Отец Иакинф, мой добрый духовник

25 лет назад, 23 июня 1998 года, преставился ко Господу удивительный духовник, исполненный добродетелей, идеал кроткого и смиренного монаха, непревзойденный гимнограф старец Иакинф (Унчуляк) из монастыря Путна, панегирики которого не могут не вызывать в сердце верующего человека восхищения и умиления. Познакомимся с воспоминанием о нем одного из духовных чад, пожелавшего сохранить свое имя в тайне.

Отца Иакинфа я впервые увидел в 1983 году, когда пришел в монастырь Путна. Шел из монастыря Сихастрия. В Путне как раз начались работы по восстановлению Господаревых палат, и отец Иакинф постоянно был в разъездах и хлопотах. А когда возвращался в монастырь, его уже дожидались миряне и монастырская братия, чтобы исповедаться.

Окончив школу, он сразу хотел уйти в монастырь. Но о. Клеопа сказал ему: «Брат Иоанн, сейчас не время. Сначала надо отслужить в армии!»

Батюшка рассказывал мне о некоторых происшествиях из своей жизни. Так, окончив школу, он сразу хотел уйти в монастырь. Приходит к отцу Клеопе, но тот ему говорит:

– Брат Иоанн, сейчас не время. Сначала надо отслужить в армии!

И он ушел в армию, а там, увидев, какой он сообразительный и изобретательный, его направили в летное училище. Отслужил он армию и остался доучиваться в училище, но продолжалось это недолго, потому что, поскольку у него было хорошее материальное положение, его исключили[1]. Об этом он рассказывал мне так:

– Я пожалел, когда меня направили в летное училище, но отказаться не мог, потому что время было послевоенное и нужны были военные. Это тоже было послушанием. А когда отчислили, сказал себе: вот, теперь Бог исполняет мое желание уйти в монастырь.

И тогда он пришел к отцу Клеопе и был принят в монастырь Сихастрия.

На веранде келлии отца Клеопы в монастыре Сихастрия: архим. Клеопа (Илие), протос. Варсануфий (Липан), архим. Иакинф (Унчуляк), архим. Иларион (Аргату) На веранде келлии отца Клеопы в монастыре Сихастрия: архим. Клеопа (Илие), протос. Варсануфий (Липан), архим. Иакинф (Унчуляк), архим. Иларион (Аргату)

Уже через несколько лет вместе с отцом Клеопой и другими монахами он был направлен в монастырь Слатина сроком на 2 года. Полтора года был потом учеником отца Софиана (Богиу), вместе с которым расписывал монастырь Негру в Кымпулунг-Мусчеле. Тем временем коммунистический режим надумал устроить в монастыре Путна свиноводческую ферму, и тогда отец Клеопа с несколькими монахами из Слатины, в числе которых был отец Иакинф, был туда откомандирован, чтобы укрепить братство Путны.

Монастырь Негру-Водэ в г. Кымпулынг-Мусчел, расписанный иеромонахом Софианом (Богиу) и монахом Иакинфом (Унчуляком) Монастырь Негру-Водэ в г. Кымпулынг-Мусчел, расписанный иеромонахом Софианом (Богиу) и монахом Иакинфом (Унчуляком)

В 1959 году начались гонения коммунистов на Церковь, вышел декрет № 410, по которому монахов и монахинь изгнали из монастырей[2]. Отца Иакинфа миновала эта участь только благодаря тому, что он окончил семинарию. Его рукоположили в иеромонаха и духовника, затем он стал настоятелем монастыря Путна, когда отец Герасим (Кокошел) был наречен епископом Арадским.

Монастырь Путна Монастырь Путна

Как настоятель и духовник он нес огромную ответственность. В то время, в 1983 году, молодых в монастыре было мало, хотя батюшка принимал всех, кто приходил. Не выбирал, говоря:

– Ладно, выберутся, выберутся сами. Кто не делает положенного в этом святом месте, того само место держать не станет.

Когда у кого-то из братий случалось искушение, батюшка отправлял его к иконе Пресвятой Богородицы

Часто, когда у кого-нибудь из братий случалось искушение, батюшка отправлял его к иконе Пресвятой Богородицы и говорил:

– Иди к Божией Матери, положи несколько земных поклонов – и сам увидишь перемену.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы из монастыря Путна, 1472 г. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы из монастыря Путна, 1472 г.

Он всегда умел сочетать духовничество и настоятельство. Нас было мало, а послушаний много, и иногда мы жаловались, что не успеваем исполнить правило и епитимию. Тогда он говорил:

– Благодарите Бога, что живете в монастыре. Радуйтесь, что то, что делаете, вы во славу Божию делаете. И подумайте о своих братьях, друзьях, которые служат в миру и несут столько скорбей. Неужели вам мало того, что Матерь Божия привела вас в монастырь, чтобы вы служили здесь? Радуйтесь этому и подвизайтесь, сколько силы позволяют, выполнить хотя бы часть правила и епитимии. А потом перекрестите свое ложе и скажите так: «Господи, Ты видишь мои немощи, мое бессилие. Твой я; спаси меня как знаешь!»

Так утешал нас батюшка.

Когда кто-нибудь согрешал, он ему говорил:

– Вот самая большая епитимия, которую я тебе даю: подумай о том, что ты огорчил Бога. И старайся впредь Его не огорчать и не согрешать.

Никогда не забуду этих слов отца Иакинфа:

– Послушание свято! Если будешь исполнять послушание с любовью, послушание никогда тебя не оставит, потому что оно восходит к Богу прежде молитвы.

Я признателен батюшке за эти слова, потому что они были моим всегдашним руководством, и я, сколько мог по своим малым силам, старался совершать послушание с любовью.

Отец Иакинф весьма преуспел в молитве, и его молитва обладала огромной силой

Отец Иакинф весьма преуспел в молитве, и его молитва обладала огромной силой. Приходившие к нему люди часто даже не успевали открыть ему свою боль и беду; он возлагал им руку на голову, благословлял, молился о них, воодушевлял, затем осенял им голову знамением Святого Креста и целовал в лоб. И вскоре они ощущали силу молитв батюшки.

Я уверен, что отец Иакинф обладал даром молитвы Иисусовой. На исповеди он спрашивал нас:

– Ты с кем-нибудь в ссоре? Тебя кто-нибудь огорчил, расстроил? А как у тебя с молитвой? Ты совершаешь послушание с любовью? Творишь молитву Иисусову?

И часто говорил нам поучительные слова о молитве. Напоминал о святителе Кирилле, патриархе Иерусалимском, который, будучи патриархом и живя среди людей, имел дар молитвы. И при этом он окормлял более 40 митрополитов и епископов и 365 монастырей, имевшихся в Палестине.

У входа в храм Успения Пресвятой Богородцы, монастырь Путна У входа в храм Успения Пресвятой Богородцы, монастырь Путна

Еще батюшка говорил:

Если ты в дороге, если на послушании, если сидишь за столом, если хочешь лечь отдохнуть, не прекращай молитву Иисусову

– Если ты в дороге, если на послушании, если сидишь за столом, если хочешь лечь отдохнуть, не прекращай молитву Иисусову. Это самая сильная молитва, она единственная помогает монаху, и он часто исполняет свое правило тем, что совершает послушание с этой молитвой.

Разрешив от грехов, батюшка говорил каждому из нас:

– Брат, ты сожалеешь, что огорчил Бога? Сожалеешь, что опечалил ближнего? Борись. Вот твое послушание, вот твоя епитимия: больше не греши, больше не огорчай Бога, не опечаливай ближнего. Сколько можешь, будь в мире со всеми!

И я видел, что сам отец Иакинф действительно пребывал в мире со всеми.

– Борись по силам и непрестанно молись!

Он говорил нам, что послушание без молитвы – это кабала, а молитва, переплетенная с послушанием, – литургия.

Еще на исповеди он спрашивал нас:

– Брат, а у тебя есть время почитать? Подвизайся прочитать перед сном хотя бы один стих.

Чаще всего он советовал читать Новый Завет и жития святых. Советовал также не тратить сводобное время без толку. И мы после исповеди уходили утешенные и окрыленные, вдохновленные и полные новых сил для борьбы с искушениями.

Он был смиренным, погруженным в молитву, молчаливым и терпеливым со всеми. Я никогда его не видел взволнованным или гневно отчитывающим кого-нибудь.

Однажды, когда я посетовал на то, что он дал мне тяжелую епитимию, мне стало очень скверно на душе. И поскольку послушание не было выше моих сил, то я вернулся к нему и испросил прощения и епитимию. А батюшка ответил мне так:

– Отче, настоятель должен быть вооружен таким терпением, что, если хоть все братство придет в смятение, у него должна быть сила на то, чтобы успокоить всех, зная, что это не что иное, как брань лукавого.

Вот сколько терпения у него было. Думаю, терпение это не было природной чертой батюшки, оно было великим даром от Бога.

Его никогда нельзя было увидеть взволнованным. Душеполезные слова он говорил и нам на трапезе, и мирянам. Прочитав молитву перед исповедью, он говорил наставление, которым будил совесть в людях.

Некоторые верующие говорили, что, когда из чувства стыда или почему-либо еще они не исповедовали каких-нибудь грехов, батюшка с великим терпением, выслушав их, спрашивал:

– А ты не согрешил, совершив и такой-то грех? А ты не огорчил брата такого-то? А ты не согрешил, поступив с детьми несправедливо?

Кто оказывался перед отцом Иакинфом, тот уже не мог утаить своих грехов

Кто оказывался перед отцом Иакинфом, тот уже не мог утаить своих грехов.

Батюшка часто говорил:

– Солнце да не зайдет во гневе вашем. Сколько можете, пребудьте в мире со всеми: с соседом, братом, сестрой. Если ты отец или мать, поцелуй своего ребенка перед сном, даже если он согрешил пред тобой и не попросил прощения. Не давай ему оставаться огорченным!

К Пресвятой Богородице отец Иакинф испытывал особое благоговение. Так Ее любил, что каждый раз, когда упоминал о Ней, слезы начинали течь у него из глаз и застревали в бороде. Часто говорил:

– Знаю, что Иисус Христос, Которому мы обетовали свою жизнь, – Сын Божий, но знаю также и то, что Матерь Божия не перестает ходатайствовать о нас.

У него было обыкновение на всех молитвах поминать воеводу Штефана как святого, хотя тогда он еще не был канонизирован. Говорил, что господарь мог бы платить туркам дань ради спокойствия во Дворе и мира в стране, но он не хотел, чтобы наших юношей брали в рабство, делали янычарами, и они воевали бы против своих братьев, а наших девочек и сестер уводили бы в гаремы. Воевода Штефан Великий свят ради стольких храмов и монастырей, которые воздвиг, которые благоукрасил, которым пожаловал земли, леса и виноградники.

У могилы св. Штефана Великого, монастырь Путна, 1960 г. У могилы св. Штефана Великого, монастырь Путна, 1960 г.

Он утешал, успокаивал, очищал наши раны и затем накладывал на них нужное лекарство

Я с болью и слезами говорю вам: мне очень не хватает отца Иакинфа, и после его кончины я так и не нашел духовника, подобного ему. Он утешал, успокаивал, очищал наши раны и затем накладывал на них нужное лекарство. Иногда мы от этого испытывали боль, но она была краткой, утешение же было скорым и благотворным.

Было еще такое слово у отца настоятеля:

– Когда не у кого спросить совета, когда чувствуешь, что надо исповедаться, а некому, вознеси краткую молитву и спроси Бога: «Господи, угодно ли Тебе то, что я сейчас хочу сделать?» – и тут же узнаешь Его волю, потому что Бог не попустит впасть в искушение тому, кто начинает дело с молитвой.

Для меня отец Иакинф – святой, избранник Божий, и я не сомневаюсь, что он пребывает среди святых.

А тех, кто знал отца Иакинфа и жил рядом с ним, я прошу, сколько могут, не умолкать, рассказывать о нем, передавать советы и поучения батюшки и исполнять их, чтобы служить живым примером для молодежи.

Иерихон, июль 2000 года.

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Cuvântul Ortodox (Православное слово)

23 июня 2023 г.

[1] Здесь мы видим замечательный пример того, как отцы старательно скрывали свои добродетели. Никакого хорошего материального положения у юного солдата быть, конечно, не могло, поскольку он рос в простой крестьянской семье, которая богатела только верой в Бога и детишками. Причина отчисления заключалась в другом: к власти пришли коммунисты, приказано было выбросить из казарм все иконы, тогда набожный солдат Иоанн Унчуляк решительно вернул их на место и открыто исповедал свою веру во Христа, о чем рассказал его биограф. См.: https://pravoslavie.ru/73491.html.

[2] В монастырях могли оставаться только неработоспособные, престарелые и ученые монахи.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Вы – храм Божий» «Вы – храм Божий»
Иеросхим. Иулиан (Лазар)
«Вы – храм Божий» «Вы – храм Божий»
Беседа со старцем Иулианом (Лазару) из афонского скита Продром
Бог укрепил отца Иулиана говорить с нами в свои 90 лет более часа. Он несет в своей душе вечную молодость Христа.
«Путь к Царствию Небесному проходит по острию ножа» «Путь к Царствию Небесному проходит по острию ножа»
Архим. Иакинф (Унчуляк)
«Путь к Царствию Небесному проходит по острию ножа» «Путь к Царствию Небесному проходит по острию ножа»
Мысли и духовные советы
Архимандрит Иакинф (Унчуляк)
Где бы ты ни был, ум твой да будет с Господом. Так находи пустыню своего сердца. Даже в толпе, поезде и в любых обстоятельствах, где бывает множество людей, старайся молчать и быть наедине с Богом.
Архимандрит Иакинф (Унчуляк) Архимандрит Иакинф (Унчуляк)
К 90-летию со дня рождения старца
Архимандрит Иакинф (Унчуляк) Архимандрит Иакинф (Унчуляк)
К 90-летию со дня рождения старца
Теодор Даналаке
«Самый легкий и надежный путь спасения – это путь того, кто живет в послушании, то есть делает всё с совета и благословения, с молитвой и вопрошанием. И самый трудный путь спасения – путь того, кто живет на земле по своей воле».
Комментарии
Христина24 августа 2023, 13:38
Царствие небесное о. Иоакинфу! Спасибо за ценные воспоминания! И особенно наставления батюшки! Еще бы где-нибудь почитать про батюшку. Отче Иоакинфе моли Бога о нас!
Тамара28 июня 2023, 20:16
Царствие Небесное отцу Иакинфу и вечная память!! Вот такие святые жили и живут среди нас и в наше время!! Господь даёт нам их для укрепления веры и наших слабых сил!! С любовью из Белоруссии.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×