«Ангельския силы на гробе Твоем»

Комментарий к воскресным тропарю и кондаку шестого гласа

Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический анализ воскресных тропаря и кондака шестого гласа.

Для начала приведем тексты тропаря и кондака на церковнославянском языке.

Тропарь:

Ангельския силы на гробе Твоем и стрегущии омертвеша, и стояше Мария во гробе, ищущи Пречистаго Тела Твоего. Пленил еси ад, не искусився от него; сретил еси Деву, даруяй живот. Воскресый из мертвых. Господи, слава Тебе.

Кондак:

Живоначальною дланию умершия от мрачных удолий Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, воскресение подаде человеческому роду: есть бо всех Спаситель, Воскресение и Живот, и Бог всех[1].

Сила Воскресения

В тропаре повествуется о событии, происходившем после Воскресения Спасителя. Придя ко гробу помазать Тело Спасителя, Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломея увидели, как ангел, сошедший с небес, отвалил камень от гроба. В этот момент было землетрясение, и все были напуганы, в том числе и стражи, стригущии, или охраняющие[2] гроб, «пришли в трепет и стали как мертвые» (Мф. 28, 4).

Мария Магдалина стояла у гроба и плакала, так как не нашла тело Учителя. Далее в Евангелии от Иоанна повествуется, как она

«наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин. 20, 2–3).

Пленение ада

Христос пленил еси ад, то есть обезоружил его, лишил всякой власти и силы.

«Воскресение Господа нашего Иисуса Христа ознаменовало Его победу над диаволом, грехом и смертью, стало реальным свидетельством совершенного Им спасения человеческого рода, открыло путь ко всеобщему воскресению»[3],

– пишет протоиерей Вадим Леонов. Вера в Воскресение Иисуса Христа является краеугольным камнем Православия. Любая человеческая жизнь всегда может возобновиться в Спасителе, несмотря на грех.

Вера в Воскресение Иисуса Христа является краеугольным камнем Православия

Иисус Христос не претерпел никакого ущерба в аду. По-церковнославянски это звучит как не искусився от него. Церковнославянское значение глагола искусити – «испробовать, подвергнуться искушению»[4].

Сошедши во ад, Спаситель проповедовал Евангелие «находящимся в темнице духам» (1 Пет. 3, 19), в том числе благодаря проповеди Иисус Христос вывел из ада не только праведников, но тех «непокорных», которые приняли слово Божие[5].

Если Господь избавил нас от смерти, то почему же мы умираем? На этот вопрос отвечает Иоанн Златоуст: «Мы все еще умираем прежней смертью, но не остаемся в ней»[6].

Если Господь избавил нас от смерти, то почему же мы умираем?

Настоящая смерть – после которой нельзя вернуться к жизни. А мы знаем: по Втором Пришествии воскреснут все люди и преобразятся, разве можно теперь называть это смертью?

Так, Спаситель, будучи Вторым Адамом, был вне власти ада и диавола.

Сретение Воскресшего

Сретил еси Деву, даруяй живот – церковнославянское сретил обозначает «встречу, встречную на пути»[7]. По мнению блаженного Феофилакта Болгарского, Иисус Христос, даровав жизнь всем людям, явился Деве Марии: «Именно Богородица упоминается среди жен-мироносиц у евангелиста Матфея»[8]. Ей и Марии Магдалине явился ангел, а затем и Сам Христос.

Так, тропарь прославляет Спасителя, который даровал Своей Смертью вечную жизнь людям.

Живоначальною дланию

В кондаке также повествуется о славном Воскресении Иисуса Христа.

Живоначальною дланию – рукой, источающей жизнь, из мрачных глубин Жизнодавец Христос Бог воскресил всех, даруя жизнь всему роду человеческому, ибо Он Спаситель, Воскресение и Жизнь, и Бог всего. Ад – мрачныя удолия то место, куда сошел Сам Спаситель, чтобы привести верующих в Него к вечной и блаженной жизни.

После Воскресения Иисуса Христа стало возможно спасение людей[9]. Но при этом в Новом Завете говорится: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2,12). То есть каждый человек для своего спасения должен жить со Христом и исполнять Его заповеди. Только тогда мы сможем верно возгласить: Воскресый из мертвых. Господи, слава Тебе!

[1] Октоих. М.: СТСЛ, 2008. С. 89, 98.

[2] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 28. М., 2008. С. 164.

[3] Леонов В., протоиерей. Основы православной антропологии: Учебное пособие. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 260.

[4] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 6. М., 1979. С. 265.

[5] Иванов М. С. Ад // Православная энциклопедия. Т. 1., 2008. С. 276.

[6] Иванов М. С. Богословие Воскресения // Богословский сборник. Т. I–II. М., 2011. С. 128.

[7] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 27. М., 2006. С. 179.

[8] Малков П. Ю. Богородица // Православная энциклопедия. Т. 5. М., 2009. С. 488.

[9] Леонов В., протоиерей. Основы православной антропологии: Учебное пособие. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 263.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 7-го гласа Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 7-го гласа
Лариса Маршева, Федор Митрофанов
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 7-го гласа «Не ктому держава смертная возможет держати человеки»
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку седьмого гласа
Лариса Маршева, Федор Митрофанов
В воскресном кондаке седьмого гласа основное внимание акцентируется на бессилии ада и его поражение.
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 5-го гласа Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 5-го гласа
Лариса Маршева, Алексей Овчинников
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 5-го гласа «Собезначальное Слово Отцу и Духови»
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку пятого гласа
Лариса Маршева, Алексей Овчинников
Основу смерти разрушил Господь Своим Воскресением, даруя каждому человеку возможность спастись.
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 4-го гласа Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 4-го гласа
Лариса Маршева, Тихон Овчинников
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 4-го гласа «Светлую Воскресения проповедь»
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 4-го гласа
Лариса Маршева, Тихон Овчинников
Через Иисуса Христа человечество избавилось от сущности первородного греха, который преграждал человеку вход в рай.
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 3-го гласа Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 3-го гласа
Лариса Маршева, Иван Похващев
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 3-го гласа «Да веселятся небесная, да радуются земная»
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 3-го гласа
Лариса Маршева, Иван Похващев
Смерть – всего лишь изменение способа существования, а не его неизбежный трагический исход, ведущий к вратам ада.
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 2-го гласа Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 2-го гласа
Лариса Маршева, Григорий Панфилов
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 2-го гласа «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный»
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку второго гласа
Лариса Маршева, Григорий Панфилов
Весь мир радуется и славит Бога о Его Воскресении и спасении человечества.
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 1-го гласа Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 1-го гласа
Лариса Маршева, Иоанн Старунов
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 1-го гласа Воскресный тропарь и кондак первого гласа: богословско-филологический комментарий
Лариса Маршева, Иоанн Старунов
Род человеческий искуплен святой Кровию Сына и прощен. Преграда, которая существовала между людьми и Творцом, полностью исчезла.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×