки. Оно резко командовало:

– Ать, два! Ать, два! Рота, стой!

Зазвенело и простучало в разбивку.

– Отставить!

И снова та же команда:

– Рота, стой!

После того как раздался одновременный всплеск, спокойный голос сказал:

– Разойдись!

Это была офицерская рота полковника Кутепова».

Владимир Дейтрих, герой Первой мировой, Георгиевский кавалер, первопоходник, о Кутепове отзывался так:

«Имя Кутепова стало нарицательным. Оно означает верность долгу, спокойную решительность, напряжённый жертвенный порыв, холодную, подчас жесткую волю и чистые руки, и всё это – принесённое и отданное на служение Родине».

Дед был ранен, эвакуирован из Крыма с частями армии, пережил Галлиполи и все тяготы жизни беженца из родной страны.

Ледяной поход сквозь времена. Художник: Владимир Киреев Ледяной поход сквозь времена. Художник: Владимир Киреев

Поистине тесен мир!

Бабушку мою я помню еще лучше. Она происходила из старинной дворянской семьи. Мария Александровна Шатилова (1889–1975), урожденная Толстая, приходилась троюродной сестрой и Льву Толстому, и Алексею Толстому.

Предки бабушки были: отец Александр Феофилович Толстой – дед Феофил Матвеевич Толстой – прабабушка Прасковья Михайловна Толстая, в девичестве Голенищева-Кутузова, – пра-прадед светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Так что моя бабушка была прямым потомком фельдмаршала Кутузова.

Моя бабушка была прямым потомком фельдмаршала Кутузова

Я сам родился в лагере Браунау в Австрии, где размещались после войны «ди-пи» (от англ. «Displaced person» (сокр. «DP») – «перемещенное лицо». – Ред.) – «перемещенные лица», точнее, беженцы военного времени. А у моего пра-пра-пра-прадеда Кутузова как раз в этих местах имелась штаб-квартира, о которой троюродный брат моей бабушки, Лев Толстой, писал:

«В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова. 11-го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку: фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали, – на нерусский народ, с любопытством смотревший на солдат, – полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где-нибудь в середине России».

Вот так обдумаешь все это – и понимаешь: поистине тесен мир!

После смерти деда бабушка приняла монашеский постриг с именем Мариамна в Ново-Дивеево.

Моя бабушка Мария Александровна Шатилова (урожден Толстая), в иночестве мать Мариамна Моя бабушка Мария Александровна Шатилова (урожден Толстая), в иночестве мать Мариамна

Ново-Дивеево Ново-Дивеево

Мой папа

Папа, Владимир Степанович Павленко, был намного старше мамы и всего на 12 лет моложе маминого отца: он родился в 1898-м году в Одессе, в семье православного священника, причем был не только сыном, но и внуком, и правнуком священнослужителя. Папа говорил мне, что священниками служили мужчины в нашем роду вплоть до царствия Царя Алексея Михайловича Романова (1645–1676), и у меня нет оснований не доверять его словам.

Священниками служили мужчины в нашем роду вплоть до царствия Алексея Михайловича

В юности папа решил идти по стопам родных и поступил в духовное училище, где ранее учились его отец и дед. Когда началась Первая мировая, Владимиру Павленко исполнилось 16 лет, и почти все семинаристы его курса перешли из семинарии в Одесское военное училище, чтобы стать защитниками Отечества. Но когда они заканчивали училище, грянула революция.

Большевики убивали кадет и юнкеров, часто не считаясь с их возрастом, ведь они были стойкими защитниками Веры, Царя и Отечества, и этих последние рыцари Российской Империи практически не поддавались революционной пропаганде.

Вот всего лишь несколько девизов кадетских корпусов и юнкерских училищ:

  • Павловское училище: «Сам погибай, а товарища выручай!»
  • Одесское: «Один – за всех, и все – за одного!»
  • Чугуевское: «К высокому и светлому – знай верный путь!»
  • Николаевское кавалерийское: «И были дружною семьею солдат, корнет и генерал!»

Эти девизы задавали очень высокую планку в жизни будущих офицеров и совершенно не сочетались с революционными лозунгами: «Грабь награбленное!», «Экспроприация экспроприаторов» и прочее.

Неизвестный герой Великой войны Неизвестный герой Великой войны

Эвакуация кадет из Одессы

Анатолий Росселевич, в те годы кадет Одесского корпуса, вспоминал о том, как корпус уходил от преследования большевиков. Росселевич, как и мой папа, был на тот момент одним из старших воспитанников Одесского училища (ему было 17).

Он писал позднее:

«Чуть ли не последними мы покинули окраину Одессы и включились в поток повозок. Имея впереди младших кадет и чинов персонала с женами и детьми, наша полурота старших кадет шла в арьергарде с заряженными винтовками. Ждали обстрела в спину. Дул ледяной ветер, неся с собой мелкие льдинки и затрудняя дыхание.

В каком-то месте дороги открылся вид на море, и мы увидели цепь пароходов и иностранных военных судов, уходивших с рейда. Стало еще более жутко, и мы впервые поняли, насколько безнадежно было наше положение. Пройдя 15 верст, к вечеру с трудом разместились в ледяном здании какой-то школы. С утра ничего не ели, ни вещей, ни какой-либо еды не было ни у кого.

28 января, в 8 часов утра, мы спустились на лед Днестровского лимана и пошли к Аккерману, видневшемуся на другом берегу, на расстоянии приблизительно 10 верст. По-прежнему дул ледяной ветер, но солнце ярко сияло и, отражаясь на льду, слепило глаза, идти было трудно, ноги мерзли и скользили. Пройдя около половины лимана, мы услышали один за другим два орудийных выстрела, и вблизи разорвались два снаряда, пущенные румынами.

В тот момент никто не понял значения этих выстрелов, но потом выяснилось, что они были сделаны как предупреждение о том, что бывшие наши союзники, румыны, отказываются впустить в Бессарабию русские части...

Не успели мы сделать и 100 шагов обратно, как за спиной раздался выстрел, низко над головами пронесся снаряд и ударил в лед шагах в 20 от нас. Все бросились бежать, ожидая следующих выстрелов и опасаясь, что треснувший лед начнет ломаться. Помню, что сильный взрыв, столб воды и осколки льда слегка оглушили меня и заставили зажмурить глаза; когда я их снова открыл – глазам представилась жуткая картина. В громадную прорубь с разгона влетели сани, и мы услышали крики о помощи. Несколько кадет, и я в том числе, бросились туда.

В проруби, среди осколков льда, плавали сани и бились трое людей и две лошади с окровавленными головами, обезумевшие от боли и холода. На скорую руку мы связали вместе наши пояса и вытащили всех троих, одного за другим. Это были двое мужчин и молоденькая сестра милосердия. Края льда ломались под нами, кадет Гродский и я сами провалились, и наша одежда стала быстро покрываться льдом.

Особенно тяжело было вытаскивать одного из мужчин – большого, грузного старика в тяжелой шубе... через минуту, оступившись в воду, чувствуя, что замерзаю сам, я позабыл обо всем, и, когда в воде остались одни полуживые лошади, кадеты погнали меня и Гродского бежать к русскому берегу, чтобы мы согрелись хоть движением».

Росселевич вспоминал еще:

«В один переход мы проходили от 7 до 10 верст, всего за день делали около 40 верст. Шли то по дорогам, то через поля, ни о какой еде, конечно, не было и речи... Весь поход я помню как сплошной и мучительный сон; обманывали голод, подбирая на полях редкую мерзлую картошку, ели снег и кусочки грязного льда. То один, то другой кадет падали без сил, теряя сознание от голода и от боли в истертых ногах. Винтовка казалась свинцовой.

Уже на рассвете я не выдержал, отошел на край дороги и присел. Почти сразу погрузился в сон; отряды, повозки и отдельные люди медленно и равнодушно тащились мимо, никому не было дела до отставших.

Помню, я очнулся от толчка и увидел над собой женское лицо в косынке сестры милосердия. Оказалось, что это была та, которую мы спасли из проруби под Аккерманом. Она увидела мой синий линейный значок Одесского корпуса и поняла, что я кадет. Она посадила меня на свою повозку и дала крохотный кусочек хлеба и рюмку спирта...».

Вырвавшись из окружения, кадеты и юнкера прорвались на Дон, где вступили в Добровольческую армию.

Подводя итог выходу из окружения, Росселевич написал:

«Многих из нас уже нет в живых, одни погибли в Крыму, другие умерли в эмиграции. Но, вспоминая об этом походе, считаю долгом отметить, что доблестное поведение кадет Одесского кадетского корпуса было бы немыслимо в этой кошмарной и безнадежной обстановке, если бы они не принадлежали к кадетской семье. Товарищеская спайка, сознание долга, строгая дисциплина, присутствие духа и находчивость, – все это дало корпусное воспитание, которое сделало нас единственной боеспособной частью на фоне всеобщего развала и отчаяния».

Все описанное выше пережил и мой юный отец. Он рассказывал мне, что испытал на себе все ужасы Гражданской войны и 3 года «не слезал с лошади».

Позднее мой отец, как и дед, эвакуировались на кораблях Русской эскадры в Галлиполи.

Последняя осень. Художник: Евгений Муковнин Последняя осень. Художник: Евгений Муковнин

Мой папа – секретарь святителя Серафима (Соболева)

В эмиграции мой папа, Владимир Степанович Павленко, жил в Болгарии, где стал псаломщиком в Свято-Николаевской православной церкви в Софии и секретарем архиепископа Серафима (Соболева), ныне прославленного в лике святителей.

Владыка Серафим, известный своей высокой духовной жизнью, был настоятелем Свято-Николаевской церкви с 1921 по 1929 годы. Он был настоящий подвижник, живший в аскетической, почти нищенской обстановке, молитвенник, делатель Иисусовой молитвы, во многом подобный подвижникам первых веков христианства. От аскетического воздержания и тяжелых жизненных условий он еще в молодости заболел туберкулезом, но, несмотря на тяжелую болезнь, с истинной пастырской ревностью заботился о своей обездоленной пастве.

Архиепископ Серафим (Соболев) Архиепископ Серафим (Соболев)

Дерзновенная молитва архиепископа Серафима много раз совершала чудеса. Прихожане часто замечали прозорливость владыки

Дерзновенная молитва архиепископа Серафима много раз совершала чудеса и даже возвращала к жизни безнадежно больных. Прихожане часто замечали прозорливость владыки: во время Исповеди он напоминал людям забытые грехи, а также отвечал на мысленные вопросы, которые ему хотели, но не решались задать. Когда духовные чада выражали свое недоумение, владыка Серафим говорил: «Это случайно».

Мой папа очень любил и уважал архиепископа Серафима и неоднократно становился свидетелем его прозорливости. Папа рассказывал, что владыка был миротворцем, старался покрывать всех любовью, примирять, когда возникали какие-то напряженные моменты.

Как генерал читал Шестопсалмие

Папа рассказывал забавный случай: однажды под праздник к ним в храм пришел один старый русский генерал, который обратился к папе, как к псаломщику, и стал просить, чтобы ему разрешили прочесть Шестопсалмие.

Эти шесть псалмов – молитва скорби, покаяния и надежды. Читается Шестопсалмие обычно в строгой обстановке: затворяются царские врата, гасится свет, тушатся свечи. Читать Шестопсалмие по Уставу следует «не борзяся»: ровно – без повышения или понижения голоса, внятно, чувствуя ответственность момента.

Папа пошел в алтарь и спросил у владыки Серафима: можно ли выполнить просьбу генерала? Владыка отнесся к этому с большим сомнением и спросил:

– А умеет ли он читать на церковнославянском?

Папа ответил:

– Владыко, я не спрашивал, но ведь если бы он не умел – разве стал бы обращаться с подобной просьбой?!

Владыка с сомнением покачал головой, но разрешил, чтобы не обидеть старика. Почему у него возникло сомнение, папа понял сразу, как только генерал начал читать. Он читал таким командным, резким и отрывистым голосом, словно отдавал команды на плацу: Смир-но! От-ста-вить! Разой-дись! – и тому подобное.

Прихожане были в шоке, и владыка попросил папу:

– Возьми, возьми у него молитвослов...

Но папа, будучи человеком военным, стеснялся прервать генерала и не знал, что делать. Наконец генерал прочитал половину – первые три псалма, и тогда папа быстро подошел к нему и сказал:

– Ваше превосходительство, владыка благодарит вас за чтение! А теперь я сам окончу читать...

Храм святителя Николая Чудотворца в Софии Храм святителя Николая Чудотворца в Софии

В Сербии

Моя мама, Мария Дмитриевна Шатилова, родилась в 1916-м году в Петрограде (после начала Первой мировой войны Санкт-Петербург переименовали в Петроград). Маленьким ребенком вместе с родителями мама была вывезена из Крыма и росла сначала в Варне, в Болгарии, потом в Белграде, в Сербии. Дедушка работал бухгалтером, бабушка растила детей. Семья Шатиловых была очень уважаема в Сербии.

Мамин брат Владимир (1923–1986) был кадетом, его Первый русский кадетский корпус имени Великого князя Константина Константиновича был вывезен из России и находился недалеко от Белграда.

Маленьким Володя имел острый носик и носил среди кадет прозвище Мышка Шатилов, но, несмотря на такое забавное прозвище, был очень любим товарищами.

Позднее стал келейником Митрополита Анастасия (Грибановского), второго по счету Первоиерарха РПЦЗ (с 1936 по 1964 год). В 1971-м году мамин брат, Владимир Дмитриевич Шатилов, был рукоположен в священники.

Митрополит Анастасий (Грибановский) Митрополит Анастасий (Грибановский)

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Мама была очень церковным человеком, всегда читала и пела на клиросе вместе с моими прабабушкой и бабушкой в Свято-Троицком соборе Белграда, где служил Митрополит Антоний (Храповицкий) (1863–1936), так что они хорошо знали владыку.

Владыка Антоний был Митрополитом Киевским и Галицким после Митрополита Владимира (Богоявленского) – священномученика, зверски убитого 25 января 1918 года. В марте 1920 года владыка Антоний отправился на Афон, но пробыл там только 5 месяцев, поскольку уже в сентябре был вызван Врангелем в Крым.

А еще через два месяца, 6/19 ноября 1920 года, владыка Антоний вместе с войсками эвакуировался из Крыма в Константинополь. В этот же день на борту корабля «Великий князь Алексей Михайлович» группа архиереев во главе с Митрополитом Антонием провели заседание Временного Высшего Церковного Управления на Юге России.

Этот день и считается днем рождения Русской Православной Зарубежной Церкви, а Митрополит Антоний (Храповицкий) стал самым первым по счету Первоиерархом РПЦЗ и был им с 1920 по 1936 год.

Митрополит Антоний (Храповицкий) Митрополит Антоний (Храповицкий)

В Свято-Троицкий собор Белграда приезжали служить Сербские Патриархи, здесь молились король Александр, королева Мария и другие члены королевской семьи. В этом соборе в 1929-м году был перезахоронен Главнокомандующий Русской армией в Крыму барон Врангель, в этом же соборе вплоть до 1944 года хранились боевые знамёна Наполеона и османской армии, взятые в плен русскими воинами.

Храм Святой Троицы (Белград) Храм Святой Троицы (Белград)

Шатиловы и Максимовичи

Мои прабабушка, бабушка и мама вместе с будущим владыкой Иоанном пели на клиросе

В 1924-м году в Свято-Троицком соборе Митрополит Антоний (Храповицкий) поставил в чтецы Михаила Максимовича, студента богословского факультета Белградского университета, будущего святителя Иоанна Шанхайского. Так что мои прабабушка, бабушка и мама вместе с будущим владыкой Иоанном пели и читали на клиросе. Семья Шатиловых дружила с семьей Максимовичей.

Владыка Иоанн Шанхайский Владыка Иоанн Шанхайский

В Америке

На начало Второй мировой войны деду и бабушке было под 60, а после войны они вместе с моей мамой оказались в лагере для беженцев в Австрии. Там моя мама познакомилась с папой, и я родился в лагере в 1947-м году, а в двухлетнем возрасте оказался в Америке. Кроме меня, в нашей семье росли мой брат Павел и две сестры: Мария и Ольга.

Мы поселились в Вайнланде, штате Нью-Джерси, где всей семьей стали активными прихожанами Свято-Троицкой церкви. Я даже не помню, когда начал прислуживать в алтаре, так рано стал это делать.

Потом учился в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле, и вот уже 50 лет служу в сане священника.

Семинаристы Джорданвилль 1966-1967 год, выпуск был в 1971 году Семинаристы Джорданвилль 1966-1967 год, выпуск был в 1971 году

Протоиерей Стефан и матушка Татьяна (в день рукоположения) Протоиерей Стефан и матушка Татьяна (в день рукоположения)

Мне сейчас очень стыдно, что я мало расспрашивал своих родителей об их прошлом, хотя всегда живо интересовался этим. Часто уговаривал маму и папу что-то мне рассказать из прошлой жизни, но им все было некогда: мы были бедными, и они очень много работали, занимались тяжелым трудом на фабрике, хотя имели высшее образование. Все русские эмигранты были в те годы в одном положении и испытывали все тяготы жизни беженцев.

Мама отошла ко Господу в 1987-м году, папа – в 1985-м году.

Мой папа Владимир Степанович Павленко Мой папа Владимир Степанович Павленко

Моя матушка Татьяна Олеговна (в девичестве – Воробей) шила облачение для святителя Иоанна Шанхайского, а я встречался с ним, когда он был еще жив, и даже получил его благословение.

Вот такими историями я хотел сегодня с вами поделиться. Храни Господь!

Протоиерей Стефан Павленко с матушкой Татьяной у облачения святителя Иоанна Протоиерей Стефан Павленко с матушкой Татьяной у облачения святителя Иоанна

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Болгарии русский солдат…» «Болгарии русский солдат…»
Янина Алексеева
«Болгарии русский солдат…» «Болгарии русский солдат…»
Янина Алексеева
В сентябре 2020 года председателю Военного клуба г. Айтос (Бургасская область) поступило сообщение о том, что в селе Карагеоргиево продан участок, на котором находится старинный надгробный крест.
Неугасимая лампада веры Неугасимая лампада веры
К столетию исхода Белой армии
Неугасимая лампада веры Неугасимая лампада веры
К столетию исхода Белой армии
Протоиерей Олег Махнёв
Два бывших воина Белой армии, Иван Виноградов и Всеволод Коломацкий (теперь отец Исаакий и отец Андрей), оказались навеки соединены неразрывными узами духовной связи, освященной Господом.
«В наше время отсутствует мужественность как таковая» «В наше время отсутствует мужественность как таковая»
прот. Владимир Тимаков
«В наше время отсутствует мужественность как таковая» «В наше время отсутствует мужественность как таковая»
Рассказы протоиерея Владимира Тимакова
«У вас мужчин нет!» Я поначалу просто остолбенел, но она продолжила, видя мое недоумение: «Нет, особи-то мужские есть, а мужчин – нет!»
Комментарии
Ростислав12 июня 2021, 19:18
НН, а вас как православную христианку совсем не смущает тот факт, что советский режим был атеистическим? Что советская власть последовательно боролась с религией? Что уничтожали храмы, расстреливали священников, епископов, монахов? Или то, что ваша семья была хорошо материально устроена в СССР (в отличии от большинства рядовых советких граждан) перевешивает все эти "мелочи"?
Е.С.12 июня 2021, 13:27
НН11 июня 2021, 12:19 "Жаль,что оголтелые антисоветчики редко включают здравый смысл". Жаль что оголтелые фанатики социализма, почитатели Сталина и Ленина, не способны испытывать простых человеческих чувств сострадания к миллионам загубленных человеческих судеб. О таких бездушных и недалёких любителях "социальной справедливости любой ценой" очень точно А.С. Пушкин сказал: им и своя жизнь копейка, и чужая - полушка.
Иоанна_ 12 июня 2021, 03:51
НН:/..Кроме репрессий и ГУЛАГов..// Аббревиатура "ГУЛаг" расшифровывается как "Главное управление лагерей" и, следовательно, употребляется только в единственном числе. И если бы вы прочли хотя бы одну книжку на эту тему - вы бы это знали. Так, может, сначала поинтересоваться, что это были за репрессии и к чему они привели, прежде чем снова и снова поперёк многочисленных статей, публикуемых на этом сайте, кричать, что это было не главное в советской истории и что "абсолютное большинство рабочих и крестьян" были счастливы при советах??
НН11 июня 2021, 19:18
Алексей:/Непонятные личности изображающие из себя "историков" рассказывают нам что никаких репрессий не было, а если и были,то"правильно стреляли и сажали".Характерно что эта романтизация СССР идёт рука об руку с розжиганием ненависти к Церкви/-У непонятных личностей есть имена и фамилии? Если они искажают факты-надо подавать в суд. Если пишут и о том,что перечисленные вами исторические личности(разве кроме преступника Ежова) немало сделали полезного хорошего для страны и народ-это историческая правда.Или Вы считаете,что кроме репрессий и ГУЛАГов в СССР ничего не было? Тогда это тоже искажение истории,только в другую сторону. По поводу разжигания ненависти: "Не давайте повода ищущим повода".
НН11 июня 2021, 12:19
Е.С./Но советская власть обездолила и уничтожила огромное количество самых простых русских людей-крестьян и рабочих/- Вы утверждаете,что революция срвершилась только для того,чтоб обездолить и уничтожить простых русских людей? Жаль,что оголтелые антисоветчики редко включают здравый смысл и логику. Представители власти, совершавшие незаконные репрессии-преступники с именами и фамилиями. Их осудили. Сводить все 70лет советской власти только к ГУЛАГам- искажение исторической памяти,это наказуемо(касается не только ВОВ и Победы!). Мои раскулаченные предки в СССР получили несравнимо больше,чем потеряли,уж не говоря о жизни в РИ до 1917г; и таких несравнимо больше,чем незаконно репрессированных.
Алексей11 июня 2021, 01:29
НН, ваши наблюдения о том что печатают, а что замалчивают, отстают от реальности минимум лет на 15-20. Сейчас как раз весь интернет забит статейками восхваляющими СССР, Ленина, Сталина, Ежова и Берию, и т.п. А также бесконечными апологиями и оправданиями репрессий и красного террора. Непонятные личности изображающие из себя "историков" рассказывают нам что никаких репрессий не было, а если и были, то "правильно стреляли и сажали". Характерно, что эта романтизация СССР идёт рука об руку с розжиганием ненависти к Церкви. Дескать "правильно большевики попов стреляли и церкви взрывали" и "религия опиум для народа". И ведётся вся эта пропаганда очень умело. И видимо кому то очень нужна.
Е.С.10 июня 2021, 22:00
НН10 июня 2021, 12:43 "хорошего принесла революция для абсолютного боьшинства рабочих и крестьян; сейчас - как она обездолила дворян." Большинство дворян к 1917 были обедневшими, служили, либо работали и никаких привелегий не имели. Но советская власть обездолила и уничтожила огромное количество самых простых русских людей - крестьян и рабочих. В соловках, в ГУЛАГе и на строительстве Беломорканала не столько дворяне умирали (их просто количественно было меньше) сколько обычные люди. Здесь опубликованы воспоминания и простых советских граждан, там и рабочих как врагов народа уничтожали, и крестьян "раскулачивали", да так, что уничтожали "кулаков" целыми семьями с малыми детьми.
НН10 июня 2021, 12:43
Маковский Константин, Воспоминаний о семьях рабочих, крестьян и разночинцев немало, если действительно интересно, можно найти. Ничего нет удивительного, что их сейчас не печатают, и не только здесь. В советское время делали упор на то, что хорошего принесла революция для абсолютного боьшинства рабочих и крестьян; сейчас - как она обездолила дворян. И то, и другое - правда, разница только в оценке. Хороший пример, на мой взгляд, творчество И.Шмелёва: как превозносится "Лето Господне" и замалчивается "Человек из ресторана". Художественная и религиозная ценность этих произведени одинакова, а вот социально- политическая...Исторя всяких семей интересна, и молодцы потомки, которые помнят предков.
Е.С. 8 июня 2021, 14:25
Очень интересно читать биографии наших соотечественников пронесших любовь к Родине и Веру через все перипетии жизни на чужбине. Очень сильные духом люди. Хотелось бы больше таких материалов на сайте.
Андрей 7 июня 2021, 15:47
О таких людях и судьбах книгу можно писать. Очень интересно. Спаси Господи!
Елена О. 7 июня 2021, 14:19
Интересно. Современные повести и рассказы о старой России напоминают жанр русской былины. А если открыть произведения русских писателей начала 20 века (дореволюционные), то там виден немного другой упор. Оно и понятно - большое видится на расстоянии.
Екатерина 6 июня 2021, 08:34
Какие люди, какие судьбы! Квинтэссенция благородства, мужества, честности, какая духовная высота! Ответственность за достойное продолжение рода своего! Что, к сожалению, почти утеряно в наших семьях..
Петр 5 июня 2021, 16:58
Истина в том, что Церковь стоит кровью мучеников. И ближайшие к нам мученики (и по времени, и по крови) - это наши новомученики российские, от безбожной власти умученные. Что это за власть была - мы знаем. Пытаться выставить богоборческую и людоедскую власть в выгодном свете можно,только зачем? Людей можно обмануть, Бога нельзя. "Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?" (2Кор.6:14) Как яростно советская власть боролась с Церковью Христовой мы знаем. Но знаем и то, что Христос обещал: "созижду Церковь, и врата ада не одолеют её". Как и произошло. Безбожная, богоборческая власть рассыпалась в прах, а Церковь стоит. И будет стоять до конца времён.
Катерина 5 июня 2021, 10:02
Маковский Константин. Что-то другое, кроме графы "социальное происхождение" Вас интересует в людях? Вы состоянии оценить их твердость духа в невзгодах,социальную ответственность, их взаимопомощь,вообще все то, что мы называем "духовный стержень"? Эмигрант-бывший военный, лишившийся всего,не хватается за бутылку, а упорным трудом держит семью на плечах и способен в 67 на турнике сделать солнышко. Вы много знаете современных 67-летних отжимающихся на кулаках б.офицеров? И найдите хотя бы одно место в Св. Евангелии,где Господь отказывает просящему на основании лишь социального положения, военнослужащему римской окуппационной армии. https://pravoslavie.ru/72820.html - это статья о 3 сотниках.
Константин 5 июня 2021, 08:14
Когда читаешь статьи об этом периоде русской истории, видишь много "истин". Давно рассказаны причины февральской и октябрьской революций, фильмы на сайте выложены. Есть "истина" 0,01% белого побеждённого движения, есть "истина" 99,99% русского народа, который строил страну после разрухи и победил в Великой Отечественной Войне (для кого-то второй мировой). Не нужно булкохрустом заниматься, так же как и пыльные кожанки надевать(был и красный и белый террор). Моя душа с народом, тем кто потом и кровью стоял на своей земле, и это не вытравить. А Истина в Господе нашем Иисусе Христе! "Я есмь путь и истина и жизнь. (Ин. 14:6)."
Елена 4 июня 2021, 22:18
Маковский Константин 4 июня 2021, 00:13 "Кроме офицеров и дворян в стране кто-то жил?" А Вы текст то прочитали?) Папа отца Стефана как раз не был ни из офицеров, ни из дворян.
Анна 4 июня 2021, 20:13
Спасибо Ольге Рожневой, очень интересно. Действительно, по истории этой семьи можно историю русского зарубежья изучать и историю Церкви в 20 веке.
Анастасия С. 4 июня 2021, 18:19
Какое переплетение судеб, сколько святых связанных, напрямую или косвенно, с историей семьи. Отрадно что люди чтут память своих предков. Живая связь поколений - это то, чего всем нам так не хватает.Прочитали с большим интересом. Спасибо!
Петр 4 июня 2021, 17:23
Маковский Константин 4 июня 2021, 00:13 "Кроме офицеров и дворян в стране кто-то жил? Когда напишет хоть кто нибудь о своих предках крестьянах или рабочих?" Да сколько угодно! На сайте множество таких материалов. Ищущий да обрящет. Вот совсем рядом воспоминания Ирины Крихелиа о своих предках, самых что ни на есть простых людях. О раскулаченных крестьянах-середниках, о дедушке-сапожнике, объявленном "врагом народа" и загубленном в лагерях. Но вам ведь наверное такие "неправильные" воспоминания не нравятся?
евгений 4 июня 2021, 16:04
Сколько же пришлось пережить людям,жившим в то время.Без Веры они бы не смогли выдержать все это++++++++++++++++++++
Маковский Константин 4 июня 2021, 00:13
Кроме офицеров и дворян в стране кто-то жил? Когда напишет хоть кто нибудь о своих предках крестьянах или рабочих?
Нина 3 июня 2021, 20:00
"Моя матушка Татьяна Олеговна (в девичестве – Воробей) шила облачение для святителя Иоанна Шанхайского, а я встречался с ним, когда он был еще жив, и даже получил его благословение" Вот это да, получить благословение от святого! Наша семья очень чтит святителя Иоанна. Спаси Господи!
Петр 3 июня 2021, 18:15
Чуден промысел Божий. Тяжелый крест выпал на долю русских людей в изгнании, но именно благодаря их рассеянию по миру свет православия сияет нынче и в Англии, и в Америке, и в самых удаленных уголках мира. Слава Богу за всё!
Иван 3 июня 2021, 17:18
Спасибо огромное за интереснейший рассказ. Удивительные судьбы!
рб. МАРИНА 3 июня 2021, 10:27
ГОСПОДИ ИИСУСЕ СЫНЕ БОЖИЙ ! ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ ! ПРОСТИ НАС ГРЕШНЫХ !
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×