Прошел год, как завершил свой земной путь Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Иларион (Капрал). Для большинства из нас он был Предстоятелем, архиереем, духовным наставником. А для Митрополита Берлинского и Германского Марка (Арндта) – другом. Я попросил владыку Марка вспомнить человека, с которым они вместе прошли очень многое.
С Митрополитом Марком (Арндтом)
– Владыка Марк, год назад не стало Митрополита Илариона. Как Русская Зарубежная Церковь будет отмечать эту дату?
– Прежде всего, каждую годовщину в память о покойных архиереях мы отмечаем молитвой. Естественно, мы будем поминать владыку Илариона за литургиями.
– Когда владыка скончался, многие говорили мне, что видели у него на устах улыбку. Вы тоже видели ее?
– Вероятно, да. Честно говоря, я не обращал на это внимания и просто видел его как всегда – он был для меня как живой.
– Для вас он был не только Первоиерархом, но и другом, с которым вы бок о бок прошли долгий путь. Как вы его вспоминаете сейчас, год спустя?
– Я помню, что когда он еще юношей попал в семинарию в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, то по-русски не говорил вообще – только на своем украинском диалекте. Но за годы жизни в обители он свободно овладел русским языком, причем научился писать с использованием старой русской орфографии, которая тогда была официально принята в нашей Зарубежной Церкви. Надо признать, что выучить ее довольно сложно. И, мне кажется, этот факт характеризует владыку Илариона как личность.
– Многим владыка Иларион запомнился своим смирением, своей любовью. Я, вспоминая его, вижу в первую очередь его улыбку и лучащиеся любовью глаза. А что вспоминаете вы?
– Все, что вы назвали, абсолютно верно. Мы часто говорили, что владыка Иларион не знает слова «нет» (смеется). Он никогда никому не отказывал. Когда кто-то обращался к нему с какой-то просьбой, владыка всегда давал то, что мог.
– В этой связи многие говорят, что владыка Иларион в любом волке видел смиренную овечку. Это действительно так?
От него всегда исходило добро, он сиял добром
– Да. Это проявлялось именно так, как я только что сказал: владыка никому не отказывал и соглашался помочь, если это только было возможно. Он поддерживал очень многих людей – и финансово, и тем более духовно. Правда, я не могу вспомнить какие-то конкретные ситуации, но они происходили постоянно. От него всегда исходило добро, он сиял добром.
– У владыки Илариона, наверное, была всеобъемлющая, всепоглощающая любовь. Быть, может, та самая любовь, о которой святой апостол Павел говорил в 1-м послании к Коринфянам. Как мы, простые люди, можем обрести эту любовь?
– Евангелием. Тем, что мы будем не только внешне читать Евангелие глазами или слушать ушами, но и познавать его нашими внутренними глазами и ушами. Владыка Иларион так и делал.
– Вы чувствуете сейчас духовное присутствие владыки Илариона, его молитвенную поддержку? И если да, то как это проявляется?
– Конечно, я думаю, мы все чувствуем его присутствие. И его любовь, которая изливается на всех нас.