Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический анализ воскресных тропаря и кондака шестого гласа.
Для начала приведем тексты тропаря и кондака на церковнославянском языке.
Тропарь:
Ангельския силы на гробе Твоем и стрегущии омертвеша, и стояше Мария во гробе, ищущи Пречистаго Тела Твоего. Пленил еси ад, не искусився от него; сретил еси Деву, даруяй живот. Воскресый из мертвых. Господи, слава Тебе.
Кондак:
Живоначальною дланию умершия от мрачных удолий Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, воскресение подаде человеческому роду: есть бо всех Спаситель, Воскресение и Живот, и Бог всех[1].
Сила Воскресения
В тропаре повествуется о событии, происходившем после Воскресения Спасителя. Придя ко гробу помазать Тело Спасителя, Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломея увидели, как ангел, сошедший с небес, отвалил камень от гроба. В этот момент было землетрясение, и все были напуганы, в том числе и стражи, стригущии, или охраняющие[2] гроб, «пришли в трепет и стали как мертвые» (Мф. 28, 4).
Мария Магдалина стояла у гроба и плакала, так как не нашла тело Учителя. Далее в Евангелии от Иоанна повествуется, как она
«наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин. 20, 2–3).
Пленение ада
Христос пленил еси ад, то есть обезоружил его, лишил всякой власти и силы.
«Воскресение Господа нашего Иисуса Христа ознаменовало Его победу над диаволом, грехом и смертью, стало реальным свидетельством совершенного Им спасения человеческого рода, открыло путь ко всеобщему воскресению»[3],
– пишет протоиерей Вадим Леонов. Вера в Воскресение Иисуса Христа является краеугольным камнем Православия. Любая человеческая жизнь всегда может возобновиться в Спасителе, несмотря на грех.
Вера в Воскресение Иисуса Христа является краеугольным камнем Православия
Иисус Христос не претерпел никакого ущерба в аду. По-церковнославянски это звучит как не искусився от него. Церковнославянское значение глагола искусити – «испробовать, подвергнуться искушению»[4].
Сошедши во ад, Спаситель проповедовал Евангелие «находящимся в темнице духам» (1 Пет. 3, 19), в том числе благодаря проповеди Иисус Христос вывел из ада не только праведников, но тех «непокорных», которые приняли слово Божие[5].
Если Господь избавил нас от смерти, то почему же мы умираем? На этот вопрос отвечает Иоанн Златоуст: «Мы все еще умираем прежней смертью, но не остаемся в ней»[6].
Если Господь избавил нас от смерти, то почему же мы умираем?
Настоящая смерть – после которой нельзя вернуться к жизни. А мы знаем: по Втором Пришествии воскреснут все люди и преобразятся, разве можно теперь называть это смертью?
Так, Спаситель, будучи Вторым Адамом, был вне власти ада и диавола.
Сретение Воскресшего
Сретил еси Деву, даруяй живот – церковнославянское сретил обозначает «встречу, встречную на пути»[7]. По мнению блаженного Феофилакта Болгарского, Иисус Христос, даровав жизнь всем людям, явился Деве Марии: «Именно Богородица упоминается среди жен-мироносиц у евангелиста Матфея»[8]. Ей и Марии Магдалине явился ангел, а затем и Сам Христос.
Так, тропарь прославляет Спасителя, который даровал Своей Смертью вечную жизнь людям.
Живоначальною дланию
В кондаке также повествуется о славном Воскресении Иисуса Христа.
Живоначальною дланию – рукой, источающей жизнь, из мрачных глубин Жизнодавец Христос Бог воскресил всех, даруя жизнь всему роду человеческому, ибо Он Спаситель, Воскресение и Жизнь, и Бог всего. Ад – мрачныя удолия – то место, куда сошел Сам Спаситель, чтобы привести верующих в Него к вечной и блаженной жизни.
После Воскресения Иисуса Христа стало возможно спасение людей[9]. Но при этом в Новом Завете говорится: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2,12). То есть каждый человек для своего спасения должен жить со Христом и исполнять Его заповеди. Только тогда мы сможем верно возгласить: Воскресый из мертвых. Господи, слава Тебе!