Православный календарьПравославный календарь
Весенняя Русь
ФОТОГАЛЕРЕЯ
«И сердце сильно так в груди / стучит, как будто ждет чего-то, / как будто счастье впереди / и унесла зима заботы!»
«Хотеть быть любимым – естественно. Хотеть любить – выше естества»
Прот. Димитрий Шишкин
Пусть ты делаешь дела любви больше от ума, чем от сердца, но, если твое желание исполнить заповедь о любви искренне, это уже начало твоей сопричастности Христу.
«Вся наша огромная страна стала моей»
Арсений Симатов
Стремление человека к творчеству, к красоте имеет божественное происхождение.
Следственное дело архим. Иоанна (Крестьянкина)
Часть 1. Арест и следствие
«Преступлений антисоветского характера я не совершал, и показывать мне об этом нечего».
Матушка
Памяти В.К. Ивакиной-Тревогиной
Ее сердце жило заповедями духовника, о. Алексия Мечева, и заветами преподобного Серафима.
Следственное дело архим. Иоанна (Крестьянкина)
Часть 2. Каргопольлаг
Любовь к Богу и к людям — вот что определяло все его поведение, вот о чем говорил он весь, летящий, устремленный вперед.
Следственное дело архим. Иоанна (Крестьянкина)
Часть 3. Инвалидный лагерь «Гаврилова Поляна»
«Всегда надо помнить о том, что при отсутствии должной любви к ближним ничто не может быть угодным Богу».
Памяти Нины Александровны Чавчавадзе, вдовы А.С. Грибоедова
Ксения Гринькова
Сама почти ребенок, в 16 лет Нина Александровна осталась вдовой, потерявшей одновременно и мужа, и ребенка.
«Не могу умолчать о чуде»
Архим. Иоанн (Крестьянкин) в воспоминаниях семьи Правдолюбовых
Его келлия была «рентгеновским кабинетом». Можно даже сказать – реанимацией. Местом, где тебя возвращают к жизни и «расправляют крылья».
Последний мастер
Валерий Серяков
Жизнь пролетела. Успеть бы передать кому-то мастерство, а никто не приходит. Не хотят молодые работать. Раньше мастера секреты прятали, сейчас учеников ищут…

Отец Иакинф, мой добрый духовник

25 лет назад, 23 июня 1998 года, преставился ко Господу удивительный духовник, исполненный добродетелей, идеал кроткого и смиренного монаха, непревзойденный гимнограф старец Иакинф (Унчуляк) из монастыря Путна, панегирики которого не могут не вызывать в сердце верующего человека восхищения и умиления. Познакомимся с воспоминанием о нем одного из духовных чад, пожелавшего сохранить свое имя в тайне.

Отца Иакинфа я впервые увидел в 1983 году, когда пришел в монастырь Путна. Шел из монастыря Сихастрия. В Путне как раз начались работы по восстановлению Господаревых палат, и отец Иакинф постоянно был в разъездах и хлопотах. А когда возвращался в монастырь, его уже дожидались миряне и монастырская братия, чтобы исповедаться.

Окончив школу, он сразу хотел уйти в монастырь. Но о. Клеопа сказал ему: «Брат Иоанн, сейчас не время. Сначала надо отслужить в армии!»

Батюшка рассказывал мне о некоторых происшествиях из своей жизни. Так, окончив школу, он сразу хотел уйти в монастырь. Приходит к отцу Клеопе, но тот ему говорит:

– Брат Иоанн, сейчас не время. Сначала надо отслужить в армии!

И он ушел в армию, а там, увидев, какой он сообразительный и изобретательный, его направили в летное училище. Отслужил он армию и остался доучиваться в училище, но продолжалось это недолго, потому что, поскольку у него было хорошее материальное положение, его исключили[1]. Об этом он рассказывал мне так:

– Я пожалел, когда меня направили в летное училище, но отказаться не мог, потому что время было послевоенное и нужны были военные. Это тоже было послушанием. А когда отчислили, сказал себе: вот, теперь Бог исполняет мое желание уйти в монастырь.

И тогда он пришел к отцу Клеопе и был принят в монастырь Сихастрия.

На веранде келлии отца Клеопы в монастыре Сихастрия: архим. Клеопа (Илие), протос. Варсануфий (Липан), архим. Иакинф (Унчуляк), архим. Иларион (Аргату) На веранде келлии отца Клеопы в монастыре Сихастрия: архим. Клеопа (Илие), протос. Варсануфий (Липан), архим. Иакинф (Унчуляк), архим. Иларион (Аргату)

Уже через несколько лет вместе с отцом Клеопой и другими монахами он был направлен в монастырь Слатина сроком на 2 года. Полтора года был потом учеником отца Софиана (Богиу), вместе с которым расписывал монастырь Негру в Кымпулунг-Мусчеле. Тем временем коммунистический режим надумал устроить в монастыре Путна свиноводческую ферму, и тогда отец Клеопа с несколькими монахами из Слатины, в числе которых был отец Иакинф, был туда откомандирован, чтобы укрепить братство Путны.

Монастырь Негру-Водэ в г. Кымпулынг-Мусчел, расписанный иеромонахом Софианом (Богиу) и монахом Иакинфом (Унчуляком) Монастырь Негру-Водэ в г. Кымпулынг-Мусчел, расписанный иеромонахом Софианом (Богиу) и монахом Иакинфом (Унчуляком)

В 1959 году начались гонения коммунистов на Церковь, вышел декрет № 410, по которому монахов и монахинь изгнали из монастырей[2]. Отца Иакинфа миновала эта участь только благодаря тому, что он окончил семинарию. Его рукоположили в иеромонаха и духовника, затем он стал настоятелем монастыря Путна, когда отец Герасим (Кокошел) был наречен епископом Арадским.

Монастырь Путна Монастырь Путна

Как настоятель и духовник он нес огромную ответственность. В то время, в 1983 году, молодых в монастыре было мало, хотя батюшка принимал всех, кто приходил. Не выбирал, говоря:

– Ладно, выберутся, выберутся сами. Кто не делает положенного в этом святом месте, того само место держать не станет.

Когда у кого-то из братий случалось искушение, батюшка отправлял его к иконе Пресвятой Богородицы

Часто, когда у кого-нибудь из братий случалось искушение, батюшка отправлял его к иконе Пресвятой Богородицы и говорил:

– Иди к Божией Матери, положи несколько земных поклонов – и сам увидишь перемену.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы из монастыря Путна, 1472 г. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы из монастыря Путна, 1472 г.

Он всегда умел сочетать духовничество и настоятельство. Нас было мало, а послушаний много, и иногда мы жаловались, что не успеваем исполнить правило и епитимию. Тогда он говорил:

– Благодарите Бога, что живете в монастыре. Радуйтесь, что то, что делаете, вы во славу Божию делаете. И подумайте о своих братьях, друзьях, которые служат в миру и несут столько скорбей. Неужели вам мало того, что Матерь Божия привела вас в монастырь, чтобы вы служили здесь? Радуйтесь этому и подвизайтесь, сколько силы позволяют, выполнить хотя бы часть правила и епитимии. А потом перекрестите свое ложе и скажите так: «Господи, Ты видишь мои немощи, мое бессилие. Твой я; спаси меня как знаешь!»

Так утешал нас батюшка.

Когда кто-нибудь согрешал, он ему говорил:

– Вот самая большая епитимия, которую я тебе даю: подумай о том, что ты огорчил Бога. И старайся впредь Его не огорчать и не согрешать.

Никогда не забуду этих слов отца Иакинфа:

– Послушание свято! Если будешь исполнять послушание с любовью, послушание никогда тебя не оставит, потому что оно восходит к Богу прежде молитвы.

Я признателен батюшке за эти слова, потому что они были моим всегдашним руководством, и я, сколько мог по своим малым силам, старался совершать послушание с любовью.

Отец Иакинф весьма преуспел в молитве, и его молитва обладала огромной силой

Отец Иакинф весьма преуспел в молитве, и его молитва обладала огромной силой. Приходившие к нему люди часто даже не успевали открыть ему свою боль и беду; он возлагал им руку на голову, благословлял, молился о них, воодушевлял, затем осенял им голову знамением Святого Креста и целовал в лоб. И вскоре они ощущали силу молитв батюшки.

Я уверен, что отец Иакинф обладал даром молитвы Иисусовой. На исповеди он спрашивал нас:

– Ты с кем-нибудь в ссоре? Тебя кто-нибудь огорчил, расстроил? А как у тебя с молитвой? Ты совершаешь послушание с любовью? Творишь молитву Иисусову?

И часто говорил нам поучительные слова о молитве. Напоминал о святителе Кирилле, патриархе Иерусалимском, который, будучи патриархом и живя среди людей, имел дар молитвы. И при этом он окормлял более 40 митрополитов и епископов и 365 монастырей, имевшихся в Палестине.

У входа в храм Успения Пресвятой Богородцы, монастырь Путна У входа в храм Успения Пресвятой Богородцы, монастырь Путна

Еще батюшка говорил:

Если ты в дороге, если на послушании, если сидишь за столом, если хочешь лечь отдохнуть, не прекращай молитву Иисусову

– Если ты в дороге, если на послушании, если сидишь за столом, если хочешь лечь отдохнуть, не прекращай молитву Иисусову. Это самая сильная молитва, она единственная помогает монаху, и он часто исполняет свое правило тем, что совершает послушание с этой молитвой.

Разрешив от грехов, батюшка говорил каждому из нас:

– Брат, ты сожалеешь, что огорчил Бога? Сожалеешь, что опечалил ближнего? Борись. Вот твое послушание, вот твоя епитимия: больше не греши, больше не огорчай Бога, не опечаливай ближнего. Сколько можешь, будь в мире со всеми!

И я видел, что сам отец Иакинф действительно пребывал в мире со всеми.

– Борись по силам и непрестанно молись!

Он говорил нам, что послушание без молитвы – это кабала, а молитва, переплетенная с послушанием, – литургия.

Еще на исповеди он спрашивал нас:

– Брат, а у тебя есть время почитать? Подвизайся прочитать перед сном хотя бы один стих.

Чаще всего он советовал читать Новый Завет и жития святых. Советовал также не тратить сводобное время без толку. И мы после исповеди уходили утешенные и окрыленные, вдохновленные и полные новых сил для борьбы с искушениями.

Он был смиренным, погруженным в молитву, молчаливым и терпеливым со всеми. Я никогда его не видел взволнованным или гневно отчитывающим кого-нибудь.

Однажды, когда я посетовал на то, что он дал мне тяжелую епитимию, мне стало очень скверно на душе. И поскольку послушание не было выше моих сил, то я вернулся к нему и испросил прощения и епитимию. А батюшка ответил мне так:

– Отче, настоятель должен быть вооружен таким терпением, что, если хоть все братство придет в смятение, у него должна быть сила на то, чтобы успокоить всех, зная, что это не что иное, как брань лукавого.

Вот сколько терпения у него было. Думаю, терпение это не было природной чертой батюшки, оно было великим даром от Бога.

Его никогда нельзя было увидеть взволнованным. Душеполезные слова он говорил и нам на трапезе, и мирянам. Прочитав молитву перед исповедью, он говорил наставление, которым будил совесть в людях.

Некоторые верующие говорили, что, когда из чувства стыда или почему-либо еще они не исповедовали каких-нибудь грехов, батюшка с великим терпением, выслушав их, спрашивал:

– А ты не согрешил, совершив и такой-то грех? А ты не огорчил брата такого-то? А ты не согрешил, поступив с детьми несправедливо?

Кто оказывался перед отцом Иакинфом, тот уже не мог утаить своих грехов

Кто оказывался перед отцом Иакинфом, тот уже не мог утаить своих грехов.

Батюшка часто говорил:

– Солнце да не зайдет во гневе вашем. Сколько можете, пребудьте в мире со всеми: с соседом, братом, сестрой. Если ты отец или мать, поцелуй своего ребенка перед сном, даже если он согрешил пред тобой и не попросил прощения. Не давай ему оставаться огорченным!

К Пресвятой Богородице отец Иакинф испытывал особое благоговение. Так Ее любил, что каждый раз, когда упоминал о Ней, слезы начинали течь у него из глаз и застревали в бороде. Часто говорил:

– Знаю, что Иисус Христос, Которому мы обетовали свою жизнь, – Сын Божий, но знаю также и то, что Матерь Божия не перестает ходатайствовать о нас.

У него было обыкновение на всех молитвах поминать воеводу Штефана как святого, хотя тогда он еще не был канонизирован. Говорил, что господарь мог бы платить туркам дань ради спокойствия во Дворе и мира в стране, но он не хотел, чтобы наших юношей брали в рабство, делали янычарами, и они воевали бы против своих братьев, а наших девочек и сестер уводили бы в гаремы. Воевода Штефан Великий свят ради стольких храмов и монастырей, которые воздвиг, которые благоукрасил, которым пожаловал земли, леса и виноградники.

У могилы св. Штефана Великого, монастырь Путна, 1960 г. У могилы св. Штефана Великого, монастырь Путна, 1960 г.

Он утешал, успокаивал, очищал наши раны и затем накладывал на них нужное лекарство

Я с болью и слезами говорю вам: мне очень не хватает отца Иакинфа, и после его кончины я так и не нашел духовника, подобного ему. Он утешал, успокаивал, очищал наши раны и затем накладывал на них нужное лекарство. Иногда мы от этого испытывали боль, но она была краткой, утешение же было скорым и благотворным.

Было еще такое слово у отца настоятеля:

– Когда не у кого спросить совета, когда чувствуешь, что надо исповедаться, а некому, вознеси краткую молитву и спроси Бога: «Господи, угодно ли Тебе то, что я сейчас хочу сделать?» – и тут же узнаешь Его волю, потому что Бог не попустит впасть в искушение тому, кто начинает дело с молитвой.

Для меня отец Иакинф – святой, избранник Божий, и я не сомневаюсь, что он пребывает среди святых.

А тех, кто знал отца Иакинфа и жил рядом с ним, я прошу, сколько могут, не умолкать, рассказывать о нем, передавать советы и поучения батюшки и исполнять их, чтобы служить живым примером для молодежи.

Иерихон, июль 2000 года.

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Cuvântul Ortodox (Православное слово)

23 июня 2023 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 319 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Здесь мы видим замечательный пример того, как отцы старательно скрывали свои добродетели. Никакого хорошего материального положения у юного солдата быть, конечно, не могло, поскольку он рос в простой крестьянской семье, которая богатела только верой в Бога и детишками. Причина отчисления заключалась в другом: к власти пришли коммунисты, приказано было выбросить из казарм все иконы, тогда набожный солдат Иоанн Унчуляк решительно вернул их на место и открыто исповедал свою веру во Христа, о чем рассказал его биограф. См.: https://pravoslavie.ru/73491.html.

[2] В монастырях могли оставаться только неработоспособные, престарелые и ученые монахи.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Вы – храм Божий» «Вы – храм Божий»
Иеросхим. Иулиан (Лазар)
«Вы – храм Божий» «Вы – храм Божий»
Беседа со старцем Иулианом (Лазару) из афонского скита Продром
Бог укрепил отца Иулиана говорить с нами в свои 90 лет более часа. Он несет в своей душе вечную молодость Христа.
«Путь к Царствию Небесному проходит по острию ножа» «Путь к Царствию Небесному проходит по острию ножа»
Архим. Иакинф (Унчуляк)
«Путь к Царствию Небесному проходит по острию ножа» «Путь к Царствию Небесному проходит по острию ножа»
Мысли и духовные советы
Архимандрит Иакинф (Унчуляк)
Где бы ты ни был, ум твой да будет с Господом. Так находи пустыню своего сердца. Даже в толпе, поезде и в любых обстоятельствах, где бывает множество людей, старайся молчать и быть наедине с Богом.
Архимандрит Иакинф (Унчуляк) Архимандрит Иакинф (Унчуляк)
К 90-летию со дня рождения старца
Архимандрит Иакинф (Унчуляк) Архимандрит Иакинф (Унчуляк)
К 90-летию со дня рождения старца
Теодор Даналаке
«Самый легкий и надежный путь спасения – это путь того, кто живет в послушании, то есть делает всё с совета и благословения, с молитвой и вопрошанием. И самый трудный путь спасения – путь того, кто живет на земле по своей воле».
Комментарии
Христина24 августа 2023, 13:38
Царствие небесное о. Иоакинфу! Спасибо за ценные воспоминания! И особенно наставления батюшки! Еще бы где-нибудь почитать про батюшку. Отче Иоакинфе моли Бога о нас!
Тамара28 июня 2023, 20:16
Царствие Небесное отцу Иакинфу и вечная память!! Вот такие святые жили и живут среди нас и в наше время!! Господь даёт нам их для укрепления веры и наших слабых сил!! С любовью из Белоруссии.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Зинаида Пейкова

Новые материалы

Выбор читателей

×