Большая часть текстов, содержащихся в Oктоихе, Mинеях, Цветной и Постной Триодях и других богослужебных книгах, наполнена гимнами, посвященными Пресвятой Богородице. Такие гимны в православной традиции именуются богородичнами. Эти песнопения, восхваляющие Богоматерь, входят в состав всех ежедневных служб, – вечерни, утрени, литургии, великого и малого повечерия, вседневной и субботней полунощницы, а также часов. Богородичны помещены во всех богослужебных книгах, кроме Евангелия.
В современных изданиях многих богослужебных книг богородичны можно условно поделить на несколько групп.
- Богородичны праздников в честь Божией Матери.
- Богородичны, которые используются в дни памяти святых, – эти песнопения имеют отношение к воспоминаниям дней седмицы.
Из них существуют богородичны, которые используются только в среду и пятницу, их называют крестобогородичными.
- Богородичны восьми гласов.
- Богородичны догматики – восемь песнопений, составленных Иоанном Дамаскиным[1] и излагающих учение о лице Иисуса Христа.
Рассмотрим догматик восьмого гласа на церковнославянском языке:
«Царь Небесный за человеколюбие на земли явися, и с человеки поживе, от Девы бо Чистыя плоть приемый и из Нея прошедый с восприятием. Един есть Сын, сугуб естеством, но не Ипостасию. Темже совершенна Того Бога и совершенна Человека воистину проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего: Егоже моли, Мати Безневестная, помиловатися душам нашим»[2].
Перевод на русский язык таков:
«Царь Небесный по Своему человеколюбию явился на земле и жил с людьми; ибо, восприняв плоть от чистой Девы и произойдя от Нее с этою плотию, Он пребывает Единым Сыном, двойственным в естестве, но не в Лице. Поэтому, признавая Его истинно совершенным Богом и совершенным человеком, мы исповедуем Христа Богом нашим. Моли Его, девственная Матерь, о помиловании наших душ»[3].
«Царь Небесный за человеколюбие на земли явися»
«Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим. 3, 16) – Рождество Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. Это воистину великое чудо, которое занимает второе, после Воскресения, место во всей новозаветной истории, описывающей незыблемые истины, которые важны для спасения людей.
«В Воплощении Слова открывается и осуществляется смысл человеческого бытия. Во Христе Богочеловеке явлена мера и высший предел человеческой жизни»[4], – говорит протоиерей Георгий Флоровский.
Единственной побуждающей, но не принуждающей причиной Его действий была любовь к Своему страдающему созданию – человеку
Фраза «за человеколюбие» может быть переведена совершенно по-разному, например: по причине Своего человеколюбия; из-за Своего человеколюбия; по Своему Человеколюбию. Однако смысл остается один: Христос «воспринял образ раба, жил на земле в подобии плоти греховной» (Рим. 8, 3) между людьми, чтобы пострадать за погибшего человека. Единственной побуждающей, но не принуждающей причиной Его действий была любовь к Своему страдающему созданию – человеку.
Христос жил с людьми
«Поживе» (от пожити) означает «жить какое-то время»[5]. Но смысл этого слова не исчерпывается тем, что Христос, будучи Богом, просто прожил какое-то время с людьми.
Есть более глубинное толкование: будучи совершенным Богом и совершенным Человеком, Иисус Христос, живя среди людей, воспринял смертное и тленное человеческое естество, нуждался в пище, страдал от жажды, утомлялся, испытывал боль, когда Его истязали. Он претерпевал все это в такой же мере, как и все люди.
Божество и человечество во Христе
Дальнейшие слова догматика «от Девы бо Чистыя плоть приемый и из Нея прошедый с восприятием, Един есть Сын, сугуб естеством, но не Ипостасию» требуют нераздельного комментария.
В этих словах мы можем увидеть христологическую истину ипостасного единства двух природ во Христе.
«Бог Слово воплотился, восприняв от Богородицы начаток нашего состава – плоть, оживленную душою мыслящею и разумною, так что сама ипостась Бога Слова соделаласъ ипостасью для плоти»[6], – так говорит Иоанн Дамаскин.
Человеческая природа Спасителя получила бытие в иной, предсуществовавшей Божественной Ипостаси
Человеческая природа Спасителя получила бытие в иной, предсуществовавшей Божественной Ипостаси.
«Сугуб» (сугубый) имеет множество значений, но одно из них более всего подходит к контексту догматика – «состоящий из двух частей или проявляющийся в двух формах»[7]. Отталкиваясь от этого, словосочетание «сугуб естеством» будет означать: Христос соединил в Себе Божественную и человеческую природы. А слова «но не Ипостасию» свидетельствуют: ипостась во Христе одна – Слово Божие, и Вседержитель, и Всемогущий Сын Божий.
Само слово «ипостась» в переводе на русский язык означает «лицо, личность»[8].
Согласно халкидонскому вероопределению, ипостасным единением двух природ во Христе нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества, то есть после Воплощения Бога Слова не произошло изменения Божества в человечество и человечества в Божество. Но в то же время это не значит, что оба естества не имеют взаимовлияния. В силу ипостасного соединения естеств происходит «общение свойств» двух природ, так что свойства человеческой природы могут приписываться Божеству.
Так, автор говорит о явлении Богочеловека на земле, после чего описывает природу Иисуса Христа, которая является богооткровенной истиной.
«Моли, Мати Безневестная, помиловатися душам нашим»
Окончание догматика обращено к Пресвятой Богородице от лица людей, признающих, что у Христа две природы, одна Ипостась, что он Истинный Бог и Истинный Человек. Признавая это, мы православно исповедуем Христа Бога Нашего и просим Пречистую Богоматерь о заступничестве перед Богом за нас, чтобы наши души «помиловалися»[9], то есть получили от Бога высшую награду: проявления Божественной милости, которую Господь непрестанно подает всем любящим Его.