«Мы русские, с нами Бог». А с Богом ли мы сами?

В недавнем большом интервью митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) каналу «Россия-24» мне особенно важным и весьма своевременным показалось одно предостережение – предостережение от пафосной гордости: «Мы, Россия, последний оплот христианской нравственности и традиционных ценностей, мы противостоим остальному бездуховному миру, это наша великая миссия…».

Гордость – штука лукавая. Она нередко надевает благородную личину, выдает себя за некое высокое чувство – любви к Отечеству, например. Но любовь к Отечеству на самом деле – немножко другое. Подлинная любовь к нему – это трезвость. Трезвость помогает видеть в своей стране, в ее прошлом и настоящем, в ее народе, от которого себя не отделишь, – всё: и радостное, и страшное, и силу, и слабость, и победы, и поражения. Трезвость чужда эйфории, экзальтации и превознесению своей страны над другими. Даже если там, у них, у других, впрямь творятся совсем нехорошие вещи.

Нет ничего хорошего, конечно, ни в легализации однополых браков, ни в усыновлении такими парочками детей, ни преследовании «гомофобов», ни в трансгендерах… Это действительно страшно, это дело сатаны. И слава Богу, что у нас этого нет. И – да, можно надеяться, что по крайней мере официальной реабилитации содомского греха у нас не будет; что не доберутся никогда до власти в России люди «прогрессивных» взглядов. Но вот гордиться тем, что у нас этого нет, – не стоит. Лучше задуматься о том, что у нас есть.

У нас есть горькие плоды грандиозной и безнаказанной многолетней работы по развращению молодежи, разрушению понятий о семье, браке, целомудрии; есть пошлейшая бесцензурная масскультура – на фоне массового нечитания той же молодежью умных книг. Есть сотни тысяч абортов. Есть, опять же, массовый ранний алкоголизм – когда у человека молоко еще на губах не обсохло, а он уже без банки пива не видит свой досуг. А все эти курящие девочки от 13 лет, я вижу их каждый день – они дымят совершенно открыто и спокойно…

Тотальное сквернословие, воспринимаемое как норма. Реклама кальянов, вейпов и тому подобной отравы. Плохо завуалированная реклама интимных услуг типа «Только Наташе не говори». И вот такие сериалы («Классная Катя»), предваряемые огромными афишами по всем русским городам...

Мир болен – да, и мы тоже не эталон здоровья

Какой мы оплот нравственных ценностей – при всем этом?.. Мир болен – да, и мы тоже не эталон здоровья. Нет, это не повод к истерике самобичевания, разумеется, и не причина считать, что всё пропало. Уныние – грех, отчаяние – плод этого греха. Не надо отчаиваться, надо действовать. И если мы честно, без лишней говорильни и показухи, возьмемся за это дело – Бог действительно будет с нами! Это я к тому, что суворовские слова «Мы русские, с нами Бог!» надо понимать правильно. Бог с теми, кто с Ним, кто творит Его волю.

Но вот в чем еще дело: честно задать себе вопрос, а с Ним ли сейчас я, а что я делаю, чтобы быть с Ним и творить Его волю – гораздо труднее, чем предаваться общей экзальтации, бодро шагая под лозунгом «Мы русские, с нами Бог». Экзальтация гордости – вещь опасная, как тот самый вейп, реклама которого светится за голыми кронами деревьев. И не надо называть эту гордость доброй, оправдывая ее тем, что гордимся мы в данном случае не собой. Гордость – она всегда собой, а в данном случае она – желание подключиться к чему-то возвышающему, увидеть на себе некий особый знак: я-де не кто-нибудь, я русский. Что с того, что ты русский, чем ты лучше француза или араба? Или их не Тот же Бог создал?

Быть русским означает быть богатым наследником. Только вот вопрос: готов ли ты принять свое наследство? Разобраться в нем? Отнестись к нему с трезвостью, отделить в нем зерна от плевел? – это тоже нужно, потому что наследуем мы разом всё!

Быть русским, принадлежать к Русскому миру – это призванность, но не избранность. Осознание призванности предполагает смирение

Быть русским, принадлежать к Русскому миру – это призванность, но не избранность. Осознание призванности предполагает смирение: я призван что-то сделать, я пока еще этого не сделал, или сделал очень мало. А чувство избранности означает – я уже от рождения наделен особым значением, я выше других. Родители, которые внушают своему ребенку чувство превосходства над другими детьми, делают ужасную ошибку; это слепота родительской любви, которая в свой час дорого обойдется не только им самим, но и возлюбленному чаду. Умные и трезвые родители говорят ребенку: ты такой же, как все другие, ты не более – но и не менее! – значим, чем они. Речь не об одинаковости, конечно, но именно о равнозначимости. И Родину свою, и народ свой нужно любить – тоже с умом: как один из народов, равнозначимый другим, но имеющий собственное неповторимое и бесценное лицо, собственную, особую – как и у всякого иного народа – судьбу.

Скажу откровенно, я вообще не понимаю, почему мы так любим гордиться; почему нам непременно нужно гордиться, чтобы любить; откуда мы взяли, что нельзя любить без гордости, что пафос гордости – лучшее проявление любви. Гордимся победами предков?.. Но это не мы их одержали, эти победы. Наше дело не гордиться, а хранить благодарную память, видеть в этих победах пример и урок, рассказывать о них детям. А гордость – она всегда посрамляется. Вспомните, с какой гордостью мы распевали «Широка страна моя родная…». А потом страна рассыпалась, и мы все с вами оказались бессильными, беспомощными, мы не смогли, не захотели противостоять катастрофе, объединиться, сохранить уникальную державу – какая бы ни была, в конце концов, в ней власть, какое бы имя эта держава в данный исторический момент ни носила. Понятно, что потом, пожав горькие плоды развала, мы принялись обличать «тех, кто это устроил». Те, кто устроил, кто был в распаде страны заинтересован – они хороши, что и говорить; но мы-то все где были, мы, певшие про широкую страну и про Союз нерушимый?

И уж совсем глупо гордиться тем, что мы народ православный. Православный, бесспорно – исторически! И это очень большое наше счастье, это драгоценнейшая часть того самого наследства, о котором выше уже сказано. А вот достойные ли мы наследники на сей день?.. Обычная, привычная нам, журналистам церковных СМИ, картинка: в селе или на железнодорожной станции живет – ну, скажем, полторы тысячи человек; а в храме в воскресенье – человек 20–30, и тому батюшка рад: есть приход, хоть и небольшой. А сравните численность населения окраинного микрорайона с количеством прихожан новенькой церковки… Какой мы после этого православный народ?.. Мы – наследники, в упор не признающие своего наследства, мы ленимся сходить за ключом и открыть сундук с несметными драгоценностями – исторически, повторюсь, нам принадлежащими… Конечно, это не про всех. Конечно, не все так трагично. И Церковь Русская, столько пережившая, слава Богу, живет, и таинства совершает, и пастыри в ней есть замечательные, и люди в нее приходят, и радость обретают. Но это тоже не повод для гордости – никак. Один батюшка, помнится, очень удачно сказал: «Гордиться тем, что принадлежишь к Церкви, – это значит тем гордиться, что среди бушующего моря на плотик вскарабкался». Религиозная гордость, псевдоцерковное самодовольство ясно обозначено в Евангелии и навеки названо фарисейством.

Россия переживает очень тяжелый, горький, сложнейший момент ее истории… И гордость нам не поможет, точно. Помогут – терпение, смирение, труд и вера.

Марина Бирюкова

16 ноября 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татьяна28 ноября 2022, 13:23
Мне кажется, надо начинать с себя. Каждый человек отвечает за свои грехи. Я, например, не хочу совершать грех убийства. Поэтому и других к этому не подталкиваю. Но и осуждать других, если они совершили этот страшный грех тоже не хочу. Господь всё рассудит, а не мы.
И.28 ноября 2022, 02:29
Алла 27 ноября 2022, 09:04 Неужели Вы допускаете, что те христиане расценивали свои поступки как несправедливость, творимую вопреки заповедям? Сплошь лицемеры? Более вероятно, они нисколько не сомневались в своей христианской нравственности и правоте. И это у современных христиан "когнитивный диссонанс" от идеальных (утопических) представлений о религиозном обществе и истории христианских государств.
Катерина27 ноября 2022, 19:40
НН, все Ваши вопросы мне известны наизусть, пришлось слышать это во время классных собраний, когда приезжали пропагандисты, ведущие антирелигиозную работу,или читать в антирелигиознй литературе, которая была богато представлена в советских библиотеках.Но "тем" пропагандистам вести такие речи было простительно в какой-то малой мере. Некрещенные советские. Что с них взять. Но Вы вроде б себя православной(-ым) христианкой(-ом) обозначаете. В церковь ходите, Святое Писание и святых отцов изучаете ж, где даны ответы на все Ваши вопросы Алле. Довольно странно с Вашей стороны и указывает или на упорство в своих собственных ошибках коммунистического прошлого. Или нежелание изучать Св. Писание.
Галина И.27 ноября 2022, 16:13
2. что человек считает себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом". О прощении врагов. Вся Библия наполнена призывами к покаянию. Прощать врагов в надежде на их покаяние, или же если они покаялись! «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1,15). Восемь лет мы терпели объявленный нацистами геноцид русских, терпели уничтожение наших братьев и сестер. Ждали покаяния. И что? Слово Божье непреложно: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк 13,3). Десница Божья не только спасающая, но и карающая. «И не пощадит тебя око Мое, и не помилую. По путям твоим воздам тебе, и мерзости твои с тобою будут; и узнаете, что Я Господь каратель»(Иез.7,9)."Страшно впасть в руки Бога живого!"(Евр.10)
Галина И.27 ноября 2022, 15:59
1.Простите. Христиане свои слова должны сверять с Библией- Откровением Бога, и со святоотеч. учением, основанном на Библии, чтобы не впасть в демагогию и ересь. Об уничижении: все дело в мотивации. Если уничижаешься на словах, а на деле взрываешься от неприятных для тебя слов, то это оборотная сторона гордыни: мол, так Я ближе к Богу. Или мы- самые лучшие, «как Боги», а остальных- под нож или ружье. С др. стороны -"Он (Христос), будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но УНИЧИЖИЛ Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной". Прп. авва Исаия: "Смирение состоит в том,
Алла27 ноября 2022, 09:04
НН, на что я должна отвечать? Да, непримиримость к врагам это безнравственная установка. И в отличие от несправедливостей,творимых христианами ВОПРЕКИ заповедям, непримиримость прямо прописана для коммуниста. Но самое главное, что коммунист должен был быть атеистом, а значит всё прочее не имеет смысла. Вы занимаетесь очевидными подлогами, предлагая обсуждать "кодекс" без самого главного.
И.26 ноября 2022, 22:22
Алла, христианство началось как раз с того, что простые люди уверовали в Христа, число обращенных росло, потом и до правителей дошло. Нормы поведения, основанные на религии, философии, каком-либо учении, можно сверху распространять, в т.ч. посредством законов. А сделать общество религиозным сверху можно только формально, что и показала история.
НН26 ноября 2022, 14:27
Алла,на вопрос Вы не отвечаете,а занимаетесь демагогией. Да,"непримиримость к врагам коммунизма тоже звучит малопривлекательно". А как, на ваш взгляд, "звучит" расправа никонианцев с аввакумовцами; крестовые походы с с разгромом Константинополя в защиту веры; непримиримость католиков и православных(знаю-знаю, но причащаться с ними нельзя!)? Зачем христиане убивали друг друга? На какой платформе? Это я к тому, что не надо быть"святее Папы римского", а смотреть на жизнь страны и общества реально и взвешенно; не витать в облаках и ставить заведомо невыполнимые задачи"; "замыливать" проблемы, предлагая "всё хорошее" против "всего плохого". Надо уметь отвечать за свои слова и признавать ошибки.
НН26 ноября 2022, 12:35
Катерина:/И странно,что православная христианка этого прямо в упор не понимает-грех это./- Это Вы о ком? Если обо мне, то кто Вам сказал, что я не понимаю разницы между Заповедями и Моральным кодексом? Вы же меня не знаете. Странно христианке судить и обличать совершенно незнакомого человека(да и знакомого судить нельзя). Вы же понимаете, что Моральный кодекс приведён как один из примеров того, что нерелигиозное общество воспитавается в нравственном аспекте, если у государства стоит такая задача. Вы же знаете, что не было, нет и никогда не будет однородного христианского общества; даже когда Христос жил на Земле! люди Ему не верили и не жили так, как Он учил. В Евангелии об этом написано...
Алла26 ноября 2022, 04:23
И., современность имеет, конечно, и преимущества над прошлым, например социальной справедливости явно больше, чем в Средневековье, законы справедливей и т.д. Но на мой взгляд самоочевидной является истина, что в полностью религиозном обществе общая сумма нравственности выше, чем в безрелигиозном. Под религией имею ввиду христианство. И как показывает история, сделать обшество религиозным можно только сверху. Правитель принимал христианство, дальше принимал соответствующие законы, и только так обращался народ. Можно ли нечто такое провернуть в наше время? В определенных обстоятельствах - да. Большие потрясения, слом прежнего уклада жизни и т.д могут поспособствовать тому.
Алла26 ноября 2022, 04:14
НН, простите, но я не собираюсь игнорировать тот факт, что коммунист должен был быть атеистом, иначе - вон из партии. Ведь это же тот самый песчаный фундамент, который любую надстройку разрушит, какой бы хорошей она не была. Однако на мой взгляд "непримиримость к врагам коммунизма" тоже звучит малопривлекательно.
И.26 ноября 2022, 04:03
Катерина 25 ноября 2022, 19:03 "...раньше было много богатырей (духа). А в нашу эпоху не хватает живых примеров, я говорю сейчас вообще о Церкви и о монашестве. В наше время умножились слова и книги, но умалились жизненные опыты"(Паисий Святогорец "Духовное пробуждение"). Если нравственность язычников и атеистов в каких-то положениях/проявлениях не противоречит христианской, то христианину надо это признавать и использовать во благо общества, не в пустыне живем. А не отрицать и принижать, просто потому что перед ним язычник или атеист. Иначе "пример" неубедительный получится.
Н25 ноября 2022, 23:43
Катерина, тоже молодец!
Катерина25 ноября 2022, 19:03
Каждый православный христианин на своем месте должен являть собой пример христианской нравственности окружающим язычникам и атеистом своим делом. А там - как Бог даст.
Катерина25 ноября 2022, 18:58
Моральный колекс строителя коммунизма это попытка за- и подмены Божественных правил, данных Моисею, первая из которых: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» - своими человеческими измышлениями.И странно, что православная христианка этого прямо в упор не понимает - грех это. А молодец это Вы, Алла.
И.25 ноября 2022, 16:17
Алла, Вы написали "никакими нерелигиозными средставами вы уже обшество не сделаете нравственным". А какими средствами сделать общество религиозным? И авторитет нужен, чтобы подвести человека к тому, что он на собственном опыте убедится в истине. Если этого не происходит, то авторитет сходит на нет. А свято место пусто не бывает, туда другие "авторитеты" приходят. У нас общество состоит из людей разных религиозных взглядов, просто нерелигиозных, атеистов и пр. И всем кто-то должен объяснять основы нравственности. Многое что сейчас обществом признается безнравственным (например, затрещина лицу низшего сословия), ранее считалось нормой и уживалось с христианской моралью. Вот к тому и написано.
НН25 ноября 2022, 13:02
Игорь Ковалев:/Насчёт покаяния за дела наших предков- это вообще, какое-то бесовское обольщение/ -Согласна, я называю это - изощрённое лукавство. Один архиерей говорил: "Как легко и приятно просить прощения у человека, которого ты не обижал и каяться за грехи, которые ты не совершал!" Вместо того, чтоб просить прощения у того, кого ТЫ действительно сознательно обидел; покаяться в грехах, которые ТЫ тайно совершил против самых близких... То есть, усыпить свою совесть и не каяться за совершенное тобой, а подменить истинное покаяние ложным, показухой... Что бесам и царебожникам нужно. Не дождётесь... Укрепи нас, Господи и вразуми, молимся Тебе, услыши и помилуй....
НН25 ноября 2022, 12:43
Алла25 ноября 2022, 06:58, Это не мой список. Это "Моральный кодекс строителя коммунизма" в редакции 1961г,там ещё 3 пункта, они просто не влезли в норму знаков:/дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни; непримиримость к врагам коммунизма, братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами/. О богоборчестве там и не было написано ни слова! Вас кто-то обманул...И потом, вопрос я Вам задала совершенно конкретный: что безнравственно в данном "списке"? Вопрос остаётся.
Алла25 ноября 2022, 07:09
И., не совсем понятно, к чему вы это пишите. Я не предлагаю поднять лапки вверх, я вообще боец по натуре. Речь только о том, что ратовать за подлинно христианское общество бесполезно, когда большинство людей христиане только номинально. И да, для меня светскость - узаконенная безнравственность, потому что если ты не можешь назвать какую-то моральную норму истиной, ссылаясь на высший, абсолютно непререкаемый авторитет, то эта норма будет оспорена. Однако же это не значит, что мы должны отказаться от борьбы за умы и души людей. Делай, что должно, и будь, что будет.
Алла25 ноября 2022, 06:58
НН, в вашем списке нет кое-чего. Богоборчества, например. А ведь "без веры угодить Богу невозможно".
Катерина25 ноября 2022, 00:43
Прп. Амвросий Оптинский: "Единая истинная Церковь не ограничивается никаким государством, а существует по всей вселенной, имея членами своими истинно верующих и истинно благочестивых христиан. Для Бога всё равно, в каком бы человек государстве ни жил, только был бы истинно верующий и благочестивый христианин. «Един благоугождаяй Богу паче тысящ нечестивых», – как говорит святой Златоуст."
Татьяна24 ноября 2022, 20:24
Христиане! Я предлагаю, не пускать в сердце ненависть. Я не обесцениваю боль и утрату. Просто, если не прощаешь, то становится ещё тяжелее.
Анна23 ноября 2022, 13:37
Не знаю когда и почему, но в современных изысканиях, которые начались в 90-ых с приходом в церковь массы новых людей, мы совершенно исказили понятие "смирение". Это видно и из размышлений Марины, и из комментариев к ним. Смирение - это не унижение кого-то или намеренное унижение себя перед кем-то. Смирение - это когда ты принимаешь события вокруг тебя и с тобой с миром, со смирением. Со смирением били француза в 1812-1815, фашистов в 1941-1945, со смирением лупят наши воины всю "просвещенную европу" и сейчас. Не зря говорят, что рассуждение - превыше всего. Некоторых комментаторов послушай, так они такого придумают, что если написать явно - то и на статью схлопочешь.
И.23 ноября 2022, 12:13
Алла, по-моему, светский характер государства заключается не в его узаконенной безнравственности, а в отсутствии ссылки на ту или иную религию как основание принятия решений. Даже при наличии государственной религии законы писали. Заинтересованные в безнравственных нормах активнее локтями работают. А мы успокаиваем себя, выдвигая заведомо невыполнимые условия. Не было такого, чтобы все верили в Христа. Некоторые верили, но при этом сознательно грешили и совершали преступления. Но всегда "сверху" спускали нормы морали, кто не соблюдал их, прекрасно знал и не доказывал обратное, не бахвалился. А государство не создавало для безнравственности режим наибольшего благоприятствования.
НН23 ноября 2022, 11:39
Алла,что здесь безнравственно?:/преданность делу коммунизма,любовь к социалистич Родине,к странам социализма; добросовестный труд на благо общества:кто не работает,тот не ест; забота каждого о сохранении и умножении обществ достояния; высокое сознание обществ долга,нетерпимость к нарушениям обществ интересов; коллективизм и товарищеская взаимопомощь:каждый за всех,все за одного; гуманные отношения и взаимное уважение между людьми:человек человеку—друг,товарищ и брат; честность и правдивость,нравственная чистота,простота и скромность в обществен и личной жизни; взаимное уважение в семье,забота о воспитании детей; непримиримость к несправедлив,тунеядству,нечестности,карьеризму,стяжательству/
Катерина23 ноября 2022, 08:50
《Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им; не возбранял сердцу моему никакого веселия. И оглянулся я на все дела мои и вот, все – суета и томление духа» (Еккл. 2:8–11). Таково царство земное, слава земная, богатство земное. Но не таково Царствие Божие. Оно радует, успокаивает и всецело наполняет душу. Люди со Христом в сердце богаты и без богатства, славны и без славы, радостны и среди скорбей. Вы помните, что сказал апостол Павел: «Мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6:10), или в другой раз он сказал: «Все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп. 3:8)》 1947г. Из проповеди митрополита Николая (Ярушевича)
Алла23 ноября 2022, 04:24
И., конечно какие-то нормы есть, другое дело, что они далеко не всегда согласуются с христианскими. Часто эти нравственные нормы на самом деле безнравственные. Но подлинную мораль не насадить людям, которые Христа не знают и знать не хотят.
Елена О.22 ноября 2022, 23:16
Прощение должника не означает вседозволенности.
НН22 ноября 2022, 22:11
Татьяне. «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими» (свт. Филарет Московский).Ну да,сокруши врага Отечества,а потом уж прости его. Предлагаете простить бандерофашистов, пытающих и убивающих наших безоружных пленных? Предложите родственникам убитых и запытанных простить этих..., да ещё по горячим следам.Сможете,если не дай Бог,такое коснётся Вас лично-честь Вам и хвала,будете как Елизавета Федоровна.Мне не понятно,почему импортных нелюдей мы готовы простить и даже оправдать, а доморощенных-нет. Правда КолюизУренгоя простили и оправдали, и то потому,что он пожалел не наших убитых солдат,а немцев.Между прочим,у немецких солдат на пряжках было написано "С нами Бог!"
Татьяна22 ноября 2022, 19:04
Мы же Христиане! Христос прощал и мы "отпускаем должником нашим". Мы должны кому-то мстить? Может быть я не понимаю суть христианства?
И.22 ноября 2022, 17:32
Алла21 ноября 2022, 01:06 Секуляризованному обществу тоже предлагают нормы и модели поведения. Само по себе ничего не происходит, у каждой модели есть интересанты.
НН21 ноября 2022, 23:35
Ещё раз прочла все комменты.Слава Тебе, Господи,что что наши воины-нормальные российские люди,котор будут драться и защищать(а не смиренно сдаваться) не только кающихся за дела своих предков;стыдящихся быть русскими;прощающих Бабий яр итп(но русским не прощают ничего);оправдывающих КолюизУренгоя -но за весь народ,большинство из котор благодарны своим предкам за оставленное нам,нерадивым, наследие,без котор мы бы сейчас пропали,если честно.
Алла21 ноября 2022, 01:06
Ну вот опять к большевикам свелось в комментах) При Советах с нравственностью во многом было лучше по той же самой причине, что с ней лучше было и на Западе: секуляризованное общество разделял с религиозным малый временной промежуток. И тут не особо важно, коммунисты это были или капиталисты, по инерции все продолжали опираться на христианские нормы. Но у всякой инерции есть предел. Сто лет минуло с падения даже относительно традиционного уклада, и никакими нерелигиозными средставами вы уже обшество не сделаете нравственным, увы.
НН20 ноября 2022, 23:13
Автор почему-то пропустила,что владыка сказал о пафосной гордости:/Па́фос(«чувствительный,страстный,пылкий, возбуждённый»). И этим несколько исказила смысл слов владыки. /Быть русским, принадлежать к Русскому миру– то призванность, но не избранность. Осознание призванности предполагает смирение/- Согласна, призванность точнее. Но предполагает она не столько смирение,сколько обязанность делать то, что дОлжно. Владыка всеми силами "тащит" нас вверх, к возвышенной цели и убеждает работать над собой во благо Родины. А автор "приземляет"...в самый неподходящий момент. Думаю, даже воцерковлённым бойцам СВО не стоит читать эту статью. А то закономерно возникнет вопрос: за кого и что воюем?
Ольга20 ноября 2022, 22:21
Марина, большое Вам спасибо за статью, за поднятую тему. Мне больно слышать от некоторых своих знакомых, называющих себя православными, ужасные, полные злобы слова в адрес других народов. Какое-то безумие, возвышение себя за счет унижения других.
Галина И.20 ноября 2022, 22:13
Духовная трезвость необходима для решения многих проблем, дабы нам не подпасть под чары дух. романтизма и клерикальной иллюзорности. В сознании ряда людей идет процесс выхолащивания религии как связи с Богом и подмена ее на привычное выполнение правил и обрядов, воспринимаемых с примесью магизма. Земные блага становятся важней Нагорной проповеди. Правосл.-е ролики в Инт. часто имеют социально-общественный, или же эсхатологический характер. Идеи, становясь идеологией, взращивают гордыню. "Православие есть не только Предание, но и задача" (прот. Флоровский). Вот эта задача и определяет наш путь. Русский путь. Путь сквозь тьму, скорби и диавольские препоны к свету Истины, к свету Христа.
Так и есть20 ноября 2022, 18:49
Согласна с автором статьи. Чтобы противопоставлять себя западной культуре, нужно быть лучше ее. Не просто это декларировать на уровне некоторых законов, а всем нам жить с Богом, по его заповедям и хранить Православие. Ведь не дал нам Господь быстрой и легкой победы в этой войне, наверное, все-таки есть этому причина.
Елена О.20 ноября 2022, 18:10
/"Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся" - сказал когда-то преподобный Серафим Саровский. Смысл этого изречения в том, что если ты хочешь помочь кому-то в жизни, помоги сначала себе, содержи в мирном состоянии собственный дух./ 10% не так плохо, как кажется.
И.20 ноября 2022, 15:12
Иоанна_ 20 ноября 2022, 09:52 Большевики стирали, да не стерли. А за последние три десятилетия семимильными шагами двигались по пути стирания самосознания и русской души, судя по Вашему и комменту Евдркия19 ноября 2022, 22:29 сделали то, что большевиками не удалось. Во времена большевиков видимо соль качественная была. Чтобы раны заживали, не ковырять их надо, едва они заживать начинают, а перевязывать. Предки оставили нам духовную закваску и материальную базу, не они виноваты в том, как распорядились ими.
Иоанна_ 20 ноября 2022, 09:52
Страна - это заводы, Антоний? Значит, материя первична, бытие определяет сознание? "Убить наше самосознание, нашу русскую душу" - этим большевики и их последователи как раз и занимались. Только не надо про Сталина и совещание - одни совещались (под присмотром), а других в это время стирали с лагерную пыль. Марина Бирюкова, я вас поняла и я вас поддерживаю! Будет ли Бог с теми, кто Его и знать не желает? А таких у нас 90%, на минуточку..
Читатель20 ноября 2022, 01:34
Антоний, Анна и Наталья, прочитайте ещё раз эту замечательную статью. Правда «колит» глаза? Бог с теми кто старается жить по Его заповедям.
Евдркия19 ноября 2022, 22:29
Обеими руками поддерживаю автора статьи. Просто цитирование мыслей, произносимых в нашей семье каждый день. Слепец, кто не видит, каким стало население России. Храмы полупустые, наркотики как реальность, зависимость от гаджетов, отсутствие нормальных семей, испорченные дети, мимо школы невозможно пройти днем- мат стоит как дым.. А что стоят ночные клубы в провинции, около одного мы живём. Это АД. Пьянство бытовое повсеместное. Перечислять можно бесконечно. Мы не отдали своего ребёнка в школу, учим дома...
Ксения19 ноября 2022, 21:05
А в чем тут гордость? В том что мы должны бороться за сохранение православия в мире? Это трезвое видение ситуации... Осуждение священнослужителей, тем паче митрополита, не подобает православному христианину.
Татьяна19 ноября 2022, 20:41
Если говорить про победу, давайте вспомним как Христос одержал победу. Если мы конечно действительно христиане.
Антоний19 ноября 2022, 14:59
Всё верно, дорогие сестры Анна и Наталия, нас топтали 25 лет, унижали, вгоняли в нищету, разрушали созданные Дедами могучие заводы. Это делали Запад и его агенты. А когда Русь стала возрождаться, когда начали расти зарплаты наших учёных и инженеров, когда завитала в воздухе идея импортозамещения и независимости на мировой арене, враг поменял тактику. Через разного рода агентов типа "Мемориала" (запрещенная в России организация) стали навязывать ложное чувство вины. Их цель убить нас. Убить наше самосознание, нашу русскую душу. Любым способом. Попробовали оружием - бежали до Берлина. Попробовали развратом в 90-е, многое смогли. Сейчас комбинируют. Но Победа будет за нами. Ибо с нами Бог.
Григорий19 ноября 2022, 11:25
пожалуй, впервые не понравилась статья данного автора. Впервые за несколько лет. какое-то чувство возникло... неприятное. гордыней повеяло. очень спорная и очень несвоевременная статья получилась.
Ольга Н.19 ноября 2022, 06:50
Спаси Господи. Текст - редкий пример безпафосного здравомыслия.
Sergej19 ноября 2022, 01:39
Прекрасная статья! И как жаль, что многие тут ее не поняли и увидели чуть ли не унижение и оскорбление русского народа. Главная мысль - быть русским и православным это не повод для гордости, а повод для смирения и повышенных требований к себе.
Марина18 ноября 2022, 20:36
Марина, спасибо) Все верно написали. Наша страна исторически православная, но по факту народ наш очень далеко от православной веры... вы еще очень мягко написали про нашу "православность" и гордость...
Елена18 ноября 2022, 19:26
Гордость , тем страшна что она приписывает Слава Божию себе. Слава Богу, за все. Ему одному только Слава! У гордости много проявлений. Но суть одна. Она тать. А ее ядовитое действие , никогда не дает войти в сердце противоположенной добродетели смирению и тем самым мешает душе поврежденного человека достигнуть самого важного-Царствия Небесного. Было бы хорошо, не гордится. А любить Бога и ближних и соблюдать Божии заповеди. Было бы хорошо , если бы запретили аборты и суррогатное материнство.
Илья НН18 ноября 2022, 18:24
Ув. критики! Я понял статью так, что нам необходимо подлинное покаяние, как изменение и себя лично, и на общегосударственном уровне, осознание наших и личных, и общественных немощей, борьбу с ними: тогда и дела лучше пойдут. И, что автор пытается предостеречь нас от опасности своего рода националистической "духовной прелести", которая может принести огромный вред (есть примеры), а в данной ситуации-особенно: обольщения своей "избранностью", духовностью, подвигами и величием предков и т.д (да, они были, но речь то про сейчас и про нас), и призывает к духовному трезвению. "Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится"-этим законом Христа резюмировал статью для себя.
Анна18 ноября 2022, 16:20
Спасибо автору за поднятую тему.Да,нужны духовное преображение и покаяние; да,националистическое чванство недопустимо.Однако если говорить о Русском самосознании, нельзя было не сказать в чем Промысл Божий о русском народе,в чем его "предызбранное назначение"(слова Достоевского). И это не гордыня,а необходимое смиренное осознание того,к чему необходимо стремиться.Нельзя не говорить о Русской идее,о том,что назначение России быть "Удерживающим",Третьим Римом,хранить полноту Истины Христовой.Осознавая своё несовершенство,смиряясь,мы должны видеть высшую цель,чтобы стремиться служить Правде. Мы должны ратовать за Веру,Русский народ,Отечество и одновременно понимать, что мы "в последнем окопе".
Елена О.18 ноября 2022, 15:46
/На мой взгляд в православных журналах надо не распекать свой народ, а напомнить ему , кем он призван быть, какая у него миссия./ Какая же миссия? Напомните, пожалуйста.
Наиалия18 ноября 2022, 11:32
Очень грустно было читать такой текст в православном журнале. Осталось большое смущение.
Согласна с Анной "Русских три десятка лет унижали, затаптывали, искореняли; а когда русские расправили плечи и подняли головы, начались истошные вопли про то, что стыдно быть русским."
Многие псевдопатриоты, которые уехали временно заграницу, пока тут все не наладится, именно так и размышляют: "Мне стыдно, что я русский".
Автор как бы говорит:ну что вы, русские, можете дать миру?! Сидите лучше тихо.
На мой взгляд в православных журналах надо не распекать свой народ, а напомнить ему , кем он призван быть, какая у него миссия.
Татьяна18 ноября 2022, 10:07
Быть русскм,жить в Россиии- это дар Творца,талант из притчи,который он нам дал.Получить талант от Бога,хранить его и приумножить - наша ответная любовь Богу, наша благодарность Ему и большая ответственность перед Ним,потому что кому много дано с того и много спросится
Татьяна18 ноября 2022, 08:50
Мне кажется, нам не хватает любви. Давайте любить друг друга, ценить друг друга! От любви всё возрождается и процветает!
раба Божия тамара17 ноября 2022, 20:16
Спасибо, Марина Бирюкова, вы очень хорошо написали, статья ваша правильна. Как бы не восхваливали "гордость" - это страть и грех. (слова св. старца, но не помню кого). Мой дед прошел войну от звонка до звонка - призвали в июле 1941 года и окончил службу в 1945 в Австрии. Уважение его стойкости и выносливости - да, но не гордость! "Гордость" - это приписать себе часть его заслуг. Помню и молюсь. Спаси и храни Господь нас, грешных!
Галина И.17 ноября 2022, 20:14
Простите. Во избежание дальнейшей путаницы в толковании понятий следует отметить, что национальная гордость за свой народ и свое Отечество должна иметь разумные рамки, граничащие с верой в Бога, нравственностью, с ответственностью за будущее Родины и с гражданским долгом перед ней. Если же это чувство облекается в идеологическую и политическую систему, основанную на противопоставлении наций, признании исключительности и превосходства своей нации, то оно гипертрофирует в болезненную и взрывоопасную страсть стадного, гордого эгоизма. Вот это национализм, кот. способен проявляться в более страшных формах: шовинизма, фашизма, нацизма. Об этом и речь. "Если нет Бога, все дозволено" (Достоевский).
Игорь Ковалев17 ноября 2022, 19:12
Апостол не боялся называть избранными христиан, а автор целую теорию построила о том, что это развивает гордость. "Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел..."(1 Пет. 2:9) И, вообще, статья очень спорная.Сейчас не время для критики, а время сплотиться всему русскому народу и защищать русский мир. Православным с христианским патриотизмом, остальным уж с каким есть.
Игорь Ковалев17 ноября 2022, 18:06
Александр16 ноября" Деды наши и прадеды взрывали храмы и массово убивали невинных людей"//Да, однако и множество новомучеников - это тоже наши деды и прадеды, которые эти храмы защищали.Насчёт покаяния за дела наших предков- это вообще, какое-то бесовское обольщение.Мы должны каяться в своих личных грехах,а не в грехах Ивана Грозного или Сталина,которых мы и в глаза не видели.И потом патриотизм - это любовь к Родине,а , как и в любви к ближнему,на плохое надо закрывать глаза и оправдывать.
Елена17 ноября 2022, 16:41
Любой национализм плох, хоть украинский, хоть русский, хоть любой другой. Православная церковь едина и свята, и в ней равны все народы. Сказано: "Не гордись, но бойся!" Вот и нашему народу надо бояться не стать как те, с кем мы боремся. Победивший дракона, может сам стать драконом. Сказка есть такая. А наше общество очень больное, во свяком случае то, что видишь вокруг. И возможно ли выздоровление- неизвестно. Невозможное человекам - возможно Богу. Надо еще понимать, что от личной жизни каждого человека зависит, куда будет катиться этом мир. Помоги нам Господи!
И.17 ноября 2022, 16:13
Александр 17 ноября 2022, 13:25 Если быть точным, то фарисеи гордились происхождением от Авраама. Апостолы, знаете ли, из того же народа, что-то в них подобной гордости не наблюдалось. И "гордиться происхождением" сильно отличается от отдать дань уважения действительно достойным подражания делам предков. Если Вы в пример приводите одни преступления, чего Вы ожидаете от народа? Куда смотрит, туда и идет, а путь ему Вы указываете кривой.
Марина Бирюкова17 ноября 2022, 15:33
Благодарю всех, кто правильно меня понял и поддержал! Это так важно!
Галина И.17 ноября 2022, 15:30
Гордость в христ.-ком понимании– это упование на самого себя, на свою силу и на свое могущество. Это следование своей личной воле на основе своего опыта и своей самонадеянности. Смирение же - это полагание во всех жизненных обстоятельствах на Божью волю, доверие Богу, следование за Ним. Господь недаром сказал: «Будьте как дети». Своих чад, доверяющих Ему, Отец ведет за руку, а в экстремальных случаях несет на руках (обр.). Гордость как высокомерие и надменность- это страсть, не имеющая ничего общего с национальной гордостью, честью, нац.-ным самосознанием и любовью к Отчизне как ясным рассудочным мнением. Зазнавшимся Бог говорит: "Не гордись, но бойся". А Своим чадам: "Не бойся, Я с тобой".
. р. Б. Алла 17 ноября 2022, 15:18
Публикация не понравилась! Автор, не обижайтесь, но что-то не так в ней. Раздражительность, с которой написан текст что ли?! . Осуждение слов Владыки Тихона! .Нужно научиться видеть и хорошее в людях, в этой жизни! Да, аборты легализованы, убивают ещё не рождённых детей. Это страшно!Но в нашем приходе много семей, в которых более 4 детишек в семьях! И это радует! Появилось много молодых людей, много мужчин на службе ! Хотя раньше., было 99% женщин. И я радуюсь этому. И молодёжи много хорошей. Так было всегда. Однако нельзя видеть только плохое! Помоги нам всем Господь и прости, научи радоваться жизни, которую Ты нам дал!
Александр17 ноября 2022, 13:25
И.16 ноября 2022, 23:37 Ветхозаветные иудеи тоже любили гордиться своим происхождением от Авраама, богоизбранностью, праведностью, Храмом и т.д. И не любили вспоминать о том, что отцы их убили множество пророков и праведников. Закончили они плохо, как известно.
Елена О.17 ноября 2022, 11:27
Даша16 ноября 2022, 23:55 "Широк человек..." Можно и не плевать в подъезде, а людей сжигать заживо.
Ирина17 ноября 2022, 10:06
Доброго всем дня! Автор,не знаю,как Вы,а я лично горжусь,что я русская и православная! Возмущена этой статейкой на православном сайте! Неужели и сюда полазить враги России? Давно и с удовольствием читаю статьи на сайте,но такое... и в эту минуту,когда наши солдаты с молитвой идут в бой!
Татьяна17 ноября 2022, 09:44
Поддерживаю Александра. В 20 веке наш народ сам себя убивал. Большая скорбь по невинно убитым людям и убитым нерожденным младенцам. Мне кажется, нам надо любить наш народ и ценить каждую человеческую жизнь. Жизнь нам даёт Господь и только Ему решать, когда жизнь каждого человека закончится.
Илья17 ноября 2022, 05:48
По прочтении статьи вспомнились строки из стихотворения Хомякова А.С. "Мы род избранный-говорили": "Не терпит Бог людской гордыни, Не с теми Он, кто говорит: Мы соль земли, мы столп святыни, Мы Божий меч, мы Божий щит!"
Людмила 17 ноября 2022, 01:57
А при чем здесь недавний выпуск Камеди? Или это реклама ТНТ?
Надежда17 ноября 2022, 01:33
Да, мы грешники, а разве верующие в этом сомневаются? Но страна наша тем не менее оплот православия. Естественно, и в других землях есть православные, но в России их больше. И храмов больше, и монастырей, а значит, и молитвенников больше. А тем, кто из нас ещё далёк от православия, надо бы задуматься и осознать, что Россия будет существовать в веках, если как можно большее число наших соотечественников придёт к вере и постарается жить по заповедям. Если бы миллионы наших голосов слились в молитве о мире, мир бы давно наступил. Переоценивать себя - неразумие и грех, но и недооценивать себя не следует. Россия через века пронесла нашу веру и нам завещала: Русь святая, храни веру православную!
Даша16 ноября 2022, 23:55
Первому комментатору Анне: вы правда увидели то, что автор призывает каяться за любовь к Родине? Гордиться за хорошее в стране можно и нужно, но перед этим выключив навсегда похабные сериалы, прекратив измены и занимаясь честно полезным делом. Когда в день любви и верности устраиваются стриптиз-шоу в кабаках, а на день Победы одевают декольте и мини-юбку цвета георгиевской ленты, хочется перестать видеть такую "любовь к стране" и уж лучше совсем никакого патриотизма, чем это. Но мы любим поорать про патриотизм, фоток наделать, чтобы "другие видели". Настоящий патриот мусор перед подъездом убирает и в трамвае не плюёт.
И.16 ноября 2022, 23:37
Александр 16 ноября 2022, 20:04 Вот просто калька, стоит вспомнить о победах русского и советского народов, сразу же летит "мы наследники страшнейших преступлений". "Мы" это кто? Русский народ получил в наследство подвиги дедов, прадедов, прапрадедов и всех предков, которые сами ответили за свои грехи и преступления. Кстати, если Вы считаете, что Ваша "доля в наследстве" одни преступления, как любым другим наследством, ими не обязательно "пользоваться", можно утилизировать без вреда для себя и окружающих. Удачи.
Антоний16 ноября 2022, 21:20
Мы - русские, мы - Патриоты, с нами Бог! Все "горькие плоды грандиозной и безнаказанной многолетней работы" иноагентов Запада нам омерзительны (мы не сквернословим, не блудим, не курим, не делаем аборты и т.д.), мы к ним непричастны и будем выжигать их калёным железом с земли Русской. Уже начали.
Александр16 ноября 2022, 20:04
Правильная статья. Нам, русским, предварительно необходимо осознать, что мы наследники страшнейших преступлений 20 века. А уж потом чем то там гордиться. Деды наши и прадеды взрывали храмы и массово убивали невинных людей. Наши матери и бабушки убили во чреве десятки миллионов младенцев. Но мы это старательно пытаемся замолчать и вместо покаяния машем флагами и портретами и искренне полагаем, что Бог и все остальные нам что то задолжали, потому что мы - русские. Отсюда и все наши нынешние проблемы.
Галина И.16 ноября 2022, 19:52
При всем при этом Россия не склоняется пред сильными мира сего, как тростник на ветру, и в этом ее величие. "Нет ничего нового под солнцем", но "умножение беззакония". Всегда были надменные фарисеи, открыто или втайне не признающие Христа и начинающие дергаться от Его Слова. И всегда были "дети Божии и дети диавола" (1Ин 3,10). "Без Бога, без нравственности, без патриотизма народ не может самостоятельно существовать. ...Нет, недаром нынешние бедства обрушиваются на Россию, - сама она привлекла их на себя. Только сотвори, Господи Боже, чтобы это было наказующим жезлом Любви Твоей! Не дай, Господи, вконец расстроиться моему бедному Отечеству! Пощади и сохрани его!" (Свт. Ник. Японский, 1904г.)
Сергей16 ноября 2022, 19:51
Хорошая статья. Большое спасибо автору, все правильно. В истории уже был и есть Богоизбранный народ. Этот народ действительно избрал Бог, которого они в итоге распяли. Родившись в России у Бога была бы та же самая участь. Гордость, это всегда гордость. Евангельский фарисей гордился своими делами, которые мы, даже малую часть его дел, не делаем. Зато мы тоже гордимся что принадлежим к русскому, Богоизбранному народу. Грехи очень и очень многих русских людей всем известны - неверие в Бога, пьянство, разврат и т.д. У меня слезы наворачиваются что происходит с моим народом. Гордиться нам нечем. А самое главное чтобы Господь простил нам наши грехи и не оставил наш дом пуст.
Марина16 ноября 2022, 19:22
относительно "русским голову нельзя поднимать вообще". Голову русским поднимать нужно и необходимо. И это нисколько не противоречит тому, что ее, голову, нужно как следует вымыть.
Марина16 ноября 2022, 19:01
Анастасия, совершенно верно: очищать свою страну от скверны нужно именно из уважения к ней и к себе как к ее народу. Но такое уважение - совсем не та гордость, о которой речь в статье. В статье речь о другом.
Елена О.16 ноября 2022, 19:00
И. Полностью с вами согласна. Но Татьяна, видимо, использует первое значение слова гордость, а Читательница, скорее всего, - второе.
Natalia16 ноября 2022, 18:44
Проблемы общества обозначены вроде правильно, но преподнесенно как-то со странным подтекстом, типо русским голову нельзя поднимать вообще, гордость гордости рознь. Французы те же которых в пример привела, те то вообще от гордости лопаются, да и арабы себя уважают и гордятся историей.
И. ____ Елене О. 16 ноября 2022, 12:5216 ноября 2022, 18:43
Там же: нередко понятием «гордость» обозначается совершенно другое душевное чувство,далекое от пренебрежения к ближним. Так,кто-то, питая уважение к деду-герою, может сказать: я горжусь своим дедом. А кто-то, радуясь успехам Отечества, произнесёт: я горжусь своим государством, своей страной.По сути первое и второе значения гордости представляют разные понятия.С определенной долей условности можно сказать, что в народном употреблении слова «гордость» и «гордость» могут использоваться как омонимы...в первом варианте под гордостью подразумевается завышенное мнение гордеца о самом себе, возвеличивающее его собственное «Я», а во втором случае речь идёт об уважении (или даже благоговении) других.
Анастасия 16 ноября 2022, 18:30
Статья не понравилась. Мысль, которую можно выразить: "Вы вот сначала аборты искорените, вейпы запретите, ругаться перестаньте, а уж потом гордитесь. ..."- мысль ложная! Где топливо взять на эти свершения? Здоровое уважение к себе, истории, культуре, Родине даст уровень, к которому надо стремиться! Нам нужна любовь а Родине, особенно сейчас. Мы русские, какой восторг! (А.В.Суворов)
Кира16 ноября 2022, 17:52
Спаси Вас Господи, Марина. Отличная статья. Она вовсе не о том, что стыдно быть русским или что плоха песня "Широка страна моя родная". Просто массовое звучание в эфире этой песни, как показала жизнь, не гарантия от распада страны, а гордость, коли она только на словах, легко переходит в гордыню и профанацию (вспоминаются пьяные болельщики с обмотанными национальным флагом голыми торсами орущие "Россия! Россия!"). А национальное самосознание - это и осознание наших недостатков и готовность их искоренять, а не констатация, что в сравнении с другими у нас таки отлично всё. К сожалению, не отлично, есть над чем, дай Бог помощи, работать.
Елена О.16 ноября 2022, 17:08
Го́рдость – 1) грех; наиглавнейшая греховная страсть, выражающаяся, по слову св. Иоанна Лествичника, в отвержении Бога и презрении людей; 2) чувство удовлетворения успехами своих ближних, родного народа, страны, сближающееся по смыслу с чувством глубокого уважения, восхищения.
Татьяна16 ноября 2022, 16:36
Мне кажется, христианин прежде всего должен исполнять заповеди Христа. Любить Господа Бога своего и славить только его, а ближнего любить, как самого себя,но не славить(каким бы он хорошим и выдающимся не был). Может быть я не правильно понимаю христианство? А любовь к Родине можно проявлять делами, а не словами
Читательница (Подмосковье)16 ноября 2022, 15:40
Татьяна (16 ноября 2022), да, патриотизм - это любовь к Родине, предполагающая в том числе «гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа...» В.В. Путин о патриотизме: «...для большинства россиян оно [слово "патриотизм"]сохранило своё первоначальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
Наталья16 ноября 2022, 15:34
Нужна память о предках, фильмы о них для детей. А Иваны не помнящие родства, которые создают на нашем телевидении разные непонятные передачи должны быть наконец изгнаны оттуда.Гордость за предков должна выливаться в дело. Если просто ими гордиться что толку. Надо рассказывать о них,показывать их дела, брать с них пример, учиться у них.
И.16 ноября 2022, 15:09
Требовательность к себе с самобичеванием путать не стоит, а то результат получится все тот же - "экзальтация гордости", только с другой стороны. Трезвость во всем нужна.
Ирина16 ноября 2022, 14:30
Есть довольно сложная, но очень интересная статья итальянского психоаналитика Паоло Фонды, называется "Война и ментальное функционирование группы". В ней разбирается, каким образом у людей в ситуации угрозы включается стайная психология и как они регрессируют в состояние "мы и они - мы хорошие, они плохие". Личная идентичность заменяется групповой, достаточно примитивной - люди, по сути, теряют личность, - но им становится легче. К сожалению, содержание этой идентичности может быть любым. Никто не помешает заменить подлинную мораль и нравственность произвольно настриженными христианскими лозунгами и никого не смутит, что сам механизм создания христианской стаи противоречит христианству.. :(
Татьяна16 ноября 2022, 14:24
Патриотизм - это любовь к Родине. Любви не может быть без гордости? Вспомните слова апостола Павла о любви. Может мы по разному понимаем что такое любовь?
Читательница (Подмосковье) 16 ноября 2022, 12:53
/продолжение/ Интересно, ревнители христианства, цитирующие апостола Павла («нет ни иудея,ни эллина»), так же однобоко истолковали бы следующие за этими слова: «нет мужеского пола, ни жен кого»? Нет никакого греха в словах «Широка страна моя родная…». Пусть будет больше таких стихов, песен, - прославляющих Россию, русский народ, и пусть они как можно чаще звучат в теле- и радиоэфире. Пусть, когда звучит Государственный гимн России, у каждого из нас сердце наполняется чувством любви и гордости за нашу великую Родину. Родиной нужно гордиться - Нам она Богом дана, - Верить, любить и молиться, В сердце Отчизна - одна.
Елена О.16 ноября 2022, 12:52
Осознание призванности предполагает смирение: я призван что-то сделать, я пока еще этого не сделал, или сделал очень мало. Где здесь про "стыдно быть русским"?
Читательница (Подмосковье)16 ноября 2022, 12:51
Гордость гордости рознь. Есть гордость греховная, тщеславная, произрастающая из гордыни, - когда человек гордится собой любимым, своими личными достижениями. А есть гордость за подвиги предков, за культуру родной страны, за ее духовно-нравственные ценности, основанные на Святом Евангелии. Совсем НЕ глупо «гордиться тем, что мы народ православный». Владыка Тихон в своей недавней проповеди сказал: «Богом можно и нужно хвалиться». Нужно гордиться православной верой и нашими предками, сохранившими ее, несмотря на все нелегкие времена, которые переживала Россия. Без такой гордости не может быть патриотизма.
Ирина П.16 ноября 2022, 12:45
Вот у нас в поселке около полутора тысяч, а в храм приходит человек 7 от силы... хорошо хоть с соседних деревень приходят, так 20 - 30 и получается. Только на Крещение народ за водичкой подтягивается. Спасибо Вам, Марина, за статью, как всегда у Вас, есть над чем крепко задуматься.
Елена О.16 ноября 2022, 12:32
Анна16 ноября 2022, 10:47 Все тексты можно перевернуть. Поэтому сказать мало, надо ещё и сделать.
Татьяна16 ноября 2022, 12:06
Благодарю Вас за очень правильную статью! Давно уже и именно так об этом думаю. Все эти лозунги про то, что что бы мы ни творили, с нами Бог... Это как фарисеи, предав Христа на смерть, продолжали думать, что "Бог все еще с ними". Как писал Александр Ткаченко в своей статье о разрушении Иерусалима "Где будет труп, там соберутся орлы": "Тит много раз пытался убедить иудейских вождей сдать город, чтобы сохранить жизнь огромному количеству мирных жителей Иерусалима. Но ослепленные сознанием своей "богоизбранности" мятежники продолжали держать оборону. Они не понимали, что распяв Христа, иудеи отвернулись от своего Бога, и все их молитвы были обращены в пустоту".
Татьяна16 ноября 2022, 12:05
Спасибо большое! Всё то о чём я думаю и хочу говорить. В Христе нет эллина и иудея. Мы прежде всего христиане. А христиане должны каяться в своих грехах, а их у нас очень много. В чужом глазу сучок видим, а из своего глаза бревно не вытаскиваем. А если что-то у нас хорошее есть надо порадоваться и возблагодарить Бога за это, а не гордиться.
Постоянная читательница16 ноября 2022, 11:58
Название статьи + удачно подобранная картинка прекрасно всё обозначили, можно было даже проблемы не перечислять - аборты, пустые церкви и т.д. Мы пока еще всё ржем в кафе и не хотим проснуться.
Екатерина16 ноября 2022, 11:19
Марина, спасибо Вам за поднятую тему! Все точно сказано. На самом деле оплотом христианских ценностей в России является только Православная Церковь, причем реальные действующие прихожане которой представляют собой меньшинство от общей массы. Остальные же живут для своей нужды, бегают по гадалкам, смотрят пошлое кино, и о вечном редко задумываются. Гордиться, действительно, особо не чем. А христианам гордость в принципе должна быть чужда, ведь это страсть, а страсть к добру не приведет.
Анна16 ноября 2022, 10:47
Какой лукавый текст. Текст-перевертыш. Восстановление русского самосознания снова и снова автор называет гордостью. Русских три десятка лет унижали, затаптывали, искореняли; а когда русские расправили плечи и подняли головы, начались истошные вопли про то, что стыдно быть русским. И эта статья лукавая - о том же: «стыдно быть русским», но другими словами. За каждое слово спросит Господь, дорогая редакция.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×