Бесхитростные истории сельских священников о трудностях и радостях служения, щедрых дарителях и скромных чудесах.
Колокола
Протоиерей Виталий Бабушин, настоятель прихода в честь Преподобного Сергия Радонежского в Стокгольме:
– Произошла эта история, когда я служил сельским священником в Подмосковье. Приехал как-то раз к нам в приход человек. Вижу, стоит минут десять, разглядывает доску с объявлениями и расписанием служб перед входом в храм. Я из бытовки, в которой обычно чай пили после службы, за ним наблюдаю. Как обычно бывает, подошел человек, посмотрел, прочитал, что ему надо, и пошел дальше. Тем более что храм-то у нас с действующим кладбищем вокруг. Народу много всегда ходит. А здесь – нет. Стоит человек долго, храм наш разрушенный разглядывает.
Выхожу к нему, спрашиваю: может, храм ему открыть, может, свечку хотите поставить? А он отвечает, что ищет храм победнее, чтоб подарить колокола со своего производства.
Я слегка «присел» от такой нечаянной радости и говорю ему, дескать, колокольня-то у нас хоть и большущая, высоченная, но всё одно как труба: ни крыши, ни площадок, ни окон – только пол внизу, да четыре стены. Колокола и повесить негде. Колокольня вроде как есть, но её и вроде как нет. И приход наш маленький, денег нет, и вообще почти ничего нет.
Кто-то заботливо посылал сюда людей, жаждущих помочь и потрудиться Христа ради
А он ответствует: «Будут колокола – будет и колокольня!»
Парень наш местный, альпинист, вскоре подвесил колокола.
А под Покров первый раз за много-много лет по деревне разлился «малиновый звон». Слезы, радость, умиление, но что-то во всем этом было еще. Духовный подъём.
Кто-то заботливо посылал сюда людей, готовых и жаждущих помочь и потрудиться Христа ради.
Спустя несколько дней мы с бригадой рабочих уже планировали реконструкцию и отделку колокольни. А через год наша красавица обрела свою новую жизнь, вдохнув колокольным звоном в храм и деревню новые надежды на возрождающуюся былую русскую красоту.
Так что у Бога «всегда всё на своём месте», или «всегда всё вовремя», как сказал классик.
Святой источник
Иерей Алексей Гугливатый, настоятель Спасо-Преображенской единоверческой общины города Куровское Балашихинской епархии Московской митрополии:
– В храм наш на богослужение пришел бородатый мужчина средних лет, которого прежде мы не видели. Как оказалось, он был из семьи потомственных единоверцев, что в наше время исключительная редкость. Звали его Игорь Борисович Голубев. О нашем храме узнал через Интернет и заинтересовался. Хотел стать причастным к общине каким-то своим трудом. И в тот день общине он преподнес в дар свои домашние святыни, единоверческой печати Часослов и Шестоднев. Слава Богу за все, но вот что происходило дальше, по мере того как Игорь Борисович погружался приходскую жизнь….
Он время от времени стал приезжать на богослужение. Летом, на празднование Казанской иконы Божией Матери в 2018-м, в деревне Авсюнино силами местной общины мы решили провести крестный ход к почитаемому в народе источнику целебной воды на окраине поселения. Этим крестным ходом шел и Игорь Борисович. К нашему сожалению, место святого источника находилось в запущенном состоянии: прежде бывшая сень обветшала, площадка и сруб вокруг родника сгнили.
Он преподнес в дар свои домашние святыни, единоверческой печати Часослов и Шестоднев
В тот день я обратился к собравшимся сомолитвенникам со словом надежды на то, что когда-то это святое место возродится. Тогда мы и представить себе не могли, что это случится ровно через год… Что мы будем совершать молебствие на святом источнике под сводом удивительной красоты часовни, выполненной в лучших традициях древнерусского деревянного зодчества.
С того лета, в течение осени, зимы, весны, в свободное от работы и домашних занятий время Игорь Борисович проектировал и мастерил у себя на даче различные архитектурные элементы той часовни, что ныне стоит на этом месте. Он соорудил даже деревянный купол, покрыв его вырезанным собственноручно лемехом. С конца мая Игорь Борисович принялся за работу уже на источнике: убрал всю сгнившую основу, разобрал и обновил сруб колодца, установил сваренный фундамент, а на него поставил новую надкладезную часовню.
Конечно, на разных этапах установки у него находились помощники. Но всю основную работу наш прихожанин выполнял один. В возрасте 57 лет Игорь Борисович соорудил на месте святого источника в Авсюнино воистину памятник современной церковной архитектуры, выполненной в лучших традициях древнерусского деревянного зодчества.
Эта часовня – настоящий памятник веры и надежды всех наших прихожан
Эта часовня – настоящий памятник веры и надежды как самого Игоря Голубева, так и всех наших прихожан. И когда в 2019-м мы снова совершали крестный ход на очередной праздник Казанской иконы, то попали под очень сильный дождь, который промочил нас всех до нитки. Но что удивительно – никто после того дождя не заболел, хотя многим участникам сего крестного хода было далеко за 70. Это был чудесный праздник, и самое праздничное было в нем – исполнение того, о чем прежде было так много переживаний! И все благодаря вере, упорству и трудолюбию однажды посланного нам Богом человека…
Игорь Борисович и сейчас являет нам удивительный пример для подражания. Сам он оценивает удавшееся ему воздвижение надкладезной часовни на святом источнике как особую помощь Божию и свидетельство о том, что для русского человека нет непроходимых и невозможных путей, если совершает он это свое движение вместе с Богом.
В настоящий момент наш труженик восстанавливает здоровье после операции, и, делясь с вами этой историей, я нижайше прошу святых молитв о здравии и спасении раба Божия Игоря.
Христос посреди нас
Иерей Павел Гринько, настоятель храма Великомученика Георгия Победоносца в Осьмино Гатчинской епархии.
– Когда я жил и служил, еще будучи диаконом в Санкт-Петербурге, в отпуск мы с женой ездили к себе на родину, в Одессу, и думать не могли, что однажды переберемся в Ленобласть насовсем…
Автобус, на котором мы ездили, заезжал в город Луга, центр районного благочиния. Смотрели на город и старый собор. И однажды случилось так, что меня рукоположили в священники и поставили, к моему искреннему удивлению, настоятелем церкви Великомученика Георгия в поселке Осьмино Лужского района!
Своего жилья у нас не было. Пришлось снимать. Храм оказался довольно запущенным: иконы по углам маленькие или даже вырезанные из календарей, утвари почти не было, вместо купели стоял тазик, облачений мало. Когда я, еще совсем зеленый священник, познакомился со старостой храма Юрием Алексеевичем Степановым, он, недоверчиво глядя на меня, спросил:
– А ты служить-то умеешь?
Сорокоуст я проходил в Санкт-Петербурге. За это время прихожане нашли нам квартиру и сделали там небольшой косметический ремонт. Спасибо Евгению Бутенко за помощь! Когда прибыли на место, приход встретил меня радостно, ведь я приехал сюда жить, а не появляться наездами. До меня священники постоянно менялись, приезжали издалека, и, естественно, служили не регулярно. Эта проблема стала настоящей головной болью для Юрия Алексеевича, потому что он постоянно вынужден был искать того, кто сможет отслужить.
Прихожане, да и просто жители села, помогали нашей семье «продукцией» со своих огородов – дай Бог им здоровья! Я не остался без помощников и в богослужении: клиросом «заведовала» Зинаида Алексеевна вместе с Евгением Бутенко, а в алтаре помогал Александр Иванович, который уже давно должен был выйти на пенсию, но работает до сих пор фельдшером и всегда приходит на помощь местным жителям. Глубинка ведь, с медициной туго…
Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» Так случилось, что на праздник Петра и Павла как-то приехал к нам благочинный, официально представился прихожанам и сказал, что есть в соседнем селе Красные Горы церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение», и что прихожанин там – знаменитый Константин Кинчев, лидер группы «Алиса». Надо его взять под свою опеку.
На день памяти святой равноапостольной княгини Ольги отслужили первый молебен. Я с радостью отметил, что церковь в Красных Горах хоть и восстанавливалась, но была довольно ухоженной. Особенно в этом постарались староста храма Владислав Васильевич Савельев и его супруга Мария Тихоновна. Возможно, так трепетно к храму Владислав относился потому, что старостой здесь был и его дед. Чтобы не лишать Осьминский храм на целую неделю богослужения, я одну неделю служил там в субботу, а в Красных Горах – в воскресенье. На следующей неделе делал наоборот. Впоследствии мы начали группой певчих и прихожан посещать соседние деревни, где есть полуразрушенные храмы. Добрались до Рели (храм в честь Святителя Николая) и Самро (в честь Вознесения Господня).
В Осьминском храме не было колокольни, и староста организовал сбор на колокола. Думали, не соберем. Ан нет, теперь все село слышит переливистый призыв на службу. Да и в Красных Горах нашелся благотворитель на звонницу: местный благодетель Олег Бурмистров заказал для храма колокола, из которых самый большой – в 400 кг! А прихожане-дачники, возвращаясь в Санкт-Петербург, хлопотали о помощи для нас по своим городским храмам. Так появились облачения, ладан, кадильный уголь, иконы. В Красных Горах начали делать внутренний ремонт, заказали иконостас, собирали пожертвования – всем миром…
Было много всего интересного за эти 9 лет служения. Храмы восстанавливаем, где-то строим новые, их под моей опекой всего четыре. Со съемного жилья мы перебрались в собственный дом, завели небольшое хозяйство, появились дети. Было непросто, и много еще сложностей, как у любого сельского священника. Но главное, что я вынес для себя, так это жизненное подтверждение слов Спасителя о том, что «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18, 19–20).