О лжи и мифах вокруг блокады Ленинграда и Великой Отечественной

Сегодня мы отмечаем 78-ю годовщину Великой Победы Советского Союза (или исторической России) в Великой Отечественной, а значит и во Второй Мировой войне. Увы, есть и отдельные личности, и даже целые государства, которым не дает покоя наша Победа, и им неймется или очернить ее, или украсть. Сегодня мы поговорим о лжи и мифах, которые активно насаждаются в определенной медийной среде.

«Америка и Великобритания победили нацистов»

8 мая 2020 года на официальном сайте Президента США было опубликовано следующее поздравление Дональда Трампа, посвященное 75-летию победы во Второй Мировой войне:

Увы, есть и отдельные личности, и даже целые государства, которым не дает покоя наша Победа, и им неймется или очернить ее, или украсть

«В 1945 году Америка и Великобритания победили нацистов! Празднуя день победы, мы всегда будем помнить наше величайшее поколение. Дух Америки всегда будет побеждать. В конце концов, именно так и происходит»[1].

Как говорится, «мы пахали», – сказали две мухи на рогах вола, его при этом не приметив. Трамп просто взял и скрыл огромную часть реальности под называнием Советский Союз.

При этом до 1944 года ни Америка, ни Великобритания не воевали всерьез. Сравним хотя бы Сталинградскую битву и бои под Эль-Аламейном. С июля 1942-го по февраль 1943-го итало-германский блок потерял убитыми и ранеными в Северной Африке не более 40 тысяч человек. За это же время в междуречье Дона и Волги было выведено из строя минимум 760 тысяч солдат противника. Даже после открытия Второго фронта летом 1944 года Советско-германский фронт приковывал 2/3 немецких дивизий. В целом Советский Союз из 809 немецких дивизий разгромил 606[2]. На долю союзников приходится не более 170 разбитых дивизий немцев и их союзников. Но для информационных наперсточников факты ничего не значат. В этом смысле весьма символична фотография Ялтинской конференции, появившаяся в одном американском журнале, где победительно красуются Рузвельт и Черчилль, а от Сталина остался… один рукав. Вот одна из технологий кражи Победы.

Если же замолчать явление невозможно, его пытаются замазать грязью.

Возьмем пример с Ленинградской блокадой – частью великой Ленинградской битвы. Известно, что она была самой длительной битвой Великой Отечественной войны. 1418 дней длилась Великая Отечественная. Ленинградская битва длилась 1217 дней (с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года). Именно об этой трагедии и зверствах на специальных заседаниях «Нюрнбергском процессе», посвященных Ленинградской блокаде, говорилось не один день.

Однако у ревизионистов свои цели и методы.

«Гитлер не собирался уничтожать Ленинград»

Так, нам хотят «доказать», что Ленинграду в планах Гитлера изначально отводилась второстепенная роль, да и вообще Гитлер не ставил задачу захватить, а уж тем более – уничтожить этот город.

Этот миф абсолютно ни на чем не основан. Ленинград как одна из основных целей войны определена в плане «Барбаросса» по настоянию Гитлера. Фюрер неоднократно подчеркивал необходимость взятия Ленинграда в первую очередь. В протоколе совещания Верховного командования вермахта 3 февраля 1941 года по поводу плана «Барбаросса» указывается:

«Фюрер в общем и целом с операциями согласен. При детальной разработке иметь в виду главную цель: овладеть Прибалтикой и Ленинградом».

14 июня 1941 года Гитлер вновь назвал взятие Ленинграда «одной из решающих оперативных целей войны»

14 июня 1941 года, то есть непосредственно перед нападением на СССР, Гитлер вновь назвал взятие Ленинграда «одной из решающих оперативных целей войны»[3]. Фельдмаршал Паулюс позднее писал:

«Особое значение в планах ОКВ придавалось взятию Москвы. Однако взятию Москвы должно было предшествовать взятие Ленинграда, которое преследовало несколько военных целей: ликвидация основных баз русского Балтийского флота, вывода из строя военной промышленности этого города и ликвидация Ленинграда как пункта сосредоточения для контрнаступления против немецких войск, наступающих на Москву»[4].

Встает вопрос: почему же Ленинград не был взят? Ответ прост: причиной стало упорное сопротивление советских войск. Уже в середине июля противник уперся в непробиваемый Лужский рубеж и вдобавок попал под фланговый удар советских войск под Сольцами. Как отмечал военный историк ФРГ генерал вермахта Б. Мюллер-Гильдебрандт, противник перешел к упорной обороне, что основательно изменило не только положение воюющих сторон, но и соотношение сил.

24 августа фон Лееб записал в журнале боевых действий: «Заметно, что дивизии потеряли свои лучшие силы».

Действительно, только 18-я армия по немецким данным потеряла 2035 офицеров и 56700 солдат и унтер-офицеров, получив на пополнение всего 304 офицера и 25578 унтер-офицеров и солдат. Ее личный состав уменьшился на 32853 человека. Сила же сопротивления наших войск непрерывно возрастала. Если до 10 июля среднесуточный темп продвижения вражеских соединений составлял 25 км, то позже он равнялся 5 км, а в августе упал до 2,2 км, и в сентябре до 1,25 км[5]. . Поэтому, несмотря на категорические требования фюрера 21 и 22 августа взять Ленинград, он так и не был взят.

«Ленинград стоило объявить “открытым городом” и сдать»

Утверждается, что оборона Ленинграда была напрасной. А чтобы избежать громадных и напрасных жертв, следовало объявить себя «открытым» городом и просто сдать фашистам Ленинград без сопротивления. В качестве примера нам приводят Париж, Брюссель и Гаагу, объявившие себя «открытыми городами». Их удалось сберечь от разрушения путем безоговорочной сдачи фашистам. Рассказывают, что в Париже работали рестораны и кафе, театры и варьете. Ходили трамваи. Никто не погибал от голода и холода. А вот якобы советские власти «убили голодной смертью около 800 тысяч горожан», и при этом еще погибло более миллиона защитников Ленинграда.

Свой «праведный» гнев в частности излагает немецкий историк Хассо Г. Стахов, бывший немецкий ефрейтор, воевавший под Ленинградом и написавший книгу «Трагедия на Неве. Шокирующая правда о блокаде Ленинграда»[6], переведенную на русский язык. Сама книга достаточно противоречива: утверждая, что советское руководство якобы желало истребить своих граждан и бросило их на произвол судьбы, автор показывает отчаянную битву советских войск за то, чтобы прогрызть немецкую оборону и освободить Ленинград от блокады, а равно и борьбу ленинградцев за живучесть города. Но главное не это, а моральная сторона его труда. Придя как завоеватель, неся полную ответственность за страдания и гибель сотен тысяч ленинградцев, он имеет бесстыдство поучать наших граждан и сетовать на то, что «советские солдаты дрались не за своих соотечественников, а за Сталина» и не сдали Ленинград. Так, Г. Стахов, ссылаясь на некоторые локальные документы штаба 18 немецкой армии из Фрайбургского архива (ФРГ), подчеркивает, что были найдены отпечатанные бланки-пропуски для жителей Ленинграда для передвижения по городу[7]. Из этого он делает далеко идущие выводы:

«Значит никто не собирался уничтожать Петербург!»

То, что речь идет об узком круге потенциальных коллаборантов, в т.ч. и о полицаях, а не о трех миллионах жителей Ленинграда (столько и пропусков там не было!), его не интересует.

Его взгляды разделяет бывший сотрудник КГБ подполковник-переводчик Ю.М. Лебедев. Вторя автору книги, он утверждает, что

гитлеровцы как гуманисты «были готовы выпустить гражданское население через специальные проходы к Тихвину вдоль Ладожского озера. Даже был план договориться с американцами вывезти гражданское население морским путем…».

Пришлось на теледебатах с Ю. Лебедевым[8] жестко поставить его на место, ибо такого плана среди документов Третьего Рейха найти до сих пор не удалось, поскольку его не существует.

Что хотели сделать с Ленинградом финны

Подобные «печальники» и кликуши забывают, что Ленинграду совершенно не грозила участь Парижа. Вот документы высшего руководства Третьего Рейха, говорящие о возможной участи Ленинграда. С началом войны, 16 июля 1941 года, в Ставке Гитлера состоялось совещание высших руководителей Рейха. В протокольной записи говорилось:

На Ленинградскую область претендуют финны. Фюрер хочет сравнять Ленинград с землей, с тем чтобы затем его отдать финнам

«На Ленинградскую область претендуют финны. Фюрер хочет сравнять Ленинград с землей, с тем чтобы затем его отдать финнам»[9].

Вот еще один документ. После совещания Верховного главнокомандования Вооруженных Сил Рейха начальник штаба сухопутных войск генерал-полковник Ф. Гальдер отметил в своем дневнике:

«Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов в течение зимы… Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки»[10].

Наконец, в известном решении Ставки ОКВ от 8 сентября, приведенной на Нюрнбергском процессе, говорится:

«Фюрер решил стереть город Санкт-Петербург с лица земли. Финская сторона заявила о своей незаинтересованности в сохранении этого города… “В этой войне, ведущейся за право на существования, мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города”».

Отметим, что в решении Гитлера немаловажную роль сыграли представители финских властей. В частности, финский посланник в Берлине Кивимяки 24 июня 1941 года сообщал в Хельсинки:

«Мы можем теперь взять что захотим, также и Петербург, который, как и Москву, лучше уничтожить… Россию надо разбить на небольшие государства»[11].

В свою очередь, президент Финляндии Рюти сообщал германскому посланнику в Хельсинки:

«Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город»[12].

«Петербург, как и Москву, лучше уничтожить… Россию надо разбить на небольшие государства»

Открыто писала об этом и финская печать. Так, 28 октября 1941 года газета «Пякке», представлявшая влиятельную партию «Аграрный союз», писала:

«Петербург и Москва будут уничтожены еще до взятия их. К подготовленным действиям уже приступили».

21 октября во фронтовой газете «Похьян» крупным шрифтом были выделены слова о необходимости ликвидации Ленинграда:

«Его уничтожение будет означать решающий исторический поворот в жизни финского народа»[13].

Все это разоблачает мифы о «гуманном Гитлере», а заодно и о «добром дядюшке Маннергейме», который якобы всеми силами боролся за спасение любимого им с юности Петербурга, а на самом деле несет равную ответственность с гитлеровскими генералами за гибель 880000 блокадников.

После этих документов должны отпасть всякие сомнения в участи ленинградцев. Им оставалось или победить, или умереть.

Разворот писателя Виктора Астафьева

Виктор Астафьев, писатель Виктор Астафьев, писатель

И на фоне этих свидетельств, мягко говоря, диким и неадекватным выглядит высказывание уважаемого писателя, Героя Социалистического Труда Виктора Петровича Астафьева о Ленинградской блокаде:

«Миллион жизней – за город, за коробки? Восстановить можно все, вплоть до гвоздя, а жизни не вернешь… а под Ленинградом? Люди предпочитали за камень погубить других людей. И какой мучительной смертью! Детей, стариков…»

Разве ему, участнику Великой Отечественной войны, было не ясно, что речь шла именно о спасении жизней, и не только ленинградцев, но и граждан СССР? И неужели непонятно, что в трагедии Ленинграда виновато не советское, а гитлеровское руководство? Знавшие Астафьева коллеги по писательскому цеху, в частности, не менее уважаемый Валентин Распутин, наблюдавшие его необъяснимую эволюцию, высказали такую мысль:

«Он же детдомовец, шпана, а в ихней среде жестокости много. Они слабого, как правило, добивают. Вот советская власть ослабела, и Астафьев, как бы обидевшийся на нее за то, что она его оставила, бросился добивать ее по законам детдомовской стаи <…>

Обида отпрыска из раскулаченной семьи? Психология детдомовского люмпена? Соблазн Нобелевской премии? Застарелый комплекс неполноценности? <…>

А может быть, все обстоит куда проще и куда банальнее? При советской власти, увенчанный всеми мыслимыми орденами и премиями, трех- и четырехтомниками, баснословными гонорарами и обкомовскими квартирами, Виктор Петрович с удовлетворением держался за нее родимую. <…>

Как только советская власть закачалась, Виктор Петрович закручинился: на кого в случае ее крушения надеяться, от кого получать ордена, премии и прочие льготы, к которым он так привык? И пришлось Виктору Петровичу, начиная с 1989 года, постепенно разыгрывать демократическую карту»[14].

«Искусственный голод»

Вот еще одно гневное выступление нашего современника, санкт-петербургского журналиста-историка Даниила Коцюбинского. Оценивая блокаду и битву за Ленинград, он безапелляционно заявляет:

«Трудно представить, где в каком еще городе от искусственно созданного голода одномоментно погибло миллион человек. Точно так же трудно представить, как на протяжении двух с лишним лет абсолютно бессмысленно погибли еще более миллиона солдат, пытавшихся “снять блокаду”. Память о блокаде должна раз и навсегда перестать быть победоносной и триумфально-героической. Это должна быть сугубо память о невинных жертвах и трагедии человека, раздавленного машиной тоталитарной государственности – как нацистской, так и советской»[15] .

История знает город, в котором от «искусственно созданного голода одномоментно погиб миллион человек». И это Иерусалим во время Иудейской войны 66–70 гг., подвергнутый блокаде, а затем взятый войсками римского полководца Тита, в котором от голода и римских мечей погибло около миллиона человек.

Что бы было, если б кто-то дерзнул переложить вину за Холокост на евреев?.. Зато с Ленинградом подобные манипуляции проходят абсолютно безнаказанно

Интересно, что бы сделала еврейская общественность с господином Коцюбинским, если бы он посмел свое высказывание применить к Иерусалиму и вину за голод свалить с римлян на иудеев? Еще страшнее представить, что бы с ним было, если бы он дерзнул переложить вину за Холокост на самих евреев. Зато с Ленинградом подобные манипуляции проходят абсолютно безнаказанно.

«Сталин забыл про Ленинград»

Ложь Коцюбинского и подобных ему относительно того, что сталинское руководство забыло про Ленинград, бросило его на произвол судьбы и вспомнило о нем только после победы под Москвой, разоблачается историей битвы за Ленинград. Первое наступление с целью деблокады Ленинграда началось 10 сентября, когда фашисты еще наступали и судьба города висела на волоске. К сожалению, оно завершилось неудачей. И тогда же стали готовить следующее. Но в это время немцы взяли Тихвин и едва не замкнули второе блокадное кольцо. После того как Тихвин отбили 7 декабря 1941 года, началась Любанская операция. Ставка и страна помогали Ленинграду всем, чем возможно. Без их помощи Ленинград не выстоял бы и нескольких дней.

Прогремела история, когда 26 января 2014 года, за день до празднования 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, интернет-телеканал «Дождь» (ныне признанный иноагентом) провел опрос среди своих телезрителей и интернет-пользователей на тему: «Надо ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?».

И 54% (!) опрошенных телезрителей и интернет-пользователей ответили утвердительно! [16] Очень надеемся, что эти данные накручены, к тому же сам этот телеканал смотрит весьма специфическая публика.

С какой целью и для чего проводятся подобные опросы и голосования? Цель никто особо и не скрывает – снять с нацистов вину за гибель миллионов людей и тысяч злодеяний, совершенных фашистами на нашей земле. Забыть Нюрнберг. И чтобы у молодежи сложилось точная уверенность, что это была не Победа, а неоправданное массовое убийство. А между тем для еще живых блокадников подобный вопрос вообще не стоял. Ныне здравствующая блокадница Наталья Борисовна Витушникова, которой недавно исполнилось 100 лет, ответила автору этой статьи: «Мы даже и не думали об этом». Как написал поэт:

«Мы знаем: клятвы говорить не просто,
Но если в Ленинград ворвется враг,
Мы разорвем последнюю из простынь
Лишь на бинты, но не на белый флаг».

Что говорят современные российские учебники истории о блокаде Ленинграда

Однако подобный результат может быть связан и с тем, что, к сожалению, в нашей стране в последнее время свирепствует историческое невежество, связанное со многими факторами, в том числе с системой образования, которую современные чиновники от образования превратили в «образовательную услугу».

Автор данной статьи проанализировал учебник (не учебное пособие!) для ВУЗов, написанный авторским коллективом Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова уже в 2000-е годы[17], задавшись вопросом: а сколько места в учебнике для ВУЗов, по которому учатся практически все студенты страны, отведено проблеме блокады Ленинграда и битвы за Ленинград? Сколько страниц?

Ни одной! Три предложения из 24 слов на трех разных страницах.

Учитывая сказанное, мы видим, что молодежь, которая училась и учится по этим учебникам, не готова ответить на элементарные провокационные вопросы. Если бы в учебниках было не 24 слова о блокаде, а хотя бы несколько страниц, и учителя имели бы возможность рассказать о блокаде Ленинграда или коренном переломе после Сталинградской битвы, когда фашисты были вынуждены объявить трехдневный траур, то студенты аргументированно ответили бы на поставленные провокационные вопросы!

К примеру, если бы учитель истории им объяснил, что англосаксы для Гитлера были противниками, которых надо было наказать за позорное поражение Германии в годы Первой мировой войны, обложить их приличной контрибуцией и вернуть аннексированные территории, прежде всего колонии, но дальше – жить с ними в мире.

Граждане СССР были для нацистской Германии не противниками, а врагами, которых надо было не завоевывать, а уничтожать

И что совсем другое отношение ждало граждан СССР, славян, евреев, цыган. Для нацистской Германии все они были «унтерменшами», то есть буквально «недочеловеками». И именно поэтому граждане СССР были не противниками, а врагами, которых надо было не завоевывать, а уничтожать, завоевать их земли, а жителей максимально уничтожить, оставшихся превратить в рабов немецких господ. Все сказанное – не секрет. Все эти мысли заблаговременно были подробно изложены в нацистских директивах и приказах. В частности, в знаменитом плане «Ост», по которому на европейской территории СССР должно было остаться не более 30 миллионов человек для обслуги завоевателей.

***

Весьма тревожную тенденцию мы наблюдаем в последние годы и в современной Германии. В 2019 году, впервые за 75 лет, исследователи Института современной Истории в Мюнхене решили переиздать книгу… Адольфа Гитлера «Майн Кампф (Моя борьба)». Книга была переиздана в итоге пять раз и оказалась весьма востребованной, сразу же став библиографической редкостью.

В наши дни идет целенаправленная пропаганда, «доказывающая», что страна, победившая нацизм, несет равную ответственность наряду с фашистской Германией за развязывание Второй мировой. Причем этот бред многократно обсуждают и утверждают с очень высоких европейских трибун и даже приводят тому «доказательства», пусть и грубо подтасованные. Всей этой фантасмагорической лжи надлежит сказать твердое «нет», если мы не хотим, чтобы яд неофашизма разлился по нашей планете. Мы должны отстоять истину и защитить ту «историю, какую, – согласно словам классика, – нам Бог дал».

[1] Белый дом заявил о победе США и Великобритании над нацистами, «забыв» упомянуть СССР // https://versia.ru/belyj-dom-zayavil-o-pobede-ssha-i-velikobritanii-nad-nacistami-zabyv-upomyanut-sssr

[2] Арутюнян В.М., Василик В.В., Фролов М.И. О настоящей нашей славе. СПб, Алетейя, 2020. С. 400.

[3] Там же. С. 81–82.

[4] Сталинградская эпопея: свидетельства генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса, 1939–1943 / [под ред. В. Герлица; пер. с нем. А. Н. Анваера]. – М.: Центрполиграф, 2012. – С. 91.

[5] О настоящей нашей славе… С. 81.

[6] Стахов Хассо Г. Трагедия на Неве. Шокирующая правда о блокаде Ленинграда. Изд. Центрполигрф, 2008.

[7] Там же. С. 100.

[8]. СПб ТВ. Программа «День города». 2016. 22 июня.

[9] «Совершенно секретно! Только для командования». Стратегия Германии против СССР. М.: 1967. С.171.

[10] Органы Государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Т. 2, Начало. Кн. 1. 22 июня – 31 августа 1941 г. – М. 2000.

[11] Барышников Н.И. Блокада Ленинграда и Финляндия. 1941–1944. Санкт-Петербург—Хельсинки, JOHAN BECKMAN INSTITUTE, 2002. С. 71.

[12] Там же. С. 72.

[13] Там же. С.73.

[14] Куняев С.Ю. «И пропал казак…». «Наш современник», №8, 1999. С. 56–58.

[15] Газета «Версия» № 3(361) от 26.01.2015.

[16] Скандальный опрос телеканала «Дождь»: последствия, реакции и мнения https://life-24.com/post/742

[17] Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. М., 2002. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. 514 с.

Смотри также
Об отчаявшейся женщине, буханке и генерале Об отчаявшейся женщине, буханке и генерале
Из блокадной жизни архим. Доримедонта (Чемоданова)
Об отчаявшейся женщине, буханке и генерале Об отчаявшейся женщине, буханке и генерале
Из блокадной жизни архимандрита Доримедонта (Чемоданова)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Через отца Доримедонта голодавшему митрополиту Алексию передали буханку хлеба. Во время передачи отца Доримедонта арестовали…
Мифы о блокаде Ленинграда Мифы о блокаде Ленинграда
Проф. М.И. Фролов, диак. Владимир Василик
Мифы о блокаде Ленинграда Мифы о блокаде Ленинграда
Михаил Фролов, диакон Владимир Василик
Рассмотрим три мифа: о том, как Гитлер не хотел брать Ленинград, генерал Маннергейм — его обстреливать, а Сталин — освобождать.
Воспоминания о блокаде Воспоминания о блокаде
Антонина Никитина
Воспоминания о блокаде Воспоминания о блокаде
Антонина Никитина
И как только появлялся характерный звук самолета-фашиста, не дожидаясь сирены, я бежала в бомбоубежище... Звук сирены, лет пятьдесят после окончания войны, я не могла спокойно переносить.
Комментарии
Галина И.30 марта 2024, 10:50
И.17 мая 2023, 16:21 "Ваш (ник) не намного известнее и информативнее моего, хоть и отличается на шесть знаков"// Вот поэтому я и не дерзаю, в отличие от вас, залезать в сомнительные подробности жизней известных своим писательским подвигом фронтовиков- соотечественников и дерзостно их осуждать. Астафьева, на произведениях которого воспитывалось в духе любви и патриотизма столько поколений людей, мы знаем, а вы кто? (по Деян.19,15).
И.17 мая 2023, 16:21
Галина И., Астафьев был публичной личностью, помимо произведений, которые признаны классикой, много сказал. Не мною придумано, что в его жизни произошел разворот. К тому же не обязательно быть глубоким исследователем жизни писателя, чтобы заметить это. Таковы побочные эффекты публичности, что ни скажет, услышат, порой даже если не хотят, слово не воробей... Цитаты сознательно приводить здесь не буду, не та площадка, раз; тиражировать не желаю, два. Если вы беспристрастный исследователь его жизни, труда не составит найти. Что касается "безымянной и безызвестной "И."", то такова судьба ников, к слову, Ваш не намного известнее и информативнее моего, хоть и отличается на шесть знаков.
НН16 мая 2023, 22:25
Н.13мая,Да уж,Татьяна умничка.Только в статье и комментах нет ни слова о зависти.А как хорошо написано у И.12мая:/Вычеркивая советский период из истории,никогда не понять,почему в каждый клочек той земли вгрызались намертво(помимо стратегического значения)/-об этом речь. МАРИНА БИРЮКОВА/Кроме того Астафьев-это очень большое имя в русской литературе; это человек тяжелейшего,трагического опыта/-Большинство мужчин в СССР имели тяжелейший и трагический опыт и участие в войне;и много было спецов высочайшего класса. Публичность не даёт гарантии на неприкосновенность; более того,надо показывать,что и такие люди ошибаются. "От избытка чувств говорят уста",не так ли? Астафьев и сам этого не скрывал.
Галина И.16 мая 2023, 21:07
И.16 мая 2023. Вы с кем спорите: со мной или с В. Астафьевым? Что-то я не встречала в перечне исследователей жизни и творчества выдающегося русского писателя безымянную и безызвестную "И.", парирующую по поводу и без повода при крайне сомнительном информировании. Астафьева при жизни называли классиком, вы это знаете? Вы произведения его читали? Хотя бы одно? Это наше достояние, золотой фонд литературы. "Суровое изображение горьких и неприглядных сторон жизни", характерное для творчества писателя, вовсе не значит, что он "в худшей русофобской традиции унижал свой народ и распространял ложь о нем". Да, за смачные плевки на могилу никого не судят: это часто норма. Бог им судья. Прощайте.
И.16 мая 2023, 18:08
Галина И.15 мая 2023, 19:57 Биография Астафьева иллюстрирует, как его "притесняли вожди и партия". И все, что он имел, дали ему "вожди", в т.ч. постсоветского периода, только видимо уже за то, что в худшей русофобской традиции унижал свой народ и распространял ложь о нем.
Никита16 мая 2023, 10:36
Отцу Владимиру спасибо за статью. Марина Бирюкова, Обратите внимание, пожалуйста, что по поводу Астафьева в статье приведена оценка не отца Владимира, а Виктора Распутина, ровесника и "коллеги по перу".
Галина И.15 мая 2023, 19:57
"...Но когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле,...-почаще вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание, такие гонимые и притесненные от спасенных нами вождей и родной партии, все же принесли мир на землю, уберегли ее от кровожадных безумцев, а России подарили такую продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю. На благодарность не рассчитываем, но на справедливую, честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хоть бы ее-то мы заслужили"(ВИКТОР АСТАФЬЕВ).
Игорь, Киев15 мая 2023, 18:26
Спасибо за труд. Дух публикации правильный. Смердяков сожалел о том что Россию не завоевал Бонапарт,представитель "гуманной" Европы. А потом Федор Палыча по голове пестиком...
Алееа14 мая 2023, 18:12
Спасибо за статью! Спасибо за правду!
Марина Бирюкова13 мая 2023, 19:19
В целом безусловно публикация своевременная и необходимая но вот что вызывает возражение - та критика, которой автор подвергает Виктора Астафьева. Не соглашаться с утверждениями писателя и спорить с ним - можно сколько угодно. Но высказывать вслух свои предположения о внутренних мотивах человека - тем паче уже покойного - крайне неэтично. Ведь это заведомо не имеет никаких подтверждений и не может быть известно автору. Кроме того, Астафьев - это очень большое имя в русской литературе; это человек тяжелейшего, трагического опыта.И прежде, чем подвергать его вот такому суду, нужно бы задуматься. Хотя, повторюсь, не соглашаться с ним можно сколько угодно.
Н13 мая 2023, 11:05
НН~ Татьяна всё правильно поняла. Согласна с ней. Она умничка! В её комментариях всегда есть здравый смысл и любовь к ближнему, что редко встретишь в большинстве комментариях.
И.12 мая 2023, 18:57
"С какой целью и для чего проводятся подобные опросы и голосования?" Окно Овертона. Заставили думать в ключе, что ВЫГОДНЕЕ, сдаться или Родину защищать. Вот и здесь уже в позиции оправдывающися приводят доказательства, что сдаваться нельзя было, только потому что гитлеровцы вкупе с финнами готовили тотальную зачистку Ленинграда. А раньше не сомневались, что Родину надо защищать в любом случае, в.ч. ценой собственной жизни. В голову не приходило променять один из символов страны на тепло и сытость кафешек. Вычеркивая советский период из истории, никогда не понять, почему в каждый клочек той земли вгрызались намертво (помимо стратегического значения).
НН12 мая 2023, 17:08
Татьяна:/Почему я должна завидовать, что в какой-то стране поднимается экономика?/ - О чём это Вы?! И кто сказал, что у нас экономика не развивается... Такое впечатление, что Вы как-то по-особенному понимаете написанное, а потом сама с собой спорите... Простите.
Владимир12 мая 2023, 15:09
Христос Воскресе! Огромное спасибо за Вашу статью. Обязательно нужно прочитать ее максимальному количеству наших сограждан. Ведь память человеческая так коротка!
Татьяна 12 мая 2023, 15:08
Пока мы не научимся ценить жизнь и здоровье человека, ничего у нас не сможет развиваться. Только и будем обвинять друг друга и искать "врагов народа". А я радуюсь за других людей. Почему я должна завидовать, что в какой-то стране поднимается экономика? Хорошо людям и Слава Богу! Может надо посмотреть на себя, почему мы не можем развивать экономику?
Галина И.12 мая 2023, 10:49
Антон, вы совершенно правы. Моя ошибка в том, что я не взяла в кавычки слова "гитлеровцы как гуманисты", взятые из текста и относящиеся к нижеупомянутому в моем комментарии Лебедеву. Из целей экономии места, чтобы уложиться к нулевой кондиции. Если же вы имеете в виду этого человека, то простите.
НН11 мая 2023, 19:01
Екатрина, Согласна с Вами. Что самое поразительное: даже сейчас, когда уже только совсем слепой не видит и глупый не понимает, что большинство неурядиц(скажем так), связанных с СВО, происходит из-за того, что воспитали почти 2поколения Иванов, помнящих из истории своей страны только ГУЛАГи и репрессии. И поехавших в трудное время для Родины поднимать экономику других стран, даже враждебных "этой стране". И плевать они хотели на помять и могилы своих предков, на их Победу над фашизмом. А некотоым, "особо одарённым", русскими-то стыдно быть... Так вот: даже сейчас голоса призывальщиков ко всеобщему покаянию за "ужасные прошлое" и дела наших предков, не смолкают. Сами себя изнутри подрываем.
Антон11 мая 2023, 15:42
Я всё понимаю, могут быть разные мнения, разные документы, какие-то малоизвестные источники информации. Но называть гитлеровцев гуманистами - это уже по ту сторону добра и зла. Человека, который может без иронии поставить рядом эти два слова, принимать всерьёз уже не стоит, каким бы учёным и информированным бы он ни был.
Галина И.10 мая 2023, 21:25
Ложны утверждения Лебедева о Ленинграде, что якобы гитлеровцы-гуманисты «были готовы выпустить гражданское население через специальные проходы к Тихвину вдоль Ладожского озера. Даже был план договориться с американцами вывезти гражданское население морским путем». В "Блокадной книге" А.Адамовича и Д. Гранина рассказывается о профессоре Цигельмайере, зам. интенданта гитлеровской армии, курировавшем проблему блокированного Ленинграда. В своей справке для командования он писал: "Ленинградцы сами умрут, только не надо выпускать ни одного человека через фронт. Пускай их останется там больше, тогда они скорее умрут, и мы войдем в город совершенно свободно, не потеряем ни одного немецкого солдата".
Антоний10 мая 2023, 11:56
Низкий поклон, дорогой отец диакон, за Ваше давнее верное служение Истине! P.S. Тем братьям и сестрам Патриотам, кто алчет Правды, рекомендую, пожалуй, лучшие сегодня православные порталы: "Царьград" и "Русская народная линия". Там только милая сердцу Патриота правда, мало лирики и нет антисоветской лжи.
Ольга10 мая 2023, 09:54
Хорошо бы эту статью, и подобные ей, выставлять и на других сайтах, в другом информационном пространстве, не только на "Православие.ру". Ведь это так важно!
Екатрина10 мая 2023, 09:22
Батюшка Владимир, спасибо Вам за статью. Радует, что Представители Церкви всё чаще заступаются за нашу историю. Я не историк, заранее прошу прощения у всех, кого могу ненарочно обидеть своей мыслью, но мне видится, что очернение ВСЕГО периода советской власти без разбора и есть та основа, что породила неприятие в людях даже того светлого и доброго, что было тогда, в том числе и правду о войне. К сожалению, Представители Церкви до сих пор клянут ВЕСЬ советский период как период безбожной власти. А потому, поле для коверкания истории непаханое. По всей вероятности, это будет продолжаться с нарастающей силой, т.к. никто не дал положительной исторической оценки из советского периода.
Елена10 мая 2023, 07:46
С нами солнце истины - Иисус Христос!
Георгий 9 мая 2023, 16:39
Христос Воскресе! Статья пропитана неподдельным патриотизмом и многим может дать истинный взгляд на сегодняшний день!
Галина И. 9 мая 2023, 14:04
О. Владимир, благодарю Вас! Есть учебник "История Отечества" для 11кл. ср. шк. под ред. Островского.-М.:Пр.,1992г. В нем более глубокие сведения о блокаде Ленинграда и Великой Отечественной, чем в учебнике для ВУЗов 2000г.; с документами и материалами. И одно фактическое несоответствие. В статье: "по плану «Ост" на европейской территории СССР должно было остаться не более 30 миллионов человек для обслуги завоевателей". В учебнике: по этому плану предусматривалось "поголовное уничтожение или выселение знач. части населения Польши и зап.-х обл.-й Сов. Союза". "До начала выселения на оккупированных территориях [Вост. Европы] ставилась задача ИСТРЕБИТЬ 30 МЛН. русских, 5-6 млн. евреев"(с.59-60).
р.Б.Сергий 9 мая 2023, 13:59
Слава Богу,что стали появляться такие взвешенные и аргументированные статьи,Печалит,что только сайт "pravoslavie.ru" да и немногие ресурсы пишут правду против антироссийских фейков,заполняющих историю нашей страны.В то время,как,непонятно по чьим решениям,появляются учебники истории в которых перевирается прошлое нашего государства.А ведь именно Россия объявила себя правоприемницей СССР и,следовательно,история СССР,нравится это кому то или нет является,в т.ч. частью истории России.Еще раз благодарю "pravoslavie.ru" и автора протодиакона Василика за этот вклад в битву за души людей,прежде всего молодежи,за правду.Бог в правде,а не в силе!
Татьяна 9 мая 2023, 12:26
Христос Воскресе! Истинная Победа - это Победа Христа! Господи, Боже наш даруй всем погибшим и замученным во время войны Царствия Небесное! Господи, умягчи наши сердца! Христос в любви!
Ольга 9 мая 2023, 08:25
Спасибо за статью. Поднять вопрос об образовании в школах и вузах страны, особенно предмета истории.
Наталья М. 9 мая 2023, 03:05
Христос Воскресе! Спасибо за статью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×