Жертвенное гостеприимство

    

Если меня спросят, что такое жертвенное гостеприимство, я, не колеблясь, назову свою соседку Нану как наиболее близко подходящую под этот тезис. Произошла как-то с ней такая история.

Спускаюсь к ней чаю попить, а у нее – гости. По всему видно, супруги. Нана нас познакомила. Это, мол, Дареджан и Рамаз.

Ну, гости и гости. Ничего удивительного. У Наны вообще редкий вечер без гостей. Тот с деревни переночевать завернул, а это троюродная сестра ее крестницы из Кутаиси, а вон тот – мужа-покойника старинный друг и одноклассник в одном бокале. И ко всей этой честной компании – я в придачу, как вишенка на торте. Словом, Нане никогда не скучно, и даже более того.

На другой день спускаюсь, а Дареджан и Рамаз опять уже тут на главных позициях у накрытого стола. Нана объясняет:

– Они у меня месяц-другой поживут, пока их проблемы не решатся.

Опять-таки никаких вопросов ни у кого не возникло. Потому как проблемы решать лучше всего сообща.

Прошел месяц. Смотрю, Нана слегка в нервозном состоянии духа, но держится бодрячком.

– Слышишь, одолжи двадцать лар, пока я зарплату получу, – попросила она извиняющимся тоном. – Точно помню, была у меня последняя двадцатка вечером, а утром все обыскала – нет ее.

– Может, потеряла?

Последовал тяжелый вздох.

– Не… Это Рамаз, скорее всего, прихватил…

– Не может быть! На вид такой приличный тип. За столом такие тосты выдает, классиков цитирует.

Нана замялась.

– Э, любой грузин прирожденный тамада, когда язык на месте. Ты просто не знаешь, почему они тут у меня…

– Наверно, жить негде временно.

– Нет, хуже. Это они долгов понаделали, а теперь их ищут, убить грозятся. Вот они у меня тут и пережидают, пока все утрясется. Оба нигде не работают, только аферами и живут. Кличка у них в городе «Лиса Алиса» и «Кот Базилио». Просто так такие клички у нас не дадут.

– И надолго они тут?

– А кто его знает. На все воля Божия.

Копать подробности дальше не имело смысла. Я дала ей двадцатку, и мы разбежались.

Вскоре стало ясно, Нану постепенно засасывает водоворот новых непредвиденных трат. То у Дареджан зуб заболел, а стоматолог заломил за работу сто лар, то у Рамаза туфли порвались. Нога нестандартная, босиком гулять тоже не выходит. И Нана мужественно, напрягая и без того худосочный бюджетик, старалась решать их проблемы. Впрочем, дело было даже не в зубах и туфлях. Тянуть на себе третий месяц двух лишних едоков с неплохим аппетитом вдове с ребенком было обременительно.

Нана мужественно, напрягая и без того худосочный бюджетик, старалась решать их проблемы

При этом Нана пыталась создать гостям комфорт и никак не показать, что вся ситуация ее напрягает.

– Гость – от Бога. Не могу же я их выгнать. Ведь сказано: «Стою и стучу». Бог смотрит на нас глазами больного или нуждающегося человека.

– Рамаз этот еще и подворовывает у тебя потихоньку из карманов. Сама уже пару раз видела. Выхожу в прихожую, а он карманы куртки инспектирует. Меня увидел, сразу назад: «Вах, я ошибся. Куртки прямо один в один».

Нана вздыхала.

– Что бедному делать? Он к хорошим сигаретам привык, а взять неоткуда. Просить у меня стесняется. Я тоже знаю, что он по моим карманам шарит. Надо терпеть и молиться.

Я пожала плечами. Подобный садомазохизм был выше моего понимания.

Нана продолжала молиться и уповать на промысел Божий, не посылающий никому испытания сверх силы.

Потом произошло из ряда вон выходящее.

– Мы всю ночь не спали, – рассказывала мне Нана утром, столкнувшись в магазине за хлебом. – Рамаза всю ночь не было, мобильный он не брал. Пришел под утро избитый. Оказывается, должники его выследили и обещали еще раз разобраться. Боюсь, ко мне ворвутся…

– Таких гостей пора выпроводить.

– Н-нет, не могу. Да они сами себе создали проблему. И тех людей я тоже понимаю. Свои деньги вернуть не могут. Но мне моих друзей жалко. Себя на их место ставлю. Ведь сказано: относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы к вам относились. Вот я и представила, хоть долгов в жизни терпеть не могла, а кто его знает. Вдруг тоже так меня прижмет, что наберу чужих денег и не смогу отдать. Жизнь – лестница, не знаешь, куда тебя взметнет, а где опустит. И потом – у меня дело принципа. Грузин мало, и мы должны помогать друг другу. Сейчас время такое, последнее. Скоро Антихрист придет, потом Второе пришествие будет, и все на грузинском заговорят. Короче, друзей сдавать никак нельзя.

Себя на их место ставлю. Ведь сказано: относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы к вам относились

– Ничего себе. Можно подумать, Рамаз и Дареджан французы. Они и людей кидают, и тут же деньги по карманам пылесосят, а все остальные грузины должны входить в их положение. Это какое-то искаженное христианство, – говорю ей.

Нана грустит.

– Не знаю. Не мое это дело – осуждать. Надо с себя начинать. Вот я и начинаю. Но все же схожу, с духовником поговорю.

И отправилась на другой конец города посоветоваться. Пока ходила туда-сюда, мне позвонил сын Наны, Ачико:

– Хочешь, что-то покажу. Ты обалдеешь. Аба, спустись.

Я спустилась, движимая любопытством. Дома никого кроме нас не было. Видимо, Лиса Алиса и Кот Базилио все же рискнули вылезти в город по каким-то своим непонятным делам, о которых они никогда не рассказывали, хотя мы много времени проводили вместе.

Ачико откинул подушку Рамаза и показал мне пистолет.

– Я потрогал. Тяжелый. Не то, что мой пластмассовый.

– Вай ме, не прикасайся. Вдруг выстрелит.

Ачико усмехнулся моей неосведомленности.

– Э, ты что, не знаешь? Надо держать подальше от себя! Как в фильмах.

Я еле дождалась возвращения Наны и рассказала про находку. Ачико получил словесную клизму и внушение:

– Не смей трогать чужие вещи!!!

– Я только посмотрел, – оправдывался Ачико.

– Ну, что сказал духовник? – теребила я ее с другой стороны, еле дождавшись спада педагогической активности.

– Сказал, чтоб я их культурно выпроводила, сохраняя мир душевный, – ответила Нана, надевая фартук. – Вот думаю, как это сделать… Буду репетировать речь.

К вечеру более или менее Нана дозрела произнести решающий текст, грамотно и литературно оформленный, предусмотрительно сдобренный витиеватыми извинениями в начале и в заключительной части.

Но надоедливые гости пришли за полночь и прямо с порога стали рассказывать очередную серию ужасов, суть которых выразилась в заключительной фразе:

– Если завтра мы не отдадим 1000 долларов, нас точно убьют. Умоляю, Нана, на тебя вся надежда, ради Христа, помоги-и-и-и-и! – и Дареджан зарыдала, размазывая тушь на серо-стальных глазах, которые, по точной формулировке Лермонтова, «не смеялись, когда она смеялась».

И Нана, забыв о своем тщательно отрепетированном спиче, бросилась к телефону обзванивать своих друзей и одалживать нужную сумму кусками, обещая в залог кому кольцо, кому более или менее ценные вещи.

К утру тысяча была собрана.

Лиса Алиса и Кот Базилио забрали деньги и исчезли на несколько дней. А Нана растерянно оправдывалась:

– Как можно было их попросить жить у других, когда они сказали: «ради Христа»? После такого умри, но сделай. Я лучше молиться буду, чтоб их Господь отвел и все дела их управил. Давай и ты со мной по соглашению читай. Проси от всего сердца, чтобы у них все решилось мирным путем.

Как можно было их выгнать, когда они попросили «ради Христа»? После такого умри, но сделай!

И мы начали читать, присоединив к молитвенной ассоциации нескольких верующих.

Не знаю уж, что там вышло. На подробности своих дел Рамаз и Дареджан были крайне скупы, но через полгода они съехали от Наны, обещав «зайти на неделе».

Нана подсчитала убытки: пришлось продать несколько золотых колец, которые хранились на черный день. Потом она перекрестилась и сказала:

– Слава Тебе, Господи, что я только деньги потеряла. Могло быть и хуже.

И присовокупила:

– Пусть у них будет все хорошо!

Мария Сараджишвили

17 сентября 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Руслан, Украина 6 октября 2021, 16:14
У моего деда лучшим другом был грузин по имени Гиви (помолитесь за его упокой, пожалуйста), умер в прошлом году. Так вот, несмотря на очень трудную и страшную судьбу он не взял ни копейки у моего отца, который хотел ему помочь, а жил Гиви бедно. Вот таким людям как он нужно помогать, но вот не факт ещё, что такие люди помощь захотят принять. А герои из истории... Ну, им попалась добрая женщина, которая их пожалела и помогла им, а они не совсем хорошими людьми оказались. Это будет на их совести. Главной героине нужно быть всё-таки осторожнее. Она по-детски наивна и добра и могла поставить под серьёзный удар не только себя, но и ребёнка.
Ира25 сентября 2021, 23:30
Продолжение. Мне кажется, можно потратить деньги на действительно нуждающихся людей, свои силы - на дела милосердия или помощи. Если я верно помню, старцы называют такую жертвенность выдуманным крестом. Есть реально страдающие люди, а есть герои этого рассказа. Помогать все же надо тем, кому реально пложо, так как на всех не хватит сил. Кроме того, общение с такими людьми невольно вызывает ропот, уныние и обиду - ничего христианского в этих чувствах нет. То, что героя смогла помогать без негатива - редкий случай и повторить, думаю, такой подвиг не удастся. Остаюсь горячей поклонницей автора.
Ира25 сентября 2021, 21:31
Сразу оговорюсь, что рассказы Марии читаю с огромным удовольствием. Однако повествование о таких людях, которые добровольно вручают свою жизнь другим людям, разрешают им пользоваться всем своим имуществом и даже самим собой вызывают у меня недоумение. Мне кажется, что такое поведение стимулирует людей нечестных и недобрых на дальнейшую эксплуатацию окружающих, укрепляет их в мысли, что их модель поведения - допустимая. В житиях святых мне кажется нет таких примеров. Преподобный Серафим Саровский не сам позвал разбойников к себе, но пострадал безвинно. Святая Матрона страдала от жесткости окружающих, но не просила обижать себя.
Мария Сараджишвили24 сентября 2021, 09:33
Иулии: Про Варвару и ее друзей дописывала кусками в разных своих сборниках. Так уж получилось. Большинство из них живет и здравствует, состоит у меня в друзьях на фейсбуке. Только под другими именами
Дима22 сентября 2021, 16:06
А духовника героиня не послушала... Зачем тогда ходила? Мы почти все так и живем, своим умом - и совет спрашиваем только для подтверждения своих решений. Не совпадает совет - делаем, как хотели. А так - мало таких людей жертвенных. Хорошо, если они попадаются на твоем пути. Им тяжело, но они ближе к Богу, чем такие "рациональные" типа меня, не спешащему, к сожалению, помочь ближнему.
Иулия22 сентября 2021, 15:00
Мария, спасибо за рассказ! Очень интересно узнать дальнейшую судьбу Ваших первых героев - Варвары и её друзей.
Галина22 сентября 2021, 14:29
Если это -простая зарисовка для размышления читателя,то читателю,не искушенному в вопросах веры,эта зарисовка становится препоной:если им не верно понимается жертвенность, зона ответственности, пределы дозволенного,смирения и смиренничания,пр.Такого читателя подобная зарисовка заведет в ещё больший тупик.И по весьма разрозненным комментариям вопрос основного посыла также напрашивается:эмоции от восторга до недоумения.Не читается посыл,не читается духовное зерно.А если это просто зарисовка-то уже речь не о духовном, пусть при том косвенно духовного и касается,а из разряда "пусть говорят" и прочих "шоу",где говорят на темы.Если и просто такая вот простая женщина описана- не ясно тоже: для чего
Алла21 сентября 2021, 17:49
Товарищи, вы зря пытаетесь понять, какую мораль хотела донести автор рассказа. В данном случае Мария просто рассказывает историю, как она есть, оставляя выводы на усмотрение читателя. Такой способ повествования тоже имеет право на существование.
Дмитрий20 сентября 2021, 14:04
Без рассуждения можно как принимать всех подряд, так и отсылать всех подряд. А настоящее рассуждение приобретается часто трудом, скорбями и ошибками. Конечно хорошо, когда есть духовник или опытный друг, с кем можно посоветоваться, тогда многих ошибок можно избежать...
Мария Сараджишвили20 сентября 2021, 08:58
ИН: У меня не было цели писать рассказ, чтобы отрезвлять героиню. Просто записываю разные истории, которые меня чем-то задели. Решение о публикации принимает редактор сайта. Что же касается героини, то это был ее выбор. Она прекрасно понимала с кем имеет дело, но считала, что гнать и без того гонимых, пусть даже заслуженно, это лишнее. Говорила: "Они пришли ко мне, когда все двери закрылись. Не могу их выгнать". Просто такой человек. Вполне адекватный. Тем более, что эта история длилась несколько лет. На данный момент они не видятся. Им удалось утрясти свои проблемы, хотя и отсидев срок. А соседка живет по старому, помогая всем окружающим.
Галина И.- Ларисе20 сентября 2021, 08:46
"Любите врагов ваших"- эту заповедь надо понимать в плане спасения во Христе Иисусе- фундаменте нашей веры. Желать им спасения, вести к покаянию, а не потакать их грехам. Так и мы можем стать соучастниками их беззаконий. Вообще сущность христ. любви хорошо объясняет проф. А.И. Осипов. А Св. Писание надо знать и понимать в его полноте, историческом и аллегорическом контексте. И как вы относитесь к телефонным и интернет - мошенникам? Люди теряют миллионы. Мы с мужем тоже по незнанию и ложному милосердию как- то отдали им все свои деньги. Диавол каждое слово Бога искривляет, как обезьяна. И смеется над нами."Трезвитесь и бодрствуйте...". А "пусть у них будет все хорошо!"-благословение их греху.
Олег20 сентября 2021, 00:15
Сказано же: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. У главной героини маленький ребенок, который зависит от нее целиком и полностью. Она же легкомысленно впускает в дом преступников, которые могут любые проблемы за собой принести, вплоть до самых страшных. Влезает в долги, ставя под удар благополучие своего ребенка. Если хочешь жертвовать - ну жертвуй собой, ты взрослый человек. Но только если твоя жертва больше ни на кого кроме тебя не влияет. А не тащи в эту жертву заодно малое литя, которое своего слова не имеет и идет за тобой, потому что ты его родитель.
Ольга19 сентября 2021, 16:14
"У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым" (Гал.1:10).
ИН для автора19 сентября 2021, 13:49
Вы этот рассказ опубликовали для того, чтобы комментарии отрезвили главную героиню? Неужели кто-то правда может считать "жертвенным гостеприимством" подобную заморочку? Ну не было бы у главной героини малолетнего ребенка и впустила бы она женщину-аферистку - хоть и глупо, но еще куда ни шло. Но впустить в дом с ребенком проходимцев, один из которых мужик..? Отнять деньги из семьи с ребенком для потакания здоровым взрослым лодырям..? Чего же тут жертвенного? Просто глупость в квадрате.
Надя19 сентября 2021, 12:34
Хорошо, что есть еще такие люди. Они хоть пытаются Заповедь исполнить и не жалеют себя. А мы все умные и наученные жизнью. Себя бережем и ближних от бедности и беды. Житейским своим умом пытаясь все устроить...
Лариса Галине И.19 сентября 2021, 10:25
Вот я и говорю:тут есть над чем думать. Меня сразила последняя фраза: и пусть у них будет все хорошо! Сказала Нана.Она их любит, хоть они ей пакости делают. Но это и есть христианство, оно очень неудобное, что поделаешь. Любите врагов ваших, а тут и за врагов она их не считает. А что в Писании сказано, гнать их в шею? Не поняла я вашу отсылку к незнанию Писания.
Галина И.19 сентября 2021, 06:55
"Гость – от Бога... Ведь сказано: «Стою и стучу». Бог смотрит на нас глазами больного или нуждающегося человека". Такому гостю мы должны помочь по своим силам и согласно правилам христианского странноприимства. Но при этом думать своей головой, учитывать падшее состояние человека. А вот "СЕ, СТОЮ У ДВЕРЕЙ И СТУЧУ".. Часто мы вольно трактуем Божье слово, и получается несуразица. Христос стоит у дверей нашего сердца и стучит в него, а не в двери нашей квартиры. Так я однажды по своей простоте впустила в дом одну гостью, и пришлось вызывать полицию, чтобы выдворить ее: такое устроила. В другой раз впустила мошенника, находящегося в розыске, Бог сохранил. Батюшка сказал мне никого не впускать.
Natalie19 сентября 2021, 00:24
“Ум без доброты переходит в злобу, а доброта без ума в глупость.“ Патриарх Сербский Павел.
Вера18 сентября 2021, 23:17
Есть одно указание, вообще-то для священников- "руководствоваться при принятии решения пастырской совестью", а мирянам, получается, просто совестью. Т. е. если такое гостеприимство не рисовка, не гордыня и не мазохизм, а внутреннее сознание себя обязанным так поступать, достойным подобного обращения, и все это с истинной верой и упованием на Бога - то это подвиг. А кто считает такое поведение неправильным, неполезным себе и гостям - тому в подвиг вменится, думаю, тяжелый разговор при расставании...
Александр18 сентября 2021, 21:53
Жертвуя вору и высогателю, Вы его поощряете. Их убьют?1000 их не спасет, они сами идут к своему финалу. А вот у ребенка своего отнять кусок и бросить псам, это не верное решение. И жертвенностю глупую наивность без рассуждения называть, наверно не нужно.
Людмила18 сентября 2021, 18:30
Я бы так не поступила ..день- два,три- и все.И ,духовник сказал ей правильно- отправлять их.Почему нужно открывать от семьи ,от ребенка деньги,при чем немалые.Тем более,если вспомнить о людях,которые пострадали от них.Помочь бедным - да,но таким товарищам - нет ,увольте.
Галина И.- Ларисе18 сентября 2021, 14:28
/"Нана настоящая христианка, буквально исполняет евангельские заповеди!"/ ??? Ап. Павел называл поступки людей, подобных Дареджан и Рамазу, бесчинными (2 Фес. 3:6-12). "Если кто не работает, тот и не ест...Таковых увещаем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб". В Дидахе (Учении Господа, переданном народам через 12 апостолов) гл.12 "Христианское странноприимство" называет странников,празднующих в гостях более двух или трех дней, "христопродавцами". "Остерегайтесь таковых!"- призывают апостолы. О том же говорится и в предыдущей, 11 главе. В такие беды, как у героини рассказа, мы вляпываемся по своей наивности и невежеству в законах и Писании.
НН18 сентября 2021, 13:28
"Полюбивший правильно самого себя может богоугодно любить ближнего. Сыны мира, недугующие самолюбием и порабощенные ему, выражают любовь к ближнему неразборчивым исполнением всех пожеланий ближнего. Ученики Евангелия выражают любовь к ближнему исполнением относительно его всесвятых заповеданий Господа своего; удовлетворение пожеланиям и прихотям человеческим они признают душепагубным человекоугодием и страшатся его настолько же, насколько страшатся и убегают самолюбия. Самолюбие есть искажение любви по отношению к самому себе, человекоугодие есть искажение любви по отношению к ближнему." Св. Игнатий(Брянчанинов).
НН18 сентября 2021, 13:25
Олег, а ещё есть грех человекоугодия. Христос не думал о том, что менялы в храме обидятся на Него, выгнал их и столы опрокинул, хотя они в какоом-то смысле делали полезное дело для людей, пришедших в Иерусалим издалека. Дай Бог всего хорошего таким людям, как Нана, а их родным(если они есть)- терпения. Доброта Наны происходит и за их счет. Меня учили: сначала надо подумать о своих ближних, а уж потом - о других и неближних. Хорошо, что в этот раз малолетний сын не пальнул в кого-то из оружия, по неосторожности. Но где гарантия, что следующие подобные гости не оставят наркотики, а сын попробует невзначай да и пристрастится? Не должно быть "усердие паче разума", духовника надо слушаться.
рБЛюбовь18 сентября 2021, 11:07
В каждом деле надо иметь рассуждение! Да есть вот такие Люди,как героиня рассказа. Мария, спаси Господи!
Олег18 сентября 2021, 00:41
Я думаю, что Нана очередная запутавшаяся жертва довольно распространенного в христианской среде заблуждения о том, что смирение и следование евангельским заповедям тождественно безволию, слабохарактерности и безотказности во всем. Сказано: нет добродетели без рассруждения. А тут рассуждением и не пахнет. Скорее, у главного персонажа "следование заповедям" - просто оправдание своего безволия.
Мария Сараджишвили17 сентября 2021, 21:16
Алексей, прототипов знаю лично. Просто поменяла имена, как обычно
Алексей17 сентября 2021, 20:14
Мария, а были ли, наверное, прототипы у героев? И, вообще, на какую часть история вымышленная?
Лариса17 сентября 2021, 20:04
Какие глубокие рассказы у Марии! Ведь Нана настоящая христианка, буквально исполняет евангельские заповеди! Вот и понимаешь, как это трудно. Я бы не смогла, выгнала бы их. Есть над чем подумать.
Денис17 сентября 2021, 11:19
Мария, спасибо за рассказ. Сложная тема, Евангелие учит отдавать больше чем просят, но ведь бывает, что хоть кожу с себя сними, а пользы не будет, да и кому-то нужна не рыба, а удочка. Мне кажется, что тот самый внутренний мир, вернее его нарушение, и подсказывает, что поприще уже пройдено.
Галина17 сентября 2021, 09:56
Сквозят нотки осуждения главной героини. И ее "мазохизм" по существу истории дело второе в сравнении с принятием решений от "головы своея", но за общим тоном подачи не очень понятно: что из двух моментов на первом плане, или кроется что-то иное в основном посыле.
Наталья17 сентября 2021, 05:11
Благодарю за историю.Ведь есть же такие люди ,которым слова Господа есть более насущны и дороги ,чем свой комфорт.Трудно представить себя на месте Наны. День-два я ,наверное,потерпела бы таких гостей ,а дальше перестала их оправдывать.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×