Насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, он незримой духовной нитью связан с храмом Богоявления Господня, расположенным на территории поселка Механического завода города Козельска.
Строительство храма велось в период 2005-2011 гг., по благословлению митрополита Калужского и Боровского Климента. А самую первую деревянную Богоявленскую церковь в этих местах поставили белопоместные казаки, прибывшие в Козельск для несения службы, как в окраинный город Московского государства. Спустя год стало абсолютно явным, что с момента «отшествия аввы Илиодора ко Господу» тысячи людей обратились к вере, пришли в Церковь, потянулись в храмы, почувствовав особую благодать…
Именно эта благодать по молитвам аввы стала воздействовать на людей даже далёких от Церкви, даже на иноверцев. Часть из них ничего не знала об оптинском подвижнике при его земной жизни. Но благодать снизошла и на них, тех, кто приехали в день годовщины помянуть старца, и не просто помянуть, но и принять Святые Дары Христа…
На Божественной Литургии к причастию – трапезе Любви приступила тысяча мирян. Именно за это больше всего радел авва.
Из проповеди аввы Илиодора: «Кульминация, итог всей нашей жизни, это что? Кто скажет? Кульминация – это то, к чему все мы с вами должны готовиться. К чему? К Небу! К встрече с Богом. Соединение с Богом, вот! Где? На Небе.
А на земле у нас есть, где соединиться с Богом? Где мы соединяемся? В храме. А именно? У нас начало соединения с Богом – это именно в таинстве Причастия. Как можно один раз в месяц? Я что, со своей родной матерью должен раз в месяц встречаться?
Что, маме я надоел, что ли? Да хоть сто раз обнимай, целуй… Так и мы.
У многих существует непонимание того, что в алтаре происходит. Нет понятия о Святой Евхаристии… В Божественной Литургии происходит самое страшное, самое главное в жизни на этой земле: Господь рождается, проходит Его детство, Он растёт, проливает кровь, воскрешается, и открываются Царские врата, священнослужитель произносит: со страхом Божиим и верой приступите.
Мы слышим такие слова: «приидите, ешьте тело Мое; хлеб сей – тело Мое; пейте кровь Мою» (Мф.26:26). И что получается? Священник выходит с чашей. Господь: «вот тело Мое». Некоторые повернулись и пошли. «А я не готова». Какие страшные слова человек говорит. Тогда, простите, такой вопрос, встречный: скажите, пожалуйста, к чему вы готовились?! К чему вы должны быть готовы? На рынок сходить? Или встретиться с тётей Дуней, поболтать? К чему мы готовимся? Кто готовился попасть в аварию или умереть на операционном столе? Или получить инфаркт? Или чтобы ещё кто-то тебе по башке дал?..
Вот труба позвала, душа пошла. Увидел человек Господа. Конец. Все осталось: машины, квартиры, дети... Все, все осталось.
– «Господи, помилуй!».
– «А Я же тебе дал лет 60-70. Я же дал тебе время. А чего же ты?»…
Мы должны быть готовы только ко встрече со Христом Господом нашим!»
В годовщину смерти отца Илиодора особенно чувствовалось его присутствие, всегдашняя его опека и любовь, которой мы все были обласканы. И это очень символично, ведь Илиодор, в переводе с греческого – «дар солнца».
Епископ Никита Козельский и Людиновский (Ананьев) сказал: «Мы собрались, чтобы прославить Преблагословенную Владычицу Богородицу и память отца Илиодора, который всем сердцем горел любовью к Божией Матери, сам был Её верный служитель и всех призывал почитать Пречистую Деву. Пусть Господь по молитвам Пречистой Матери Своей упокоит всеми нами любимого батюшку Илиодора "в селениях праведных, где несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная"… Я вот заметил, что у нас с вами сегодня нет настроения печали. Это свидетельство о том, что отец Илиодор с нами молится. Он молится с нами и за нас уже у Престола Отца Небесного. И сегодня не случайно у нас такое радостное, Пасхальное настроение, потому что Господь Воскрес, и праведники воскреснут! Мы верим, что нашли с вами небесного покровителя в лице отца Илиодора, который будет всегда с нами, который всегда будет нам помогать, как помогал в своей земной жизни. Всегда будет молиться о нас и всегда будет нашим предстателем и ходатаем перед престолом Отца нашего Небесного. Христос Воскресе! Вечная Пасха да будет со всеми нами!»
Вспоминается необыкновенное Пасхальное ликование, что воцарилось в день погребения аввы год назад. И тогда и теперь на ум невольно приходят пророческие строки святого Серафима Саровского: «Среди лета запоют Пасху»…
Илиодоровская Пасха – осенняя, с ярко разукрашенной жёлто-красной листвой, и в этом тоже проглядываются черты аввы, ведь он по профессии был художником. Став верным соработником Христу, все свои силы, знания, умения, веру авва Илиодор положил на восстановление Оптиной пустыни и множества других святынь.
Первостепенные усилия священнослужителя были направлены на то, чтобы пробудить ВЕРУ в людях.
Приведём важный фрагмент из книги церковного историка, доктора философии и богословия, деятеля русской эмиграции Игоря Корнильевича Смолича: «…Оптинское старчество составило целую эпоху в истории старчества вообще, ибо свои духовные силы оптинские старцы отдавали людям, жившим в миру; это было своего рода подвигом любви русского иночества, и главным здесь было помочь каждому отдельному человеку понести его тяготы, послужить ему в его нуждах. Впрочем, старцы стремились не только служить людям в духе христианской любви, но еще больше вводить в Церковь тех, кто стоял у ее порога, чтобы в дальнейшем жизнь их строилась в духе христианской морали».
Мы видим, что всё это воплотил в себе отец Илиодор.
Преемник старчества авва Илиодор прозревал будущее, чудотворил, даже находясь в больнице на смертном одре. На примере его жизни мы видим вполне реальный путь, возможный для каждого имеющего решимость и дерзновение идти вперёд.
26 октября 2021 года – день принесения в Москву (1648 г.) Иверской иконы Пресвятой Богородицы и годовщина отшествия ко Господу Илиодора (Гайриянц) – иеродиакона Оптиной пустыни, которого не только народ, но и его духовный отец старец схиархимандрит Илий (Ноздрин) называют не иначе как архидиаконом.
Следует отметить, что диакон – это низший священный сан, в нем долго не задерживаются, за ним обычно следует рукоположение во иерея. Иеродиакон Илиодор остался в сане диакона, однако даже священнослужители высшего сана почтительно называют его аввой, от них же это именование пошло и прочно закрепилось. Похоже, впервые его употребили духовные чада отца Илиодора протоиереи Вадим и Константин Качаловы (дуэт «БраТцы»), отобразив в своём творчестве. Песня «Авва» была написана 3 января 2012 года, к 65-летию отца Илиодора. Вот небольшой, но многоговорящий фрагмент:
«Духовный отец стяжает венец,
Ведя ко Христу словесных овец.
Он бдит день и ночь, стараясь помочь,
Чтоб крест пронесли его сын и дочь!
Авва – поддержи, Авва – помолись,
Нам грешным подскажи
Как исправить жизнь!
Авва – помоги, Авва – вразуми,
За всё от нас прими
Поклон до земли…»
А́вва, А́ба (арам. אבא /ʔabɑʔ/, греч. ἀββᾶ) – арамейско-сирийское слово, обозначающее «отец». Авва – древнее наименование настоятеля православного монастыря – игумена, архимандрита, получившее распространение с IV века. Авва – церковно-литературное наименование старцев-подвижников. Впервые как форма уважительного обращения к монашествующим встречается в трудах преподобного Ефрема Сирина. В наше время в Сирийской, Коптской, Эфиопской Церквах этим словом обращаются к священнослужителям, монахам, архиереям.
Пожалуй, именно Авва Илиодор стал самым известным и любимым среди всех дьяконов Церковной истории после святого апостола – первомученика Архидиакона Стефана и святого архидиакона Лаврентия. О нашем отце Илиодоре написаны песни, но мало кому известно, что и сам он является автором очень популярных песен…
Никогда не искал славы, будучи очень одарённым от рождения, был движим Любовью… И Божественные дары ему данные не сокрыл, а, преумножив, вернул Отцу Небесному во сто крат.
Все свои силы, знания, умения, таланты, веру авва Илиодор положил на восстановление Оптиной пустыни и множества других святынь. Одна из его чад упоминает об участии в восстановлении тридцати трёх храмов.
Но все усилия священнослужителя были направлены на то, чтобы пробудить ВЕРУ в людях. Монах чётко понимал забытое современниками выражение – «Вера не в бревнах, а в ребрах».
Схимонах Амвросий (Баласян) отмечает: «Авва Илиодор – идеал, образец христианина XX-XXI века. Учитель высоконравственной жизни, отдавал себя всецело… Самоотдача его была не сто, а тысяча процентов. Авва почти не спал, не желая пропускать возможности, когда еще мог бы послужить Господу и Его народу…».
Оптина во все времена была духовным оазисом, в котором, повторяясь, расцветали благодатные дары первых веков монашества. Вот что пишет в своей книге «Оптина пустынь: Исторический очерк и личные воспоминания. С приложением писем к Оптинским старцам» церковный деятель и духовный писатель иеросхимонах Сергий (в миру Сергей Иванович Четвериков; 1867-1947): «Оптина пустынь в XIX веке стала символом нового типа святости, возникшего в России и получившего название "старчества". В связи с этим обитель стала центром притяжения русских писателей, художников, философов и ученых широкого круга, среди которых были даже математики и астрономы, а также тысяч паломников со всей России».
Священник, философ Павел Флоренский пишет об этом мужском монастыре как о «духовном санатории многих израненных душ».
…А начало пути аввы в Оптину было таким.
Георгий Гайриянц (в то время друзья называли его Георгом) пришёл к Богу в 1985 году. Очень символично, в дату годовщины смерти своей мамы Евгении – 22 марта. Стоить заметить, что этот день для него особый – память Сорока святых Севастийских мучеников (воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Малой Армении, в 320 году).
Именно в честь одного из них (Феофила), состоялся иноческий постриг Георгия (в будущем Илиодора). Имена святых покровителей из числа этих же воинов Христовых достались и его духовному отцу (до принятия великой схимы был Илиан, а в данный момент – Илий).
Духовное рождение будущего монаха произошло в Троице-Сергиевой Лавре. Прикипел сердцем к обители, к старцу архимандриту Кириллу (Павлову), который стал для него ВСЕМ… Нёс послушание в монастыре. Был звонарём, выполнял и другие виды послушаний.
Особенно по сердцу Георгию пришлась забота о лаврских старцах и больных престарелых монахах: четыре года мыл им ножки, смазывал раны… (Немного забегая вперёд, скажем – когда сам сподобился стать старцем, дети семейств, где гостил, часто наперегонки бежали, чтобы омыть ноги аввы).
И вот наступил момент, когда отец Кирилл объявил своему любящему чаду волю Господа – направляться ему в Козельск, восстанавливать древний монастырь в помощь отцу Илиану. Как раз в том же, 1989 году, русский монах, духовник Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне отец Илиан был призван в Россию и направлен в качестве духовника в восстанавливаемую Оптину пустынь. Где старец принял великую схиму с именем Илий.
Георгий вспоминал: «Приехал я в Оптину – полная разруха. В 1989 году там всего пять или семь монахов подвизались. От силы десять… Ни кола, ни двора, ни забора. Ничего нет. Всё заросшее… Сараи, бабушки какие-то, мужики пьяные. Нет у меня никакого настроения. Впечатление, как будто "мессершмиты" бомбили два месяца… Храмы стоят полуразрушенные. Думаю: "Что это такое? Какой это монастырь после Лавры? Где тут монастырь?", "Приеду к батюшке Кириллу и скажу, что никого и ничего там нет!". Смотрю, из Введенского храма старчик выходит. Смотрю на него, а про себя думаю: "Откуда такой старче?" А он: "запеленговал" меня – мысли читает… Думаю: "О, старец! А может, это – Илиан? Ну, если это Илиан, тогда я останусь!"».
Так произошла судьбоносная встреча старца Илия и его чада, будущего старца Илиодора. Господь наделил монахов великими дарами: любви, единомыслия… С того момента они вместе совершали духовные подвиги. Отец Илиодор часто восторженно, с огромной любовью, как большое дитя рассказывал о старце, объясняя и значение их имён, так же подчёркивающее их целостный тандем: «Илий по-гречески – солнце, а Илиодор – дар солнца…»
17 ноября 1987 года постановлением Правительства РСФСР Оптина пустынь была передана Русской Православной Церкви. 30 декабря Священный синод принял решение об открытии монастыря.
В тот момент на территории располагалось Козельское сельхоз-ПТУ, проживали целые семьи.
Со всех концов бывшего Союза в монастырь устремились боголюбцы. Насельники трудились и молились. Не было никаких сомнений в том, что Пресвятая Богородица поможет в восстановлении Своей обители.
Из воспоминаний Аввы Илиодора:
«Мне сообщили, что меня ждёт наместник, прихожу в кабинет, а там уже сидел батюшка Илий. Архимандрит Евлогий спрашивает:
– Георгий, ты кем работал?
Отвечаю:
– Строителем в Загорске, то есть, в Сергиевом Посаде!
Наместник неожиданно даёт ключи:
– Будешь экономом!
Так началась моя трудовая деятельность в монастыре. С 1989 года мы все вместе с батюшкой Илием восстанавливали Оптину. Но это – длинная история… Мы все трудились больше физически, а батюшка усиленно молился.
Много всяких трудностей преодолевали… На территории обители, был расположен магазин, проживали сорок семей. Мы должны были расселить где-то, всех этих людей, чтобы освободить Оптину… После восстанавливали женскую обитель в Шамордино. В безбожное время там колхоз обосновался. Так что нам приходилось буквально комбайны вытаскивать из храмов… Много всего такого случалось! Ну и чудесного – тоже…»
3 июня 1990 года в надвратной церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери возрождённой Оптины был освящён первый престол. Состоялась первая Божественная Литургия. К концу 1990 года братии в монастыре насчитывалось уже более сорока пяти человек.
4 декабря 1990 года, в главный Престольный праздник монастыря инок Феофил (в прошлой жизни Георгий) совершенно неожиданно для себя был рукоположен в сан иеродиакона, да ещё самим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II…
Исторически тридцать лет – довольно короткий промежуток времени. Оптина поднялась – белоснежная красавица (так, образно называл Батюшка Церковь) – молитвами, трудами, подвигами многих подвижников, среди которых, ярко выделяется громогласный и любвеобильный Авва Илиодор.
Он прошёл практически все виды послушаний. Был и исполнителем, и организатором восстановительных работ. Но святые не трубят о своих подвигах, и подвижничество любого истинного христианина совершается втайне.
Досталось же нашим старцам святым XX века… Сколько было их посеяно Господом, вынесших неподъемные духовные и физические тяготы на своих плечах. Это схиархимандрит, преподобный, исповедник Севастьян Карагандинский, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), новомученик святитель Серафим (Звездинский), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Серафим (Тяпочкин), архимандрит Феофан (Обмок), схиархимандрит Зосима (Сокур), схимонахиня Сепфора (Шнякина), схимонахиня Маргарита (Лахтионова), преподобноисповедница Фамарь (Марджанишвили), преподобный Илья Макеевский, схиархимандрит Виталий (Сидоренко), архимандрит Серафим (Лаврик), протоиерей Николай Гурьянов, протоиерей Михаил Иларионов и многие другие… До сих пор спасают нас и весь грешный мир. Возводят нас святыми молитвами, поднимают молитвенный дух. Не так уж много было этих светильников веры, но каждый, не щадя живота своего потрудился во вверенном ему уделе. Именно с них началось наше духовное возрождение…
Всякая эпоха рождает своих святых. Если мир живёт, существует, можем быть уверенными, что родятся новые святые, потому что мир не стоит без праведника, и наше время породило такого удивительного праведника.
После долгих лет запустения и безверия на Руси жизнь святого – это живая проповедь Бога и Его благодати, существования духовного мира и непреложных духовных законов, которые человек начинает осознавать…
Чада аввы разбросаны по всему миру, но не остались сиротами. В последней своей песне он оставил нам завещание и благословение. Расставшись с нами, он не оставил нас и не прощается, потому что в сердце у него навечно поселилась и живет Любовь!
Протоиерей Димитрий Стороженко вспоминает: «Батюшка Илиодор еще при земной жизни как-то сказал: "Я уйду на Иверскую". И вот, когда мы – чада пытались ему возразить, я ему говорил: "Батюшка да что ж такое вы говорите …". Отец Илиодор отвечал: "Молитесь, чтобы я прошёл мытарства, и я вам еще больше оттуда буду помогать"».
Так и случилось. Святой продолжает путь и продолжает творить чудеса. И это вновь являет нам живую проповедь существующего духовного мира.
…Не так давно, по отшествии аввы в Вечность, его чадам молодой семье священнослужителей, в одну и ту же ночь приснился дивный сон. Один на двоих: cлужится Небесная Божественная Литургия. На Пир Любви собраны святые – святитель Николай Чудотворец, преподобный Гавриил (Ургебадзе), воин-мученик Евгений Родионов... Сослуживает и авва Илиодор…