Тонкости воспитания

Рассказ

Петя и Варя погодки: Пете 4 года, а Варе 5, и живут они с папой и мамой в большом многоэтажном доме на втором этаже. Жизнь их до последнего времени складывалась вполне себе благополучно и, даже можно сказать, счастливо, но именно до последнего времени, так как постигли вдруг всю их дружную семью большие нестроения. Виной этому стал сосед по лестничной площадке дядя Денис, а вернее, его собака – неимоверной красоты рыжая и длинноногая Лаки.

По вечерам, ожидая с работы папу и уткнувшись при этом носами в оконное стекло, Петя с Варей любили наблюдать, как выбегает неожиданно из подъезда рыжая Лаки, натягивая поводок, за ней быстрым шагом выходит дядя Денис, и они вместе направляются на специальную площадку для собачьих прогулок. Но неделю назад брат и сестра впервые увидели Лаки совсем близко – они прямо-таки столкнулись с ней в подъезде, когда тоже выходили с мамой погулять. Вблизи Лаки оказалась еще невероятнее, и дети прямо задохнулись от восторга, когда с разрешения дяди Дениса она подошла к ним и, поглядев блестящими коричневыми глазами поверх закрывающей нос решеточки намордника, позволила погладить себя по мягкой пушистой шерстке. Они с восхищенным трепетом проводили ее на улицу, и, пока Лаки не скрылась из глаз, все оглядывались, до боли в шее поворачивая назад головы, поскольку мама, крепко держа за руки, увлекла их совсем в другую сторону.

Смутные и неопределенные желания стали после того случая бродить в душах Пети и Вари, и с беспощадной яркостью оформились в ту самую минуту, когда дня через два мимо детской площадки прошел мальчик, который с гордостью вел на поводке рыжую собачку – почти такую же, как Лаки, но маленькую, что было еще лучше и чудеснее.

Петя с Варей переглянулись и мгновенно поняли друг друга. Вскочив и побросав в песочницу свои игрушки, они метнулись к безмятежно погруженной в книгу маме и в один голос завопили:

– Мама, мама, купи нам собаку!! Такую же, как у дяди Дениса! Нет-нет, лучше такую, как у того мальчика! Купи, купи, купи-и-и-и!!

Мама была совершенно ошарашена и никак не могла взять в толк, что случилось вдруг с ее детьми.

Мама была совершенно ошарашена и никак не могла взять в толк, что случилось вдруг с ее детьми

– Что такое, в чем дело? – строго спрашивала она, пытаясь проникнуть в смысл происходящего, но оглушительный рев и требовательное топанье четырех маленьких ножек мешали ей это сделать. Через минуту, пообещав чадам реальные подарки в виде нескольких веских подзатыльников каждому персонально, – если «концерт» продлится еще хоть пару секунд, – она сказала:

– Мы с папой обсудим этот вопрос и ваше поведение сегодня же вечером.

Пришел папа, и картина практически повторилась, хотя была несколько бледнее предыдущей, да и закончилась быстрее.

– Так, – сказал папа. – А вы понимаете, что собака – это вовсе не игрушка? За ней нужно ухаживать: кормить, убирать, а кто будет это делать? Я на работе, у мамы и без собаки дел полно. Нам с мамой собака совершенно ни к чему.

– Мы, мы будем ухаживать!! Мы будем кормить! – закричали дети, и запрыгали, и затеребили отца за край свитера, почти уже веря в близкое осуществление мечты. – Мы очень хорошо будем за ней ухаживать! Будем, будем, будем!!

Папа посмотрел на маму – мама посмотрела на папу, и в глазах обоих промелькнуло нечто такое, что будь дети постарше лет на пять, они бы безошибочно прочитали в этих взглядах однозначное: «Никаких собак в доме, разумеется. Но как безболезненно выйти из положения?»

– Хорошо, окончательно решим этот вопрос в воскресенье, – сказал, наконец, папа.

До воскресенья оставалось еще несколько дней, но мечта нисколько не забылась, а только росла и с каждым днем расцветала все новыми и новыми волшебными красками.

Наступило воскресенье. Придя домой из храма (где дети вели себя предельно образцово, так что маме совсем не пришлось делать им замечаний, выходить с ними «попить воды» и тому подобное) и празднично пообедав, собрались в гостиной для семейного совета.

– Ну, что же, – сказал папа, усевшись на диван, – мыс мамой подумали и решили, что, в принципе, могли бы купить вам собаку…

Ох, что тут началось, вы бы только видели, – одних победных фейерверков и не хватало!

– Это еще не все, что я хотел сказать! – властным жестом руки остановил эйфорию папа. – Как я говорил раньше, собака – не игрушка, а живое существо, и она требует к себе особого отношения. Вы согласились ухаживать за ней, полностью взять на себя все заботы, но для этого вам нужно будет приобрести некоторый опыт. Поэтому, прежде чем у вас появиться живой щенок, следует хорошенько потренироваться.

При этих словах мама жестом доброй феи вынула из цветастого полиэтиленового пакета очень хорошенькую белую игрушечную собачку.

– Вот на ней пока и будете тренироваться, – сказала она. – Во-первых, мы отведем специальный уголок в прихожей, где эта игрушечная собачка должна будет «спать» ночью, и который вы будете содержать в идеальной чистоте – каждый день мыть его влажной тряпкой.

– А главное, – прибавил папа, – вы дважды в день будете «выводить» ее на улицу, как и дядя Денис делает. Это будет очень важная тренировка. Далеко ходить не надо, вы просто некоторое время посидите с собачкой на скамейке у подъезда, а когда дядя Денис с Лаки будут возвращаться со своей прогулки, пойдете с ними домой и вы. Сегодняшним же вечером и начнем – незачем откладывать!

Петя и Варя с бурной радостью согласились – захватив беленького игрушечного песика, с превеликим удовольствием просидели положенное время на скамейке у подъезда, а затем вернулись домой в компании дяди Дениса и Лаки, уже понемногу начиная чувствовать себя настоящими владельцами настоящей собаки.

Утром мама разбудила их, как им показалось, ни свет ни заря. Дети долго не могли понять, чего она от них хочет, попытались капризничать, но, вспомнив про свои обязательства, покорно выбрались из теплых постелек и долго самостоятельно одевались, кряхтя и путаясь в одежде. Потому что нельзя ведь ждать помощи при одевании от мамы, когда ты уже практически владелец собаки.

Нельзя ведь ждать помощи при одевании от мамы, когда ты уже практически владелец собаки

– Учитесь быстрее собираться – собака ждать не будет! – торопила их мама, и они, косо-криво одетые, выбрели, наконец, с собачкой в руках к своей скамейке. Было скучно и неуютно гулять так рано, и глаза сонно закрывались, но Петя с Варей мужественно выдержали время «тренировки» и с облегчением возвратились домой.

Днем долго и неуклюже мыли «собачий угол», тайно перемываемый затем мамой, а когда пришел с работы папа и они вознамерились было по привычке забраться к нему на колени, оказалось, что как раз подошло вечернее время «выводить собаку». Следующее утро показало, что «тренировки» дают не совсем те результаты, а можно даже сказать, противоположные: подниматься с постели стало еще сложнее, и процесс одевания тоже как будто замедлился. На скамейке, окруженные сыроватым утренним майским воздухом и чужими звуками, Петя с Варей едва сдерживались, чтобы не захныкать, а соседи, то и дело выбегая из подъезда, «подливали масла в огонь» – останавливались и удивлялись, зачем это мама выпроваживает гулять детей в такую рань, да еще одних. Мама, конечно же, была совсем рядом, в каких-то пяти метрах, и, втайне наблюдая за всем происходящим с балкона, речи соседей также слышала, но не обращала на них никакого внимания.

На третий день тренировок сверкающая мечта обладания собакой стала заметно меркнуть и стремительно терять краски. Ближе к вечеру Петя и Варя забрались в свой уголок и жарко о чем-то там шептались. Потом вкрадчивыми шагами приблизились к маме, и Варя, заискивающе глядя ей в глаза, тоненьким голоском проговорила:

– Мамочка, ты знаешь, мы пока не будем, наверное, заводить собаку…

– Мы еще маленькие!! – выглядывая из-за спины сестры и страшно волнуясь, громко добавил Петя. – Потом заведем, когда вырастем!

– Да-да, когда немного подрастем, и когда сможем правильно ухаживать за собакой, вот тогда и заведем, а пока еще рано! – поспешно поддержала его Варя.

Мама, кажется, была очень разочарована. Ведь она уже привыкла к мысли, что у них будет жить собака, и даже собиралась купить ей коврик – небольшой такой коврик, чтобы Пете и Варе удобно было его самостоятельно стирать…

Пришедший с работы папа тоже выглядел чрезвычайно удивленным и с предельно серьезным видом спросил дочку и сына: хорошо ли они подумали? Может быть, стоит еще немножко потренироваться? Ну, хотя бы до конца недели – для верности?

– Нет-нет, папочка, мы подумали, мы очень хорошо подумали! – горячо заверили Варя и Петя, наперегонки взбираясь к нему на колени.

– Ну-ну… – сказал папа. – В таком случае давайте вместе почитаем хорошую книгу, я как раз купил сегодня новую… Зовите маму!

И в доме снова воцарились безмятежный мир и полное согласие.

Елена Дешко

7 сентября 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«И тут меня посещает светлая мысль!» «И тут меня посещает светлая мысль!»
Под покровом батюшки Серафима
«И тут меня посещает светлая мысль!» «И тут меня посещает светлая мысль!»
Под покровом батюшки Серафима
Юрий Канунников
Посмотрев на раку с мощами батюшки Серафима, мы увидели, что огромная очередь исчезла, и, не понимая, что произошло, сразу смогли к ней приложиться.
В ответе за прирученных В ответе за прирученных
Людмила Селенская
В ответе за прирученных В ответе за прирученных
Людмила Селенская
После долгих детских просьб и трудных раздумий мы всё же решились завести щенка. Я понимала: для детей этот опыт будет на всю жизнь – опыт ответственности.
О христианском отношении к собаке О христианском отношении к собаке
Виктор Кутковой
О христианском отношении к собаке О христианском отношении к собаке
Виктор Кутковой
Сегодня раздаются голоса: «“дискриминация” собак православными христианами не имеет под собой основания». Правильно, «дискриминация» – не имеет, но иерархическое сознание должно православных христиан не покидать. Как соглашаться с присвоением собакам человеческих имен, а людям – собачьих кличек? Необходимо напомнить, что подобное есть ни что иное, как святотатство. Поневоле хочется привести крылатую фразу М. Скотта: «Не смотрите на своих собак как на людей, иначе они станут смотреть на вас как на собак».
Комментарии
Ирина22 сентября 2022, 16:30
А про мир и ложь - да, да. Там еще, похоже, от непонимания, как быть в ситуации бурных эмоций, включился режим войны... ну, немного с детьми. Многих родителей такое пугает. А детей не победить надо, они ж не враги, их надо научить вписывать желания в реальность, чтобы и желания учитывать, и реальность. Т.е. как и себя не забывать, но и других тоже, как обращаться с эмоциями, как договариваться с людьми, искать решения, уметь отказываться от чего-то (а где-то приложить усилия), как различать, где нужно одно, а где другое и т.д. А для этого нужно самому не иметь с этим проблем. Тогда не будет нужды озадачить детей, пока дети не озадачили. :) Потому что есть способы и получше.
Ирина22 сентября 2022, 07:17
Александр, и вас с праздником! Мир и вам! И всем. Нет-нет, Евангелие - для всех. Просто в разные времена разная специфика. Чем ближе к физике, тем важнее разделение на М и Ж, на Небе по-другому будет. Раньше было важнее разделение труда, сейчас не так: тяжелого труда меньше. Воюют, правда, до сих пор лучше мужчины, а рожают - женщины. Но в мирное время появился выбор, как делить труд: кому-то дом, кому-то работа, или обоим 50/50. Но поскольку застряли между укладами, получилось искривление и женщинам пока сложнее: работа добавилась, а быт не убавился. И тут важно не забывать, что в Евангелии есть разное: и "да убоится", и "относись, как к душе". Но и что 100% равенство = мобилизация для всех
Александр21 сентября 2022, 22:38
На широких путях мiра всюду подстерегает усталость. Тяжело не только маме с погодками, но и вам и мне и всем людям тяжело тоже. Понимаете. Однако, мiр окончательно не сойдет с ума, пока люди будут видеть друг в друге Небеса. Даже если их количество будет десять, Господь не истребит это место (Быт. 18:32). Сокрушает ложь, даже создающая видимость, что эта «ложь во спасение», ибо оставляет неприятное послевкусие (горький осадок на губах у родителя и в душе ребенка). И если нам кажется, что ребенок никогда не догадается об обмане, последствия так или иначе скажутся на наших с ним отношениях.
Ирина (продолжение)21 сентября 2022, 16:35
...потому что она дома. Но погодки - это уже достаточно тяжело. То есть надо соизмерить пользу для детей и нагрузку на маму. И то, и то важно. Есть риск пожертвовать мамой, потому что а как еще? Но не факт, что пользы детям тут больше. Это ведь тоже урок - что маму не жалко. И нехороший урок. Тут двояко. Но если говорить, что В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ по-христиански будет взять собаку и терпеть ради детей, то это довольно безжалостно по отношению к тем, у кого нет на это ресурса. И это не совсем про христианство. Можно брать собаку, можно не брать, но и то, и другое надо делать с любовью и с пользой для детей. А универсальных ответов (всегда терпи) - не бывает. Дружные семьи с собакой - прекрасны.
Читатель21 сентября 2022, 16:28
Елене (21.09): в некоторых моментах статья Куткового В. "О христианском отношении к собаке" жестковата и прямолинейна, а вот недавний рассказ "Баба Катя из второго двора" (особенно приведенные там слова бабы Кати: "Господь и скоты милует" и цитату апостола Павла) диакона С. Герука воспринимается как душевная и человечная. Главное обойтись без перегибов что в ту, что в другую сторону! И взаимное понимание. А для воспитания детей важно и цветы, и собак с кошками знать и любить как творение Божие.
Ирина21 сентября 2022, 16:15
Александр, да у всех по-разному. Дело же не в том, что кто-то плохой, например, мужчины. Или я. Или вы. Но удалились в дебри, да. Если ближе к теме рассказа, то, кмк, родители молодцы, что а) действовали вместе, б) дали понять, что есть и другие члены семьи. Чего, на мой взгляд, там не хватило, то это знания, как научить детей справляться с эмоциями и разочарованиями, которые неизбежны. Поэтому получилось не очень ловко по форме. Почему по поводу терпения спор... Ну вот смотрите. Конкретная ситуация: семья, дети хотят собаку. Судя по тому, что дети истерят, а родители не могут сказать "нет" прямо, те не особо умеют границы ставить. Собака - это радость, но и нагрузка. Достанется она маме.
Александр21 сентября 2022, 13:35
С праздником! Родилась Благодатная! Мир вам. Не могу понять, почему вы говорите, что Евангелие только для женщин, у которых другой социальный уклад (когда она не работает и не теряет в социальном статусе). Вы не боитесь, что это похоже на сердце, живущее этим мiром, которое приспосабливает Евангелие для себя и для этого мiра? Заповеди Его не имеют ограничений ни во времени, ни в пространстве, и ни какое обстоятельство не может стать препятствием для их исполнения. Человек в свободном выборе. Если бы мы делали добро по природе, а не по свободе, то к чему тогда Бог приготовил венцы неизъяснимые (1 Кор. 2:9)? Кротка овца, но никогда не увенчается, так как кротость ее от природы.
Елена 21 сентября 2022, 11:40
А мне очень понравилась статья Виктора Куткового "О христианском отношении к собаке" (прямо над этими комментариями можно открыть). По-моему, там абсолютно всё сказано по поводу этой весьма болезненной, как оказалось, темы.
Читатель21 сентября 2022, 10:58
Ирине, а также и Александру: к чему это мудрствование об отношениях и взаимных обязанностях мужчины и женщины......??? Ведь в рассказе оба родителя и папа и мама действовали в унисон и не по отношению друг к другу, а к своим детям: и мальчику, и девочке. Извините, но оставьте пожалуйста свою обширнейшую тему и вернитесь к сути рассказа, который называется "Тонкости воспитания". Воспитание точно сложное дело, в данной ситуации интересно, а как родители объяснили детям, что сами отстранились и уход за собакой дело детей в 4 и 5 лет? А в 4 и 5 лет уже начался период "я сам(а)", и тут может надо бы их потихоньку поддерживать ну или толково объяснить, почему такое или другое решение в их семье.
Александр20 сентября 2022, 21:15
Не одевайте «рубашку» на всех, какую описываете. Не у всех так. У меня за мою жизнь были и собаки, и кошки, и попугаи, и сейчас есть. Никто не роптал и никого не укорял об усталости, животными занимаются все. Если вы рассказ внимательно читали, то там дядя Денис (мужчина) Лаки выгуливал, а не его жена. Вот вам еще пример из рассказа: «...когда дня через два мимо детской площадки прошел мальчик (опять мужской пол а не женский), ...вел на поводке рыжую собачку». Муж с женой жили счастливо (написано так). Мать детей, набожный человек, в воскресенье с детьми в храм ходит, слушает Священное Писание на литургии. О своих проблемах попробуйте с духовником поговорить, подскажет выход из ситуации.
Ирина (Александру, продолжение)20 сентября 2022, 20:31
Поэтому я с вами согласна: Священное Писание как воздух, в нем утешение, и цитаты эти о терпении, сказанные в нужном месте в нужное время, могут быть утешением. Но важен контекст, место и время. Они не в любой ситуации станут утешительны и полезны. Сказанные с глухотой к человеку, могут повредить, могут стать антипроповедью. А если там жена алкоголика? Человек, на которого сели и едут? Человек, у которого слишком много нагрузки и он этого не понимает? Ситуация в которой терпеть _не_надо_? Потому что бывают и такие. И бывает, что люди думают, будто скормить себя чужому греху - это христианское терпение и самопожертвование, а это вообще отношения к христианскому терпению и любви не имеет.
Ирина (Александру)20 сентября 2022, 20:16
Вот понимаете, одни и те же слова могут быть сказаны ради другого, а могут и нет. Чтобы ради другого, другого надо видеть, его надо любить, жалеть. Не как объект для проповеди, а как живого человека, у которого свои боли, своя ситуация. Чувствовать, что его утешит, а что нет. Я вас понимаю, о чем вы. Но вы не учитываете контекст, понимаете? Вы говорите правильные слова, но эффект может быть обратный. А проповедью может быть только любовь, не слова. Перегруженному человеку не лекции нужны, а сочувствия немного. Вы же не знаете, что он терпит, как много, как давно, сколько у него сил. Если он весь как натянутый лук, эта лекция может стать соломиной для верблюда. Разве это хорошо? Христиански?
Александр20 сентября 2022, 20:15
Опять мужчины!
Александр20 сентября 2022, 17:29
Ирине 16 сентября 2022, 07:42. Сокрушает то, что вы пишите: «объясняя перегруженному человеку про то, что он должен терпеть, используя при этом Священное Писание — это не по-христиански». Никак! Весьма полезно для нас то, что напоминает нам о Боге, внушает страх к Богу, дает чувствовать суету видимых вещей, усмиряет наши страсти, побуждает к покаянию, укрепляет на пути добродетельной жизни. Наперсник Христов свидетельствует: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:18). Священное Писание - мать всех книг, молитва над молитвами, управитель в Царство Небесное, помогает видеть Бога сердцем еще во плоти, а в грядущем, лицом к лицу, Святой Троицы.
Ирина (Александру, еще одно поодолжение)20 сентября 2022, 17:08
Понимаете, Александр, вот если мужчина все эти прекрасные цитаты приложит в первую очередь к себе (не что кто-то там должен потерпеть и надо его научить, неразумного, как - а что ОН САМ это должен), и если он вместо слов пойдет и что-то сделает ради близкого - вот это будет проповедь любви. действенная. Сказать сыну "Видишь, как мама устала? Пойдем, посуду помоем, пусть она отдохнет". Вот это проповедь! А учить кого-то... Тем более, учить женщин терпеть.. Если женскую жизнь примерите, можете и удивиться. Уж поверьте, рядовая женщина о терпении много вам может рассказать. И не факт, что это не вам поучиться надо будет. По крайней мере, если она вымоет посуду, подвигом это никто не назовет.
Ирина (Александру), продолжение20 сентября 2022, 16:46
Дело не в самих цитатах, естественно, а в том, как и для чего их использовать. Они, вообще, подразумевают, несколько другой социальный уклад: когда женщина не работает и при этом не теряет в социальном статусе - то есть вложения сторон разные, но уравновешены; когда мужчина не несет полную материальную и моральную ответственность за семью перед Богом и людьми. Когда его поведение регулируется другими нормами, не нынешними. И тогда не может быть ситуации "жена пожертвовала собой ради семьи, а через 20 лет осталась без здоровья, мужа и профессии". А в наших условиях рассуждения о самопожертвовании - это слишком часто манипуляция на тему "как бы выжать из женщины еще побольше ресурса".
Ирина20 сентября 2022, 16:30
Александру: Нет, ключевая фраза "В СИТУАЦИИ, КОГДА (и далее по тексту)". То есть речь не о конкретном Пете и не о конкретной Варе, и не о вас, а о дискурсе. Есть тот или иной дискурс, который определяет нормы того или иного социума. Он всегда есть. Текущий дискурс, увы, таков: "Нормальная женщина та, на которой кто-то женился. На ней ответственность за детей, мужа, быт, погоду в доме, внешность и зарабатывание денег". Недостаток любого пункта делает ее неликвидом. Особенно первого. Мужчине достаточно просто быть и он уже нормальный. Если работает - он прекрасен. И на этот дискурс, увы, крайне плохо могут сесть ваши цитаты из святых отцов. Если использовать их как кистень. А так и делают.
Александр19 сентября 2022, 12:09
Склонит голову да помянет, что есть Господь, отечески о нем пекущийся и глаз с него не спускающий. Потерпит. Прояснится и над ним небо. Осмотрится и увидит благие о себе намерения. Желая спастись невозможно настоящую жизнь провести в покое, с ним не приобрести вечные блага. На страдания родились, страданиями учимся, страданиями спасаемся. «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33), говорит Спаситель. Если не станем «сеявшими со слезами» (Пс. 125:5-6), то как обретем «рукояти» добродетелей? Детям же нужно говорить правду, какой бы она не была (сейчас я «не хочу», или «хочу» заводить собаку). Ибо дети — это Царствие Божие на земле (Мф. 18:3), они незлобивые и скоро раскаивающиеся в поступках.
Александр19 сентября 2022, 12:07
Ирине 16 сентября 2022, 20:28. Разберем ключевую фразу: «мужчина, особенно православный, слово "самопожертвование" как-то автоматически примеряет не на себя, а на женщину». Хорошо, перейдем с женской на мужскую составляющую, и теперь в примере подумаем не о Варе, а о Пете. Что изменилось? Проблема решена? Как хромого не ворочай все равно нога короче. О любви к ближним, старцы говорят: «Если хочешь, чтобы кому-нибудь стало легче, нужно, чтобы тебе добровольно стало тяжело». Человек, не себе, и не другому, задает вопрос «а потяну ли я этот крест?», а Посылающему ему в его спасение. Тяжело. Но разве это случайность беспричинная?
Читательница 18 сентября 2022, 00:58
Согласна с Ириной! Здравый смысл в её комментариях присутствует!
Ирина16 сентября 2022, 20:28
Александр, да при чем тут я.
Александр16 сентября 2022, 17:53
Ирине 16 сентября 2022, 07:42. Как быстро падаете духом. «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21:19). Во всяком, какое ни придет, искушении, скорби житейской, будет ли это обида, уничижение, бесчестие от какого бы то ни было человека, или телесная немощь, искушение от людей, брани с «приземленными», «терпением да течем на предлежащий нам подвиг» (Евр. 12:1), не только с этой царицей добродетелей, но и со всяким благодарением, молитвой и смирением. Пример терпения вам: Сам Господь и все святые. Ну а если ропщите, значит не тот путь, заблудились. Не ищите добра, сами творите добро.
Ирина (Александру), продолжение16 сентября 2022, 07:58
Потом, не быть подавленным многозаботливостью о временном можно тоже по-разному. Можно не унывать о том, что забот много, а просто делать должное и искать в этом дорожку к Богу, хотя это непросто, а можно ведь и переложить свои заботы на кого-то (что бывает). У человека семья, а ему некогда о земном думать, он все о Вечном. А о земном приходится думать тому в семье, кто, видимо, менее духовен. Но это ведь тоже не-по христиански. По-христиански - когда любви много и когда каждый готов тяготы другого носить. Неодносторонне. Не говорить о Христе, а показывать Его в отношении, в поступках, в духе. Я это все не про вас, а вообще. Простите, если как-то задела неаккуратно, иногда слишком бодра.
Ирина16 сентября 2022, 07:42
Александр, это да, но тот, кто искренне верует во Христа, тот также и не будет пользоваться этим аргументом в адрес другого. Просто потому что он этот тезис прилагает исключительно к себе самому (где в силах) и потому что есть принципиальная разница между тем, жертвовать собой или другим. Христианин потому и христианин, что ближнего он жалеет и если где в силах с ближнего бремя снять (уж тем более с любимой жены, сосуда немощного), то он это делает с любовью. А рассказывать перегруженному человеку, у которого организм вот-вот не выдержит, что он долже терпеть, иначе это не по-христиански - это, простите, не по-христиански. Использовать для этого Писание - тем более... Лучше это различать.
Александр15 сентября 2022, 20:32
Ирине 15 сентября 2022, 07:14. Кто искренно верует во Христа, тот не будет подавлен многозаботливостью о временном и не станет ссориться за него.
Л15 сентября 2022, 16:06
Елене (13 сентября, 20:17): Если родители не собирались заводить собаку в доме из убеждений, то зачем было бы обманывать детей, ссылаясь на их малый возраст? Ведь дети всё равно когда вырастут, поймут, что их обманули! И с таким подходом возникает вопрос: а велосипед детям тоже купят только при условии, что они его сами будут заводить в дом и ремонтировать? В рассказе не достаёт веской реальной причины для указанного метода воспитания... Ремарка: если малые дети вдруг "завопили" и затопали: "Купи собаку!", значит изначально отношения родителей с детьми не совсем правильные...
Ирина15 сентября 2022, 07:14
Александр, ну что ж вы так мелко-то? :) Вы про гендер и гендерные перекосы хотите поговорить? Это можно, но не в таком тоне. А пример... Ну вот хотя бы в примере с детьми вы почему-то про Варю подумали (что ей придется в семейной жизни заботиться и нести бремя), а про Петю - нет. И не вы один так, целый дискурс такой, женщины тоже так думают. Потом удивляются, почему у них физически не получается тянуть работу, быт, детей и при этом не портиться, хотя на сон часа три остается. А мужу обычно проще, он не женщина.
Александр14 сентября 2022, 20:34
Напишите пожалуйста подробнее про очень непопулярную вещь. В частности, на какую из женщин я возложил нелегкий крест? И вообщем опишите, что вам известно о несении крестов? Простите что на больное место надавил с мужчинами. Рад буду услышать.
Ирина14 сентября 2022, 13:37
Александр, вот я очень непопулярную вещь скажу, но в ситуации, когда едва ли не каждый (второй? третий? первый?) мужчина, особенно православный, что грустно, слово "самопожертвование" как-то автоматически примеряет не на себя, а на женщину (хотя на других, а не на себя кресты возлагать вообще-то моветон), то навык задуматься о том, а понесешь ли ты физически все эти радостно возложенные на тебя кресты - он не лишний. :) Это, впрочем, не значит, что не надо жертвовать собой, не надо заботиться о близких, но навык задавать себе в том числе такие вопросы, как задает гипотетическая мама - он тоже не лишний. Если они помешают любви - это плохо, а если переоценке своих сил или иллюзиям - то нет.
Ирина (для И., продолжение)14 сентября 2022, 13:04
Повторюсь: я, в целом, за то, что ребенка не нужно чрезмерно блюсти от столкновений с ограничениями, разочарованиями и реальностью в целом: научить с ними обходиться - это тоже задача воспитания. Но важно именно помогать этот острый опыт переработать мягко. Не перегружать им, не бросать без помощи и т.д. Тут все же рассказ, в реальности дети вряд ли сами бы смогли так легко все осмыслить. По человечески все объяснить и дать в плюс опыт, если надо - годный вариант, кмк. И объяснить еще, что это им трудно ПОКА, а потом будет по-другому. Что потом они смогут и тогда можно будет всем вместе к этому вернуться. Но не сейчас. Но если бы дети справились, надо обещания выполнять. :) Или не обещать
Ирина14 сентября 2022, 12:45
И.: я писала в другом комменте о том, что часто родители просто боятся спокойно сказать "нет" (хотя иногда именно это и нужно) и им проще спрятаться за чем-то внешним, но тот коммент неткрытый, не буду его повторять. Возможно, и тут что-то такое. Вообще, похоже, рассказ для многих оказался триггерным, на зазвенело у всех в разных местах. Одно из таких, наверное - ситуация "дали детям задачу явно не по силам, но скрыли, что она и должна быть не по силам, оставив ребенка одного перед тем, с чем он не способен справиться". В принципе, да, родители как бы переложили с больной головы на здорлвую. Теоретически есть риск решить проблему слишком радикально, выплеснув с водой и ребенка, тут согласна
Александр14 сентября 2022, 11:59
Его предшественник Патриарх Алексий II +2008 имел большое сердце и с любовью относился к бессловесным созданиям Божиим, животные это чувствовали и отвечали ему взаимной любовью. Любимец Архимандрита Григория (Зумиса) +2018, игумена Афонского монастыря Дохиар, во время службы в храме обычно лежал недалеко от входа и, когда выходил геронда, всем своим существом выражал радость. Человек вправе выбирать сам держать ему собаку или нет, но запретных табу на этот счет нет. О собаках, протоиерей Дмитрий (Смирнов) +2020, ссылка - http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-86051/?stt=2555
Александр14 сентября 2022, 11:58
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ныне действующий: «Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене... Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого «антисобачьего» богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными».
Александр14 сентября 2022, 11:57
Собака упоминается и в Священном Писании. В Книге Товит, главы 5 и 11, в рассказе о юношах, отправившихся в путешествие (один из которых был ангелом Рафаилом), дважды подчеркивается, что с ними была собака. Часто животные помогают человеку не впасть в уныние от одиночества, от неустроенности и прочих неприятностей современной жизни, являются защитой от стрессов, воспитывают в детях чувство сострадания и ответственности. Поэтому в современной священнической практике укоренился обычай: квартиры, где проживают собаки, освящать, но на время чина освящения животное из квартиры уводить.
Алексей Л.14 сентября 2022, 03:25
Елена 13 сент.20:13."Также и в доме с иконами ей не место...". Неправда.Не вводите людей в заблуждение псевдоцерковными учениями.Наличие собаки в доме не мешает благодати,мешает ей жизнь во грехе.
Л14 сентября 2022, 00:21
Елене: А если родители были против собаки в доме из своих убеждений, то зачем было обманывать детей и списывать всё на их малый возраст для ухода за собачкой? Это они сейчас не поняли, а потом вспомнят, проанализируют и поймут обман!.. В рассказе не достаёт реальной веской причины для такого метода воспитания. Наверное, семья - это поддержка, а не распределение обязанностей.. Ремарка: вообще, если малые дети вдруг закатили истерику "купи собаку!", значит изначально как-то отношения родителей и детей были неправильно выстроены..
И.13 сентября 2022, 20:47
Ирина13 сентября 2022, 11:29 Простите, а когда запрещают гвоздиками в розетку лезть, в кипяток голыми руками, слова тоже чужие? надо все на опыте дать пробовать? Если бы дети пумой или мексиканскими тараканами очаровались (кого только не держат сейчас), слов тоже не нашлось бы? Родители в принципе не хотели собаку в доме. И слукавили, предложив попробовать ухаживать за ней. Случись чудо, не бросали бы дети пару недель (не получается, но и не бросают), что тогда? Не с собакой, так с каким-нибудь другим детским желанием рано или поздно у всех родителей наступает конфликт, никуда от этого не денешься, и не все выйдет списать на неумение детей что-то делать самостоятельно.
Елена 13 сентября 2022, 20:17
Ясно же, что родители в принципе были против собаки в доме, скорее всего по религиозной причине (см. выше ссылку "Христианское отношение к собаке"). Если собака случайно забежит в храм, то его положено освятить заново. Так же и в доме с иконами ей не место. Другая живность не в счёт, речь идёт именно о собаке. Ну а дети были слишком маленькие для подобных объяснений, и родители применили другой метод, который идеально сработал: дети не затаили обиду, и это главное. Когда они подрастут и тема возобновится - будет уже другой разговор, а на данном этапе родители просто молодцы.
Александр13 сентября 2022, 15:52
Давай-ка лучше потренируемся». И опять будет вынашиваться стратегический план, только теперь по отбиванию у дочери желания замужества. Ну а к 40 глядишь и в монастырь пора. Странная педагогика.
Александр13 сентября 2022, 15:51
В голове у мама и папы подсознательно изначально сидела мысль: «Ну вот, собаку? Еще чего захотели», и началась разработка стратегического плана с последующим его осуществлением по выбиванию у детей желания, так сказать тренировка на изнеможение. Добрая фея вынула из пакета игрушку, и дети часами сидели на лавке, рассматривая как солнце греет бока игрушечному псу. Дааа, хорош опыт. А что же будет лет так через 15-20, когда, к примеру, Варя скажет маме: «мама у меня есть молодой человек, который хочет сделать мне предложение». Мама ответит: «знаешь что дочка молодой человек это живое существо и о нем нужно заботиться, ты готова выдержать, вынести все бремя семейной жизни?
Александр13 сентября 2022, 11:37
А зачем решать трудности и проблемы? Мама с папой не оказали первую поддержку, а дали детям опытно понять, как тут пишут, скорее действовали по принципу "клин клином вышибают". Ох уж эти неоправославные.
Ирина13 сентября 2022, 11:29
И: тут дело в опыте. Когда просто объясняют, словами, почему нельзя - это слова, они чужие. А тут опыт, данный в ощущениях. Полезный, кстати, опыт: того, что все имеет свою цену и что цена эта может оказаться слишком высока; что силы надо рассчитывать, что нужно выбирать, что есть, оказывается, труд, который за тебя могут нести другие и что он тоже чего-то стоит. Я бы не видела тут исключительно опыт складывания лапок, как стало трудно. Ведь наверняка будет и другой опыт, когда труд будет по силам и родители поддержат усилия. Причем не столь дорогостоящий для семьи. Опыт отказа от непосильного тоже важен, он тоже должен быть, просто его не должно быть чрезмерно много. Тут вроде не так.
Ирина13 сентября 2022, 07:47
Наверное, животные - в большей степени школа любви, дружбы и радости, когда они по силам и ресурсу, и в большей степени школа терпения, самопожертвования и смирения, если сил и ресурсов не хватает. Одно другому, в общем-то, не мешает. А уроки любви можно извлечь (и дать детям) из любого выбора в этой ситуации. Забота о собаке и готовность с радостью потерпеть - это любовь, забота о родителях и соседях (и готовность с радостью потерпеть) - это любовь, готовность с радостью потерпеть ради детей - тоже любовь. Урок ответственности и неэгоизма - это урок любви и в случае выбора собаки, и в случае отказа от нее. Но важно учитывать всех - родителей и соседей тоже. И Бога. Не только детей и пса.
Оксана13 сентября 2022, 02:13
Убей не пойму. Почему нельзя было прямо детям объяснить почему сейчас нельзя собаку завести. Ведь изначально понятно, что 4 и 5 летки не вывезут уход и прогулки с собакой. Здесь мне видится какая то не честная игра. Пишу как обладательница и собаки, и мама...
И.12 сентября 2022, 21:13
Ирина12.09.2022 Из текста: «Никаких собак в доме, разумеется. Но как безболезненно выйти из положения?» Решение принято, цель - избежать "болезненности". Объяснение решения должно быть обязательно в категоричной форме? По-другому никак? Если кто считает, что собаке не место в доме, при чем тут "неспособность" ухаживать за ней? И детей 4-5 лет надо сначала научить заботиться о ком- или чем-либо, хоть кактус попросят и то надо учить ухаживать за ним, потом только давать возможность решать. Тут же все просто: не получается, стараться не надо, можно бросить. К тому же в следующий раз дети попросят что иное не по возрасту, и придется искать аргументы, тратить силы и время на объяснения.
Людмила12 сентября 2022, 16:29
Вроде бы понятно ,что дети маленькие ещё,но какой то осадочек остался после прочтения. Помню ,как мы подарили на день рождения сыну щенка сеттера,как он был счастлив.Но правда со временем,весь уход на меня сам собой возложился.Я не против в принципе была ,мы много гуляли с собакой ,дома все играли с ней и радовались.Так прожила она у нас в семье 16 лет...и умерла на прощание вильнув мне хвостом.А теперь сын взрослый,у него своя семья ,а у нас новый дружок - маленький шпиц,который ,приносит много радости,но и конечно требует ухода. Вывод такой - животные - это не только множество забот ,но и очень много позитива и любви.
Ирина12 сентября 2022, 06:13
Для И.: Родители дали детям самим взять на себя ответственность за собственное решение: соотнести желания и силы, понять, что любовь (к животным) - это не только радость, но и труд, и дали опытно понять, что на другого этот труд переложить - не вариант, потому что если если это не будешь делать ты, это будет делать другой, а это нечестно. Это тоже школа любви. Можно ли было честнее и добрее? Ну, наверное, можно, но почему-то вариант "взвалить все заботы на себя и дать детям опыт "ты будешь кататься, а кто-то повезет саночки, это нормально" людям показался лучше. А он не лучше. Как не лучше категоричный отказ, причин которого дети бы изнутри не поняли...
Читатель11 сентября 2022, 20:38
Есть такой пример о возрасте и взаимодействии ребенка с животным в стихе Н.А. Некрасова "Мужичок с ноготок": И шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах... а сам с ноготок! .. А кой тебе годик? - "Шестой миновал.." И такое бывает!
Елена11 сентября 2022, 18:10
Какой замечательный рассказ, получила удовольствие и совет по воспитанию.) Побольше бы нам таких родителей.Спасибо автору.
И.11 сентября 2022, 17:46
Родители изначально не хотели собаку, действительно "имеют право", как тут пишут. Только не смогли прямо об этом детям сказать. Ответственность за свое решение переложили на несмышленных малолетних. В чем тут "тонкости воспитания"?
Ирина11 сентября 2022, 14:37
Так действительно нежелательны собаки-то в комнате с иконами.
Л11 сентября 2022, 13:14
Наверное, не нужно впадать в крайности, а то так и растения вроде не должны расти в квартире) просто условий больше требуется.. Бабушки-дедушки тоже многие дружно жили с животными, а когда теленочек например совсем маленький в холодное время его и в доме держали у печки, и других животных. А собака вообще настоящий друг человека, северные народы и спят бок о бок с ними. Животные переживают моменты радости и трудностей с человеком: собака, лошадь, коты тоже преданные и другие. А вспомним Рождество Христово и животных в вертепе) Просто всё должно быть разумно. И статья не об этом, а о возрасте и ответственности детишек.
Александр11 сентября 2022, 11:08
Мамы и папы должны помнить, что рано или поздно контакты с животным миром у детей неизбежны. Священное Писание сообщает, что Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных И ПРИВЕЛ К ЧЕЛОВЕКУ (Быт. 2:19). Да, особое место в природе занимает животный мир. Животные, как и человек, имеют душу, хотя и отличную от человеческой (Быт. 1:30).
Александр11 сентября 2022, 10:53
Нужно относиться к животным с теплотой и любовью, как и ко всякому Божьему созданию, но нельзя относиться как к равным или как к высшим. В этом уже начало язычества и идолопоклонства. Не стоит называть животных человеческими именами, тем более именами святых угодников Божиих, помещенных в святцах.
Александр11 сентября 2022, 10:52
Им лишать себя радости общения с домашним питомцем? Конечно, нет. Если вы хотите держать пса в квартире, держите на здоровье. Тем более что в этом есть еще и хорошая педагогическая функция. Иоанн Кронштадтский в своем труде «Моя жизнь во Христе» пишет: «Помни, что и животные призваны к жизни благостью Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия. Благ Господь всяческим (Пс. 144:9). Не бей их, если они, неразумные, что-либо и напроказят или пострадает от них какая-либо из твоей собственности. Блажен, иже и скоты милует (Притч. 12:10)».
Александр11 сентября 2022, 10:51
Во всем важно разумение, рассуждение и трезвомыслие, растворенные верой, надеждой и любовью. Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся. Правило не держать собаку в доме скорее историческая традиция. Собака – служебный зверь, несущий охранную, пастушью, на Севере ездовую функции. Их место было на улице, в конуре, в хлеву. Сейчас появились декоративные миниатюрные виды собак, раньше они все были большие, мощные, сильные, и держать их в доме было попросту неудобно. Но времена изменились. Миллионы людей живут в квартирах, и нет возможности на улице держать собаку.
Алексей Л.11 сентября 2022, 07:37
Кира.9 сент.23:26."Неправославная это традиция...". Кира,не надо выдумывать!Нет такой традиции-нетрадиции.Можно дома животных держать!И даже весьма хорошо!Ох уж эти околоцерковные суеверия... Немного не по теме,вспомнилось как попросил в свечной лавке помолиться за больного,страждущего человека,и получил удивительный ответ-за некрещенных нельзя молиться!А я ж не на литургию хотел подать,просто словами помолиться.До сих пор осадок остался.Как не вспомнить притчу Христа о избитом разбойниками,шел священник-прошел мимо,а язычник помог.Как бы и нам не превратиться в чудовищ,по названию только православных,со своими немилосердными понятиями.
Ирина11 сентября 2022, 07:24
Народ, вы серьезно? К двум погодкам еще и собаку? А если мама не железная и, например, работает? Да хоть папа... Почему-то все себя именно на место детей поставили. А если на место родителей? У детей хотелки сменяются со скоростью ветра, а собака - это, конечно, школа любви и терпения, но и ежедневные заботы лет на 10-15. У вас прямо таки безоговорочно есть всегда силы взять на себя лишний труд часа на два в день (сварить еды, погулять, вымыть лапы, поиграть, полечить, убрать шерсть и разгром, вычесать?) А попробуйте, увеличьте ежедневное правило на два часа лет на 10. Ради детей. :) Что по любви, тяжело быть не должно ведь, законы физики и биологии отменяем, уставать неправильно. :)
Алла10 сентября 2022, 18:28
Л., вот именно: Господь создал для нас всю Вселенную, в том числе животных.
Кира10 сентября 2022, 18:24
Алла, запрета нет, потому что в прошлые времена православным людям, равно как и иноверцам, и в голову не пришло бы жить в одном помещении с животными. Такую тенденцию задали люди от церкви далекие. Конечно, кто хочет, будет и угол с животным снимать, коль найдется хозяин, который такое позволит).Но не помешало бы задаться вопросом, хороша ли для животного такая стесненная жизнь. По моему мнению, не хороша и заводят живность в четырех стенах, как правило, думая не о ней, а о себе (как она развлечет, утешит, полечит и т.п.). А бабушки-дедушки наши обходились без этого, их подход к теме считаю абсолютно верным.
Алла10 сентября 2022, 16:37
Кира, что значит неправославная традиция? Никакого запрета на это нет, не придумывайте. Кто хочет, тот и будет держать дома живность. В том числе и в квартире.
Л10 сентября 2022, 14:52
Животные дарят человеку радость и любовь, для этого их и заводят как правило. Всё-таки и те, кто живёт в городах, не лишены этого счастья! (вопрос может быть лишь в особенностях, размерах собаки и возможностях человека..) А с животным появляется проявление заботы и любви к природе. Это ничем не заменить.
Кира 9 сентября 2022, 23:26
На мой взгляд, все правильно родители сделали. Животное действительно не игрушка и заботы требует, малышам это не под силу, а родители имеют полное право такого "праздника" не хотеть. А эгоистами вырастают дети, коим как-раз таки во всем потакали. И не вижу любви к животным в содержании их в квартире (вот тоже эгоизм: для своего развлечения стеснять их), частный дом с большим двором - другое дело. Про множество трагических историй нападения собак (да и кошек, бывает) на детей и не говорю. К тому же, не православная это совсем традиция в жилом помещении живность иметь.
Л 9 сентября 2022, 20:19
Собака - это счастье! Однако бывают такие обстоятельства и период, что взрослые просто совсем не имеют времени и сил на содержание животного в кв. (особенно щенку важен режим), а возраст детей до 6 лет ещё всё-таки маленький, ведь ясно, что здесь всё зависит от реальных возможностей взрослых. Есть вариант - пока малыши, приходить с родителями к друзьям семьи или родственникам общаться с собачкой))
Мария 9 сентября 2022, 16:36
"Пете 4 года, а Варе 5" - о какой собаке для детей может идти речь? Как они будут за ней ухаживать, если сами себя ещё не обслуживают? Родители дали возможность детям оценить свои силы и придти к правильному решению: "надо подрасти". Если бы родители исполнили их прихоть (а в данном случае это именно она), сами бы и ухаживали за собакой. Хорошо так "любить" животых: ты их треплешь, гладишь, играешь (когда захотел сам), а ухаживают родители. И чему это научило бы детей? Отвественности? - нет, однозначно! Родители молодцы!
Ольга 9 сентября 2022, 16:30
Статья – пособие по взращиванию эгоизма и нелюбви к братьям нашим меньшим. И совсем не обязательно покупать собаку "неимоверной красоты" или "такую же, как у того мальчика", поощряя детскую гордыню. Можно взять из приюта для бездомных. Никакая хорошая книга не заменит живого общения с животным, а воцарившиеся «безмятежный мир и полное согласие» еще покажут себя.
Ольга 9 сентября 2022, 09:21
Согласна с Лидией. Лишили детей праздника. Я была постарше, когда мои родители купили собаку. Мне было лет 8. До сих пор помню, какое это было счастье. Я весь класс поставила на уши, взахлеб рассказывая о том, что у меня теперь собака. Вся уборка, конечно, легла на маму. А здесь такое разочарование. Честно говоря, я до последнего момента ждала, что родители этих детей все-таки заведут щенка и для себя тоже.
Марина 9 сентября 2022, 07:16
Молодцы родители, у нас трое детей есть чему поучиться.
Алла 9 сентября 2022, 05:52
Лидия, что в этих уловках некрасивого? Родители не хотят собаки, а дети её не потянут. Станут постарше, и возможно разговор будет другим.
Екатерина 8 сентября 2022, 20:35
Как мне, оказывается, повезло с родителями! У нас всегда жили и кошки, и собаки, и гуляли с ними все по очереди. Никакой педагогики. Просто любовь. У моих детей есть собака из приюта, кошка, подобранная на дороге, шиншилла, попугай и рыбы. Ухаживаем по возможности, больше достаётся мне. Умные родители так не делают, конечно. Но я почему-то рада, что к ним не отношусь.)
Лидия 8 сентября 2022, 18:52
На самом деле тут не об ответственности. И не о любви. Тут о некрасивых уловках родителей. Да, когда берёшь собаку "для детей", на самом деле ты берёшь её для себя. Но при наличии животного в доме дети растут добрее, и ответственность в них раньше воспитывается. Просто на так по-крупному, а в мелочах. А тут по сути маленький урок эгоизма Разочарована.
Ludmyla Grytsayeva 8 сентября 2022, 18:38
Доброго дня.Посмею немного возразить , многое зависит от возраста ребятишек .Если родители поставили цель отбить у детей желание завести животину ,это хороший способ , беспроигрышный . Если бы предмет их заботы и неудобств был настоящий , живой и дети ощущали отдачу любви ,смысл своих усилий , они не отказались бы , уверенна !Не отбиваем ли мы , взрослые , у детей желание заботы о тех ,кто от нас зависит, ответственности за кого-то в будущей взрослой жизни . Воспитывая с мыслью -ограждаем от неудобств , что получим в ответ ...?
Алексей KZN 8 сентября 2022, 07:27
Грустно... не получилось у них... и детство без собаки... А если бы купили собаку и научили заботится, то получилась бы совсем другая история. У меня собака есть, и всё не так уж и сложно. И на детей она хорошо влияет.
Тамара 8 сентября 2022, 00:19
Вот на таком примере и надо детей учить!! Какие родители молодцы!!!!
евгений 7 сентября 2022, 12:00
Настоящее практическое пособие,да еще с любовью.Спасибо++++++++++
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×