О новом фильме Софи Лорен и ее сына кинорежиссера Эдоардо Понти, о ее семье, с которой она продолжает достойно идти по жизни и работать в кино.
Когда был объявлен список номинантов текущего года на «Оскар», все любители и знатоки киноискусства, конечно же, обратили внимание на то, какие фильмы претендуют на звание лучших, в том числе и в номинации «Лучший зарубежный фильм».
Софи Лорен в 25 и сегодня, в 87 лет
Не только внимание, но и удивление автора этих строк привлекло название фильма «Вся жизнь впереди», потому что среди его создателей значилось имя Софи Лорен – актрисы, чья международная слава пришлась на 1960–70-е годы. Ведь оглушительный успех фильмов «Чочара», «Вчера, сегодня, завтра» (получивший «Оскара» в 1965-м году), «Брак по-итальянски» состоялся более 60 лет назад!
Спешно заглянул в справочник. Да, актриса и певица итальянского происхождения, «первая обладательница ‟Оскара” за лучшую женскую роль в картине на иностранном языке (легендарной ‟Чочаре” Витторио де Сика), удостоенная многочисленных наград и призов, а также звезды на Аллее славы в Голливуде под номером 2000» (цитата из «Кинословаря»), действительно родилась в 1934-м году.
Значит, ей сегодня 87!
Значит, ей сегодня 87! Но дело ведь не только в долголетии, но и в том, что в мире кинобизнеса, где всё продается и покупается, а сделки с совестью, безнравственность и даже преступность срослись почти намертво с производством кино, Cофи Лорен удалось преодолеть всю эту пошлость и грязь, и снова, уже на закате жизни и кинокарьеры, выйти на экраны всего мира, явив образ уже не сногсшибательной красотки, а … старухи.
Да, именно старуху она играет в фильме «Вся жизнь впереди». Причем старуху с самого дна жизни – падшую женщину, лучшие годы отдавшую «древнейшей профессии», низменной и постыдной. Именно такой предстает перед нами в образе мадам Розы прославленная актриса. Но чем больше мы узнаем мадам Розу, тем больше поражаемся глубине и сложности ее характера, всему тому ужасу жизни, который ей удалось преодолеть. И, что самое главное, не утратить при этом любви к таким же, как и она.
Кадр из фильма «Вся жизнь впереди»
Кратко расскажу содержание фильма, который посмотрел, что называется, «на одном дыхании». Роза, главная героиня фильма, пережила Холокост, а теперь работает с детьми, которые родились от таких же, как она, падших женщин. По настойчивой просьбе врача Роза берет на воспитание беспризорника сенегальского происхождения по имени Момо. Подросток дерзок и совершенно неуправляем. К тому же связывается с торговцем наркотиками, становится успешным курьером и этим «зарабатывает» на жизнь. Вся картина построена на взаимоотношениях Розы и Момо – от полного непонимания и отторжения друг от друга, к постепенному, через страдания и боль, рождающемуся чувству привязанности. Мальчишка обретает материнскую любовь, о которой он грезит во сне и наяву, а мадам Роза перед самой смертью обретает то, о чем мечтала, – сына. На этом пути в фильме есть поразительные по силе воздействия эпизоды.
Сценарий фильма написан по повести талантливого французского писателя Ромена Гари. И это дало возможность режиссеру Эдоардо Понти выстроить эпизоды высокой художественной силы.
Софи Лорен прожила с мужем Карло Понти в любви и согласии 41 год, всегда была ему верна, как и он ей. Оба они были знамениты и богаты, но являли собой образец верной и любящей супружеской пары, хотя и были окружены бесконечными соблазнами и интригами, столь характерными для кинематографа Голливуда и других стран.
И как здесь не вспомнить прославленного Марчелло Мастрояни, замечательного партнера Софи Лорен? Это был блистательной дуэт во многих фильмах, ярких, самобытных, наиболее памятный из которых – «Брак по-итальянски». Так вот, взаимоотношения знаменитых актеров всегда оставались исключительно дружескими и взаимно уважительными. Это упоминаю для наших «звезд», которые «взрывают Интернет» то своими «горячими» фото, то сообщениями о разводах и новых браках.
Но вернемся к фильму «Вся жизнь впереди».
Софи Лорен являет собой пример супружеской верности, любящей матери, вырастивший прекрасных сыновей
Когда мадам Роза заболевает и оказывается в больнице, Момо приходит к ней. Увозит ее в ту «пещеру» в подвале многоэтажного дома, где Роза время от времени прячется от ужаса жизни. И вот этот мальчишка робко, трепетно берет ладонь Розы. А она благодарно пожимает его руку. Это соединение черной ладони мальчика и смертельно белой руки умирающей женщины производит неизгладимое впечатление. Момо рвет все связи с преступным миром. А мадам Роза уходит с миром в жизнь вечную.
Теперь кратко скажем и о личной жизни Софи. Ведь ей положено заводить всё новые и новые романы, участвовать в светских «тусовках», демонстрировать эпатажный образ жизни. Не так ли? Не к этому ли звали ее поразительные внешние данные? Не к этому ли нас приучили «звезды», знаменитые своим несомненным талантом (как, например, Элизабет Тейлор или Брижит Бардо)?
Но нет: Софи Лорен являет собой обратный пример – супружеской верности, любящей матери, вырастивший двух прекрасных талантливых сыновей, каждый из которых добился успеха в своей профессии. Подтверждением чего является фильм, о котором здесь рассказано.
Мать со своими сыновьями: Эдоардо – кинорежиссером, создателем фильма «Вся жизнь впереди», и Карло Понти мл. (слева) – дирижером, также завоевавшим признание
В своей автобиографии о своем муже Карло Понти, одном из самых талантливых и успешных кинопродюсеров XX века, она написала:
«После его смерти в 2007-м году уже прошло время, а легче мне не становится. Я по-прежнему скучаю по мужу, он всегда в моих мыслях. Я все еще разговариваю с ним. Когда я вместе со своей семьей, мы, глядя на его опустевшее кресло, как будто ждем, что он вот-вот появится. Я решила писать автобиографию именно для того, чтобы сохранить эту неразрывную связь с ним».
Премию Оскар в этом году Софи Лорен не получила. Не удивительно, ведь по новым правилам Академии киноискусства США, «Оскара» могут получать лишь те киноленты, где в обязательном порядке присутствуют представители «сексуальных меньшинств», афроамериканцы, а также выполнен ряд других, не менее диковинных условий, причем даже в процентах они указаны! Деградация оценки киноискусства, как и моральных устоев, здесь слишком очевидна.
Под такие условия творчество актрисы Софи Лорен не подошло. И слава Богу.
Как любящая мать, побеждающая, казалось, непреодолимые преграды, как Филумено Мартурано в фильме «Брак по-итальянски», или как сразу три героини из разных социальных сфер жизни в фильме «Вчера, сегодня, завтра», как знаменитая Чезире из легендарного фильма «Чочара», как возлюбленная и желанная красавица, нежная мать и верная жена во многих ролях других замечательных фильмов, в том числе и в последнем по времени фильме, о котором рассказано в этих заметках, она останется в памяти благодарных людей – вчера, сегодня и навсегда.