Мы продолжаем публикацию тематических блоков, основные мысли которых в той или иной степени необходимо раскрывать в рамках огласительных бесед перед Таинством Крещения.
См. часть 1, часть 2, часть 3.
Крещение
Крещение святые отцы называют дверью, через которую мы входим в Церковь, чтобы получить доступ к духовным богатствам, хранящимся в ней
Крещение святые отцы называют дверью, через которую мы входим в Церковь, чтобы получить доступ к духовным богатствам, хранящимся в ней. Если же мы вошли, вышли и забыли о своих церковных богатствах, то смысла в этом крещении немного. К сожалению, сейчас такое происходит нередко. Ребенка крестят и с чувством выполненного долга забывают об этом. Ребенок вырастает и случается, что он даже не знает, крещен ли он. Если же знает, что крещен, то, к примеру, когда он носит имя, отсутствующее в святцах (Снежанна, Эдуард и т. п.), он остается в неведении относительно своего христианского имени.
Это можно сравнить с ситуацией, когда человек, живущий, к примеру, на помойке или в землянке, получает во владение новый роскошный дом, оборудованный всеми необходимыми для проживания коммуникациями и приспособлениями, наполненный продовольствием и всякого рода драгоценностями. При этом человек лишь входит в дом, осматривает прихожую и снова возвращается жить на помойку или в землянку. Владение богатым домом никоим образом не влияет на жизнь такого «домохозяина».
Крещение в этом случае может нам принести не пользу, а вред. Ведь если мы – христиане, то есть люди Христа, люди близкие Богу, то и ответственность на нас больше. Когда же мы, называясь христианами, живем по-язычески или как люди неверующие, то спросится с нас больше, чем с язычников и атеистов.
От взрослого человека, приходящего к Таинству Крещения, требуются вера и покаяние – вера в основные догматы Церкви и покаяние в тех грехах, которые человек совершает в течение жизни. В этом Таинстве человек очищается от всех грехов.
Основные же догматы зафиксированы в крестном знамении. Три пальца, сложенные вместе, обозначают единство Лиц Пресвятой Троицы, а два пальца, прижатые к ладони, символизируют Боговоплощение.
Правильно крестясь, мы прежде всего исповедуем свою веру, освящаем душу и тело и, что немаловажно, отгоняем нечистых духов.
Святые отцы запрещают верить снам, поскольку во сне человек подвержен большой опасности подпасть под действие нечистых духов, которые стремятся к тому, чтобы вызвать у нас доверие и через это удобней привести нас к погибели. Поэтому толкование сновидений является опасным в духовном плане действием.
Тем не менее, если мы видим во сне Крест, то, согласно поучениям тех же святых отцов, такой сон бесы представить не могут. Они страшно боятся Креста, поскольку именно на Кресте Господь наш Иисус Христос лишил сатану и подвластных ему нечистых духов власти над человеком.
Если крестится младенец, который еще не может ни понимать, ни грешить, и которому, соответственно не в чем каяться, то Крещение совершается по вере восприемника – крестного, который во время совершения Таинства от лица младенца произносит обеты – отрицается от сатаны, сочетается Христу и с этого времени разделяет с родителями ребенка ответственность за его духовное воспитание и возрастание в православной вере.
Молитва родителей привлекает на ребенка Божие благословение и является лучшим наследством, которое мы можем оставить своим детям
В подавляющем большинстве случаев крестные редко видятся со своими крестниками и поэтому лишены возможности непосредственно влиять на их жизнь. Поэтому самым действенным средством здесь становится молитва. Мы обязаны молиться за своих детей и крестников. В чине венчания говорится, что «молитвы родителей утверждают основания домов». А крестные – это тоже родители, только духовные. Молитва родителей привлекает на ребенка Божие благословение и является лучшим наследством, которое мы можем оставить своим детям, поскольку любые материальные ценности легко теряются, а Божественная помощь, вызванная родительской молитвой, не оставит человека. Таким образом, молитва родителей и крестных становится надежным фундаментом человеческой жизни.
Младенцы нуждаются в крещении, поскольку в рождении получают природу, склонную ко греху, измененную грехопадением прародителей человечества.
Ангел-хранитель и ангел-губитель
В крещении каждому христианину дается от Бога ангел-хранитель, опекающий нас до самого смертного часа. Мы можем отогнать его от себя нашими грехами, тем самым затрудняя себе помощь со стороны ангела, но полностью лишиться его не можем.
В житии блаженного Василия мы находим следующее описание:
«Многие замечали, что, когда святой проходил мимо дома, в котором совершалось молебное пение, или читали Божественное Писание, или беседовали о Боге, он собирал камни и с улыбкой метал их в углы сего дома. Когда же спрашивали люди, которые привыкли вопрошать о странных его действиях, для чего бросает камни, он отвечал: “Отгоняю бесов, которым нет места в таком доме, исполненном святыни, чтобы и вне его не прилеплялись, и мысленно благодарю владыку дома, что не дает им у себя места”. Если же проходил мимо такого дома, где пили вино, или пели бесстыдные песни, или плясали, то со слезами обнимал углы дома и на вопросы мимо ходивших отвечал: “Неподобающее христианам творится в этом доме. Спаситель повелел нам непрестанно молиться, да не внидем в напасть, а не суетными делами утешаться; сказано в Евангелии: Горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6:24). Дом сей изгоняет от себя блюстителей своих – ангелов святых, приставленных нам от купели, ибо не терпят они таких непотребных деяний. И поелику не обретается им места, сидят они на углах, скорбные и унылые, и я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников»[1].
О том, что у каждого христианина есть ангел-хранитель, знают многие, но немногие знают, что диавол, будучи, по слову священномученика Иринея Лионского, «обезьяной Бога», приставляет к каждому новокрещеному христианину своего ангела – падшего, но только не хранителя, а губителя. Поэтому христианин живет как бы в поле повышенного напряжения. У него есть великая помощь от Бога, но у него же сильнее противодействие и искушения со стороны врага. Любой шаг на пути исполнения заповедей Божиих будет многократно усиливаться божественным действием. Но и любое греховное поползновение получит содействие со стороны врагов нашего спасения. Кратко говоря, у христианина больше помощь, но сильней и нападения.
Если же после крещения человек не старается жить по-христиански, то ему просто нечего противопоставить действиям нечистых духов, стремящихся к деспотической власти над созданием Божиим.
«Мы, христиане, знаем, как бесы всегда желают и стараются нас прельстить, то есть завлечь сладкой ложью своей; каждому малоопытному в духовной жизни начинают предлагать под видом аппетитных яств напитанные смертельным ядом плоды, каждое доброе начинание наше стараются уклонить в сторону лжедобра. Все свои козни, сети, капканы злые духи облекают в самые красочные привлекательные одежды. Поэтому мы, христиане, стараемся быть очень недоверчивыми ко всем “сладким”, “приятным”, “особенным” своим душевным состояниям, не принимаем без тщательных проверок никаких “откровений”, “видений”, “просветлений”, “явлений”, “блаженных состояний” и т. п. необычайностей. Не доверяем и внезапным “сильным чувствам” и в покаянии, и в молитве, и в проявлениях вдруг горячей ревности, но во всем этом считаем возможным быть обманутыми дьяволом, потому очень хранимся и осторожничаем (ведь ошибка может привести к самому страшному, что только может быть, – погибели души нашей!). При всем при том часто бываем прельщаемы и обмануты бесами.
Что же происходит с теми, кто жаждет и ищет именно таких сильных, ярких, приятнейших ощущений, новых и новых, более необычных переживаний, видений, “откровений”, “представлений”? Такой человек вскоре попадает под всецелое влияние злых духов, становится их рабом – и телом и душою»[2].
Миропомазание
Православные святые – это те христиане, которые научились владеть своей второй природой, божественной благодатью
В Таинстве Миропомазания мы получаем божественную благодать, утерянную Адамом и Евой в раю. В этом Таинстве христианин становится обладателем новой природы – божественной энергии, уподобляясь Господу нашему Иисусу Христу, и усыновляется Богу, являясь теперь богом по благодати. Вся дальнейшая жизнь «новорожденного» становится для него школой владения этой новой природой. Как младенец, возрастая, учится различать лица, предметы, ходить, говорить, совершать различные жизненно важные действия, так и христианин стремится к обожению, к тому, что преподобный Серафим Саровский назвал «стяжанием Духа Святаго», что становится возможным благодаря Таинствам Крещения и Миропомазания. Православные святые – это те христиане, которые научились владеть своей второй природой, божественной благодатью. Обучение это совершается через исполнение евангельских заповедей:
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14: 15–17).