Известная на весь православный мир русская духовная семинария в американском Джорданвилле 15–17 сентября отмечает 75-летие. С кем же поговорить о ней, как не с протодиаконом Виктором Лохматовым, который провел в ее стенах почти всю жизнь: сначала учился сам, а затем долгие годы преподавал.
Из указа Архиерейского Синода от 22 сентября/12 октября 1948 г.: «Постановили: Утвердить открытие Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле, по представленному плану, и благословить начало первого семестра занятий в ней с 1/14 октября 1948 г.».
1964 г. Курс, на котором учатся будущий о. Виктор с будущим Митр. Лавром
– Отец Виктор, чего вы ждете от предстоящего празднества?
– Самое важное – приедут люди, которые почитают семинарию, и у нас будет возможность повидать старых друзей, с кем мы учились вместе. Конечно, все они близки к Церкви и преданы семинарии. Я думаю, это будет прекрасное торжество.
– Почему семинария в Джорданвилле так важна для всего русского православного мира?
– Прежде всего, это единственная семинария Русской Зарубежной Церкви в целом мире. Архиепископ Виталий (Максименко) провидел, что Церковь будет нуждаться в новых служителях, и потому основал семинарию не только для монашествующих, но и для всех молодых людей, которые впоследствии могли бы связать жизнь с Православием.
Свято-Троицкий монастырь (Джорданвилль, Нью-Йорк)
– А скольких из них в итоге воспитала семинария за 75 лет?
– Насколько я знаю, семинарию закончили по крайней мере свыше 200 человек. И большинство из них приняли духовный сан. Многие выпускники Джорданвилля стали известными личностями. Я бы сказал, что, возможно, это лучшие студенты-богословы в мире.
Многие выпускники Джорданвилля стали известными личностями
– Можно ли сказать, что семинария подготовила десятки молитвенников Русской Церкви?
– Безусловно. Среди наших студентов десятки таких молитвенников. Например, вместе со мной на курсе, который выпускался в 1967-м году, учился будущий епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский Александр (Милеант). Многие мои однокурсники стали приходскими священниками и служат Церкви всю свою жизнь. Причем это касается не только русских, но и сербов. А за одной партой со мной сидел Георгий Ларин, сейчас очень уважаемый в Америке батюшка.
Епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский Александр (Милеант)
– А что для вас лично значит семинария?
– Всё! (смеется). Я люблю приводить такой пример. Был знаменитый бейсболист Лу Гериг, который играл за команду «Нью-Йорк Янкиз». Он заболел и знал, что умирает, но, несмотря на это, продолжал выступать. Однажды Гериг вышел к микрофону перед заполненным стадионом, 80 тысяч зрителей, и сказал: «Сегодня я самый счастливый человек на свете, потому что у меня есть возможность играть за ‟Янкиз”. Это моя жизнь».
Так вот, это и про меня тоже. Я считаю себя самым счастливым человеком, потому что моя жизнь протекает в стенах Свято-Троицкого монастыря и семинарии.
Протоиерей Георгий Ларин и протодиакон Виктор Лохматов
– Вы только что упомянули отца Георгия Ларина, у которого списывали, поскольку сначала плохо говорили по-русски. А с годами уже сами преподавали семинаристам русскую литературу и церковнославянский язык. Да и сейчас мы с вами изъясняемся без проблем. Это семинария так подняла ваши познания в «великом и могучем»?
– После семинарии я еще учился в Норвичском университете в Вермонте. Там была прекрасная русская школа, где преподавали многие профессора из дореволюционной России – Панин, Первухин, Ржевский, Волконская. Конечно, они были для нас, студентов, драгоценными источниками знаний. Как и в Джорданвилле, где нам преподавали Николай Тальберг, Иван Андреевский, отец Константин (Зайцев), отец Михаил Помазанский. Мы только и мечтали, чтобы послушать таких людей, узнать, чему они могут научить.
– Вы упомянули своих педагогов, с которыми вас сводила жизнь…
– Я Николаю Дмитриевичу Тальбергу ужин приносил по вечерам. И он всегда рассказывал что-нибудь интересное о жизни в России. Для меня было таким удовольствием – общаться с этими людьми.
– Чем они помогли вам по жизни?
– Они показали мне истинные ценности в жизни, благодаря им я понял: то, что есть здесь, в семинарии, в Джорданвилле – не найдешь нигде в целом свете.
– Был еще один человек в семинарии, который оказал на вас большое влияние – Митрополит Лавр (Шкурла).
– Безусловно. Когда я еще ребенком приехал в монастырь, а он был монахом, мы жили с ним в одной комнате, целые дни проводили вместе. Я же говорю, что я самый счастливый человек на свете. С одной стороны, у меня есть семья, но в то же самое время я нахожусь в монастыре уже с 1957 года. Это моя жизнь.
Епископ Сиракузский Лука (Мурьянка)
– Нынешний настоятель Свято-Троицкого монастыря и ректор семинарии епископ Лука (Мурьянка) называл вас «непостриженным собратом Джорданвилля». Как вы охарактеризуете такое сравнение: это честь, это комплимент?
– Ну, конечно. Мне очень приятно услышать это от владыки. Действительно, монастырь и семинария – это самое важное на свете для меня.
– Вы могли бы рассказать какую-то особо запомнившуюся историю, связанную с вашей жизнью в семинарии – как студента или педагога?
– Я уже говорил, что в начале учебы у меня были трудности с русским языком. Но мне помогали Николай Дмитриевич Тальберг и особенно отец Михаил Помазанский. Он преподавал догматическое богословие – самый важный предмет в семинарии, написал учебник. А я беру этот учебник, и мне трудно понять, что там написано. Но он специально выбирал для меня параграфы и говорил: «Ты прочитай несколько раз и потом своими словами старайся объяснить, о чем здесь идет речь и как ты это понимаешь». Так он готовил меня к следующему уроку. И когда я ему все это рассказывал, он говорил: «Это хорошо, это правильно».
– Помогло это вам?
– Конечно! Это заставляло меня подумать и серьезно позаниматься этими вопросами.
– Что бы вы посоветовали тем, кто сейчас собирается поступать в семинарию – не только в Джорданвилле, но и в России?
– Я бы сказал, что в любую семинарию нужно поступать. Это самое главное в жизни: как провести время на земле и как подготовиться к вечности. Конечно, семинария поднимает эти самые важные вопросы. И помогает найти ответы, учит нас жить так, чтобы быть настоящими христианами.