Сейчас многих борет озлобление. Тому, как с ним бороться и найти силы любить, в том числе и своих врагов, посвящены размышления духовника Донской обители иеросхимонаха Валентина (Гуревича).
Как простить тех, кого по-человечески, кажется, простить невозможно
Изначально, когда души наших прародителей находились в непрестанном Богообщении, человек был полноценным. Являлся причастником Божественной любви. После грехопадения Господь отступил от падшего. Вот как об этом сказал святитель Феофан Затворник: «Человек опустел от Бога». Душа человека осталась наедине с его биологической природой, и в нем стали доминировать животные инстинкты. Например, инстинкт самосохранения, самозащиты: нас кусают – мы кусаемся, озлобляемся, боимся и т.д.
Господь заповедовал нам:
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).
Пока мы не имеем Бога в сердце, мы не можем избавиться от обид, страхов
Однако эта заповеданная любовь – не наша, невозможная для биологического существа, подчиняющегося инстинкту самосохранения, – это Божия любовь, которую явил Господь на Кресте.
Когда мы возлюбим Распятого за нас Господа больше, чем свою ветхую душу, сросшуюся с плотью и ее похотями, так, что сможем отвергнуться ее, очистим свое сердце так, чтобы Господь смог вернуться в него, тогда мы вновь и станем причастниками Божественной любви и будем относиться к происходящему и ко всем людям по-Божьи. А пока мы не имеем Бога в сердце, мы не можем избавиться от обид, страхов и пр.
Итак, только достигнув главной цели христианской жизни – соединения с Богом, когда Господь будет присутствовать в нашем сердце Своей благодатью, мы реально сможем изжить все свои страхи, злобу и простить даже тех, кого по-человечески, как нам представляется, простить невозможно.
С такими никому не управиться
Вот сейчас началась какая-то эскалация обвинений, обид, поиска врагов. Поднимается шквал негодования. Он может оказаться намного более опасным, чем те угрозы, против которых направляют этот девятый вал в прессе, в соцсетях, в мессенджерах. Куда как действеннее было бы направить всю эту энергию в молитву.
Иеросхимонах Валентин (Гуревич) Но главное, тут надо помнить, что характер молитвы должен быть, по примеру находящихся в пещи вавилонской, покаянным, а не мечущим громы и молнии, какую бы мы себе мишень для этого ни нашли. Ничего без воли Божией не происходит. И если что-то нам уже объективно дано, надо думать о причинах: почему Господь нам то или иное попускает?
«В городе позор, на селе разор, / худо на земле, мир лежит во зле». Потому и позор, и разорение, что «разруха в головах»: жены не хотят спасаться чадородием, мужи не хотят в поте лица землю пахать, монахи не хотят молиться. С такими не то что президенту, а и Богу Самому не управиться.
Не оттого, что Бог не всемогущ, а потому что Он никогда не принуждает исполнять Его волю. Он принимает только свободное и добровольное с Ним согласие.
Вот незадача: какой еще напастью людей в чувство привести? Про это у пророка Исайи сказано:
«Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство?... поля ваши в ваших глазах съедают чужие» (Ис. 1, 5–7).
Разве не похоже?
Если мы и дальше хотим жить по самоубийственным сценариям,
то дело-то не в вирусе и не в прививках
Отец Валериан Кречетов часто говорит об обрывках изречений, которые до нас доходят в искаженном и выхолощенном по смыслу виде[1]. Вот одно из таковых: «Мы не можем ждать милостей от природы после того, что мы с ней сделали», – это подлинная цитата И.В. Мичурина! Как видим, её тоже исковеркали[2].
А сейчас мы намерены продолжать работу по уничтожению природы на земле, да еще и в космос вторгаемся.
Внедряем всякие генномодифицированные растения, животных таким же манером «совершенствуем», – тем самым в погоне за быстрой прибылью и землю, и себя уродуем. Да и люди вырождаются! Похоть попрала деторождение. Тут не только блуд, всячески пресекающий возможность зачатия, но зачастую уже и противоестественные сожительства. А еще убийства младенцев, совершаемые женщинами в собственных утробах. И происходит это в куда более ужасающих количествах, превосходящих потери от мировых войн, как и от той же эпидемии.
Нас пугают сейчас жуткими антиутопиями, но худшее уже происходит
Нас пугают сейчас жуткими антиутопиями, но худшее уже происходит.
Если мы и дальше хотим жить по самоубийственным сценариям, то дело-то вовсе не в коронавирусе, и не в чьем-либо заговоре по заражению им, или геноциде посредством тотальной вакцинации населения планеты. Было же открыто отцу Иоанну (Крестьянкину):
«Виновных не ищите, виновных не ищите!»
Дело в том, что мы сами хуже крыс, клопов, тараканов и других вредителей – мало того, что уродуем и ликвидируем всё вокруг, но ещё сами себя и своих детей самоубийственно уничтожаем! Кто из этих гадов способен на такой противоестественный суицид? А мы еще и возмущаемся, когда с нами начинают поступать так, как мы с этими паразитами.
Бог силен остановить любое зло. Если мы покаянно к Нему обратимся. А иначе – сказано: «семя нечестивых потребится» (Пс. 36, 28)…
Инфернальную действительность ничем человеческим не перебороть –
только силой Божией
«Правы, суды Твои, Господи. Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою»… Даже если за всем происходящим стоят или вам за всем видятся «страшные безумные маньяки-геноцидчики», молитесь:
«И Ты навел еси на нас уже не царя беззаконного и жестокого паче всея земли, а развязал руки утратившим Богоподобие и человекоподобие… Но не предаждь нас до конца, отцев Боже. Ты всё можешь. В Твоих силах совершить чудо взыскания и покаяния даже этих окончательно погибших маньяков... Как древних мытарей».
Вне опыта Богообщения все мы испорчены, человеческая природа повреждена грехом
И еще, конечно, всегда надо стараться осмыслить: почему Господь попускает действовать против нас тем или иным силам. Речь идет не о конкретных поводах. Необходимо понять, что вне опыта Богообщения все мы испорчены, человеческая природа повреждена грехом, который дает власть демонам над душами как тех, кто злодействует, так и тех, против кого это зло направляется, провоцируя встречный резонанс озлобления.
То есть это такие пиковые моменты человеческой истории, когда уже сквозь реальность человеческую, историческую, физическую начинает проступать инфернальная. А её перебороть уже никакими человеческими средствами и методами невозможно, – только силой Божией.
Война уже началась
Но Бог только смиренным дает благодать (ср. Иак. 4, 6) – энергию победы. А значит, еще раз повторю: и молитва наша должна быть покаянной[3].
Человек – раб страстей, то есть если он не в молитве, вне опыта Богообщения, он – и даже целый народ, как и всё человечество, что мы воочию сейчас и наблюдаем, – беззащитен перед сатаной и его слугами.
Все мы пленники темной силы, зримыми символами которой и является та же зараза, какого бы она ни была происхождения. В конце концов, в любом случае человек довел природу до такого состояния, что этот вирусный бум был вызван, со всеми этими последующими штаммами-волнами.
И мы обречены, прививай нас или нет, проникай к нам на территорию новые штаммы и экстренно придумывай да запускай оттестированные или непроверенные вакцины, или еще как-либо действуй или бездействуй, – всё это на самом деле не так важно, если мы не находится под покровом благодати Божией. Не так, так иначе враг нас сразит. Война уже началась.
А взыскивается обороноспособность – щит Божьего заступления, который в нынешней ситуации уж точно подейственнее и атомного – смирением, покаянием, молитвой, постом, – вот сейчас как раз Петров пост, апостольский, наступил. Надо подвизаться.
Диаволу важно всегда посеять, прежде всего, рознь
Все мы, современники, имеем те или иные зависимости, скованы врагом по рукам и ногам. У кого-то эти кандалы – алкоголь, у другого – блудная страсть, у третьего – абьюз-властолюбие, у четвертого – геймерское пристрастие. Вот всякие катаклизмы, эпидемии, бедствия и дают нам всегда понять, насколько же мы все в порабощении.
А все мы, люди, на самом-то деле – братья и сестры по несчастью. Друг на друга-то нам чего еще обижаться-то и восставать?! Непривитым превозноситься над теми, кто «укололся», а привитых и covid-диссидентов эгоистами считать?
Господом сказано: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). Диаволу и важно всегда посеять, прежде всего, рознь. Всех рассорить, поднять друг против друга. Он же этого и добивается.
А всё сопутствующее – вирусы, вакцинации и т.д. – это только средства довести народы, близких людей, да и всё человечество до всеобщей взаимной розни, гибельной для бессмертных душ. Борьба за права, свободы, здоровье, жизнь – это как бы само собой разумеющееся, всё понятно и обоснованно. Но если при этом губятся души, – все эти вояки проиграли своему главному, которого и не приметили, противнику…
Чем ближе к последним временам, тем серьезнее искушения
Во времена преподобного Силуана Афонского гонения на Церковь главной, наверное, напастью представлялись, и он тогда отмечал:
«Если вас кто обижает, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, молитесь Господу, говоря: ‟Господи, все мы – создание Твое, пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние”. И тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать».
Вот – реальный способ стяжания благодати в той самой, разжигаемой и сейчас ситуации озлобления и всеобщей вражды. То, что происходило веком ранее, сегодня еще более усугубляться будет. Чем ближе к последним временам, тем серьезнее искушения.
Поэтому нам тем более важно – не раздражаться, не озлобляться, не срываться в обвинения, даже тогда, когда к этому, казалось бы, всё и все вокруг подталкивают.
…Тогда со злом уже Сам Господь разберется
Это, собственно, и есть главная цель нашей христианской жизни: стяжать не ненависть, а любовь даже к врагам, не безразличие и равнодушие, а именно любовь к досаждающим. Даже к убивающим – вне зависимости от того, реальна эта угроза или продукт нашего воображения, – мы не должны допускать злу разъедать нас изнутри.
«От нас, – как говорил протоиерей Сергий (Орлов; в постриге иеромонах Серафим), – зло не должно исходить».
В приоритете у нас всегда должно оставаться: душу свою блюсти. А тогда можно уже и вовне, с помощью Божией, куда как эффективнее и более метко, не промазывая и без лишней суеты и переполоха, действовать.
А иначе, если мы душу свою, резонируя на подстрекаемую со всех сторон агрессию, погубим, то чего мы тогда добились? Пролонгации греховных удовольствий плоти, к которым за относительно беззаботные недавние времена все так привыкли? Так не потому ли Господь и попускает нам времена тяжкие?
Когда Бог отступает от человека, то с нами остается, повторимся, лишь наша биологическая природа, которая цепляется за свои инстинкты, – в частности, самозащиты: все начинают воевать против всех. Это что-то наподобие аутоиммунного заболевания в организме. Лечить тогда уже надо сам организм.
А для того, чтобы оздоровиться, собственно, и нужно вести себя в соответствии с заповедями, по-Божьи: любить врагов и отвечать добром на зло. Это вовсе не отрицает противодействия злу на внешнем уровне. Но внутри, повторим, мы не должны озлобляться, чтобы не терять Духа Божия, – иначе это будет главное поражение.
И вот кому, как не христианам, начать в общественном организме это лечение и профилактику агрессии, боязливости, которые, наряду с другими смертоносными грехами, в значительной степени навлекают на всех те беды, о которых мы ведем речь.
«Стяжи, христианин, дух мирен…». Тогда со злом уже Сам Господь разберется. Это уже тысячи раз в истории человечества, отдельного народа или каждого человека доказано.
Без Бога нам не погасить эти взрывные волны вражды всех против всех
Но для победы необходимо иметь Благодать Духа Святаго в сердцах. А обитает Дух Божий только в чистых сердцах. Для этого и надо – еще и еще раз повторим – каяться. И обращаться к Богу с покаянной молитвой о помощи. Такую молитву слышит Бог. Только такую.
А без Бога мы в принципе не можем гасить эти взрывные волны вражды всех против всех, осуществляя заповедь любви к врагам. А значит, так и будем саморазрушаться, и общество продолжит затягиваться в этот нагнетаемый потворщиками диавола эпицентр паники и деструкции.
Тем более что лукавый сейчас так всё закручивает, что во многом люди кидаются уже в своём негодовании и распаляемом гневе не только на какие-то реальные вещи, но на явные миражи: постоянно устраиваются информационные вбросы, ролики на скорую руку стряпаются о том, как всех хотят убить...
Сказано же:
«…пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Сол. 2, 11–12).
А Истина нам в Евангелии открыта. Чего же еще, каких еще правд взыскивать, если эта главная правда жизни, и жизни вечной, оставлена и попирается? Если этой Истине не верят, то так и будут размениваться, оглядываясь на этих репетиционных предтеч антихриста: это печать, а может быть, это печать? Дьяволу-то того и надо – всех закрутить и запутать.
«Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин. 14, 1), – сказал Христос.
Веруйте в Евангелие, и Господь в нужный час вразумит.
Образ действия нам уже дан
Потушить весь тот пожар, который сейчас в масштабах всей планеты разжигается, человеческой уже любовью не удастся, а только Божьей любовью. Бог всех любит. Во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея… раба, свободного» (Кол. 3, 11), – все спасающиеся.
Если Господь будет в нашем сердце, то мы и станем действовать так, как Он поступал на Кресте. Он не проклял тех, кто Его распинал, не озлобился, не прислал 12 легионов ангелов для их уничтожения, а Он за них молился, чтобы они исправились, чтобы они восстановили в себе образ Божий, первозданную доброту, первоначальную красоту. Чтобы они спаслись. Потому что Он и за них тоже распинался.
Если Господь будет в нашем сердце, то мы и станем действовать так, как Он поступал на Кресте
К этому и все мы, христиане, призваны – не озлобиться в испытаниях, сколь бы тяжкими они ни были.
Прежде всего мы, христиане, должны исполнить первую заповедь, главную: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всею крепостию твоею, всем помышлением твоим», – всеми силами души (ср. Мф. 22, 37–38), – чтобы Христос в наше сердце пришел. И, найдя веру, возрадовался, что мы поступаем так, как Он поступал на Кресте.
Только Любовь – жизнь
Тогда мы не будем ни раздражаться, ни проклинать, ни клеветать, ни злословить ни начальствующего, ни подчиненного. А будем молиться. И поскольку Бог будет почивать в нашем сердце, наша молитва окажется более действенной мерой, чем активные и злобные политические выпады.
Лучше дадим Богу в сердце своем обет следовать, при Его Содействии, Его заповедям, что изложены в Евангелии, и это будет куда как спасительнее многих оголтелых требований и призывов.
Потому что иначе наши гнев и злоба уничтожают, прежде всего, нас самих. Это – яд змеиный, который нас отравляет и умерщвляет, а всё остальное, скорее, предлоги, которыми умело, поднаторев уже за тысячи лет, жонглирует сатана. На кону наши души, наши сердца. Вот о чем в первую очередь позаботиться надо.
И тогда, вселившись в наши покаянием очищенные души, Господь все наши проблемы так, как Он считает это нужным, разрешит.
И не надо забывать – сказано у пророка Исайи: «Аз есмь Бог, творяй мир и зиждяй злая» (Ис. 45, 7), – то есть то, что нам зачастую кажется убийственным, на самом деле тоже в путях спасительного Промысла Божиего совершается. А победа всегда за Богом, желающим «всем спастися и в разум истины приити» (ср. 1 Тим. 2, 4).
«Запомни, грядут времена, когда только любовь может нас спасти! Учись растить в себе любовь. Только она – жизнь. Все остальное грех, хуже смерти. Мы пропадем без любви, пропадем!» – как сказал один афонский старец.
Любовь воскрешает нас, даже когда мы, казалось бы, пропали. Господь показал это на Кресте. Он воскрес. Так же и мы воскресаем для Царства Небесного – и страна наша, во свидетельство многим разуверившимся, неоднократно воскресала, но только потому и при условии: если будем иметь любовь Божию.