«Да веселятся небесная, да радуются земная»

Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 3-го гласа

Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический анализ к воскресным тропарю и кондаку 3-го гласа.

Воскресный тропарь 3-го гласа на церковнославянском языке звучит следующим образом:

«Да веселятся Небесная, да радуются земная; яко сотвори державу мышцею Своею Господь, попра смертию смерть, первенец мертвых бысть; из чрева адова избави нас, и подаде мирови велию милость».

Текст кондака:

«Воскресл еси днесь из гроба, Щедре, и нас возвел еси от врат смертных; днесь Адам ликует, и радуется Ева, вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно Божественную державу власти Твоея»[1].

Греческий оригинал таков.

Тропарь:

«Άυτόμελον Εὐφραινέσθω τὰ οὐράνια, ἀγαλλιάσθω τὰ ἐπίγεια, ὅτι ἐποίησε κράτος, ἐν βραχίονι αὐτοῦ, ὁ Κύριος, ἐπάτησε τῷ θανάτῳ τὸν θάνατον, πρωτότοκος τῶν νεκρῶν ἐγένετο, ἐκ κοιλίας ᾅδου ἐρρύσατο ἡμᾶς, καὶ παρέσχε τῷ κόσμῳ τὸ μέγα ἔλεος».

Кондак:

«‘Εξανέστης σήμερον, ἀπὸ τοῦ τάφου Οἰκτίρμον, καὶ ἡμᾶς ἐξήγαγες, ἐκ τῶν πυλῶν τοῦ θανάτου, σήμερον Ἀδὰμ χορεύει, καὶ χαίρει Εὔα, ἅμα δέ, καὶ οἱ Προφῆται, σὺν Πατριάρχαις, ἀνυμνοῦσιν ἀκαταπαύστως, τὸ θεῖον κράτος τῆς ἐξουσίας σου»[2].

Да веселятся небесная, да радуются земная

С первых строк мы видим призыв к всеобщему ликованию и радости, адресованный ко всему существующему на небе и земле

С первых строк воскресного тропаря мы видим призыв к всеобщему ликованию и радости, адресованный ко всему существующему на небе и земле. Здесь налицо определенная градация, дифференциация небесного и земного. Мир небесный описан в начале тропаря – это отражает его более высокий иерархический статус. Он также отделен от земного, материального.

Гимнографические тексты полны параллелей со Священным Писанием. Библейский параллелизм мы можем наблюдать в самом начале текста тропаря, которое отсылает нас к первой главе книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1).

Цикл воскресных тропарей прославляет, соответственно, событие Воскресения Иисуса Христа, имеющее вселенское значение, которое провиденциально было задумано Богом еще до творения мира – как нематериального, так и материального. Можно сказать, что это апогей, смысл существования всего живого, его преображение.

Яко сотвори державу мышцею Своею Господь

Эти строки начинают прояснять причину всеобщей радости. Они отсылают нас к известному отрывку из Евангелия от Луки: «Сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лк. 1: 49). История совершения спасения человеческого рода началась с Благовещения, когда Пресвятая Дева узнала волю Божию о Себе, что Ей надлежит быть сосудом, через который осуществится Боговоплощение. Беспомощный Младенец родился не в царских чертогах, а в Вифлеемской пещере, согреваемый дыханием животных. Между тем миру была явлена «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (Тим. 3: 16).

Вся земная жизнь Иисуса Христа – жертвенный подвиг безусловной любви во благо людей

Вся земная жизнь Иисуса Христа – жертвенный подвиг безусловной любви во благо людей. Подвиг, который увенчался победой добра над злом, истины над ложью, жизни над смертью. Святитель Григорий Богослов пишет:

«Воскресение настолько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды»[3].

Это явление могущества силы Божией для спасения людей.

Попра смертию смерть, первенец мертвых бысть

Греческому «ἐπάτησε» соответствует церковнославянское «попра» (от «попрати»), что означает «наступить, встать ногой»[4]. Это древний жест победителя, ставящего стопу на шею или на грудь побежденного. Господь Иисус одержал победу над диаволом, освободив человечество посредством Своей искупительной Смерти.

После грехопадения путь в рай людям стал недоступен. Посмертная участь была предрешена: и праведники, и грешники попадали в шеол – обиталище мертвых. Но Христос родился сверхъестественным образом. Его Рождение покрыто тайной, в том числе и для врага рода человеческого. Иисус Христос не наследовал падшей природы, пораженной первородным грехом. За всю жизнь Он не совершил ни одного личного греха. Поэтому диавол не имел над Ним никакой власти. Диавол совершил ошибку, нарушив договор, заключенный после грехопадения. Он был повержен и посрамлен, между тем как Христос одержал великую победу.

Христос первый, кто воскресает в бессмертном теле: «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6: 9). Как известно, воскресение в бессмертных телах для людей станет возможным лишь ко времени всеобщего Суда.

«Тело Богочеловека, после Его воскресения, уже принадлежавшее горнему миру, могло быть и видимым, и невидимым по воле Богочеловека», – учит святитель Игнатий (Брянчанинов)[5].

Иисус Христос воскрес первым телесно, и в этом смысле он именуется первенцем из умерших.

Из чрева адова избави нас

Ад представлен здесь как всепоглощающее, никого не щадящее чудовище с безразмерным, бездонным чревом

Гимнографический текст полон образности. Ад представлен здесь как всепоглощающее, никого не щадящее чудовище с безразмерным, бездонным чревом. И из этого чрева нас избавил Господь, преподавший великую милость – благодать.

В воскресный день Святая Церковь вспоминает событие Воскресения Христова. Обращаясь к Господу, мы именуем Его Щедрым. Но прилагательное «Οἰκτίρμον» переводится как «сострадательный, милосердый»[6]. То есть Господь совершил великое дело милосердия, излил милость на человеческий род, избавив его от диавольского рабства.

Иисус Христос вызволил, вывел нас от врат смерти. Господь упразднил смерть – болезненный бич всего человечества, рано или поздно карающий каждого. Эта болезнь стала перманентно свойственна людям, совершившим грех. Но теперь через приобщение благодати, подаваемой через Господа Иисуса, ужас смерти уже не так страшен, вернее, он вовсе не страшен. Апостол Павел восклицает: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1: 21). Смерть – всего лишь изменение способа существования, а не его неизбежный трагический исход, ведущий к вратам ада.

В более узком смысле, смерть – это «утрата источника жизни»[7]. Но теперь возможна реальная жизнь после перехода в вечность со Спасителем.

Днесь Адам ликует, и радуется Ева

Первые люди, имевшие относительное совершенство в эдемском саду, утратили его после греховного выбора. Через них все человечество стало наследовать падшую искаженную грехом природу. Но в день Воскресения Христова и Адам, и Ева празднуют всеобщую победу. Однако об Адаме сказано: он ликует, что не отражает буквального смысла глагола «χορεύω», обозначающего «устраивать хоровод, пляски»[8]. То есть ему как первому сотворенному по образу Божию человеку была протянута в аду Пречистая длань Христа. И он возглавляет это ликование, выраженное в такой детской форме радости, – заводит хоровод.

По отношению к Еве используется другой глагол – χαίρω, который переводится «радоваться»[9]. И он идентичен слову, используемому в церковнославянском тексте.

Вместе с прародителями торжествуют и люди, просиявшие в добродетели. И пророки, и патриархи – люди праведного образа жизни.

Наречие «непрестанно» может свидетельствовать – они соединились в райских обителях, пребывая со Христом. То, что они постоянно пребывают в прославлении могущества Творца, свидетельствует о некоем ином способе существования, где нет места физической усталости. Тот, кто вел богоугодный образ жизни, доверяя Промыслу, не может не радоваться о Воскресении.

[1] Октоих, сиречь Осмогласник. М., 1981. С. 350.

[2] ΟΚΤΩΗΧΟΣ ΚΥΡΙΑΚΗ ΟΡΘΡΟΔΟΞΙΑΣ // https://glt.goarch.org/texts/Och/Tone3Sun.html

[3] Григорий Богослов, святитель. Творения. М.: Сибирская благозвонница, 2011. С. 153.

[4] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1347.

[5] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. М.: Сибирская благозвонница, 2016. С. 312.

[6] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1206.

[7] Леонов Вадим, протоиерей. Основы православной антропологии. М.: Московская Патриархия, 2013. С. 197.

[8] Liddell H.G., Scott. R.Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1998.

[9] Там же. С. 1969.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 7-го гласа Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 7-го гласа
Лариса Маршева, Федор Митрофанов
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 7-го гласа «Не ктому держава смертная возможет держати человеки»
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку седьмого гласа
Лариса Маршева, Федор Митрофанов
В воскресном кондаке седьмого гласа основное внимание акцентируется на бессилии ада и его поражение.
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 6-го гласа Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 6-го гласа
Лариса Маршева, Герман Трущелев
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 6-го гласа «Ангельския силы на гробе Твоем»
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку шестого гласа
Лариса Маршева, Герман Трущелев
Рукой, источающей жизнь, из мрачных глубин Жизнодавец Христос Бог воскресил всех, даруя жизнь всему роду человеческому.
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 5-го гласа Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 5-го гласа
Лариса Маршева, Алексей Овчинников
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 5-го гласа «Собезначальное Слово Отцу и Духови»
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку пятого гласа
Лариса Маршева, Алексей Овчинников
Основу смерти разрушил Господь Своим Воскресением, даруя каждому человеку возможность спастись.
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 4-го гласа Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 4-го гласа
Лариса Маршева, Тихон Овчинников
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 4-го гласа «Светлую Воскресения проповедь»
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 4-го гласа
Лариса Маршева, Тихон Овчинников
Через Иисуса Христа человечество избавилось от сущности первородного греха, который преграждал человеку вход в рай.
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 2-го гласа Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 2-го гласа
Лариса Маршева, Григорий Панфилов
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 2-го гласа «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный»
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку второго гласа
Лариса Маршева, Григорий Панфилов
Весь мир радуется и славит Бога о Его Воскресении и спасении человечества.
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 1-го гласа Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 1-го гласа
Лариса Маршева, Иоанн Старунов
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 1-го гласа Воскресный тропарь и кондак первого гласа: богословско-филологический комментарий
Лариса Маршева, Иоанн Старунов
Род человеческий искуплен святой Кровию Сына и прощен. Преграда, которая существовала между людьми и Творцом, полностью исчезла.
«Слава в вышних Богу» «Слава в вышних Богу»
Комментарий к тропарю праздника Рождества Христова
«Слава в вышних Богу» «Слава в вышних Богу»
Комментарий к тропарю праздника Рождества Христова
Лариса Маршева, диакон Анатолий Гольдман
В тропаре Рождества Христова нам открывается Божественная реальность, где переплетаются ветхозаветные и новозаветные события, наполненные образами света.
Комментарии
Наталья Богоявленская14 ноября 2021, 20:09
Сергей, попробуйте найти ответ на свой вопрос в труде Игнатия Брянчанинова "Слово о человеке".
Наталья Богоявленская14 ноября 2021, 19:53
Уважаемая Читательница, что-то я не поняла ваших слов о профессоре Осипове. Вы хотите сказать, что он излагает сугубо своё мнение? Вот уж нет -- от опирается исключительно на святых отцов и постоянно об этом говорит. Или я неправильно вас истолковала?
Галина И.10 ноября 2021, 19:52
Ув. читательница, приведенные вами утверждения св. отцов не противоречат православному догмату о Богочеловеке, просто их надо изучать в полноте контекста. Для ясности можно порекомендовать "Основы православной антропологии" прот. Вадима Леонова, часть III, 1.2. "Христос -Богочеловек". Догмат догматом, а отец Вадим объясняет все подробно и понятно. Также книгу митр. Илариона (Алфеева) "Таинство веры. Введение в православное богословие", гл.VI "Христос".В ней отец Иларион говорит о том, что"соединение двух природ во Христе есть тайна, превосходящая ум, и никакое слово не в силах описать ее". Ведь недаром христологические споры велись в Церкви с IV по VIIв. Указанные книги доступны в Интернете.
Читательница (Подмосковье)10 ноября 2021, 16:41
Сергей, ("авторы статьи, вместе с архимандритом Рафаилом, как и все православные христиане...), Вы же прекрасно знаете, что далеко не все: профессор А.И. Осипов и многие другие.
Сергей10 ноября 2021, 14:57
Читательнице Говоря о безгрешности человеческой природы Христа, авторы статьи, вместе с архимандритом Рафаилом, как и все православные христиане, излагают не свое мнение, а догмат Церкви Христовой (Халкидонский орос IV Вселенского собора 451г, 12 анафематизм V Вселенского собора). Полемика по этому вопросу бессмысленна, учите догматику. Мой вопрос отношу к своей малограмотности и плохому знанию Св. писания. Прошу помочь.
Галина И.10 ноября 2021, 00:33
"Диавол совершил ошибку, нарушив договор, заключённый после грехопадения". В обширном святоотеческом наследии ничего не говорится о якобы каком -то "договоре (то есть завете) между диаволом и Богом", поскольку его не было. Но эта версия обширно представлена в чисто сказочном варианте в славянской фольклорной Библии, этом "бесписьменном Писании народного христианства". Напр.: Флорентина Бадаланова Геллер./ Книга сущая в устах: Фольклорная Библия. Текст № 141. Христос и договор между Богом и диаволом.- М., 2017.- изд. университета Дмитрия Пожарского.
Читательница (Подмосковье) 9 ноября 2021, 00:26
/продолжение/ "...Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония... и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней» (Иез.28:14-16). Речь идет о царе Тирском, но, по толкованию А.П. Лопухина, «позади этого царя пророк созерцал первоначальные совершенства и падение одного из ангелов». В общем, ждем ответа авторов - с нетерпением.
Читательница (Подмосковье) 9 ноября 2021, 00:22
Присоединяюсь к вопросу Сергея. Могу допустить, что вместо «после» должно стоять «до» ("Диавол совершил ошибку, нарушив договор, заключённый после грехопадения"). Хотя применительно к ангелу термин «грехопадение» как-то режет слух. В богословии он означает совершение греха нашими прародителями. Если речь идет о договоре, заключенном между Богом и ангелами ДО ПАДЕНИЯ Денницы, тогда иллюстрацией к этому "соглашению" могут быть слова пророка Иезекииля: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней...
Читательница (Подмосковье) 8 ноября 2021, 23:10
Авторы: «Иисус Христос не наследовал падшей природы, пораженной первородным грехом». Так считает архимандрит Рафаил(Карелин). А святые отцы думали иначе: «Что не воспринято, то не исцелено» (свт.Григорий Богослов). «Чистый и Всецелый приемлет на Себя скверну естества человеческого, понеся на Себе и всю нищету нашу, доходит даже до испытания смерти» (свт. Григорий Нисский). «Так как грехопадением было повреждено все существо человека, и тело, и душа, и ум, то Господь принял все это греховное существо, чтобы восстановить всего человека» (свт. Кирилл Александрийский). Цитирование можно продолжить.
Сергей 8 ноября 2021, 13:33
"Диаавол совершил ошибку, нарушив договор, заключённый после грехопадения". Прошу авторов пояснить, о каком договоре идёт речь?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×