Преподобный Гильда Премудрый, игумен Рюиский

Память совершается 29 января / 11 февраля

Статуя св. Гильды в Сен-Жильдас-де-Рюи, Бретань Статуя св. Гильды в Сен-Жильдас-де-Рюи, Бретань

Происхождение и молодые годы

Преподобный Гильда, более известный как Гильда Премудрый (Gildas Sapiens, Gildas the Wise) – один из величайших подвижников, духовных писателей и миссионеров «эпохи святых» – жил в VI веке. По свидетельству самого преподобного Гильды, он родился в год, когда состоялась знаменитая битва при Бадоне (Battle of Mons Badonicus), в которой войско бриттов разбило англо-саксонских завоевателей. По мнению большинства ученых, эта битва произошла в конце V или начале VI века близ английского города Бат – возможно, на одном из холмов графств Сомерсет или Уилтшир.

Самыми известными дошедшими до нас являются два жития преподобного Гильды: первое написано анонимным монахом из монастыря Рюи (Rhuis) в Бретани в XI веке, а второе – валлийским клириком Карадоком Лланкарванским (Caradoc of Llancarfan) в XII веке. К сожалению, эти жизнеописания во многом противоречат друг другу. Считается, что более достоверным является житие XI века. Этого святого и его письменные творения упоминают многие другие авторы, жития святых, средневековые саги, летописи, анналы, генеалогии, календари и мартирологи. О нем сохранилось множество преданий и легенд во всем кельтском мире.

О нем сохранилось множество преданий и легенд во всем кельтском мире

Преподобный Гильда, по одной версии, родился в маленьком королевстве в долине реки Клайд, недалеко от Глазго, на месте нынешней Шотландии, а по другой версии – в северном Уэльсе. Скорее всего, он был знатного бриттского происхождения[1], а его отец Кау – благочестивый христианин – был местным правителем. Гильда имел четырех братьев и одну сестру, некоторые из них посвятили жизнь Богу. В молодости Гильда был женат и имел детей[2], а овдовев, решил посвятить оставшуюся жизнь служению Христу и Церкви. Вскоре он стал учеником преподобного Ильтуда (Illtud, Illtyd) в знаменитейших монастыре и школе Лланиллтуд-Ваур (Llanilltud Fawr) в Гламоргане на юге Уэльса. В этой обители он, по всей видимости, принял монашеский постриг. Ильтуд горячо полюбил Гильду, предвидя его великое будущее. Гильда усердно изучал Священное Писание и всем сердцем ощущал тягу к созерцательной молитве, находясь в полном послушании у наставника. Писали, что святой был красив лицом, мягок манерами, мудр, благочестив и прилежен в изучении творений Отцов Церкви, духовных и светских наук, философии и латыни. Скорее всего, духовными соратниками преподобного Гильды в Лланиллтуд Вауре были выдающиеся святые Павел Аврелиан (Paul Aurelian) и Самсон Дольский (Samson), которые впоследствии переехали проповедовать Слово Божие в Бретань (тогда она называлась Арморикой).

После Уэльса преподобный Гильда продолжил обучение в Ирландии, где набрался духовного опыта в разных школах, подвизался в Арме и других местах и много потрудился на ниве миссионерства. Считается, что именно на «Изумрудном острове» угодник Божий был рукоположен во иеромонаха[3].

Служение и отшельническая жизнь в Британии

После Ирландии святой перебрался, согласно его житию, на «север Британии» – скорее всего, в северный Уэльс, где изрядно преуспел в просвещении язычников, искоренении просочившихся в некоторые районы Британии ересей и совершил множество чудес. Святой прошел по всем провинциям Уэльса, и где бы он ни проповедовал, народ охотно собирался послушать его проповедь: многие навсегда оставили языческие обычаи и крестились вместе со своими семьями, принялись воздвигать храмы, а некоторые приняли монашество. Гильду по праву считают одним из апостолов православной веры в Британии VI века, хотя о его деятельности сохранилось мало сведений.

Гильду по праву считают одним из апостолов православной веры в Британии

Среди близких духовных друзей Гильды были покровитель Уэльса святитель Давид (David) Меневийский и преподобномученик Кадок (Cadoc) Лланкарванский. Поздний биограф писал, что в течение года преподобный Гильда был учителем в монастыре Кадока в Лланкарване. По преданию, 7 лет преподобный Гильда подвизался на островке Стип Холм (Steep Holm; «крутой остров») в середине Бристольского залива, где вел жизнь пустынника, а его сподвижник – святой Кадок – жил в те годы в уединении на соседнем островке Флэт Холм (Flat Holm; «плоский остров», ныне административно относится к городу-графству Кардифф в Уэльсе). Святые сотаинники время от времени встречались на духовные беседы и совместную молитву. Согласно антикварию XVI века Джону Лиланду, впоследствии преподобному Гильде пришлось покинуть Стип Холм из-за набега пиратов с Оркнейских островов. Согласно поздней традиции, именно на Стип Холме преподобный создал свое главное произведение, о котором пойдет речь ниже. Писали, что в начале X века Стип Холм использовали как временную стоянку викинги, совершавшие оттуда набеги на побережье Сомерсета. Позднее, в XII веке, возможно, в память о подвигах преподобного Гильды, на острове Стип Холм основали небольшой августинский монастырь в честь Архангела Михаила, от которого сохранились остатки руин и фундамент. Паломники до сих пор посещают оба острова – Стип Холм и Флэт Холм (расстояние между ними – 4 км), – на которых подвизались святые Гильда, Кадок и другие пустынники южного Уэльса, чьи имена до нас не дошли.

Остров Стип Холм в Бристольском заливе, Сомерсет Остров Стип Холм в Бристольском заливе, Сомерсет

Живописный, высокий скалистый островок Стип Холм имеет 1 км в длину и 400 м в ширину; одинаково виден с побережья и Южного Уэльса, и Англии. Административно относится к английскому графству Сомерсет и в своей высшей точке поднимается на 78 м над уровнем моря. Стип Холм используется как природный заповедник и признан участком особого научного интереса: на нем много пещер, здесь обитают большие популяции клуш и серебристых чаек, а также растут крайне редкие в Британии дикие пионы. По одной версии, они появились здесь благодаря валлийским монахам 1500 лет назад, а по другой – их сюда еще раньше завезли римляне. До острова Стип Холм можно добраться на лодке из городка Уэстон-Сьюпер-Мэр (гр. Сомерсет). На обоих островах сохранилась атмосфера святости.

В основанном святым Кадоком монастыре Лланкарван долгое время хранились две реликвии: колокол и Евангелие преподобного Гильды, предположительно, переписанное рукой самого святого, в золотом и серебряном окладе. Известно также, что прославленный ирландский святой Брендан Мореплаватель (Brendan the Navigator) однажды навещал преподобного Гильду в Уэльсе.

Он постоянно укрощал плоть длительными постами и бдениями, принимал пищу лишь три дня в неделю

Сохранились описания аскетической жизни Гильды после принятия им монашества. Он постоянно укрощал плоть длительными постами и бдениями, принимал пищу лишь три дня в неделю. Питался ячменным хлебом и травами, пил дождевую воду, носил власяницу, никогда не ходил в баню (что любили делать его соплеменники), лицом же был худ, так что казалось, что у него лихорадка. По ночам преподобный Гильда, как и другие кельтские подвижники, имел обыкновение заходить в проточную воду, где стоя совершал моления и бдения, а затем шел в храм, где коленопреклоненно молился до рассвета.

Преподобному Гильде также приписывался дар пророчества.

Проповедь в Ирландии и паломничество в Рим

В 560-е годы по приглашению верховного короля Ирландии преподобный Гильда снова посетил ирландскую землю, где пробыл некоторое время, помогая восстанавливать порядок в ирландской Церкви: усердно проповедовал Евангелие, построил немало храмов и монастырей по всему острову, наставляя детей и взрослых, знатных людей и сирот. Вот почему имя преподобного Гильды встречается во многих календарях и анналах Ирландии. Влияние подвижника там было столь велико, что бесчисленное число ирландских монахов и аскетов считали себя его учениками. На ирландской земле угодник Божий совершил немало чудес – сохранился рассказ об исцелении им расслабленного.

Согласно житию XI века, преподобный Гильда однажды посетил Рим и Равенну, где молился у гробниц апостолов и прочих святых, молитвой исцелил многих недужных и калек (например, больного водянкой и слепонемого) и «поразил обитавшего в горной пещере дракона» (судя по всему, изгнал демона), умерщвлявшего своим дыханием местных жителей.

Гластонбери и Стрит

Изображение прп. Гильды на витраже в нефе церкви Пресвятой Троицы в Стрите, Сомерсет (любезно предоставил - Roger Harmsworth) Изображение прп. Гильды на витраже в нефе церкви Пресвятой Троицы в Стрите, Сомерсет (любезно предоставил - Roger Harmsworth) Согласно позднему валлийскому житию Гильды, он также некоторое время трудился в Гластонбери (Glastonbury) в Сомерсете, на юго-западе нынешней Англии (хотя первое письменное упоминание о прославленном Гластонберийском монастыре относится к началу VIII века), где память о нем сохранялась долгие века, а в Средневековье туда перенесли частицу его мощей. В преданиях, связанных со святым Кеа (Kea), проповедовавшим слово Божие в Уэльсе, Сомерсете, Девоне, Корнуолле и Бретани в VI веке, говорится, что некоторое время он был сподвижником преподобного Гильды, который отливал для него колокола[4]. Скорее всего, святые Гильда и Кеа вместе основали церковь или монастырь в Стрите (Street) графства Сомерсет на берегу реки Бру (Brue) в четырех километрах от Гластонбери. От монастыря ничего не сохранилось, но на его месте сегодня расположена деревня Стрит (с населением 11 тыс. жителей), славящаяся большой старинной церковью в честь Пресвятой Троицы, в которой почитаются оба святых, а преподобный Гильда изображен на витраже.

Бывшая игуменская кухня среди руин Гластонберийского аббатства в Сомерсете Бывшая игуменская кухня среди руин Гластонберийского аббатства в Сомерсете В позднем житии преподобного Гильды говорится, что он преставился и был захоронен в церкви Пресвятой Богородицы в Гластонбери. Эту версию многие историки считают недостоверной.

Сегодня в Гластонбери паломники могут посетить хорошо сохранившиеся руины 900-летнего монастыря, с великолепной игуменской кухней и бывшей часовней Богородицы с древним источником Св. Иосифа Аримафейского на ее территории, а также музеем, в котором рассказывается история святого места. Помимо этого, в городе действует маленький католический монастырь в честь Божией Матери Гластонберийской со статуей Пресвятой Девы. Деревья, предположительно являющиеся потомками чудотворного терновника, посаженного в I веке Иосифом Аримафейским, можно найти на территории Гластонбери – среди садов аббатства, в Музее сельской жизни Сомерсета, в Садах Колодца чаши (Грааля), на кладбище приходской англиканской церкви Иоанна Предтечи XV века (два дерева) и в других местах. Среди прочих достопримечательностей: Колодец чаши (известный также как Красный источник, Источник крови) в Садах Колодца чаши на востоке города, который никогда не пересыхает. На вершине живописного холма Гластонбери Тор (высота 158 м) близ города паломники посещают колокольню (без крыши) XIV века бывшей церкви Архангела Михаила, некогда стоявшей здесь, но разрушенной землетрясением в 1275-м году.

Руины монастыря в Гластонбери, Сомерсет Руины монастыря в Гластонбери, Сомерсет

Церковь Пресвятой Троицы в Стрите, Сомерсет (любезно предоставил - Roger Harmsworth) Церковь Пресвятой Троицы в Стрите, Сомерсет (любезно предоставил - Roger Harmsworth)

В Бретани. Кончина

Согласно житию XI века, к концу жизни преподобный Гильда перебрался в Бретань (куда до этого переселились многие его соплеменники-бритты), где подвизался в уединении на островке Уа (Ile-d’Houat) к югу от «большой земли», посвящая все время молитве, богомыслию, воздержанию и написанию духовных книг. По преданию, за несколько лет до смерти на соседнем полуостровке Рюи (ныне в департаменте Морбиан недалеко от города Ванн в регионе Бретань, Франция) он основал монастырь и стал его первым игуменом. Узнав о святом подвижнике, местные жители полюбили его и начали стекаться в обитель за советом, утешением, телесным и духовным исцелением, приводить к нему своих сыновей для наставления. Из совершенных по молитвам преподобного Гильды чудес на бретонской земле упомянем воскрешение беременной женщины, убитой ее мужем-тираном; претворение воды в вино для гостей; изведение из земли источника. За 8 дней до кончины святому явился ангел и сообщил, что вскоре он встретится с Господом, чего горячо желал всю свою жизнь. Причастившись в последний раз в храме, преподобный муж мирно отошел ко Господу в глубокой старости, 29 января 569 или 570 года (согласно разным источникам) в Бретани.

После смерти его прозвали «Гильда Премудрый» за его ученость и многочисленные письменные творения

Слава о нем разнеслась по всей Арморике, другим регионам Франции, Уэльсу, Думнонии (ныне графства Корнуолл, Девон, частично Сомерсет и Дорсет в Англии) и Ирландии. Известно, что при жизни Гильда переписывался с клириками и монахами разных монастырей Европы (например, со святым Финнианом Клонардским из Ирландии), а после смерти его прозвали «Гильда Премудрый» за его ученость и многочисленные письменные творения.

Письменные труды

Икона прп. Гильды Премудрого Икона прп. Гильды Премудрого Гильда широко известен не только как подвижник, проповедник, строитель монастырей и учитель, но и как автор духовных трудов. Он был выдающимся историком и хронистом своего времени, а его величайший дошедший до нас трактат – «О погибели Британии» (лат.: De Excidio et Conquestu Britanniae; англ. пер.: On the Ruin and Conquest of Britain) в 110 главах. Написанный Гильдой в возрасте 44-х лет в виде проповеди-послания на безупречной латыни, он был полностью переведен на русский язык Н.Ю. Чехонадской (Живловой)[5]. В этой бесценнейшей книге, дошедшей до нас в четырех полных рукописях (Коттонианская, две Кембриджские и Авраншская), автор описывает остров Британия, рассказывает его историю от периода римского владычества до его (Гильды) дней, а также красноречивым, высоко духовным пророческим языком в святоотеческом духе обличает своих соплеменников бриттов (особенно правителей, клириков и епископов) в отсутствии веры и падении нравов, из-за чего Господь попустил завоевание пост-римской Британии язычниками англами и саксами из материковой Европы. Трактат уникален тем, что, если бы не Гильда, человечество не знало бы почти ничего об истории «Альбиона» V–VI веков, со времени ухода римлян из Британии после захвата Рима вестготами в 410-м году. Этот своего рода «Плач о погибели Британии» VI века очень созвучен со «Словом о погибели Русской земли», написанным после Монгольского нашествия на Русь. Наш плач – о том, как наши князья погубили Русь междоусобицами, и удивительно, что преподобный Гильда пишет точно о том же: что после того, как римляне ушли из Британии (разделенной на множество мелких княжеств), все друг с другом стали воевать и от этого пришли в полное запустение, а потом явились захватчики-язычники. Практически все, что было до этого, – погибло. В труде «О погибели Британии» преподобный Гильда также упоминает первых трех мучеников британских – Альбана, Юлия и Аарона (Alban, Julius, Aaron); Адрианов вал в северной Англии и Стену Антонина в Шотландии; а также бриттского военачальника Амвросия Аврелиана, благодаря которому бритты разгромили саксов:

«…собрали силы, имея своим вождем Амвросия Аврелиана, человека законопослушного, который в такой буре и потрясении остался чуть ли не один из римского племени, причем были убиты его родители, одетые, бесспорно, в пурпур (потомство коего сейчас, в наше время по большей части выродилось от дедовой доброты), – бросили вызов на битву победителям, от которых, по воле Божией, победа отступила»[6].

Пять правителей, которых строго обличает Гильда, это:

  1. «Константин, тиранический детеныш нечистой дамнонской львицы» (королевство Думнония);
  2. «Аврелий Канин, молодой лев» (невозможно идентифицировать);
  3. «похожий на барса, Вортипор, тиран деметов (княжество Дивед в Уэльсе);
  4. «о медведь, Кунеглас» (Кинлас из южного Гвинета);
  5. «Маглокун, островной дракон» (Маэльгун, правитель Гвинета с центром на острове Англси).

Преподобный Гильда также хвалит немногочисленных современных подвижников из народа бриттов и отмечает набиравшее в ту эпоху популярность монашеское движение. «О погибели Британии» цитировали более поздние авторы, например,

  • ирландский миссионер преподобный Колумбан (Columbanus; основатель монастырей Люксей и Боббио в Европе в начале VII в.);
  • преподобный Беда Досточтимый из Ярроу (Venerable Bede; он в начале VIII в. во многом опирался на изложенные Гильдой исторические факты);
  • ученый монах Алкуин при Каролингском дворе (Alcuin; 735–804);
  • проповедник архиепископ Вульфстан Йоркский (Wulfstan; начало XI в.) и др.

Причем Алкуин и Вульфстан, ссылаясь на Гильду, увещевали англичан в тяжелую эпоху набегов викингов, что, как некогда бритты, они могут потерять страну и благословение Божие, если будут жить неправедно. Этот труд демонстрирует блестящее знание преподобным Гильдой Священного Писания Ветхого и Нового Заветов (особенно много цитат из ветхозаветных пророков и посланий апостола Павла), знакомство с писаниями святых отцов Востока и Запада (Иероним Стридонский, Игнатий Богоносец, Иоанн Кассиан Римлянин) и античных авторов (Вергилий, Овидий). Но в первую очередь этот труд являет поистине святого человека с высоким уровнем культуры. Увещевания преподобного Гильды, его призывы к нравственному возрождению и духовному обновлению были услышаны – что отразилось на жизни многих валлийцев, ирландцев и бретонцев, на которых его слово имело колоссальное воздействие. И в этом огромная заслуга Гильды! Недаром английский историк Эдвард Гиббон (1737–1794), автор «Истории упадка и крушения Римской империи», назвал Гильду «британским Иеремией».

К сожалению, из прочих трудов преподобного Гильды почти ничего не сохранилось (до нас также дошли фрагменты его писем и посланий, касающихся монашеской дисциплины), но в древности они пользовались популярностью в Британии, Ирландии и за их пределами. Преподобному Гильде приписывают авторство дошедшего до нас «пенитенциария» в 27-и главах – сборника епитимий и свода правил монашеского общежития, адресованных разным обителям. Согласно экспертам, данный пенитенциарий определяет достаточно умеренные наказания, по сравнению с гораздо более строгими правилами преподобного Колумбана.

Почитание в наши дни

Церковь аббатства Св. Гильды в Сен-Жильдас-де-Рюи, Бретань Церковь аббатства Св. Гильды в Сен-Жильдас-де-Рюи, Бретань

Сегодня этого великого святого почитают в Уэльсе, Ирландии, юго-западной Англии, Шотландии, но, прежде всего, в Бретани. Одним из важнейших центров его почитания является селение Сен-Жильдас-де-Рюи (Saint-Gildas-de-Rhuis) на полуострове Рюи в Бретани, где преподобный Гильда основал свой главный монастырь. Здесь долгое время хранились его мощи. По некоторым данным, около 920 года из-за набегов норманнов монахам обители Сен-Жильдас пришлось покинуть монастырь: они взяли мощи преподобного и временно переехали в Шатору (Châteauroux, ныне город в центральной Франции), основав на этом месте новый монастырь в честь покровителя своей обители. Там и мощи святого, и община пребывали в безопасности около 90 лет, а затем вернулись в Сен-Жильдас-де-Рюи.

В XI веке на месте первоначальной деревянной обители было выстроено большое каменное аббатство Сен-Жильдас. Аббатство просуществовало до Французской революции – на протяжении веков туда стекались паломники, и были засвидетельствованы многочисленные чудеса исцеления, особенно душевнобольных. Мощи преподобного Гильды покоились в раке, выполненной в виде часовни. Впоследствии части мощей были положены в отдельные реликварии из золота и серебра. На главные праздники монастыря мощи преподобного выносились с процессией.

В церкви аббатства Св. Гильды в Сен-Жильдас-де-Рюи, Бретань В церкви аббатства Св. Гильды в Сен-Жильдас-де-Рюи, Бретань В период расцвета у монастыря во Франции было много дочерних обителей. В конце XVIII века, во время Великой Французской революции, аббатство было упразднено, а его великолепная церковь в романском стиле с 1802 г. и поныне используется как приходской храм селения. Мощи же преподобного Гильды местным жителям удалось спасти: по некоторым данным, какое-то время часть их находилась в кафедральном соборе города Ванн (Vannes Cathedral) в Бретани. Сегодня в церкви аббатства Св. Гильды сохранились древняя каменная рака, статуя преподобного Гильды и, возможно, место его первоначального захоронения. Святой источник преподобного Гильды находится неподалеку. В селении также действует небольшой католический женский монастырь. В относительно недавнее время в Сен-Жильдас-де-Рюи были возвращены части мощей преподобного Гильды (часть главы, рука, колено, бедренная кость, а также вышитая митра, которую, по легенде, носил святой) в реликвариях из дуба, золота и серебра – с тех пор они хранятся в отдельном здании ризницы и большую часть года недоступны для поклонения (экскурсии проводятся в основном в июле и августе).

Источник Св. Гильды в Магоаре, Бретань Источник Св. Гильды в Магоаре, Бретань

Среди других связанных с ним святых мест Бретани упомянем деревню Карноэт (Carnoet) департамента Кот-д’Армор с часовней Св. Гильды; местечко Магоар (Magoar) в департаменте Кот-д’Армор, где можно посетить церковь и источник Св. Гильды; город Оре (Auray) в департаменте Морбиан, где существовал зависимый от главной обители Святого Гильды приорат, на месте которого стоит освященная в честь него величественная церковь XVII века; живописное местечко Плюмельо-Бьёзи (Pluméliau-Bieuzy) в департаменте Морбиан с часовней Св. Гильды XVI века под гранитной скалой на том месте, где он проповедовал Евангелие[7]. Ряд других церквей и монастырей Бретани носят имя этого святого. Преподобный Гильда является покровителем католического прихода деревни Роснит (Rosneath) шотландского округа Аргайл-энд-Бьют. В Уэльсе, где множество приходов освящены в честь братьев, детей, внуков и прочих родственников святого, преподобный Гильда почитался покровителем историков и литейщиков колоколов.

Церковь Св. Гильды в Магоаре, Бретань Церковь Св. Гильды в Магоаре, Бретань

Преподобный Гильда Премудрый, моли Бога о нас!

Дмитрий Лапа

11 февраля 2022 г.

[1] Хотя некоторые ученые не исключают пиктское происхождение прп. Гильды, абсолютное большинство исследователей сходятся на том, что он был бриттом. На юге Шотландии и севере Англии в то время существовало несколько мелких бриттских королевств. Их собирательное название: «Старый север», или «Yr Hen Ogledd». Позднее почти все они были завоеваны англо-саксами и пиктами.

[2] Одним из них, возможно, был преподобный Кеннид (Cennydd), пустынник Ллангеннитский (память: 1 августа и 5 июля). Он подвизался на полуострове Гауэр в Уэльсе, сегодня относящемуся к городу-графству Суонси. Согласно житию XV в., он жил на крошечном островке близ нынешней деревни Ллангеннит («церковь», или «огороженное место Кеннида»). В Ллангенните приходская церковь XII в. и источник носят его имя. В южном боковом приделе храма можно увидеть высеченный камень IX в. с типичным для кельтов «узловым узором». В Средние века он использовался как надгробный камень Св. Кеннида. Рядом с церковью некогда существовал небольшой монастырь. Один из приливных островков в 2 милях от деревни называется Берри-Холмс (Burry Holmes; корень «holm» восходит к древнескандинавскому слову, означающему «маленький круглый остров»). Здесь св. Кеннид нес свои духовные подвиги. На месте его келлии позднее появились часовня и церковь. В Средние века здесь продолжали молиться пустынники. Сохранились лишь остатки стоявшей на островке каменной церкви, сменившей первоначальную деревянную, построенную, по преданию, пустынником Карадогом в конце XI в. Каждое лето местный англиканский приход совершает на островке богослужение в память о святом. Сюда совершаются паломничества. Островок находится на северо-западной оконечности полуострова Гауэр.

[3] Однако преподобный Гильда в труде «О погибели Британии» намекает, что на тот момент он был все еще диаконом. В то же время, ирландский «Календарь Оэнгуса» (ок. 800 г.) упоминает Гильду как «епископа», хотя его возможное архиерейство не подтверждается никакими другими источниками.

[4] Известна также история о том, как преподобный Гильда подарил свой колокол преподобной Бригите Кильдарской в Ирландии, которая хранила его как великую святыню. Колокол преподобного Гильды, звучавший особенно благостно и обладавший чудодейственной силой, упоминается также в житиях преподобного Ильтуда и преподобномученика Кадока.

[5] Русский перевод «О погибели Британии» с комментариями историка и переводчика Н. Живловой и посвященное ему исследование («Гильда Премудрый. О погибели Британии. Фрагменты посланий. Жития Гильды. М. Алетейя. 2003) можно целиком прочитать здесь: https://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/G.phtml?id=2044

[6] Цитата взята из того же источника.

[7] По преданию, эта же часовня упоминается в раннем житии Гильды: «Он построил маленькую часовню на берегу реки Блаве (Blaveti) на некоей выдающейся скале от запада, в востоке ее он вырыл скалу и к правой стороне ее воздвигнув стену, подобающую сделал часовню, под которой сделал так, что из скалы выливался светлейший источник. Поскольку восточное окно этой часовни блаженный Гильда хотел закрыть стеклом, а стекла у него не было, распростершись на земле, стал молить Бога. Встав с молитвы, он пошел на некую скалу и из самой щедрости Господней принес наилучшее стекло. Сделал себе здесь и мельницу, куда нес пшеницу и крутил рукой, которая и до сего времени служит в этом же месте и, заслугами святого мужа, от недужных христиан, работающих с Христом, болезни близ нее изгоняются». (https://www.vostlit.info/Texts/rus/Gildas_2/framedrug_autor_1.htm).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Преподобный Кадфан Бардсийский Преподобный Кадфан Бардсийский
Дмитрий Лапа
Преподобный Кадфан Бардсийский Преподобный Кадфан Бардсийский
Память совершается 1/14 ноября
Дмитрий Лапа
В то время как большая часть западной Европы в XI веке стала католической, православный монастырь святого Кадфана процветал до начала XIII века!
Преподобный Брендан Мореплаватель, игумен Клонфертский, чудотворец Преподобный Брендан Мореплаватель, игумен Клонфертский, чудотворец
Дмитрий Лапа
Преподобный Брендан Мореплаватель, игумен Клонфертский, чудотворец Преподобный Брендан Мореплаватель, игумен Клонфертский, чудотворец
Память: 16 / 29 мая
Дмитрий Лапа
Сага превратила образ исторического Брендана – аскета, игумена и мореплавателя – в полумифического искателя приключений, совершавшего невероятные подвиги.
Святитель Патерн (Падарн), епископ Диведский Святитель Патерн (Падарн), епископ Диведский
Дмитрий Лапа
Святитель Патерн (Падарн), епископ Диведский Святитель Патерн (Падарн), епископ Диведский
Память 15 / 28 апреля
Дмитрий Лапа
Угодник Божий мечтал жить жизнью пустынника. Однако Господь определил ему стать великим просветителем и архипастырем.
Комментарии
Дмитрий26 апреля 2022, 18:49
Искренняя благодарность всем за добрые отзывы к этой и другим статьям о древних святых!!! А вот ссылка на текст православной службы преподобному Гильде на английском языке: http://orthodoxengland.org.uk/pdf/servs/gildas.pdf
Катерина23 февраля 2022, 17:52
Очень нравится эта серия статей автора. С удовольствиеп купила бы и книгу в качестве путеволителя по христианским местам островов в этой части мира.
Валентина12 февраля 2022, 03:16
Как всегда потрясающе и исчерпывающе, спасибо!
Читательница (Подмосковье)11 февраля 2022, 17:16
Какие у Дмитрия всегда обстоятельные статьи! Видно, что они не на скорую руку состряпаны, а являются результатом большого и кропотливого труда, к которому автор относится с ответственностью и любовью. Спасибо!
Игорь11 февраля 2022, 10:30
Дай Бог, чтобы Ирландия, да и вся Великобритания вернулись к своим истокам, к своим корням.
Марфа11 февраля 2022, 05:25
С такой любовью и крополтивостью подобрана и написана статья, это поражает. Вот бы и о наших древних русских святых выпускали исследования с описанием каждого местопребывания и географического расположения! Но чего нет, того нет. А жаль.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×