Лестница духовного возрастания

Иконописец Ольга Спиридонова об иконографии Введения во храм

Икону называют богословием в красках, и потому мы продолжаем вглядываться в иконографию двунадесятых праздников вместе с теми, кто изучает ее не просто умозрительно, а опытно, во время работы. Об иконографии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы рассказывает иконописец Ольга Спиридонова.

Кирилло-Белозерский монастырь. 1497 г. Кирилло-Белозерский монастырь. 1497 г.

– Давайте начнем разбор иконографии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы с разговора об иконе из Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года.

– На иконе изображены события библейской истории, когда праведные Иоаким и Анна приводят свою трехлетнюю Дочь, Которая, по обету, была предназначена для служения Богу, в храм. Она и изображена в центре композиции иконы и одета в одежды замужней женщины, в мафорий и тунику, в традиционных для изображения Богородицы цветах – пурпурный мафорий и синюю тунику, что подчеркивает самый высокий статус Богоотроковицы – статус Ее служения Богу:

«В ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. Егда же, яко Невеста Божия преукрашена была еси».

И изображена Она в пропорциях взрослого человека, только в уменьшенном виде.

Справа встречает Ее, склоняясь, первосвященник Захария, в будущем – отец Иоанна Крестителя. Богоотроковицу приводят Ее родители, а за ними – процессия дев с зажженными свечами в руках.

– Что можно сказать об архитектурных деталях?

– На иконе изображена внутренняя часть храма, что подчеркивает в данном случае и размещенная наверху завеса – велум. Тот храм, в который привели Богоотроковицу, был уже, по сравнению с храмом Соломона, не столь величественный и богатый.

Скорее всего, как говорит предание, праведная Анна несла Дочь на руках до лестницы псалмов, состоящей из Пятнадцати ступеней – по числу с псалмов, которые священники и левиты пели при входе в храм.

Когда появилась на свет Дева, Которой предстояло стать Матерью Бога, Анна решила не ставить Дочь на землю и оборудовала для Нее специальную комнату – поэтому не случайно, что в большинстве изводов, как и в этом, Боготроковица стоит не на «поземе», а на некоем подиуме. Помогали праведной Анне беспорочные девушки, «лик чистых дев», которые потом сопровождают ее и в храме. Деву Марию поставили только на порог храма, а дальше – в прямом смысле Она неожиданно для трехлетнего ребенка быстро и уверенно взошла по этой лестнице.

На иконе изображена символическая духовная лествица еще большего духовного возрастания Богородицы до того подвига, который Ей предстоит совершить.

На иконе языком иконописи передается структура храма – сам вход, потом киворий, сень, а дальше, у входа в само святилище, стоит Захария.

– Богородица во многих изводах оказывается под сенью некоего кивория.

Под киворием приносились жертвы, и праведные Иоаким и Анна приводят туда свою Дочь как некую жертву Богу

– В Иерусалимском храме жертвенник всесожжения стоял перед входом в Святая святых. Под киворием приносились жертвы, и праведные Иоаким и Анна приводят свою Дочь как некую жертву Богу, о чем нам говорят и слова канона:

«В храм Тя принесоша, Всенепорочная Чистая, Божественне рождшии Тя, яко жертву чисту».

– И здесь есть некоторая перекличка с иконографией «Сретения Господня», когда в храм уже Богородица приносит Младенца Христа. Здесь, в изображении Богомладенца под киворием, явно звучит евхаристический смысл.

– Да, и это вполне обоснованно. Вся жизнь Богородицы с раннего детства была посвящена Богу, Его Церкви. Хотя киворий изображается далеко не во всех изводах.

– В правом верхнем углу практически во всех изводах – тоже изображение Богородицы. Давайте поговорим об этом…

– Там, наверху, это уже Святая святых. В древнем храме это было закрытое особое помещение без окон, куда не могли заходить не только женщины, но и простые священники, где когда-то стоял Ковчег Завета. Сам первосвященник мог входить туда лишь один раз в год.

По вдохновению свыше, «исполнися Духа Святаго и откровение свыше получив», Захария вводит Богоотроковицу туда, во Святая святых, где когда-то стоял утраченный ныне ковчег. И это – один из эпитетов Богородицы. Он употребляется, например, в акафисте, где о Ней говорится как о ковчеге, в котором поселился Бог – «ковчеже, позлащенный Духом».

Уместно вспомнить и кондак праздника:

«Пречистый храм Спасов, / многоценный чертог и Дева, / священное сокровище славы Божия, / днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, / Яже в Дусе Божественном, / Юже воспевают Ангели Божии: // Сия есть селение Небесное».

Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. Сербия Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. Сербия

В том месте Богоотроковица находилась в молитве практически весь день, ежедневно, а затем выходила и уже вне того места занималась рукоделием или чтением. Каждый день прилетал к Ней ангел и приносил пищу, невещественный приносил вещественное, на иконе еда изображается в виде хлеба, что иллюстрируют строки из праздничного богослужения:

«Небесным воспитана, Дево, хлебом / верно в храме Господни‚ / родила еси миру Жизни Хлеб, Слово».

Здесь очевидно звучит евхаристический мотив: хлеб в руках ангела, приносимый Марии, напоминает просфору

В росписи сербского монастыря в Студенице как раз видно деление храма на три части. Первая часть – вход для всех. В середине – вход для священнослужителей (как и в макете Иерусалимского храма). Сень, изображенная в середине (под ней в русских иконах – престол для бескровного жертвоприношения), напоминает о жертвеннике всесожжения перед входом в Святая святых. Дальше – Святая святых, которая изображается как киворий. И здесь очевидно звучит евхаристический мотив: хлеб в руках ангела напоминает просфору.

Двусторонняя икона-таблетка из Софийского собора в Новгороде. Кон. XV — нач. XVI вв. ГТГ, Москва Двусторонняя икона-таблетка из Софийского собора в Новгороде. Кон. XV — нач. XVI вв. ГТГ, Москва

– В других изводах, например на новгородской иконе-таблетке, девы с зажженными свечами оказываются не сзади, а прямо рядом с Богородицей, Ее же родители написаны с краю.

– Эти небольшие различия в иконографических изводах дают более полное впечатление о событии, чего бы не возникало, если бы конкретный извод повторялся из раза в раз. Здесь уже как раз можно говорить о том, что Богородица не служила только Своим родителям. Ее главное служение – Богу и всем людям.

Мозаика церкви монастыря Хора. Ок. 1315—1321 гг Мозаика церкви монастыря Хора. Ок. 1315—1321 гг

– Очень выразительны мозаики монастыря Хора ок. 1315–1321 гг. в Константинополе.

– Да, они выразительны и динамичны. Здесь формат изображения особый: оно околокупольное, поэтому имеет развитие в длину, а на иконе обычно – в высоту. Композицию определяет нахождение Святая святых на уровне крыши. Собственно, так оно и было – это самое высокое место. Хотя в иконах обычно кажется, что ангел прилетает откуда-то сверху, с неба, а мы помним, что окон там не было, помещение – полностью закрыто и ангел появлялся таинственно.

Шитье. Фрагмент епитрахили. XVI в. Афон. Иверон Шитье. Фрагмент епитрахили. XVI в. Афон. Иверон

Вообще, интересно смотреть примеры иконографии в разных материалах. Другой материал влечет за собой другие средства выражения. Вот, например, в этой работе: шитье, фрагмент епитрахили. Греция. XVI век. Афон. Все изображение сближено по цвету, возможно отчасти выцвело, выделяется только фигура Божией Матери, художник шитья в средствах изображения ограничен красотой тканей и их формами в композиции, и это может дать иконописцу-живописцу повод искать не только в цвете, но учиться ограничиваться в простоте и выразительности языка посредством одних только линий. Характерно, что изображение здесь повернуто непривычно – с движением сюжета справа налево, поскольку композиция ни к чему вроде ряда праздников в праздничном чине, который читается слева направо, не привязана. Такой же извод мы видим в новгородской иконе XIV века из Русского музея.

Новгород. Русский музей Новгород. Русский музей

– Как вам лично иконография помогает понять смысл праздника?

– Когда я смотрю на эту лестницу, которая есть практически в каждом изводе, на эту вертикаль от порога храма и до Святая святых, до Небесного верха, вспоминаю строчки акафиста, которые начинают звучать более выразительно и осязаемо:

«Радуйся, Лествице одушевленная, ко храму Господню по степенем лествицы высокия востекшая».

Введение Пресвятой Богородицы во храм. Иконописец – Ирина Зарон Введение Пресвятой Богородицы во храм. Иконописец – Ирина Зарон

– Что скажете про современные примеры этой иконографии?

Иконопись, если ты внутренне ее переживаешь, – такая же молитва

– Есть немало образов. Например, образ, написанный Ириной Зарон.

– А вы сами писали этот сюжет?

– Да, достаточно давно. Это одна из прекрасных иконографий праздников. Введение во храм отстает по частоте написания, например, от Воскресения, и тем не менее в нем полнота и радость предчувствия Рая. Иконописец пишет икону и внутренне переживает, живет с ней. Я по-прежнему считаю, что иконопись, если ты внутренне ее переживаешь, – такая же молитва.

С Ольгой Спиридоновой
беседовала Оксана Головко

2 декабря 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Уловление вселенной» – воссоздание гармонии мироздания «Уловление вселенной» – воссоздание гармонии мироздания
Анатолий Алешин
«Уловление вселенной» – воссоздание гармонии мироздания «Уловление вселенной» – воссоздание гармонии мироздания
Иконописец Анатолий Алешин об иконографии Пятидесятницы
Икона, изображая священные события и святых, не просто их описывает, а поет «Славу» этому Божественному миру.
Панегирик на Введение во храм Пресвятой Богородицы Панегирик на Введение во храм Пресвятой Богородицы
Архимандрит Иакинф (Унчуляк)
Панегирик на Введение во храм Пресвятой Богородицы Панегирик на Введение во храм Пресвятой Богородицы
Архимандрит Иакинф (Унчуляк)
Сегодня храм Соломонов встречает живой храм Христов.
Окно в горний мир (+ВИДЕО) Окно в горний мир (+ВИДЕО)
Прот. Леонид Калинин о церковном искусстве
Окно в горний мир (+ВИДЕО) Окно в горний мир (+ВИДЕО)
Беседа с протоиереем Леонидом Калининым о церковном искусстве
Никита Филатов
Почему церковное искусство выделилось в отдельную область культуры? Должно ли оно хранить традиции или может трансформироваться под влиянием новых стилей, да и просто вкусов людей? Нужно ли делать искусство простым и понятным?
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×