Иерей Николай Костров: «Икона должна располагать к молитве»

Такая служба. Крестовоздвиженский кафедральный собор Палеха (+ВИДЕО)

Палех – старинное село, один из центров древнерусского искусства. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали от татаро-монгольского нашествия иконописцы из Владимира и Суздаля. Через село проходил оживленный торговый путь – Балахнинский тракт – из Шуи в Нижний Новгород.

Начиная с XVII века Палех – один из центров иконописи в традициях русской живописи, где под влиянием различных школ (в их числе: ростово-суздальская, новгородская, строгановская и другие) сложился особый неповторимый палехский стиль иконописания. Палехские иконописцы работали при росписях таких известных зданий, как Грановитая палата Московского Кремля, Троице-Сергиевая лавра и Новодевичий монастырь в Москве. Значение Палеха как общероссийского иконописного центра стремительно возросло в XVII–XVIII веках. В XIX веке палехские мастерские производили 1,5–2 млн икон в год.

Кафедральный собор Воздвижения Креста Господня, один из немногих сохранившихся памятников древнерусской религиозной живописной традиции, был построен в 1774 году на средства жителей Палеха и окрестных деревень мастером Егором Дубовым. В советское время более полувека Крестовоздвиженский храм существовал как музей. Здание с его «художественным наполнением» вследствие этого не пострадало, но церковной жизни не было. Передали Церкви палехский храм в 1992 году.

О Палехе и его иконописцах

Палех всегда славился своими иконописцами. Чем сейчас живет ваш город?

– Палех, как и в древние времена, живет иконописью, лаковой миниатюрой. Много мастерских, которые занимаются этим. Есть художники, сохранившие традиции. Здесь особый дух. Раньше Палех назывался село Академия. Тут уникальное наследие. И не только в масштабах какого-то одного поселка, а в масштабах, пусть и громко сказано, мирового искусства. Палешане внесли в него свою лепту.

– Есть ли какие-то наиболее знаменитые палехские иконы?

– Все палехские иконы уникальны. Уникальность еще заключается в том, что палехские мастера расписывали храмы не только в Палехе и окрестностях. Они расписывали храмы по всей России и даже за рубежом. Когда они видели, что какая-то старинная икона от времени, от копоти потемнела, они шли, в добром понимании, на небольшую уловку: предлагали написать копию этой иконы, а образ забирали с собой. И то, что мы сейчас видим в храме, это их заслуга. Какие-то старинные иконы они привозили из тех мест, где трудились.

– А для вас что такое икона?

– Икона должна заключать в себе одну вещь – она должна располагать к молитве. Чтобы человек не просто восхищался: «Ой, красота!», а именно с покаянием, со смирением и, самое главное, с молитвой обращался к угодникам Божиим. Тогда люди приходят и действительно молятся перед иконой. Не просто зайти свечку поставить, а искренне помолиться о каких-то своих потребностях и нуждах.

О кафедральном соборе и служении

Крестовоздвиженский кафедральный собор Крестовоздвиженский кафедральный собор

– Вы служите в Крестовоздвиженском кафедральном соборе Палеха. Расскажите о нем.

Крестовоздвиженский собор примечателен тем, что расписывали его палехские художники

– Собор примечателен тем, что расписывали его палехские художники. Мы сейчас находимся в летнем приделе, и если обратим внимание на росписи стен, то увидим, что здесь росписи велись по сырой штукатурке. Что это значит? А это значит, что если мастер допускал какую-то ошибку, то переделать уже было невозможно. Если взять трапезный храм, который расписан маслом, то он отличается. И сейчас художники, которые обучаются в Палехском художественном училище, приходят на экскурсии. Они впитывают все богатство, учатся, как нужно писать иконы, расписывать стены. Не просто по учебникам – они могут увидеть воочию, вживую прикоснуться к тому наследию, которое оставили палехские мастера.

Иконостас Крестовоздвиженского собора Иконостас Крестовоздвиженского собора

– В соборе проводились какие-либо реставрационные работы?

– Реставрационные работы проводились в начале XIX века. Здесь, в летнем приделе, росписи были заделаны масляными красками, но это была большая ошибка. Масло начало отслаиваться, и было принято решение все снять и вернуть первоначальный вид. Реставрация проводилась в 1902–1907-х годах. Братьями Белоусовами в самарских мастерских был поновлен центральный иконостас. Прошло уже более ста лет, но он в идеальном состоянии. Люди действительно вложили в него свою душу, то есть делали добротно и на совесть. В будущем планируется храм отреставрировать. Для этого собиралась техническая документация, делался проект. Надеемся, что в ближайшее время в храме вновь будут проводиться реставрационные работы.

– Говорят, в соборе сохранились уникальные полы.

– Да, полы сохранились. В трапезном храме плиты сделаны чугунные, они отлиты. Они оригинальные, никогда не менялись. Если их поднять, мы увидим, что там проходили ходы, и сейчас до сих пор есть ходы, по которым тепло подавалось снизу из подвала. Там стоят печи. Они нагревали воздух, и вот этот теплый воздух подавался вверх. Это уникально. Когда приезжали реставраторы, инженеры, которые занимались подготовкой технической документации, то сказали, что не видели такого, такой конструкции. По ней можно даже диссертацию писать. Но, к сожалению, сейчас она уже не в рабочем состоянии. По возможности будем стараться это все восстановить, как было в историческом варианте. Как получится – посмотрим.

Иерей Николай Костров Иерей Николай Костров

– Есть ли у вас внебогослужебная деятельность?

– У нас при храме работает воскресная школа, где занимаются детишки. Основной костяк школы составляют дети прихожан, но есть и дети, родители которых, мягко говоря, с прохладой относятся к церкви, к религии, к Богу. Но тем не менее они в воскресную школу ходят. Это некие семена, которые закладываются. Кто знает, что из них в будущем получится. Будем надеяться, что эти семена дадут свои достойные плоды.

Также проводятся беседы в Палехском художественном училище среди студентов. Темы бывают разные: и по Ветхому Завету, и по Новому Завету, и какие-то темы, которые детей беспокоят, о чем хочется поговорить, что-то узнать. Тема заявлена – подготавливаемся, приходим, беседуем в формате живого общения: люди задают вопросы, отвечаем. В такой неформальной обстановке дети лучше раскрываются, идут на контакт, у них нет закрепощенности.

– В чем для вас заключается служение людям?

Служение людям в первую очередь, насколько я это понимаю, – это служение Богу

– Служение людям в первую очередь, насколько я это понимаю, – это служение Богу. Не зря Господь говорит – когда мы служим ближнему своему, мы служим самому Богу. Служение ближнему заключается в том, чтобы выслушать нуждающегося, утешить по возможности, помочь чем-то. Либо делом, либо словом. Это тоже дорогого стоит – поддержать человека на плаву. Словом можно человека ободрить, крылья ему придать. А можно и совсем другие вещи сделать: человек может быть убит, раздавлен. Задача пастыря – привести людей к Богу, указать им путь. Такой некий указатель, маяк. Вот, смотрите, туда вам надо. Там спасение. Священник только указывает дорогу. Показал – люди пошли. Он отходит в сторону. Они уже сами выстраивают свои личные отношения с Богом. Здесь священник не может и не должен заслонять собой Бога. Но ему надо поддерживать людей. Смотреть, чтобы они все-таки не сворачивали с пути. Потому что лукавый тоже не дремлет. Он тоже вносит свою лепту, всячески пытается сбить людей с истинного пути, сея всевозможные сомнения.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×