На Рождество Христово ждешь чуда. В сердце накануне праздника из года в год зреет необъяснимое чувство доброй надежды. Откуда берутся эта радость, ожидание чуда и добрая надежда, мы поговорили с иереем Николаем Тихончуком – священником и медбратом реанимации, клириком парижского храма в честь иконы «Всех скорбящих Радость» и святой Женевьевы Парижской (Корсунская епархия Русской Православной Церкви).
– Отец Николай, почему Рождество Христово иногда называют праздником надежды? Дело не только в богословском трактовании, но и в особой атмосфере, ожидании чуда и некоторых благоприятных изменений в жизни…
– На самом деле, большинство ветхозаветных текстов дышит одной большой надеждой в обетование о пришествии Мессии, который придет и освободит богоизбранный народ, с которым Господь Бог заключил союз, и даже не один такой союз. Что Он придет к Своему народу, как мудрый правитель и царь, и принесет ему подлинную свободу. Из-за этих чаяний Рождество называется праздником надежды, во Христе они осуществились во всей полноте.
– Но для нас, христиан, прошло уже 2000 лет с того времени, как Христос родился. В чем же сегодня эта надежда актуализируется?
– Я думаю, что для нас, христиан, Рождество Христово – это не столько праздник, который, как в Ветхом Завете, устремлен в будущее, или, допустим, в прошлое, как наши светские праздники, а как осуществляющаяся в нас здесь и сейчас непреходящая радость жизни со Христом. Он воплотился – и мы уже живем в Его Царстве, которое Он основал благодаря Своему пришествию, крестной жертве и Воскресению. Для нас это вновь и вновь радость переживания встречи Бога с человеком.
Для нас это вновь и вновь радость переживания встречи Бога с человеком
Бог воплощается, Он становится одним из нас, в образе обычного и неприметного человека, с надеждой на подлинную встречу с другим. Мы видим, что в земной жизни самого Христа, как, впрочем, и в жизни простых людей, есть всё: вера и недоверие, надежда и сомнение, любовь и разочарование. Думаю, что наша христианская надежда – именно о подлинной встрече с ближним, и конечно, о подлинной встрече с Богом.
– Кого, как не вас, спрашивать про надежду – вы ведь несете служение не только у Престола Божия, но и в реанимации госпиталя. Вспомните случай, когда безнадежно больной человек поправлялся, возвращая радость жизни своим близким.
– Чтобы это произошло именно на Рождество Христово, не могу припомнить, на Пасху – да, об этом случае я уже рассказывал.
Рассказу об одном случае. Одно из последних радостных событий – мой опыт в ковидном отделении, особенно с беременными женщинами, которые поступали в наше отделение реанимации. Были женщины, которые тяжело страдали. Самая первая моя пациентка, больная ковидом, провела у нас три месяца, интубированная. Она была первой, которая попала в наше отделение в марте 2020 года. Она родила ребенка, и потом ее практически сразу ввели в искусственную кому. Причем она по профессии тоже медсестра. Вы представляете: три месяца! Это сказалось, увы, на ее здоровье. Сейчас она проходит длительную реабилитацию и неважно себя чувствует. Я знаю об этом, потому что наши пациентки, пережившие ковид, разыскали друг друга. Как-то поддерживают связь между собой, общаются. Вот, даже меня нашли, и я был этим летом на Крещении одного из младенцев. Так вот, у этой молодой женщины родился прекрасный здоровый мальчик, его назвали Виктором, и имя ему выбрали неслучайно: «Виктор» значит «Победитель». Они, верующие люди, назвали своего сына в честь Христа, победившего смерть. Слава Богу, мальчик сейчас со своей мамой, жив и здоров.
Хорошо помню, как все переживали за молодую женщину. Она держалась буквально на грани жизни и смерти. Помню, как звонил ее супруг, спрашивал тревожным и тихим голосом, есть ли у нее улучшения...
Для меня и сейчас остаются тайной и непостижимой загадкой жизнь, болезнь и исцеление, смерть
Вы знаете, для меня и сейчас остаются тайной и непостижимой загадкой сама жизнь, болезнь и исцеление, смерть. Как все это понять и принять верующему сердцу?! Наверное, всматриваясь в икону Рождества, мы сможем что-то для себя понять. Потому что наше спасение началось вот с этих яслей, где лежит Младенец, совершенно хрупкий и беззащитный, но вот это доверие Бога человеку, оно поразительно. Бог вверяет Себя в грубые руки грешников! И, с одной стороны, это всегда радость, а с другой… Посмотрите, после Рождества происходит избиение младенцев. Радость – и тут же страшная трагедия. Жизнь Младенца Христа с самого начала находилась под угрозой. Не только были волхвы, жизнь не приносила Ему одни только подарки: было и бегство в Египет, всегда была опасность смерти. И всегда, на протяжении всей жизни – и Христа, и каждого из нас, – есть какая-то трагедия. В жизни многих из нас присутствует мрак отчаяния и боли, но в то же время и живет, теплится где-то глубоко в сердце вера и надежда. Вот как с Божией Матерью: ангел благовествует о чудесном рождении Младенца, и практически сразу после она слышит грозное пророчество: «Тебе самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35).
Поэтому сложно сказать, где появляется эта надежда и где проявляется это чудо, когда человек исцеляется. Наверное, дело даже не столько в результате как таковом. Смею думать, что надежда и доверие Богу рождаются в нас в процессе, в действии, они приходят и прорастают в нас, как маленькие зерна, вместе с молитвой и заботой о конкретном человеке.
– А было ли у вас свое, личное, чудо на Рождество?
Самое большое чудо на Рождество, которое происходит с нами, – это оказаться рядом с теми, кто нуждается в чуде, нуждается в нас
– Мне кажется, что самое большое чудо на Рождество, которое происходит с нами, – это оказаться рядом с теми, кто нуждается в чуде, а именно: нуждается в нас. Мы можем подарить это чудо нашего присутствия в жизни кого-то. Вот яркий пример, Николай Чудотворец, память которого всегда совершается накануне Рождества. Церковь его именует чудотворцем. Но какие он в реальности совершал чудеса? При жизни он был с теми, кто нуждался в помощи и защите. Как вы помните, он остановил меч над человеком, которого должны были казнить. Или как он пришел на помощь бедной семье, где девушки должны были быть отданы замуж, а у отца не было денег. Николай – Чудотворец, потому что был рядом с теми, кто в нем нуждался. Самое большое чудо – быть, присутствовать в жизни других людей. И как только мы научимся делиться этим чудом, своим временем, вниманием с ближним, Господь нас одаривает другими чудесами – чудом Своего присутствия и бытия. Мы это можем почувствовать только на личном опыте.
Не нужно ждать чудес, а быть их активными творцами
Мне кажется, что не нужно ждать чудес, а быть их активными творцами. На самом деле это не так-то сложно. Главное, не пройти, как в притче, мимо избитого человека, лежащего на пути. Взять его, поднять, отнести в гостиницу, заплатить за него, чтобы о нем позаботились, возлить на его раны елей. Наверное, важно нам всем понять это: тот, кто страдает, нуждается именно в нас. Не обязательно в больнице. Это может быть добрая улыбка, что-то очень простое. Но каждый из нас в какой-то период жизни нуждается в чуде. Присутствие другого, который поможет почувствовать и понять, что он не брошен. Почувствовать радость своего бытия и того, что ты нужен. Необходимо научиться делиться нашим сокровищем веры и жизни, делиться любовью и добротой.
Каждый из нас уже есть сам по себе чудо, потому что мы пришли в этот мир. Почему Господь по Своему желанию привел нас в этот мир? Это уже само по себе удивительное чудо! Рождество каждого из нас – это новая надежда, которую Бог дает в лице этого человека в этом мире.
Самое большое чудо – понять, что каждый человек есть удивительная тайна, присутствующая в мире.
– Что пожелаете нашим читателям в день Рождества Христова?
– Рождество – это действительно праздник надежды. И с рождением каждого человека появляется новая надежда, что станет больше любви, света, добра. Что в этом мире станет больше Бога и Его Царства в нас.
Жизнь человека очень хрупка и сложна. Она похожа на ночное небо, в котором появляются маленькие огоньки звезд. Точно так же в жизни. Не все так ярко и радостно. Однако каждый из нас может стать свидетелем и творцом прекрасных проблесков веры, надежды и радости в этом мире, которые станут для кого-то, как некогда для волхвов, той путеводной звездой, что ведет нас к Младенцу Иисусу.