В 2025 году по решению Святейшего Синода Румынской Православной Церкви состоится причисление к лику святых нескольких подвижников благочестия. О некоторых из них читатели портала Православие.Ru уже имели возможность узнать: это архимандрит Клеопа (Илие), иеросхимонах Паисий (Олару) и иеромонах Дионисий (Игнат). Откроем для себя еще одного канонизируемого подвижника – архимандрита Герасима (Иску).
В возрасте 12 лет Григорий поступил послушником в монастырь Богдана
Отец Герасим (Иску) родился 21 января 1912 года в селе Подурь уезда Бакэу в семье верующих крестьян Григория и Елены и получил во Святом Крещении имя своего родителя. В 1924 году в возрасте 12 лет он поступил послушником в монастырь Богдана того же уезда Бакэу. В 1925–1928 году учился в монашеской семинарии Нямецкого монастыря, а после ее упразднения продолжил обучение в лицее им. Принца Фердинанда г. Бакэу. В 1932 году поступил в монастырь Тисмана и принял монашеский постриг с именем Герасим. Параллельно учился в семинарии монастыря Черника, которую окончил в 1935 году с титулом «лучший выпускник». Затем обучался на богословском факультете Бухарестского университета, который окончил в 1942 году.
Монашеская и преподавательская миссия
в Мунтении, Олтении и Транснистрии
Братство монастыря Тисмана 12 июля 1936 г. Монах Герасим (Иску) – четвертый слева во втором ряду
Отец Герасим был рукоположен в иеромонаха 1 апреля 1936 года в монастыре Тисмана. В период между 1937–1939 годами был назначен настоятелем монастыря Арнота для восстановления его после пожара, что он и исполнил. В 1939 году переведен в монастырь Черника на послушание библиотекаря-бухгалтера монашеской семинарии. 1 апреля 1942 года митрополитом Олтении и Транснистрии Нифонтом (Кривяну) был направлен на миссионерскую работу, которую активно проводил, воздвигая храмы, служа священником и преподавателем религии. В мае 1943 года возвратился на родину, был наречен настоятелем монастыря Тисмана с возведением в сан протосингела и назначен экзархом монастырей Крайовской архиепископии. Восстанавливал монастырь Тисмана, сильно пострадавший после превращения его в тюрьму для легионеров.
Осуждение на 10 лет строгого режима
После установления коммунистического режима настоятель отец Герасим приютил в своем монастыре нескольких членов Национального движения сопротивления новому режиму, желая таким образом помочь странникам. На этом основании 26 сентября 1948 года он был арестован за «преступление в форме заговора против общественного строя» и осужден на 10 лет строгого режима.
Капитан, устав избивать его, сказал: «Ты ненормальный: все уже признались, и ты тоже будешь приговорен к 15-ти годам»
О стойкости отца Герасима на допросах священник Константин Ходороагэ будет свидетельствовать такими словами:
«Позиция отца настоятеля поразила всех. Он переносил все пытки, не выдавая никого из вовлеченных в дело. После долгого допроса, производимого органами безопасности, капитан, устав избивать его, сказал ему: “Ты ненормальный: все уже признались, и ты тоже будешь приговорен к 15-ти годам”».
Отец Герасим прошел через ряд коммунистических тюрем, терпел побои и бесконечные унижения в застенках Крайовы, Питешть, Герлы, Аюда, в исправительно-трудовом лагере «Канал Дунай – Черное море» и, наконец, тяжело заболев туберкулезом, был переведен в тюремную больницу Тыргу-Окна.
«Он молился сердечной молитвой
и обладал огромными духовными ресурсами»
Во время заключения отец Герасим укреплял сердца заключенных твердостью своей веры, учил их молиться и образовал вместе с другими политзаключенными духовное движение сопротивления атеистическому всесилию, проповедуемому палачами-коммунистами. О его проповеди любви Христовой в застенках коммунистических тюрем Иоанн Янолиде https://pravoslavie.ru/119597.html вспоминал так:
«Он был худой как тень. Трудился на канале “Дунай – Черное море”, где работали по 16 часов в день, за которыми следовали еще 4 часа административных нагрузок. Его определили в специальную бригаду для священников с режимом ускоренного истребления. На канале отец Герасим подбадривал друзей, многим помогал работать и всегда был открыт для всех как священник.
Он молился сердечной молитвой и обладал огромными духовными ресурсами, благодаря чему превозмогал все лишения. Но стукачи несколько раз доносили на него, что он совершает исповедь и причащение, в результате чего его стали бить, изолировать, морить голодом, терроризировать в довершение к царившему тотальному террору. А человек составлен из плоти и кости, дух не может игнорировать законов жизни, и так этот преуспевший в священном делании подвижник заболел туберкулезом и слег, и его чуть живого доставили в Тыргу-Окна, чтобы он там умер “гуманно”.
Его присутствие в больнице стало ощутимым по тому искусству, с каким он умел читать души людей и вдохновлять их. Вскоре его стали искать как духовника. А он с радостью отдавал себя заключенным, приходившим к нему, хоть и изнурял себя», – вспоминал Иоанн Янолиде в книге «Возвращение ко Христу».
«Привет из Тыргу Окна. Уголок центрального рудника соляных копей, заключенные добывают соль». Почтовая открытка
В тюрьме он обрел сердечную молитву, и многие считали его исихастом коммунистических застенков
Отец Герасим (Иску) благодаря беспримерному смирению, с каким он встречал все пытки, унижения и побои, которым его подвергали, получил от Бога великие дарования. В тюрьме он обрел сердечную молитву, и многие считали его исихастом коммунистических застенков. Об этом его даровании Иоанн Янолиде вспоминал следующее:
«Он также давал советы по исихазму, и не только из читанного, но и из своего богатого молитвенного опыта. Потому что в 4-й камере Тыргу Окна молитва была реабилитирована не только как понятие, но и как практическая реальность, она была до того живой, густой, напряженной, что ее, казалось, можно было поймать рукой. Но на самом деле ее не нужно было ловить рукой, поскольку Бог присутствовал там и моментально покорял тебя, проникая в твою душу и все твое существо как благотворное благоухание. Мы нимало не отрицаем таинств, совершающихся в святых алтарях, мы только исповедуем, что благодать ощутимо проявляется и через святых Божиих. Это я ощущал рядом с отцом Герасимом.
Итак, я робко подошел к нему, чтобы узнать, как он. Он меня учуял и раскрыл свои большие, черные, глубокие глаза: “Ты пришел? Я рад… А я был далеко, в тех местах, где полно зелени, песен и благоуханий, сотканных из света. Там чудесно. Там мир. На самом деле, выразить, что там, невозможно. Там столько блаженства, что даже радость видеть тебя – страдание по контрасту между этими двумя мирами. Я скоро отойду, может, прямо сейчас, в Рождественскую ночь. И это дар от Бога. Не знаю, как Его благодарить… Не знаю, как сделать, чтобы люди ощутили Бога, полную радость… Уверен в существовании жизни вечной, я уже причастен ей. Меня не пугает Суд, ибо я ухожу со смиренным помыслом и упованием на одну только милость и благодать Господа”».
«Этой ночью я отойду»
Заключенные тюрьмы Тыргу Окна трудятся на соляном руднике, 1934 г.
Отец Герасим обладал даром прозорливости. Он знал день своего отшествия в вечность и известил окружающих о времени своего ухода из жизни сей:
«В последний час своего пребывания здесь он сказал ухаживавшему за ним человеку: “Этой ночью я отойду. Прошу тебя, умой мне немного лицо и, если есть чем, подстриги ногти. Не хочу оставлять здесь неопрятное тело”. Затем, пристально вглядываясь своими большими глазами в какую-то точку пространства, отчетливо произнес: “Ты слышишь? Ангелы поют!” – и застыл со сложенными крест-накрест руками и открытыми глазами, устремленными туда, куда он отходил легко, подобно дуновению ветра», – вспоминает Виктор Стойка.
«Здесь когда-нибудь будет место паломничества»
Отец Герасим предсказал падение коммунистического режима и превращение лагерей в места паломничества
Отец Герасим предсказал также падение коммунистического режима и превращение коммунистических лагерей в места паломничества. Об этом он говорил так:
«“Духи тьмы сейчас обладают людьми, но не бойтесь, Христос близ, Он испытывает людей; а люди нуждаются во многом страдании… Враги думают, будто победили нас, но они не учитывают действия Бога в истории и не знают Его путей”. Немного остановился, глубоко вздохнул, затем продолжил: “Здесь когда-нибудь будет место паломничества… Сегодня нас мало, но на свете есть еще вера, так что мир будет спасен. Сейчас это кажется невозможным, но, кроме человеческих средств, существует и Божественный Промысл, и он возродит человечество”», – вспоминает Иоанн Янолиде.
«Истерзанный утешает своего истязателя»
Отшествие отца Герасима (Иску) из жизни сей в вечность было потрясающим. Он заранее знал, что его преселение из жизни сей будет в великий праздник Рождества Христова 1951 года. День его успения описан многими тюремными соузниками батюшки, но более всего впечатляет рассказ лютеранского пастора Ричарда Вурмбранда, который мы и приводим далее.
«В тюрьме я сильно заболел. Был уже в шаге от смерти. Справа от меня лежал священник по имени Герасим (Иску). Он был настоятелем одного монастыря (Тисмана). Этого человека, которому было лет 40, так много пытали, что он уже лежал еле живой. Но все же лицо его было спокойным. Говорил о том, что уповает на спасение, о любви ко Христу, о своей вере. И был полон радости.
Заключенный Григорий – архимандрит Герасим (Иску)
А слева лежал коммунист-истязатель, который замучил этого священника до полусмерти. Коммунист этот сам был арестован своими же товарищами, избит до полусмерти и уже испускал дух. Душа его агонизировала в когтях смерти. Среди ночи он будит меня со словами: “Господин, будь добр, помолись обо мне! Я не могу испустить дух, я совершил ужасное преступление!”
И тогда я увидел чудо. Увидел полуживого священника, стоявшего на пороге смерти, как он подзывает двух заключенных. Опираясь на их спины, он медленно прошел мимо моих нар, опустился на краешек нар своего палача и стал гладить его по голове. Никогда не забуду этой минуты! Истерзанный утешает своего истязателя. Это Любовь. Он смог найти для него утешение! Потом священник сказал этому человеку: “Ты молод, ты не знал, что творишь. Я люблю тебя всем сердцем”. Но сказал эти слова не так просто. Можно сказать “люблю” так, чтобы это слово осталось не более чем словом из пяти букв. А он говорил по-настоящему: “Я люблю тебя всем сердцем”. Затем продолжил: “Если я, будучи грешен, могу так тебя любить, то представь себе Христа – Саму воплощенную Любовь, – как же сильно тебя любит Он! И все христиане, которых ты истязал, знай, тоже тебя прощают, любят, и Христос любит тебя. Он хочет твоего спасения гораздо больше, чем ты сам этого хочешь. Ты сомневаешься, возможно ли такое, чтобы тебе простились грехи… А Он хочет простить тебе грехи намного больше, чем ты сам хочешь быть прощеным. Он хочет, чтобы ты был с Ним в раю, намного больше, чем ты сам хочешь быть в раю с Ним. Он – Сама Любовь. Но к Нему надо обратиться, покаяться”.
В этой тюремной камере я слышал исповедь убийцы перед его жертвой. Той Рождественской ночью оба умерли
И в этой тюремной камере, где невозможно утаить никаких секретов, я слышал исповедь убийцы перед его жертвой. Может, в романах жизнь кажется более яркой. Но ни одному романисту никогда не описать ничего подобного. Жертва, стоя на пороге смерти, принимала исповедь у своего убийцы – замученный разрешил от грехов своего душегуба.
Они вместе помолились и обняли друг друга. Священник вернулся на свои нары, и этой ночью они оба умерли. А ночь эта была Рождественской! И не просто Рождественской ночью, когда мы вспоминаем, что две тысячи лет тому назад в Вифлееме родился Христос. То была ночь, в которую Христос родился в сердце коммуниста-палача. Я видел это своими глазами».
«Столп духовного сопротивления в темнице»
Знавшие отца Герасима (Иску) с огромным благоговением говорили о нем как о великом подвижнике, который сам переносил тюремные злострадания и укреплял дух других заключенных, вселяя в них надежду и мужество с радостью встречать все пытки, которым они подвергались, из любви ко Христу и ради прощения своих грехов. Большинство видело в отце Герасиме святого, и их свидетельства в этом отношении весьма красноречивы. Отец Константин Ходороагэ так говорил о настоятеле отце Герасиме:
«Для меня и других знавших его отец Герасим был мучеником. В застенках, через которые ему довелось пройти, он всегда утверждал высокий дух и уверенность в преодолении трудностей, вдохновенно рассказывая нам о жертве».
Другой его современник, Иоанн Ианолиде, свидетельствовал:
Архимандрит Герасим был столпом духовного сопротивления в темнице
«Архимандрит Герасим был столпом духовного сопротивления в темнице. На канале смерти “Дунай – Черное море” он был определен в специальную бригаду священников, где истязания непосильным трудом, бессонницей, голодом и побоями достигали максимального зверства. Подвергаемые издевательствам, мучениям, пыткам, архимандрит Герасим и другие священники с честью выдержали это хождение по мукам. Впоследствии батюшка заболел туберкулезом и был доставлен в Тыргу Окна, где скончался подобно ангелу во плоти».
Памятник молодежи на канале «Дунай – Черное море». Высота 50 м, 1980 г.
Еще при жизни отец Герасим проявил дар чудотворения. Дар прозорливости, знание времени своего перехода в вечность и ощущение покоя и радости, которое излучал батюшка, были благодатными дарованиями, которые он сподобился стяжать за свое смирение и ничем не победимую любовь, принесшую богатые поды.
После падения коммунистического режима в Румынии были опубликованы воспоминания, исследования и статьи, посвященные отцу Герасиму (Иску), благодаря которым сегодня мы можем так много узнать о святости жизни этого сына румынского Православия, исповедавшего веру во Христа в годину безбожных коммунистических гонений.
Преподобномученик Герасим (Иску)
Хотя место его захоронения неизвестно, поскольку тело батюшки сразу после кончины было брошено в одну из общих могил, соседствующих с тюрьмой Тыргу Окна, отец Герасим (Иску) почитается во всей Румынии как мученик.