Неожиданный взгляд православного священника на здоровый образ жизни, кроссфит, калистенику и перенос тренировочных навыков на духовную жизнь. Наша беседа с иереем Леонидом Кудрячовым, настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы Оренбурга, пресс-секретарем Оренбургской епархии и преподавателем Оренбургской семинарии, – о том, зачем верующему мужчине поддерживать свое тело в тонусе физическими нагрузками, что говорил об атлетизме апостол Павел и как крепкие парни в храме могут стать хорошим «свидетельством для внешних».
– Почему вам близка тема спорта? Сами чем-то занимались/занимаетесь?
– Мы ведь с вами не о спорте высоких достижений говорим, правда? У меня нет никаких медалей или регалий. В детстве, как это обычно бывает, посещал разные спортивные секции, особенно затянул баскетбол. Поступив в семинарию, отложил физкультуру на дальнюю полку своих интересов, но после 30 стал на нее поглядывать, а после 35 понял, что без дополнительной спортивной активности уже не обойтись. В настоящее время хожу на кроссфит, а также занимаюсь калистеникой дома. Осваиваю стойки на руках. К тому же Господь одарил меня четырьмя сыновьями, так что хочется показать им пример здорового образа жизни.
– Кроссфит? Калистеника?
– Кроссфит – это достаточно молодое спортивное направление в России. На мой взгляд, прекрасная альтернатива повсеместно распространенным фитнес-клубам и тренажерным залам. Занятия по кроссфиту проходят обычно в групповом формате и построены на совмещении упражнений из разных спортивных дисциплин. Здесь есть и кардио, и турник, и штанга, и гири, и элементы гимнастики, и работа на выносливость. Каждая очередная тренировка не похожа на предыдущую – скучать не будешь. Со стороны может показаться, что такие высокоинтенсивные нагрузки подходят только «продвинутым» атлетам, но это не так. В каждом кроссфит-зале есть специальные группы для начинающих, а начать можно буквально с нуля.
Калистеника, в отличие от кроссфита, предполагает упражнения только с собственным весом. Название переводится с греческого как «красивая сила». Это очень аккуратная, спокойная работа над своим физическим развитием. Но здесь тоже есть куда расти, речь идет о так называемых «скилах», то есть навыках разного уровня сложности, таких как выход на перекладине, передний вис, задний вис, горизонт, отжимание в стойке на руках и спичаг, и другое. Прекрасная среда для занятий калистеникой – спортивная площадка на открытом воздухе, но можно и в квартире.
– Так, это понятно, а стойки на руках вам зачем?
– Не знаю, просто потому, что нравится. Баланс в стойке не дается быстро, это требует кропотливой работы и самоконтроля. Но это интересно и красиво. Наверное, многие строгие православные подвижники меня осудят, но мне кажется, в жизни должны быть не только утилитарные интересы, но и такое детское, безотчетное «нравится». Если, конечно, это не наносит вред душе.
В жизни должны быть не только утилитарные интересы, но и детское, безотчетное «нравится»
– Верна ли мысль о том, что если в Священном Писании про занятия спортом ничего не сказано, значит, и заниматься этим не стоит?
– Священное Писание не является энциклопедией на все случаи жизни. Зачем было бы пророкам и апостолам писать о будничном и очевидном? Хотя у апостола Павла все-таки можно кое-что найти, например: «ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим 4, 8). Это по Синодальному переводу. А вот, для сравнения, современный русский перевод: «Ведь физические упражнения полезны лишь отчасти, богопочитание же полезно всегда...». Апостол Павел не уничижает тех, кто занимается спортом, у него другая цель – напомнить о том, что, помимо тела, есть еще и внутренний мир, забота о котором важнее настолько, насколько важнее вечное по отношению к временному. Но одно не исключает другого, заботиться нужно и о душе, и о теле.
Думаю, окажись апостол Павел в XXI веке, он бы не стал писать: «телесное упражнение мало полезно...». Мир изменился сильно, жизнь человека совсем не та, что две тысячи лет назад. Внимательный читатель Евангелия, к примеру, заметит, что Господь Иисус Христос за все время Своего общественного служения только один-единственный раз ехал верхом – на осле – при входе в Иерусалим, да и то не ради удобства, а «да сбудется реченное через пророка...» (Мф. 21, 4). Простые люди постоянно ходили пешком на длительные расстояния, самые простые жизненные потребности давались тяжким трудом. На этом фоне дополнительные спортивные занятия были скорее роскошью, а не необходимостью. Теперь все наоборот. В наше время апостол Павел подобрал бы немного другие слова, вроде таких: «хотя телесные упражнения очень нужны и полезны, но благочестие еще больше!»
– Зачем, стремясь умертвить плоть постом и молитвой, размышляя о мире горнем, мне свое тело холить и лелеять, вернее, сначала мучить нагрузками, но ради того, чтоб оно потом «смотрелось красиво», а я был «на драйве – на спорте»?
– В спорте есть такое понятие, как «перенос навыков», когда тренировка и развитие одних способностей помогает другим. Например, приседания дают хороший перенос на бег. Если развивать эту мысль более глобально, то можно сказать, что многое из спорта дает хороший перенос на духовную жизнь. Спорт учит настойчивости и терпению, преодолению лени и страха, умению принимать правильные решения, и многому другому, что пригодится христианину в невидимой брани. Если ты не можешь заботиться о своем теле, которое видишь, как будешь заботиться о душе, которую не видишь?
Конечно, человек со спортивным телосложением может искушаться самолюбованием и тщеславием. Но подобные проблемы есть практически в любой сфере жизни. Тщеславиться может и программист, считая себя гением среди умственно отсталых. Художник может написать прекрасную картину и любоваться ею без меры, распираемый гордыней. Любой успех может стать соблазном, но его же можно обернуть ко славе Божией. Взять хотя бы свидетельство для внешних. Мы много мечтаем о том, чтобы молодежь приобщилась к Православию, но если, скажем, юноша входит в храм и видит только сутулые спины и шаркающую походку, вряд ли ему захочется стать членом такого сообщества.
Любой успех может стать соблазном, но его же можно обернуть ко славе Божией
– А напоследок… Может, поделитесь программой своих тренировок? Или рекомендациями по правильному питанию? Да и вообще, как выглядит образ жизни священника, ведущего ЗОЖ, в целом?
– Если говорить о кроссфите, то программу готовит тренер, за это голова не болит. По калистенике есть достаточно много материалов в свободном доступе, особенно на ютюбе. Можно найти как платные, так и бесплатные программы тренировок, было бы желание. В плане питания всё очень индивидуально, мне кажется. Самые общие и простые рекомендации: перечеркните все диеты, обещающие быстрое похудение, питайтесь разнообразно, употребляйте больше овощей и фруктов, меньше сладкого. Сам я занимаюсь 3–4 раза в неделю, в моей жизни нет алкоголя, а на кухне нет кофе, зато приходящие к нам домой гости с удивлением разглядывают два турника, брусья и гимнастические кольца…