25 лет назад, 23 июня 1998 года, преставился ко Господу удивительный духовник, исполненный добродетелей, идеал кроткого и смиренного монаха, непревзойденный гимнограф старец Иакинф (Унчуляк) из монастыря Путна, панегирики которого не могут не вызывать в сердце верующего человека восхищения и умиления. Познакомимся с воспоминанием о нем одного из духовных чад, пожелавшего сохранить свое имя в тайне.
Отца Иакинфа я впервые увидел в 1983 году, когда пришел в монастырь Путна. Шел из монастыря Сихастрия. В Путне как раз начались работы по восстановлению Господаревых палат, и отец Иакинф постоянно был в разъездах и хлопотах. А когда возвращался в монастырь, его уже дожидались миряне и монастырская братия, чтобы исповедаться.
Окончив школу, он сразу хотел уйти в монастырь. Но о. Клеопа сказал ему: «Брат Иоанн, сейчас не время. Сначала надо отслужить в армии!»
Батюшка рассказывал мне о некоторых происшествиях из своей жизни. Так, окончив школу, он сразу хотел уйти в монастырь. Приходит к отцу Клеопе, но тот ему говорит:
– Брат Иоанн, сейчас не время. Сначала надо отслужить в армии!
И он ушел в армию, а там, увидев, какой он сообразительный и изобретательный, его направили в летное училище. Отслужил он армию и остался доучиваться в училище, но продолжалось это недолго, потому что, поскольку у него было хорошее материальное положение, его исключили[1]. Об этом он рассказывал мне так:
– Я пожалел, когда меня направили в летное училище, но отказаться не мог, потому что время было послевоенное и нужны были военные. Это тоже было послушанием. А когда отчислили, сказал себе: вот, теперь Бог исполняет мое желание уйти в монастырь.
И тогда он пришел к отцу Клеопе и был принят в монастырь Сихастрия.
На веранде келлии отца Клеопы в монастыре Сихастрия: архим. Клеопа (Илие), протос. Варсануфий (Липан), архим. Иакинф (Унчуляк), архим. Иларион (Аргату)
Уже через несколько лет вместе с отцом Клеопой и другими монахами он был направлен в монастырь Слатина сроком на 2 года. Полтора года был потом учеником отца Софиана (Богиу), вместе с которым расписывал монастырь Негру в Кымпулунг-Мусчеле. Тем временем коммунистический режим надумал устроить в монастыре Путна свиноводческую ферму, и тогда отец Клеопа с несколькими монахами из Слатины, в числе которых был отец Иакинф, был туда откомандирован, чтобы укрепить братство Путны.
Монастырь Негру-Водэ в г. Кымпулынг-Мусчел, расписанный иеромонахом Софианом (Богиу) и монахом Иакинфом (Унчуляком)
В 1959 году начались гонения коммунистов на Церковь, вышел декрет № 410, по которому монахов и монахинь изгнали из монастырей[2]. Отца Иакинфа миновала эта участь только благодаря тому, что он окончил семинарию. Его рукоположили в иеромонаха и духовника, затем он стал настоятелем монастыря Путна, когда отец Герасим (Кокошел) был наречен епископом Арадским.
Как настоятель и духовник он нес огромную ответственность. В то время, в 1983 году, молодых в монастыре было мало, хотя батюшка принимал всех, кто приходил. Не выбирал, говоря:
– Ладно, выберутся, выберутся сами. Кто не делает положенного в этом святом месте, того само место держать не станет.
Когда у кого-то из братий случалось искушение, батюшка отправлял его к иконе Пресвятой Богородицы
Часто, когда у кого-нибудь из братий случалось искушение, батюшка отправлял его к иконе Пресвятой Богородицы и говорил:
– Иди к Божией Матери, положи несколько земных поклонов – и сам увидишь перемену.
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы из монастыря Путна, 1472 г.
Он всегда умел сочетать духовничество и настоятельство. Нас было мало, а послушаний много, и иногда мы жаловались, что не успеваем исполнить правило и епитимию. Тогда он говорил:
– Благодарите Бога, что живете в монастыре. Радуйтесь, что то, что делаете, вы во славу Божию делаете. И подумайте о своих братьях, друзьях, которые служат в миру и несут столько скорбей. Неужели вам мало того, что Матерь Божия привела вас в монастырь, чтобы вы служили здесь? Радуйтесь этому и подвизайтесь, сколько силы позволяют, выполнить хотя бы часть правила и епитимии. А потом перекрестите свое ложе и скажите так: «Господи, Ты видишь мои немощи, мое бессилие. Твой я; спаси меня как знаешь!»
Так утешал нас батюшка.
Когда кто-нибудь согрешал, он ему говорил:
– Вот самая большая епитимия, которую я тебе даю: подумай о том, что ты огорчил Бога. И старайся впредь Его не огорчать и не согрешать.
Никогда не забуду этих слов отца Иакинфа:
– Послушание свято! Если будешь исполнять послушание с любовью, послушание никогда тебя не оставит, потому что оно восходит к Богу прежде молитвы.
Я признателен батюшке за эти слова, потому что они были моим всегдашним руководством, и я, сколько мог по своим малым силам, старался совершать послушание с любовью.
Отец Иакинф весьма преуспел в молитве, и его молитва обладала огромной силой
Отец Иакинф весьма преуспел в молитве, и его молитва обладала огромной силой. Приходившие к нему люди часто даже не успевали открыть ему свою боль и беду; он возлагал им руку на голову, благословлял, молился о них, воодушевлял, затем осенял им голову знамением Святого Креста и целовал в лоб. И вскоре они ощущали силу молитв батюшки.
Я уверен, что отец Иакинф обладал даром молитвы Иисусовой. На исповеди он спрашивал нас:
– Ты с кем-нибудь в ссоре? Тебя кто-нибудь огорчил, расстроил? А как у тебя с молитвой? Ты совершаешь послушание с любовью? Творишь молитву Иисусову?
И часто говорил нам поучительные слова о молитве. Напоминал о святителе Кирилле, патриархе Иерусалимском, который, будучи патриархом и живя среди людей, имел дар молитвы. И при этом он окормлял более 40 митрополитов и епископов и 365 монастырей, имевшихся в Палестине.
У входа в храм Успения Пресвятой Богородцы, монастырь Путна
Еще батюшка говорил:
Если ты в дороге, если на послушании, если сидишь за столом, если хочешь лечь отдохнуть, не прекращай молитву Иисусову
– Если ты в дороге, если на послушании, если сидишь за столом, если хочешь лечь отдохнуть, не прекращай молитву Иисусову. Это самая сильная молитва, она единственная помогает монаху, и он часто исполняет свое правило тем, что совершает послушание с этой молитвой.
Разрешив от грехов, батюшка говорил каждому из нас:
– Брат, ты сожалеешь, что огорчил Бога? Сожалеешь, что опечалил ближнего? Борись. Вот твое послушание, вот твоя епитимия: больше не греши, больше не огорчай Бога, не опечаливай ближнего. Сколько можешь, будь в мире со всеми!
И я видел, что сам отец Иакинф действительно пребывал в мире со всеми.
– Борись по силам и непрестанно молись!
Он говорил нам, что послушание без молитвы – это кабала, а молитва, переплетенная с послушанием, – литургия.
Еще на исповеди он спрашивал нас:
– Брат, а у тебя есть время почитать? Подвизайся прочитать перед сном хотя бы один стих.
Чаще всего он советовал читать Новый Завет и жития святых. Советовал также не тратить сводобное время без толку. И мы после исповеди уходили утешенные и окрыленные, вдохновленные и полные новых сил для борьбы с искушениями.
Он был смиренным, погруженным в молитву, молчаливым и терпеливым со всеми. Я никогда его не видел взволнованным или гневно отчитывающим кого-нибудь.
Однажды, когда я посетовал на то, что он дал мне тяжелую епитимию, мне стало очень скверно на душе. И поскольку послушание не было выше моих сил, то я вернулся к нему и испросил прощения и епитимию. А батюшка ответил мне так:
– Отче, настоятель должен быть вооружен таким терпением, что, если хоть все братство придет в смятение, у него должна быть сила на то, чтобы успокоить всех, зная, что это не что иное, как брань лукавого.
Вот сколько терпения у него было. Думаю, терпение это не было природной чертой батюшки, оно было великим даром от Бога.
Его никогда нельзя было увидеть взволнованным. Душеполезные слова он говорил и нам на трапезе, и мирянам. Прочитав молитву перед исповедью, он говорил наставление, которым будил совесть в людях.
Некоторые верующие говорили, что, когда из чувства стыда или почему-либо еще они не исповедовали каких-нибудь грехов, батюшка с великим терпением, выслушав их, спрашивал:
– А ты не согрешил, совершив и такой-то грех? А ты не огорчил брата такого-то? А ты не согрешил, поступив с детьми несправедливо?
Кто оказывался перед отцом Иакинфом, тот уже не мог утаить своих грехов
Кто оказывался перед отцом Иакинфом, тот уже не мог утаить своих грехов.
Батюшка часто говорил:
– Солнце да не зайдет во гневе вашем. Сколько можете, пребудьте в мире со всеми: с соседом, братом, сестрой. Если ты отец или мать, поцелуй своего ребенка перед сном, даже если он согрешил пред тобой и не попросил прощения. Не давай ему оставаться огорченным!
К Пресвятой Богородице отец Иакинф испытывал особое благоговение. Так Ее любил, что каждый раз, когда упоминал о Ней, слезы начинали течь у него из глаз и застревали в бороде. Часто говорил:
– Знаю, что Иисус Христос, Которому мы обетовали свою жизнь, – Сын Божий, но знаю также и то, что Матерь Божия не перестает ходатайствовать о нас.
У него было обыкновение на всех молитвах поминать воеводу Штефана как святого, хотя тогда он еще не был канонизирован. Говорил, что господарь мог бы платить туркам дань ради спокойствия во Дворе и мира в стране, но он не хотел, чтобы наших юношей брали в рабство, делали янычарами, и они воевали бы против своих братьев, а наших девочек и сестер уводили бы в гаремы. Воевода Штефан Великий свят ради стольких храмов и монастырей, которые воздвиг, которые благоукрасил, которым пожаловал земли, леса и виноградники.
У могилы св. Штефана Великого, монастырь Путна, 1960 г.
Он утешал, успокаивал, очищал наши раны и затем накладывал на них нужное лекарство
Я с болью и слезами говорю вам: мне очень не хватает отца Иакинфа, и после его кончины я так и не нашел духовника, подобного ему. Он утешал, успокаивал, очищал наши раны и затем накладывал на них нужное лекарство. Иногда мы от этого испытывали боль, но она была краткой, утешение же было скорым и благотворным.
Было еще такое слово у отца настоятеля:
– Когда не у кого спросить совета, когда чувствуешь, что надо исповедаться, а некому, вознеси краткую молитву и спроси Бога: «Господи, угодно ли Тебе то, что я сейчас хочу сделать?» – и тут же узнаешь Его волю, потому что Бог не попустит впасть в искушение тому, кто начинает дело с молитвой.
Для меня отец Иакинф – святой, избранник Божий, и я не сомневаюсь, что он пребывает среди святых.
А тех, кто знал отца Иакинфа и жил рядом с ним, я прошу, сколько могут, не умолкать, рассказывать о нем, передавать советы и поучения батюшки и исполнять их, чтобы служить живым примером для молодежи.
Иерихон, июль 2000 года.