«Храм строит себя сам»

Протоиерей Сергий Афонюшкин об уповании на Бога и устроении сельской общины

Надо ли строить храмы в селах, где живет всего сотня-другая человек, большинство из которых пенсионеры? Да и реально ли это? Недавно мне довелось побывать в глубинке, в селе Каменный Брод в двухстах километрах от Пензы. Там состоялось событие, грандиозное по местным масштабам: освящение куполов строящейся церкви. И радость местных жителей была такова, что сердце само говорило: храмы в глубинке нужны! Очень! Но каково это: строить церковь в селе, не имея ни средств, ни сколько-нибудь зажиточных помощников? Как найти общий язык с сельскими бабушками, которые на все имеют свой взгляд? Об этом мы побеседовали с местным благочинным, протоиереем Сергием Афонюшкиным, который заботится о строительстве церкви в Каменном Броде.

– Батюшка, чтобы начать строить храм в небольшом селе, нужна смелость. Кто ее проявил?

– История получилась непростая. Я столкнулся с ней, когда стал благочинным Иссинского района, и жители Каменного Брода пригласили меня совершить молебен у строящегося храма. Я приехал и увидел голый фундамент. Мы стали разговаривать. Оказалось, что семья выходцев из села, живущая в Москве, захотела построить здесь небольшую часовню. Они были готовы отдать на это свои сбережения. Обратились с этим благим почином в епархиальное управление. Владыка приехал, посмотрел. Место произвело на него хорошее впечатление, и он сказал: «Давайте построим здесь не часовню, а храм!» Жители восприняли это архиерейское благословение и стали строить храм. Но имевшейся суммы хватило только на то, чтобы залить фундамент.

– Поступили по вере. И она не посрамилась?

– Но была серьезно испытана. По возведении фундамента наступили непростые времена. Подрядчик запросил за сруб непосильную цену, которая к тому же росла, пока мы думали. Люди переживали. Фундамент стоял неприкрытым, и мы боялись, что он разрушится от дождей, снега, перепадов температур. Однажды мне позвонила Полина – благодетельница храма. У нас состоялся непростой разговор. Она спросила: «Батюшка, что мы будем делать с храмом?» А я спросил в ответ: «Я не знаю. Как вы затеяли такой проект, не имея средств?» Она ответила, что таково было благословение. А жители села, в свою очередь, спрашивали у меня: «Отец Сергий, ну зачем же мы заложили такой большой храм?!» Людей тоже постигало отчаяние. И тогда я вспомнил слова преподобного Пимена Угрешского: «Храм строит себя сам». Вспомнил, как в Оптиной пустыни, при игумене старце Моисее, так же строили. Преподобный Моисей говорил: «У меня нет денег, а у Бога они есть». Но Господь совершает такие чудеса через людей. Полина нашла координаты православного фонда Архангела Михаила https://fond-am.ru/. Мы позвонили туда, подали документы и стали ждать чуда. Это тоже было непросто, сбор сначала шел медленно, но потом дело сдвинулось. Конечным результатом стал не только сруб, но и кровля, а потом мы обратились в фонд, чтобы открыть новый сбор – на купола. То, что есть фонд, есть добрые люди, которых он объединяет, – для нас это не только вопрос строительства храма. Нам подарили надежду! Каково нам было, когда мы остались с этим фундаментом, который уже начинал разрушаться, стоя под дождем и снегом, – это даже не высказать словами. Мы получили мощный стимул, чтобы не унывать. Даже в совсем небольшом селе, где, казалось бы, не было никаких перспектив, воля Божия проявилась – и появились благодетели, затем фонд, который собрал недостающие средства. Это укрепление веры.

Воля Божия проявилась – и появились благодетели

– Жители Каменного Брода участвуют в строительстве?

– Да, и я хочу искренне поблагодарить их за это. Они не опустили руки. Они поняли меня. Римма Алексеевна, Валентина Ивановна – они болеют душой за храм! Но болеют по-своему. Когда мы первый раз встретились, они сказали: «Отец Сергий, вы должны ездить и собирать деньги для храма. Мы смотрели православный телеканал, и там сказали, что, если жители высказывают такое желание, священник должен построить им храм». Я немного опешил и сказал: «Вы знаете, я это делаю, но, наверное, не так, как вы хотели бы. Священник не может все бросить и заниматься только сбором средств. Давайте строить храм вместе!» И они поняли и включились. Наши бабушки – а многим из них далеко за 70 – стали ездить по предприятиям, просить помощи. Они проводят ежемесячный сельский сбор – и я скажу вам, что это дело неблагодарное. Не все хотят жертвовать на храм, кто-то отказывает, и в резкой форме. А им нужны средства хотя бы на свечи, на лампадное масло – чтобы было что зажечь, когда священник приезжает служить молебен. И когда они собирают на маленькие-маленькие текущие нужды – это тоже подвиг.

– Люди чувствуют, что им нужен храм, что это их, кровное!

– Они уже спрашивают: когда мы будем служить в храме? И сами уже стараются, хлопочут о том, чтобы сделать крыльцо и т.п. Нужен ли этим людям храм? – Конечно, нужен! Иногда говорят, что храмы строятся недалеко друг от друга: в одном селе, в другом, хотя люди могли бы приехать на службу в райцентр. Но, например, в Каменном Броде далеко не все имеют такую возможность. Кто-то физически и смог бы – но не приедет, потому что он занят своей повседневностью: дом, огород. А человек, который очень хочет прийти, просто не доберется, потому что старческая немощь ему не позволит. А в этот храм, в своем селе, они придут, а кого-то доведут под руки. И пусть это будет не часто – но для них это будет настоящая духовная жизнь. И знаете, жители села даже недостроенный, еще не освященный храм воспринимают с благоговением. Мы стали отпевать в нем – потому что люди хотят, чтобы отпевание совершалось именно в храме!

– Жители села воцерковляются?

– Да. Наши бабушки стали учиться петь – ведь у храма должен быть хор! Началось с чтения Псалтири по усопшим, с участия в отпеваниях. И знаете, у нас даже начала складываться какая-то музыкальная гармония, хотя музыкального образования у наших певчих, конечно, нет. Но они поют! И говорят, что, когда в селе будет храм, они будут петь еще больше и лучше! Конечно, это их стремление в таком возрасте заслуживает огромного уважения! Заботясь о строительстве храма, наши пожилые активисты воцерковляются. Пока в Каменном Броде нет служб, они приезжают на праздники ко мне в Иссу, в Преображенский храм, где я служу. Но, посещая богослужения только по большим праздникам, конечно, не воцерковишься. А вот их участие в строительстве, их вопросы ко мне – не всегда удобные для священнослужителя – мобилизуют на духовный принцип поведения и их, и меня. Они научились, как вести себя в храме, как общаться со священником, как относиться к нему. И скажу вам, что относятся они очень тепло! Когда мы говорим, что надо регулярно ходить на службы, читать святых отцов, чтобы воцерковиться, – это правильно. Но такое воцерковление, как у них, не менее действенно, потому что оно живое! Оно идет не через предписания, не через книгу, а через участие в жизни Церкви.

Такое воцерковление не менее действенно, потому что оно идет не через предписания, не через книгу, а через участие в жизни Церкви

– А от этих бабушек, может быть, воцерковляются и их дети, внуки...

– В этом я более чем уверен! Бабушки – они очень беспокойные. Конечно, я говорю им: «Ваше стремление воцерковить детей не должно выражаться в том, чтобы давить им на темечко». Но они все равно очень настойчивы. Однако иногда и их метод оказывается действенным: вода камень точит. А они точат. Это точно.

– Как вы думаете, глубинка возродится?

– Я считаю, что да. Если бы не было воли Божией, храмы в глубинке не строились бы. А они строятся. Значит, у нас есть перспектива. В Каменном Броде церковь построили, а во многих селах их открывают в приспособленных помещениях: прежних магазинах, клубах. И если Господь к этому благоволит, благословляет, то будущее у этих приходов есть. Иначе ничего бы не получилось. А объединение людей вокруг храма способствует и возрождению бытовой, практической, рабочей жизни в селах, потому что люди сплачиваются, обретают надежду, получают стимул действовать. Если есть воля Божия на строительство храма, то Господь попечётся и о том, кому молиться в нём в будущем. Строительство храма в селе – это дело милосердия по отношению к его пожилым жителям. Милосердие же никогда не оценивали в плане перспектив. Добро – оно и есть добро. Почему же накормить немощного, голодного – это хорошо, а напитать его бессмертную душу – излишне? Ведь строительство храма – это именно то, что делается для души. А когда мы делаем что-то бескорыстно, для Бога – то Господь силен даровать этому продолжение, на которое мы не могли и надеяться!

Протоиерей Сергий Афонюшкин Протоиерей Сергий Афонюшкин – Каково это – быть сельским священником?

– Глядя на батюшек, люди думают, что мы постоянно ощущаем присутствие Божие, Небесную помощь. Но это не так. Я не буду повторять избитую фразу о том, что у священника якобы больше искушений, чем у мирянина. Это тоже далеко не всегда так. Но и я иногда теряю ощущение присутствия Божия, оказываюсь на грани уныния. Однако Господь всегда рядом, и освящение куполов в Каменном Броде – еще одно доказательство этого. У каждого свои сложности, и ощущение, что Господь всегда подставит плечо, очень нужно каждому. И зачастую Бог особенно близок именно в те моменты, когда мы как раз не чувствуем этого.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как на средства читателей портала «Православие.Ru» была достроена часовня в деревне Даниловке Как на средства читателей портала «Православие.Ru» была достроена часовня в деревне Даниловке
Наталья Прокофьева
Как на средства читателей портала «Православие.Ru» была достроена часовня в деревне Даниловке Как на средства читателей портала «Православие.Ru» была достроена часовня в деревне Даниловке
Наталья Прокофьева
Когда я получила список жертвователей, то поняла, что назвать всех будет невозможно, – так много людей откликнулось со всей России!
Дмитрий, который построил храм Дмитрий, который построил храм
Максим Васюнов
Дмитрий, который построил храм Дмитрий, который построил храм
Максим Васюнов
«Мы в Чернышено часовню строили… Но как-то подходит мужичок из местных: “Часовня?.. А исповедоваться как же, причаститься?!” – и смотрит глазами зелеными, полными слез…»
Покровская туя Покровская туя
Священник Сергий Бегиян
Покровская туя Покровская туя
Священник Сергий Бегиян
Ей 10 лет, моей туе. Столько мы строили наш Покровский храм. Строительство храма – чудо, растянутое во времени. Это, конечно, пот, слезы и молитвы. Но это еще и радость от неожиданных и быстрых ответов Божиих.
Комментарии
р.Б.Сергий12 ноября 2022, 14:28
Спасибо,за нужный материал,убеждающий о помощи Божией не только в деле строительства конкретного храма, но и в любом другом благом начинании.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×