Архимандрит Феофил (Бэдой). Фото: crestinortodox.ro Старец Феофил родился 11 сентября 1925 г. в селе Влэдешть уезда Арджеш. Рано осиротев, вынужден был наняться батраком в чужой дом. Был кротким и набожным, много молился, но о существовании монастырей даже не знал. И когда ему посоветовали стать монахом, он 40 ночей читал акафист святителю Николаю Чудотворцу, после чего отправился в монастырь, чтобы посмотреть, что это такое. Этим монастырем оказался Слэник, в котором он и остался навсегда.
Было это 20 февраля 1944 года, а через 3 года, 30 марта 1947 года, послушник Титу Бэдой принял монашеский постриг с именем Феофил. В том же году 14 июля был рукоположен во иеродиакона, а иеромонашеского сана сподобился только через 21 год: в стране к власти пришли коммунисты, началась борьба с религией, и все трудоспособные монахи были изгнаны из монастырей, чтобы заниматься в миру общественно полезным трудом. Так отец Феофил в 1961-м году оказался в селе Корбь Арджешского уезда, где проработал 5 лет, украдкой бегая в монастырь к своему старцу Витимиону (Нецою). Идти для этого надо было около 10 км, ночью, в темноте, лесом, по гористой местности.
Отец Феофил снискал всеобщую любовь местных крестьян, и когда за ним пришли, чтобы арестовать, они подняли бунт и, рискуя жизнью, штурмом взяли отделение милиции, после чего его пришлось отпустить. И всё же отцу Феофилу пришлось сменить место жительства и перебраться в монастырь Динтр-ун-Лемн уезда Вылча, чтобы, невзирая на свой сан, работать сторожем и чернорабочим.
Он смог не только обновить монастырь, но и воспитать целую плеяду изрядных воинов Христовых
В 1968-м году монастырь посетил Патриарх Румынии Иустиниан и сообщил, что изгнанным монахам разрешено вернуться в монастыри. Так отец Феофил вернулся в Слэник. Через 10 лет старец Витимион заболел, и отец Феофил вынужден был взвалить на себя бремя настоятельства. Невзирая на препоны властей, он смог не только обновить монастырь, но и воспитать целую плеяду изрядных воинов Христовых, среди которых три ныне здравствующих архиерея: Митрополит Молдовы и Буковины Феофан, архиепископ Рымникский Варсонофий и епископ Александрийский и Телеорманский Галактион.
Упокоился отец Феофил в маститой старости 17 июля 2010 года. В монастырь пришел в 18 лет, ко Христу преселился в 84. Погребен в монастыре Слэник рядом со старцем Витимионом (Нецою).
***
Январь 2009 года. Суровая, морозная, снежная зима. С трудом взбираюсь по крутому склону холма, на вершине которого виднеется купол церкви с монастырскими стенами. Черное воронье роями вьется над ними. Однако награда за мои усилия оказалась преизбыточной: после единоборства с холмом меня ждало теплое и тихое пристанище — смиренная монашеская келлия, заполненная книгами, иконами и фотографиями, развешанными на стенах. Это келлия старца Феофила, знаменитого духовника монастыря Слэник.
В маленькой печурке гудят и потрескивают дрова, пламя то и дело извергает снопы искр, а отец Феофил озаряет помещение улыбкой, от которой убегают прочь зима и стужа. Улыбка, полная доброты и радости, какую редко можно увидеть. Душа ребенка, впитавшая глубокую мудрость старого и видавшего виды человека.
Как только я открыл рот, батюшка поблагодарил меня, приложив руку к груди. Он благодарил меня за то, что я проделал такой путь в эту стужу, чтобы взять у него интервью. От этих слов я просто онемел. Монахи обычно избегают давать интервью, и надо сильно постараться, чтобы выудить у них пару слов. Отец Клеопа, например, говорил: «Убери отсюда эту змеюку», — показывая на шнур микрофона. А отец Феофил благодарит меня за то, что я взобрался по этому оледеневшему склону холма, чтобы найти его!
Горы Фэгэраш. Фото: muntii-fagaras.ro
Он самый любимый и востребованный духовник на южном склоне Фэгэрашских гор. Как на другом их склоне, обращенном к северу, стражу несет другой любимый старец, тоже Феофил, из монастыря Сымбэта-де-Сус.
Отец Феофил (Бэдой) — высочайшее воплощение смирения. Смирения, какое я вряд ли когда-нибудь видел. Монахи часто стараются смиряться. Но это видно, чувствуется. А отец Феофил был смиренным от Бога. Просто смиренным. Для этого он не делал никаких усилий. Подвиги и усилия остались у него в прошлом. А теперь в его сердце просто вмещались только любовь и радость — радость говорить о Христе когда угодно и с кем угодно.
Отец Феофил был смиренным от Бога. Просто смиренным. Для этого он не делал никаких усилий
«Я стал ближе к Богу», — сказал он мне, когда я спросил, что ему удалось стяжать за долгую жизнь в монастыре (монахом он пробыл 66 лет из своих 84-х). «Я чувствую радость, мир в душе, каких никто, кроме Него, дать не может. Это, знаете, как сказал Спаситель апостолам: ‟Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам” (ср. Ин. 14, 27). Теперь его чувствую и я. И мир, и великую радость».
Это дары от Бога, которые отец Феофил неустанно передавал дальше, он эту смиренную любовь раздаривал всем, среди кого оказывался. И поэтому обладал колоссальной силой обращать людей к Богу одним своим присутствием. Достаточно было прийти к нему, увидеть его, напитаться его внутренней радостью, и уже не хотелось уходить оттуда никогда.
Так и произошло с нынешним настоятелем монастыря Слэник отцом Климентом (Пэунеску), которого я и прошу поделиться своими воспоминаниями о великом духовнике монастыря Слэник.
***
«Вы привели мне воина!»
— Отец Климент, вы помните свою первую встречу с отцом Феофилом?
— Да, и очень хорошо. Я пришел в монастырь Слэник с двумя моими приятелями, которые были с ним знакомы. Мы шли на таинство Соборования и встретили отца Феофила. Это было в 1993-м году. У меня вызвали восхищение его облик, бесконечно естественная манера держаться с людьми. Где-то я читал, что называть кого-нибудь «добрым человеком» значит недооценивать слово «человек», ведь Бог создал нас людьми. Но отец Феофил не был этаким «добрым человеком». Он просто был человеком и всем старался передать это свойство — быть человеком в истинном смысле этого слова.
Было явно, что через него действует Дух Святой. Я уверен, что он непрестанно молился, и Бог в каждой ситуации подавал ему нужное слово.
Было явно, что через него действует Дух Святой
Тогда, при первой встрече в 1993-м году, после богослужения он пригласил нас к себе. Он делал так со всеми верующими, и каждому дарил то иконку, то пузырек с миром. Тогда он сказал моим друзьям: «Вы привели мне воина!» То есть будущего монаха. А они ответили, что я женат и не могу стать монахом. И когда батюшка сказал это, я почувствовал, что если бы у меня не было семьи, я бы всю жизнь оставался рядом с ним. Но тогда это казалось невозможным: я женат, у меня есть ребенок.
«Он был великим молитвенником»
— И с этого дня вы стали его учеником?
Новая церковь монастыря Слэник — Да, после той первой встречи я стал часто ездить в монастырь Слэник, хотя бы раз в месяц. И что на меня производило самое сильное впечатление, так это батюшкина проповедь в конце службы. В нем было что-то совершенно необыкновенное, от него исходил такой дух, который пленял душу. И неважно, в каком ты состоянии идешь в монастырь — оттуда ты уже уходил, неся мир в душе.
Со временем я узнал, что он, с юных лет посвящая свою жизнь Христу, понял, что единственная ничем не ограниченная любовь, которую мы можем вкусить, — это любовь Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. И отец Феофил посвятил свою жизнь Спасителю и Пречистой, и вкусил эту любовь сполна, и мог передавать эту Божественную любовь дальше. Но только он делал это не сознательно. Не думаю, чтобы он знал, что являет собой идеал человека, который любит. И меня это покорило.
Через 2 года после этой встречи мой сын, которого я часто брал к отцу Феофилу, признался мне, что хочет поступить в монастырь, так что я пошел к батюшке и спросил его, примет ли он нас обоих, отца и сына, в новоначальные послушники. Так слово, которое он сказал тогда, при первой встрече: «Вы привели мне воина», — теперь сбывалось.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Динтр-ун-Лемн, Вылча, XVI в. Фото: Цетку Мирча Рареш. Фото: ro.wikipedia.org
Оглядываясь назад годы спустя, став уже настоятелем вместо батюшки, я понимаю, что любовь и доверие, которые он мне оказывал, были невероятными. Он ведь был таким смиренным… Хоть и был настоятелем, а я — простым послушником, но, если мнения наши расходились, и потом он убеждался, что правда была на моей стороне, он приходил ко мне и просил прощения!
У него всегда было желание отдохнуть душой, послушать чье-то мнение, поучиться чему-то новому. И хоть он уже и был старым, но душа его всегда оставалась молодой.
Я долго питал к нему сыновние чувства, но через несколько лет ученичества понял, что на самом деле он все это время был для меня дедушкой, а не отцом. Ведь только у дедушки может быть столько снисходительности и готовности пожертвовать собой, как у него для меня!
Мы были свободны, но только наша свобода, как щитом, окружена была его молитвой
Как-то он всерьез захотел отказаться от настоятельства в мою пользу… Даже признавался нам, что не может командовать. Мы были свободны, но только наша свобода, как щитом, окружена была его молитвой. Мы всегда содержались в его молитве, и это чувствовалось.
А молитвенником он был великим. Служба у нас начинается в 3 часа ночи, и каждый раз, когда я пораньше вставал и выходил, в окошке его келлии горел свет и мелькала тень батюшки, бившего земные поклоны. Так он проводил всю ночь.
Еще он говорил, что святой алтарь — это огонь, и он не может там садиться. И хоть и был уже старым, но в алтаре всегда стоял на ногах, никогда не садился в настоятельскую стасидию.
Вы знаете, меня на какое-то время переводили в монастырь Аниноаса. Он с этим не был согласен, ни он, ни я, но мы оказали послушание епископу. И он навещал меня там, а когда уходил, без него в монастыре сразу чувствовалась какая-то пустота.
Последний бесценный подарок он сделал мне там, в Аниноасе. Пришел прямо в день моего рождения, и поскольку был без подарка, то подарил мне свой настоятельский посох, с которым пришел. И подарок его оказался пророческим.
Незадолго до его переселения ко Господу мне позвонили, чтобы я срочно ехал в Слэник, потому что отец Феофил очень плох. Когда я примчался, его уже заносили в карету скорой помощи. Увидев меня, он сказал: «Наконец-то!» — «Вы вернетесь здоровым, авва?» — спросил я. «Я уже не вернусь живым». Сжал мою руку и уехал. И как он сказал, так и вышло.
Мы похоронили его в монастыре, который он с таким трудом восстанавливал. А когда его не стало, этим посохом мне пришлось пользоваться прямо по назначению, вместо него, поскольку я был наречен настоятелем Слэника, вместо него.
Из советов старца Феофила
О молитве
Молитва — это пища души. Стой на молитве, не уходи! Молитву надо творить с мыслью, обращенной к Богу, тогда это настоящая молитва. Если же мысль улетит, не расстраивайтесь так уж сильно, но упорствуйте.
Расскажу вам одну духовную историю об этом. В одном монастыре подвизался монах, и он все время скорбел о том, что его молитву не принимает Бог, потому что он не молился как следует, ибо мысли у него всё время куда-то уносились. И сказал он своему духовному отцу:
— Я скорблю, отче, потому что не могу молиться как следует, не могу удержать свой ум на молитве.
И тогда духовник сказал ему, чтобы он наполнил сосуд водою из лужи, потом подождал какое-то время и пришел к нему с сосудом. И когда он пришел, духовник говорит ему:
— Посмотри, сыне, вода сначала была мутной, но со временем отстоялась. Вся грязь опустилась на дно. Так и молитва. Пусть душа твоя не волнуется, даже когда молишься с рассеянным умом. Постепенно, если у нас есть терпение, он делается прозрачным.
Знайте, что враг — самый большой противник молитвы. Ему хотелось бы, чтобы Бог не принимал молитву христианина, когда он молится. И поэтому приводит нам на ум всякие мысли и помыслы. Как ангел приносит нам благие помыслы, так и диавол приносит злые. Наша брань в том, чтобы победить врага и с чистым умом стоять на молитве.
Будем молиться как можно чаще молитвой Иисусовой. Если человек совершает ее с верой, то возможно, что он испытает великую радость, а радость эта означает, что Бог принял молитву. Молитва Иисусова является деланием монахов, но она очень хороша и для живущих в миру. Миряне могут творить ее и работая, и идя куда-нибудь: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!»
Произносишь ее все время, пока не навыкнешь ей, пока она не проникнет в сердце, а если она проникнет в сердце, тогда сердце уже молится само.
Кто молится сердечной молитвой, у тех мир в душе, мир несказанный! Ведь если Господь Христос вселяется в сердце человека, то что еще нужно человеку, если в сердце у него Спаситель? И кто стяжал этот великий дар от Бога, тот не печалится ни минуты, ибо ему не из-за чего печалиться. Ведь сердце его весело всегда, а сердце передает это лицу, и лицо его бывает только весело, только светло!
Если ты достиг молитвы сердечной, ты уже не совершаешь многих грехов. Теперь Христос в сердце, и ты уже не можешь совершать многих грехов.
А чтобы иметь Господа Христа в сердце, для этого нужно много поста, много молитвы и много веры. Говори: «Господи, я хочу, чтобы Ты был в моем сердце, но я немощен. И все же хочу, чтобы Ты был в моем сердце!» И если желание твое искренне, и ты к тому же подвизаешься, сколько можешь, тогда ты чувствуешь Господа Иисуса в своем сердце, а когда чувствуешь Его в своем сердце, ты счастлив, и тебе больше ничего не нужно. Иметь Христа в сердце — эта самая большая радость, говорят святые отцы.
Для семейных
Знайте, что жена не раба мужу, она — его товарищ по жизни! Когда они венчаются, им возлагают на головы венцы и говорят: «Так да любит муж жену свою, как Христос любит Церковь».
Я все время говорил им: «Вы, женщины-христианки, если муж приходит домой пьяный, не говорите ему, что он пьян, а говорите, что он устал». У меня бывает много случаев, когда женщины приходят и жалуются: «Батюшка, что мне делать с этим моим мужем? Приходит домой, матерится, чертыхается, курит, приходит пьяный!» И я им говорю: «Ты говори с ним красиво, потому что если лить воду на огонь, то огонь потухнет. А если бросить огонь на огонь, то еще хуже разгорится. Говори с ним красиво, успокой его».
Мудрость мира и мудрость святых
Однажды Царь созвал своих ученых, чтобы они показали ему Бога:
— Вы занимаетесь наукой: я хочу увидеть Бога! Если не покажете мне Его, тогда, где стоят ваши ноги, там будут лежать и головы.
— Но, Царь, как же нам показать тебе Бога?
— А у вас много знаний и учености, так что знаете как!
Архимандрит Феофил (Бэдой). Фото: fericiticeiprigoniti.net Вот подходит время, когда надо дать ему ответ, а у них нет ни одного ответа. И когда они прохаживались взад-вперед, встречается им пастух с овцами, который говорит им, что может научить Царя, как ему увидеть Бога. Так что они посадили пастуха в свой экипаж и повезли к Царю.
— Царь, ты увидишь Бога, — сказал ему пастух, — но только делай то, что я тебе скажу.
— Я сделаю всё, что скажешь, лишь бы увидеть Бога!
А тогда стояла жара, как это бывает летом в июле, с солнышком, и припекало здорово.
— Царь! Бог в солнце. Там Его жилище. Так что смотри на солнце, но только имей терпение: думаешь, Бог показывается так быстро?
И Царь послушался, всё смотрел и смотрел, но ничего не увидел.
— Эй, пастух, это солнце так сильно светит и обжигает, что я не могу больше смотреть на него.
— Ну и хорошо, Ваше Величество, если ты не смог смотреть на солнце, творение Божие, то как же тебе увидеть Бога, сотворившего солнце?
И обрадовался Царь такому ответу, и осыпал мудрого пастуха золотом.
Могилы старцев Феофила (Бэдой) и Витимиона (Нецою). Фото: corbiidepiatra.wordpress.com