Православный календарьПравославный календарь
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.

«С высоты снизшел еси, благоутробне»

Комментарий к воскресным тропарю и кондаку восьмого гласа

Богослужение воскресного дня занимает особое место в жизни Церкви, а значит, имеет важное значение для нас, православных христиан. Нельзя не согласиться с тем, что современный верующий человек, обремененный житейскими заботами, чаще всего участвует в храмовой молитве именно в выходной день — в воскресенье.

Если человек понимает тексты, которые слышит на воскресном богослужении, это дает ему весьма многое, а именно — осознание главной идеи христианского вероучения: победы Христа над смертью.

Поэтому воскресная служба имеет в богослужебном круге совершенно самобытное положение. Воскресный день — это малая Пасха, праздновать которую православные верующие имеют возможность раз в неделю.

Церковный Устав позаботился о том, чтобы мы не забывали свет Христова Воскресения, который сохраняется в течение всего года в текстах, ставшими незаслуженно обыденными.

Церковный Устав позаботился о том, чтобы мы не забывали свет Христова Воскресения

Воскресенье — праздничный день, который невозможно литургически представить без главных его песнопений: тропаря и кондака. Это объясняется так: тропарь в сжатом виде изображает суть празднуемого события.

Кондак же является подобием тропаря и выступает вторым по значимости песнопением, также выражая суть празднуемого события, но, как правило, — с другой стороны[1]. Если тропарь дает картину внешней стороны события, то кондак — внутренней, имеющей нравственное значение для человеческой души.

А значит, важно понимать тексты тропарей и кондаков воскресного дня. Ниже представлен разбор тропаря и кондака восьмого гласа на церковнославянском языке. Стоит отметить, что восьмой глас по традиции исполнения в Русской Церкви отличается своей торжественностью. На этот распев положены тропари праздника Святой Троицы, кондак и ипакои Пасхи, гимн «Достойно есть» и другие важнейшие песнопения.

Тексты тропаря и кондака звучат следующим образом:

Тропарь:

«С высоты снизшел еси, Благоутробне, погребение приял еси тридневное, да нас свободиши страстей, Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе»[2].

Кондак:

«Воскрес из гроба, умершия воздвигл еси, и Адама воскресил еси, и Ева ликует во Твоем воскресении, и мирстии концы торжествуют еже из мертвых востанием Твоим, Многомилостиве»[3].

Русский перевод этих песнопений таков.

Тропарь:

«С небес сошел Ты, Милосердный, и воспринял тридневное погребение, чтобы освободить нас от страданий. Жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе»[4].

Кондак:

«Восстав из гроба, Ты воздвиг умерших и воскресил Адама; Ева ликует о Твоем воскресении и пределы мира торжествуют от Твоего восстания из мертвых, многомилостивый»[5].

Христос — истинный Бог

Тропарь начинается с исповедания Иисуса Христа истинным Богом, потому что небеса — место, где почивает Бог. Здесь идет отсылка к словам Самого Спасителя в беседе с Никодимом:

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13).

Далее подчеркивается милосердие Божие ко всему человечеству: Бог назван «благоутробным». Церковнославянское слово «благоутробие» означает «сердечность, внутреннюю благость, милосердие»[6]. Почему же Бог — милосердный? Это раскрывают следующие слова воскресного тропаря — Бог милосерден, потому что воспринял «тридневное погребение».

Христос — истинный Человек

«Погребение приял еси тридневное» — в этом словосочетании заключается все уничижение Христа, о котором говорил апостол Павел в послании к филиппийцам:

«Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 7–8).

Кто может быть погребен? Только тот, кто умер, а Бог бессмертен. Чтобы умереть, Бог воспринял человеческую плоть, жил среди людей и нес тяготы тварного мира. В этом и заключается великое умаление, истощение Своего достоинства.

Состоит оно и в том, что, по слову святителя Феофана Затворника,

в человеческом образе

«безначальный — начинается; вездесущий — определяется местом, вечный — проживает дни, месяцы и годы; всесовершенный — изменяется с течением времени; всесодержащий и всеоживляющий — питается и нуждается в заботе других; всеведущий — не ведает; всемогущий — ограничивается; источающий жизнь — умирает»[7].

И все это переживает Он, будучи совершенным Богом.

И жертва Христова направлена на единое — на спасение человека от «страстей». Страстей — страданий, но и страстей в аскетическом смысле. Ведь для человека, ищущего спасения, страсть — болезнь, от которой нужно исцелиться, ведь она мучит душу[8].

Неслучайно в этом словосочетании употреблено церковнославянское желательное наклонение с частицей «да», выражающее жажду спасения.

За это великое милосердие мы прославляем Бога, называя Его нашей «жизнью и воскресением».

Кондак восьмого гласа представляет собой зеркальное отражение тропаря и восстановляет для нас хронологическую последовательность, проливая свет на сотериологичность событий Воскресения Христова, когда Христос умер плотью, спустился во ад и вывел души праведников. Об этом писал апостол Павел в послании к ефесянам:

«Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А ‟восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» (Еф. 4, 8–9).

Можно было бы подумать, что речь идет о снисхождении к нам на землю, и это действительно так по сравнению с небом. Однако святые отцы идут дальше, говоря об аде и проповеди спасения среди умерших.

Господь воскресил Адама, и Ева стала «ликовать» — «петь хором, водить хоровод, плясать»[9]. Эта фраза означает, что и Ева также была причастницей Воскресения Христа.

Здесь налицо святоотеческая параллель: по традиции Христос называется Новым Адамом, Богородица — новой Евой, а Древо Крестное — избавлением от греха, ведь некогда древо познания добра и зла стало причиной грехопадения. Ева ликует именно потому, что через Богородицу ей пришло избавление.

Ева ликует именно потому, что через Богородицу ей пришло избавление

Новая Ева, чистая отроковица Дева Мария, ради всего падшего человечества стала Богородительницей. В этом смысле Дева Мария представляется целью ветхозаветной истории, начавшейся с детей Евы.

Святитель Григорий Палама отмечает, что Бог избрал Сифа. Этим была избрана Та, Которой надлежало стать Матерью Божией. Так имело свое начало в самих детях Адамовых и исполнялось в последующих поколениях спасение мира[10].

Когда же пришло время исполниться этому пророчеству, были избраны Иоаким и Анна, в доме и стране Давида. Бог на этот раз обещал и даровал дитя, которому предстояло стать Матерью Бога.

То есть фраза о ликовании Евы вкратце освещает всю историю Ветхого Завета, кульминацией которой было Рождество и Введение во храм Пресвятой Девы Марии.

Именно об исполнении пророчества «торжествуют все пределы мира», поскольку исполнение его стало спасением от вечной смерти. Заканчивается кондак так, как начинался тропарь, — прославлением великого милосердия Божия.

***

Богослужебные тексты воскресного дня раскрывают собой многие аспекты богословия: и христологии, и сотериологии, и даже антропологии. К сожалению, в настоящее время эти тексты для многих стали привычными, и православные верующие, которые посещают богослужение, воспринимают их как нечто рядовое. Но нельзя забывать, что тексты воскресного богослужения говорят о самом важном событии в человеческой истории: Воскресении Христовом, а значит, изучение и осмысление их чрезвычайно важно для православного христианина.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 163 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Скабалланович М.Н. Толковый типикон. М., 2008. С. 630, 689.

[2] Октоих. М.: Издательство Московской патриархии, 1996. С. 463.

[3] Там же. С. 482–483.

[4] Адаменко В., священник. Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке. Н. Новгород, 1926. С. 73.

[5] Там же. С. 78.

[6] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославянско-русские паронимы. М., 2021. С. 63.

[7] Там же.

[8] Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 2008. С. 141.

[9] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославянско-русские паронимы. М., 2021. С. 163.

[10] Григорий Палама, святитель. Беседа на Введение во храм Пречистой Владычицы нашей Богородицы // Величие Пресвятой Девы Богородицы. М., 2005. С. 254.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 7-го гласа Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 7-го гласа
Лариса Маршева, Федор Митрофанов
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 7-го гласа «Не ктому держава смертная возможет держати человеки»
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку седьмого гласа
Лариса Маршева, Федор Митрофанов
В воскресном кондаке седьмого гласа основное внимание акцентируется на бессилии ада и его поражение.
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 6-го гласа Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 6-го гласа
Лариса Маршева, Герман Трущелев
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 6-го гласа «Ангельския силы на гробе Твоем»
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку шестого гласа
Лариса Маршева, Герман Трущелев
Рукой, источающей жизнь, из мрачных глубин Жизнодавец Христос Бог воскресил всех, даруя жизнь всему роду человеческому.
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 5-го гласа Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 5-го гласа
Лариса Маршева, Алексей Овчинников
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 5-го гласа «Собезначальное Слово Отцу и Духови»
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку пятого гласа
Лариса Маршева, Алексей Овчинников
Основу смерти разрушил Господь Своим Воскресением, даруя каждому человеку возможность спастись.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Лариса Маршева

Новые материалы

Выбор читателей

×