«Эй, Иоанн, поди поближе!»

Моя встреча со старцем Дионисием (Игнатом)

Старец Дионисий (Игнат) Старец Дионисий (Игнат) Это было в 1996 году. Я в первый раз приехал на Афон. Безусый студент-богослов, не знающий ни бельмеса, я принялся обходить всю Святую Гору от монастыря к монастырю. Для тех, кто не был там: расстояния между киновиями колоссальные, иногда десятки километров пути по глубокой пыли, чуть ли не до колен, при жаре градусов под 40. Денег на микроавтобус у меня не было, а вел его озлобленный греческий монах, который не взял бы меня, будь у него хоть полным-полно свободных мест.

В каждом монастыре я останавливался дня на 3–4, выстаивал ночные богослужения, трудился ради «евлогите» («благословите»), искал нотные рукописи, изучал их и т.д.

Расскажу вам, как произошла моя встреча со старцем Дионисием из келлии Колчу. Я о нем ничего не знал, как и об этом райском ските, приютившемся на самом краю пропасти. Шел из Ксиропотама к Ватопеду, красивейшему из всех монастырей на Горе. Вдруг вижу ветхий деревянный указатель, на котором значится: «Kolitsou» (греческое название скита Колчу). Усталый до изнеможения, не евший ни маковой росинки с вечера, а времени было уже 2 часа дня, я решил туда пойти. Видимо, это какой-то греческий монах, думал я, может, даст мне ломоть хлеба с помидором.

Шагаю я еще четверть часа и выхожу на какую-то райски красивую поляну. Мягкое солнце лучится через листву. На скамейке сидит какой-то маленький старчик. Говорю: «Kalimera» («Добрый день»), – и присаживаюсь на другой конец скамьи. Обхватываю голову руками и перевожу дух. Вдруг слышу:

– Эй, Иоанн, поди поближе!

Я чуть не упал. Думаю: «Да этот же старец – румын! И зовет какого-то Иоанна». А старчик опять:

– Иоанн!

Я, ошеломленно:

– Это вы мне?

А батюшка:

– А ты еще какого-нибудь Иоанна тут видишь?

У меня слезы брызнули из глаз. Слепой старчик знал меня по имени! Я подсел к нему поближе, он взял мою руку в свою и заговорил. Никто никогда не знал обо мне столько! О папе и деде – священниках, о моих самых сокровенных мыслях и скорбях, не дававших мне покоя.

Весь день мы до часу ночи проговорили с ним. Подходили монахи:

– Батюшка стар и болен, ему надо отдыхать.

Но батюшка крепко держал меня за руку:

– Нет, мне еще кое-что нужно сказать.

Четыре дня я провел в скиту, сошедшем с небес. Монахи босиком служили на непокрытом глиняном полу в церквушке размером с сердце Божие.

Большая часть из всего, что я услышал (об антихристе, конце света и т.д.), – это тайны, открывать которые у меня нет благословения.

На следующий год я снова попал на Гору святых. Я спешил к моему дорогому батюшке Дионисию, с которым пробыл так долго. Какая же меня переполняла радость, так и кипящая гордостью…

Келлия св. вмч. Георгия Колчу Келлия св. вмч. Георгия Колчу

Когда я пришел на полянку, всё так же стояло послеполуденное время. Мой дорогой батюшка всё так же сидел на краешке скамейки. Я тихонько подошел. Он перебирал четки, и губы его беззвучно шептали молитву. Я не смел его побеспокоить. Наконец решился:

– Отче, это я.

– Который я? – сказал старец.

– Иоанн, студент.

– Я не знаю никакого Иоанна студента.

Я словно в бездну провалился. Как же так? Никогда не слышав обо мне, он знал тогда обо мне всё, а теперь ничего? Я разрыдался:

Не знает меня? Как же так?!!! И тут меня осенило: батюшка, по своей любви, так упрекал меня в гордыне

– Как же, отче, вы же назвали меня по имени в прошлом году, ни разу не встречавшись со мной!

Через несколько минут батюшка печально ответил:

– Мы глупые, мы не знаем глубин богословия, мы не гордимся своим блестящим умом. Мы глупые крестьяне, спрятавшиеся здесь, чтобы искать спасения.

И тут меня осенило. Батюшка, по своей любви, так упрекал меня в гордыне. Его слова отсекали от плоти моей души весь мрак моих ложных представлений и иллюзий, всю пустопорожнюю мглу самомнения. Подобно искусному хирургу, батюшка без анестезии отрезал и удалял рак моей гордыни.

Я плакал минут 10. Слепенький батюшка поднялся со скамеечки и подошел ко мне. Пошарил рукой по воздуху и прикоснулся к моей залитой слезами щеке:

– Ну что ты, Иоанн! Ты тот, кто знает больше всего и делает меньше всего.

И из незрячих глаз старца, необыкновенно голубых, выкатилась слеза.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пост – это Божественная благодать Пост – это Божественная благодать
Старец Дионисий (Игнат)
Пост – это Божественная благодать Пост – это Божественная благодать
Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)
Все посты установлены святыми отцами, чтобы, постясь, ты умалял страсти. Естество человека сейчас полно страстей. А страсти, если они поселятся в уме, сердце и мыслях человека, становятся второй натурой. Если же они стали второй натурой, то человек начинает говорить: «Если я не поем мяса, то умру».
Священники и архиереи должны быть словно солнце Священники и архиереи должны быть словно солнце
Поучения старца Дионисия (Игната)
Священники и архиереи должны быть словно солнце Священники и архиереи должны быть словно солнце
Поучения старца Дионисия (Игната)
Иеромонах Дионисий (Игнат)
Мы должны любить всех: и турок, и арабов, и людей других религий и народов. Но Бог не повелевает мне менять свою веру по их вере или наши обычаи в угоду их страстям.
«Не будем откладывать исповедь» «Не будем откладывать исповедь»
Иером. Дионисий (Игнат)
«Не будем откладывать исповедь» «Не будем откладывать исповедь»
Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)
Никто не достоин причащаться Святых Таин, ибо там Бог, Иисус Христос, но, насколько это в человеческих силах и насколько священные каноны Церкви позволяют нам это, будем стараться быть близ. Не будем откладывать исповедь, ведь всякий раз, когда человек, весь в грехах, идет к духовнику, то как бы он ни был далек от Бога, но, когда он выходит от духовника, ему так легко, словно он летит на крыльях.
Комментарии
Андрей27 ноября 2020, 19:08
Я подписывался на рассылки,но мне ничего не приходит.Спаси Господи!
Александр Салий 8 сентября 2020, 07:44
Великий старец. Аминь.
Олег 8 сентября 2020, 07:22
"Мы знаем истину — православную веру; будем же хранить ее и чтить, а у других свое. Тот факт, что я люблю ближнего, не означает, что я принимаю или одобряю его веру и его страсти. То же самое и с разделениями внутри Православия." "Священник — это апостол нации, он должен защищать веру и народ." "За грехи наши, всего человечества, за беззакония, которые творятся вокруг, боюсь, что отнята благодать Святого Духа ..." (старец Дионисий(Игнат). Как же актуально это сейчас.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×