История обращения в Православие прихожанки греческого прихода Св. Павла в городе Саванна штата Джорджия.
История моего обращения в Православие коротка, но путь в Православие был долог. Если выражаться точнее, он занял… 54 года.
Я родилась в большой, счастливой техасской семье. Наши родители с любовью вырастили и воспитали своих пятерых детей в христианском духе, опираясь на христианские ценности. Главным образом для того, чтобы исполнить сокровенное желание моих родителей, я крестилась в их церкви в возрасте 12 лет. Следующие 42 года я была теплохладной христианкой, считавшей, что «раз ты крещен, то навсегда спасен». Посещение храма я не считала чем-то обязательным... Лишь верила в Иисуса Христа, молилась, старалась быть хорошим человеком и никому не делать зла. И, честно говоря, до своего замужества в 35 лет я жила счастливо, весело и несколько беззаботно. Мой ангел-хранитель, должно быть, трудился сверхурочно!
Мой духовный путь в Православие начался довольно рано. У меня были подруги-католички из сестричества в колледже, которые, как мне казалось, были всегда верными своим убеждениям. Меня это в них восхищало.
Я ходила на ночные Рождественские мессы, чтобы насладиться красотой соборов. Побывала во многих кафедральных соборах и базиликах в десятках стран мира, на протяжении многих лет. Будучи воспитанной в «Низкой» протестантской церкви[1], была очарована красотой, историей, святостью и традициями этих храмов. Когда я однажды стояла в очереди на экскурсию в собор Василия Блаженного в Москве, одна россиянка рядом со мной залюбовалась моей брошью. Зная, что в России тогда был страшный дефицит, я сняла с себя брошь и отдала ее женщине. Та расплакалась и, к моему изумлению, сняла подвеску со своего ожерелья и подарила ее мне. Это была иконка Пресвятой Богородицы и Младенца Христа. Она даже представить себе не могла, что ее подарок окажется во сто крат ценнее моего! Почитание Девы Марии в то время для меня было чуждо, но я бережно хранила эту маленькую иконку в своей шкатулке с драгоценностями. Когда через много лет я крестилась в Православной Церкви, сразу надела ее на цепочку с крестиком, который мне подарила матушка Даниэла.
Перенесемся во время, когда мне было 50 лет. Бог открыл мне глаза, и я увидела, что чего-то не хватает в жизни. Мы с моим мужем Джеймсом решили, что нам пора начать ходить в церковь. Но в какую церковь? Чего именно нам следовало искать? Будем ли мы себя там чувствовать как-то особенно? Будем ли мы согласны друг с другом? Итак, началась новая глава в моей жизни: в течение последующих четырех лет мне предстояло проверить огромное множество возможных вариантов.
Поскольку ни один из нас не был духовно готов к католицизму, мы посетили уйму церквей различных протестантских деноминаций. Пасторы читали хорошие проповеди, прихожане были гостеприимными, хористы были всегда хорошо подготовлены, а певцы-солисты восхищали присутствующих своими выступлениями, которые часто сопровождались аплодисментами... Через некоторое время мы посетили Евангелическую мегацерковь с очень живой атмосферой и весьма «развлекательными» богослужениями. Это удовлетворяло нас какое-то время. Меня и мужа не заботили ни слишком современная музыка, исполнявшаяся на службах, ни собственно легкомысленность таких служб; сам пастор удерживал наше внимание и часто нас смешил. Но когда он не приходил, чтобы произнести проповедь, мы расстраивались. В конце концов мы начали терять интерес и вынуждены были признать, что посещаем мегацерковь, просто чтобы развлечься и уйти в хорошем настроении... но не обязательно исцеленными. Если можно так выразиться, поиски Церкви, которую можно было бы назвать своим домом, дали нам «хорошую пищу, которая, однако, не насыщала».
Я пала духом и была очень растеряна. Мы посетили еще несколько церквей, у которых не было единства ни в вероучении, ни в форме поклонения Богу... Каждая из них верила, что именно она придерживается наиболее верного, с точки зрения Священного Писания, пути, и имела разногласия со своими братьями-христианами из-за этих различий. Логика мне подсказывала, что все они не могут быть правы. В Послании к Ефесянам ясно сказано, что Тело Христово едино и не может разделиться: «Одно тело и один дух… один Господь, одна вера, одно Крещение, один Бог и Отец всех» (Еф. 4, 4–6). Христос есть Глава Церкви, и в Ней, то есть Его Теле, никогда не может быть разделений. Тогда где же Истина?! Я могла только надеяться, что однажды Бог откроет мне это.
Вскоре я поняла, что есть «единое на потребу».
Шагнула внутрь – и была буквально парализована благоговейным страхом! Мои ноги налились свинцом. Я не могла двигаться
На следующие Рождественские праздники я решила посетить фестиваль «Tri Church» в городе Саванна штата Джорджия. В том году выступления проходили перед греческой православной церковью Святого Павла, а зрители сидели на ступенях баптистской церкви «Bull Street Baptist Church». По окончании программы в храмах начались экскурсии. Когда открылись двери, я мельком увидела греческую церковь и поспешила осмотреть все внутреннее убранство. Шагнула внутрь – и была буквально парализована благоговейным страхом! Мои ноги налились свинцом. Я не могла двигаться. Сразу поняла, что это место свято... Пространство было наполнено чувством глубокого благоговения, вроде бы чуждого мне, но одновременно очень знакомого. А потом я услышала голос – такой громкий, такой ЧИСТЫЙ – что, честно говоря, думала, что его слышат все, а не одна я: «Добро пожаловать домой».
С тех пор я читала свидетельства других обращенных в Православие людей, переживших то же самое. Так что по крайней мере знаю, что я не придумала те услышанные мною слова. Бог дал мне ясность, на что я так надеялась и о которой молилась, и поставил меня на верный путь. Далее пришло время изучить это новое откровение. Мой муж Джеймс не был со мной во время фестиваля «Tri Church», и он был не против, чтобы я сама исследовала суть этого откровения.
Я ходила на Божественную литургию в будние дни, спокойно принимая все виденное и слышанное, и была благодарна, когда служили на английском языке. Все мои чувства были полностью сосредоточены на богослужении. Начиная с самой первой литургии и до сих пор, я каждый раз умиляюсь до слез во время пения Трисвятого. Слезы снова текут, когда прихожане преклоняют колени во время Пресуществления Святых Даров. И затем наступает «единое на потребу» – Евхаристия... Истинные Тело и Кровь Христовы... Верующие подходят к Чаше и принимают Святые Дары с сокрушенным сердцем и самым смиренным и благоговейным образом, каким только можно себе представить. Это отнюдь не «символы» (как у протестантов) – это все настоящее. Я нашла истинную апостольскую веру и путь.
Это отнюдь не «символы» – это все настоящее. Я нашла истинную апостольскую веру и путь
К моей большой радости, Господь сразу же просветил и Джеймса, и мое становление в качестве православной христианки продолжилось вместе с мужем, на одном с ним духовном пути. Мы оба так благодарны за чудесное духовное руководство истинно кроткому, святому человеку – отцу Василию, а также истинно смиренному и знающему человеку – Эдди Ламбросу. Я узнала, что, чтобы по-настоящему стать православным, может понадобиться целая жизнь. Православие есть образ жизни, и этот путь не бывает легким. Он требует самодисциплины и терпения, достойного участия в таинствах Церкви и соблюдения молитвенного правила и постов. Чтобы Святой Дух жил в нас, мы должны прощать и постоянно просить Бога о прощении на молитве. Наш путь требует, чтобы мы приближались к Триединому Богу со страхом и любовью, любили других больше, чем себя, и заботились о тех, кому повезло в жизни меньше, чем нам. Требует понимания того, что нас спасает Христос, наш Господь и Спаситель, и что мы не можем принимать Божию благодать как должное. Я узнала, что подобает и должным образом почитать Богородицу и святых, испрашивая их заступничества.
Да, вы можете видеть меня плачущей во время Божественной литургии, потому что слезы – это тоже молитва. Слезная молитва приносит исцеление и очищение. Таким образом я благодарю Бога за то, что Он поставил меня на ЭТОТ путь и сподобил служить Ему и Его Церкви, участвовать в Его Божественной литургии и вкушать Его драгоценные и животворящие Тело и Кровь. Православная христианская вера есть полнота истины, она прочно основана на правильном понимании Священного Писания. Божественная литургия есть вершина, кульминация богослужебной жизни. А таинство Евхаристии – Бескровная Жертва, приносимая во славу Божию – поистине является драгоценной жемчужиной...
Эта новообращенная православная христианка никогда не будет считать ни то, ни другое чем-то само собой разумеющимся.