– Приходишь вечером в храм после богослужения просто помолиться, – рассказывает протоиерей Сергий Бутылкин, настоятель храма Архангела Михаила села Кутепово Калужской области. – Не включая свет, заходишь – свечки горят, лампады. Начинаешь молиться – и понимаешь, что в этом храме нет пустоты, есть Божья наполненность в каждом уголке. Как будто через тебя проходят века, и в тоже время – современность вписывается в ту древность.
Осенний день наполнен светом
И грустной музыкой листвы.
И распрощавшееся лето
Сжигает за собой мосты.
В лесу пустынно и печально.
На юг умчался птичий гам.
И в тишине исповедальной
Притих березовый орган.
(Андрей Дементьев)
На северо-востоке Калужской области есть древнее село – Кутепово. Первое упоминание о нём относится к 1247 году, когда здесь, на реке Протве, пал в сражении с литовцами Московский князь Михаил Ярославович Хоробрит (Храбрый). Рядом с селом, среди поля, сохранился древний курган. В XVII–XX веках в трёх верстах от Кутепово проходила Старая Калужская дорога.
Как пишет в своей книге историк Гудзь-Марков:
«Кутепово проникнуто, одухотворено необыкновенным благородством. Церковь-ротонда скрыта липовым парком. Выше церкви, на пригорке, березовая роща хранит сельский погост. Еще чуть далее… высится вятичский курган X–XIII вв. Все в Кутепово переплелось: эпохи, стили, архаичный крестьянский уклад, высшая русская аристократия, Православие и язычество. И все уживается удивительно мирно. Кутепово слышит музыку тысячелетий и хранит сказания обо всей русской истории. Долина Протвы у Кутепово широка и потаенна. Река тут никуда не спешит. Само время идет тут неспешно. Кутепово – это русский рай».
В Писцовых книгах 1627–1629 годов отмечено, что в селе есть две деревянных церкви: Богородичная и Михаила Архангела. Каменное здание настоящего храма в честь Архистратига Божия Михаила на месте деревянного построено в 1826-м году помещиком Николаем Ефимовичем Мясоедовым в знак воинской доблести защитников России в войне 1812 года. Храм был освящен в честь Михаила Архангела, над источником, в котором, по преданию, вода является целебной.
При Советской власти храм, по всей видимости, не закрывался. Если он и был закрыт в 1920-е годы по причине отсутствия священника, то на непродолжительное время. Т.к. во время войны, по воспоминаниям очевидцев, в храме совершались богослужения.
– Отец Сергий, как получилось так, что вы стали священником?
– На самом деле, наверно, не я стал, а Господь призвал. И этот путь из каких-то кусочков состоит. Вот один из них. Когда приехал к отцу Власию в Боровский монастырь, привез человека туда, я еще совершенно был с ним незнаком. У меня была маленькая бородка, священником я еще не был. Отец Власий увидел меня через дверной проем и говорит: «Сергий, заходи. Борода есть, пора иерейский крест надевать». Крест я надел лет через 11 после этого, но какое-то направление он дал.
Потом было много мыслей, много каких-то терзаний. Был такой момент в моей жизни: я был инженером по снабжению в трудные 1990-е годы, и за всем нужно было ездить в разные города. Я тогда уже интересовался Церковью и часто заходил в храмы, долго стоял там, молился. И каждый храм был частичкой тепла какого-то. Иконы притягивали.
Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь
Мне говорили, что в Библии все описано, ее почитай. И только я задал себе вопрос, мы с супругой, Царство ей небесное, поехали на Арбат, зашли в книжный магазин. Какая-то бабушка откуда-то появляется, дает эту книгу, Библию, и говорит: «Вот, вам надо». Я ей какие-то деньги нашел, оглянулся – бабушки уже нет. Библию я начал читать – и был поражен: было ощущение после того, как прочитал какую-то часть Библии, что ты не один, что есть Бог, Который с тобой всегда. И с этого момента началось какое-то воцерковление, восхождение. Вот так Господь недостойного привел к священству.
– Вы служите в храме Архангела Михаила в селе Кутепово. В храме сохранились какие-то древние, чудотворные иконы?
– У нас есть иконы, которые прихожанам удалось сохранить. В те лихие годы, очень сложно было. Прихожане после богослужения многие иконы уносили домой, а потом приносили на богослужение, как они рассказывали. Храм грабили – что-то украли, что-то сохранилось. Но самое главное, что даже в этом сельском храме, с таким убранством, где нет росписи на стенах, видишь богатство узоров на царских вратах, на киотах, и начинаешь понимать, как же богата была Россия в то время. Даже в сельском храме, который не закрылся, остатки святости есть в иконах, в иконостасе. Думаешь, если бы не закрывались храмы, насколько мы были бы богаче.
– Рядом с храмом находится источник Архангела Михаила, считающийся целебным.
– С первых дней служения источник мне очень понравился. Раньше, когда здесь служил отец Игорь Сойко, а он 30 лет здесь прослужил, он всегда говорил: «По стакану этой воды, и с вами будет все хорошо». Все будет хорошо, если с утра выпить эту воду. Я могу еще привести пример. Человек пил, я его благословляю искупаться в источнике, после этого он приходит и говорит: «Пить и не хочется. Можно, я буду каждый день приезжать, купаться?» Источник очень помогает тем, кто в зависимости, тем, кто не может справиться, потому что Архангел Михаил дает силу. Мои прихожане часто, приезжая сюда, берут меня с собой купаться, потому что, говорят, с тобой вода почему-то теплее. Наверно, по молитвам так и происходит.
– Территория рядом с источником очень живописна и благоустроена. Это вы были инициатором благоустройства?
– Мы поставили купель, спуск организовали, а все остальное, наверно, сама природа устроила. Когда мы начали что-то там делать, не хотелось эту природу портить, много бетона использовать, хотелось, чтобы было естественно. Перила, которые вниз идут… Это я еще давно ездил на Афон и посмотрел: там в Пантелеимоновом монастыре заборы были в виде таких крестов по диагонали. Мне так понравилась эта идея, и вот она воплотилась.
Саму купель трудно было поставить на русле, потому что там одни камни на камне, и пришлось вручную неделю долбить, чтобы туда сруб из дуба опустить, чтобы он под водой стоял, и можно было купаться. Я думаю, что эта купель притягивает многих. Бывает, идешь с утра, в 6 часов, а там уже машины. Смотришь – уже кто-то купается, кто-то воду набирает. Слава Богу, потому что вода является основой нашей жизни. Мы процентов на 70–80 состоим из воды. И если вода правильная, то и многие лекарства не нужны.
– Вы являетесь благочинным Жуковского района. В чем заключаются ваши обязанности, и с какими вызовами вы сталкиваетесь?
– Я являюсь благочинным Жуковского района уже более 10 лет. Первое и, наверно, самое существенное: внутри и вокруг своего храма сделать так, чтобы нравилось всем. Чтобы человек смотрел на красоту, и ему хотелось вернуться в это место. Когда собираешь батюшек, они приезжают и понимают, что, хорошо бы, чтобы и у их храмов тоже было красиво, и начинают стремиться. Своим примером показываешь, что нужно, чтобы трава была покошена, чтобы вокруг храма было красиво, чтобы лавочки были благоустроены, чтобы намоленность была какая-то вокруг этого места. Я всегда скорблю, когда у храма, который передают, земли мало, и некуда батюшке развиваться, негде дом построить.
В благочинии духовенство у нас все хорошее. Очень много молодых, хотя есть даже два игумена. 20 храмов у нас уже открыто. А обязанности есть: приезжая на службу, мы говорим, что не так. Привнося праздник, в то же время тихонечко говоришь, что лучше сделать. Среди священников должна царить любовь и радость. Поэтому, даже если ты являешься благочинным, это не значит, что ты должен быть начальником и не видеть того, кто тебе подчиняется. Самое главное – чтобы была любовь, а с любовью много чего можно сделать.
Поэтому у нас такое дружное благочиние. Часто собираемся, проводим разные конференции, праздники: Вифлеемская звезда, пасхальные праздники. И все с радостью участвуют. Проблем в каждом храме много. Есть храмы, которые восстанавливаются. Всегда приходится что-то решать, помогать и делать с Божией помощью.
– В чем, на ваш взгляд, должна заключаться роль священника в жизни общества?
– На кресте, который висит на груди, написано, что по образу и подобию Божьему. Это значит, что человек, который верит в Бога, должен гореть и светить. Чтобы эта любовь и тепло исходили от него. Тогда любой, кто просто общается с ним, даже не на богослужении, видя этот свет, понимает, что тоже хочет как-то приобщиться и порадоваться вместе. Общественной деятельности очень много. Общаешься и с силовиками, и с администрацией, и деятелями культуры, потому что много чего нужно. Нужно возрождать забытые традиции. Но самое главное – согревать этим светом любого человека, с которым общаешься.
Когда человек приходит в храм, ты понимаешь, что его зачем-то Господь привел. И сразу по-другому начинаешь общаться. На Афоне есть традиция в монастырях негласная: с каждым, кто к тебе обратится, общаться как с Самим Христом. Как будто Христос стоит вместо него, и поэтому от этого такая теплота.
Это все не должно быть притворным. Мы не должны притворяться. Если у какого-то радости в данной момент меньше, надо сделать так, чтобы радость у него тоже была на сердце. И когда эта радость вдруг посещает, видишь, что человек, который пришел с проблемами, с какой-то болью, начинает оживать. Часто люди не приходят с хорошим: они приходят с болью, с какими-то проблемами, горем. Бывает очень трудно найти какие-то слова, чтобы поддержать. Но с Божией помощью всегда это возможно.
Памятники церковные должны еще и «жить», чтобы в них молитва была. В музее, может быть, хорошо, когда хранится икона или какая-то святыня, но сама святыня очень любит, когда к ней прикасаются, молятся перед ней, совершают какие-то молитвенные действия. Все чудотворные иконы лучше «чудотворят», когда человек молится так, что его сердце открыто Богу, и сразу это чудо проявляется вдвойне.