Нужно ли заставлять детей читать

Заметки о детском чтении

Художник: Владимир Волегов Художник: Владимир Волегов

Этот вопрос больной и сложный. Потому что заставляют родители не просто так: они понимают, что чтение важно, что читающему человеку больше открыто, и возможностей у него больше. Желание усадить за книгу продиктовано не самодурством и в большинстве случаев не тщеславием. Искренней заботой о благополучии ребенка.

Но успешность в том или ином деле приходит не только от преодоления, усилия воли. Основа ее – любовь и интерес. Да, бывает сложно, больно, скучно. Но если душа делом не горит, вряд ли что-то получится. Это работает и с музыкой, и со спортом, и с изобразительным искусством. Люди, которые достигли серьезных успехов в этих областях, подтвердят, что без любви у них бы ничего не вышло. Как и без преодоления.

С чтением ситуация еще более неопределенная, чем с фортепиано или балетом. С одной стороны, читать все равно придется, хотя бы то, что требуется в рамках школы. Так, может быть, этого достаточно, если ребенок не хочет большего? Или все-таки нужно ставить условия и заставлять, ведь книги всегда на пользу?

Я знаю семьи с разными позициями. В одной выдается «дневная норма» в две-три главы, и только после нее сын получает доступ к Интернету. В другой главное, чтобы троек по литературе не приносил, а уж как и что он читает – его забота. В третьей родители сказали себе, что он «не читатель», смирились и оставили в покое.

Во всех трех сценариях нет ничего ужасного. Многие люди не читают книг и при этом остаются отличными профессионалами, родителями, друзьями. Без книг можно жить, оставаясь хорошим человеком.

Но я хочу предложить третий путь. Параллельный. Он потребует некоторых усилий от родителей, но обязательно принесет результат. И результат этот не только в том, что ребенок будет начитанным и эрудированным. Это не главное.

Мой путь – это участие в чтении ребенка. Не внешнее участие: записать в библиотеку и отмерить «норму» страниц на день. А живое, смысловое участие. Оно бывает разным, зависит от характера взрослого и ребенка, возраста, типа отношений в семье.

Как оно может выглядеть?

  1. Совместное чтение. Я говорю не только о малышах, которым мы читаем сказки на ночь. Вместе можно читать и со школьниками, и с подростками. Часто дети, которые не берутся за книгу сами, с удовольствием делают это вместе с родителями. Во-первых, легче освоить текст, во-вторых, появляется шанс пообщаться с вечно занятыми мамой и папой.
  2. Параллельное чтение. Хорошая практика для подростков. Берем одно произведение, обозначаем сроки, а потом обсуждаем. Это удобно, если время для чтения у всех разное: например, мама добирается до книги только перед сном, а ребенок садится за нее днем, после уроков или в транспорте по пути на занятия.
  3. Обсуждение того, что читает ребенок. Иногда для чтения нужна дополнительная мотивация, и ей может стать заинтересованность взрослых. Это важно и даже целительно: знать, что маму волнует не сколько страниц я прочитал, а какое у меня сложилось впечатление от книги. Родителям придется выделить время и силы для беседы, может быть, даже перечитать произведение. Но это того стоит: ребенок начнет осознавать чтение частью жизни, напитываться вниманием мамы и папы в процессе беседы.

Родителям придется выделить время и силы для беседы, может быть, даже перечитать произведение

  1. Просмотр экранизаций или театральных постановок. Важно, чтобы это был совместный просмотр. Не «Вот тебе ‟Властелин колец”, а потом посмотришь фильмы Джексона», а сесть после чтения книги вместе в выходной, посмотреть и обсудить книгу и фильм. Сходить в театр на «Горе от ума» или «Алые паруса», а потом внимательно выслушать, что понравилось или не понравилось ребенку, и честно рассказать о своих чувствах.
  2. Сравнительное чтение. Это, конечно, «задача под звездочкой» — практика, требующая подготовки. Но она помогает сформировать глубокие читательские навыки — главным образом анализ. Суть метода — в чтении и сравнении двух произведений, где герои проходят похожий путь (может быть, не по сюжету, а по внутренним мотивам, трансформации). Взрослый выбирает две книги (можно начать с небольших рассказов или сказок), они читаются — совместно или каждым самостоятельно. А потом следует обсуждение — не обязательно торжественно объявлять об этом, вполне достаточно поболтать за чаем на кухне или по дороге на дачу. Так, походя, играючи, ребенок не только размышляет, анализирует, обосновывает свою позицию, но и с помощью взрослого делает чтение частью своей жизни.

А что все-таки с принуждением? Вот, например, ребенок с удовольствием слушает мамино чтение, а сам читать не хочет? Тогда заставлять?

Если ребенок уже достаточно большой — например, ему 9–10 лет, и до сих пор чтение было эпизодическим, без удовольствия, добровольно садиться за книгу он не захочет. Здесь лучше все-таки помочь ему — читать вместе или по очереди. Мотивация не растет на голой земле: ее, как почву для нежного растения, нужно удобрять и поливать.

Если же ребенок еще маленький, дошкольник, можно организовать среду, в которой книга будет важным элементом.

Можно организовать среду, в которой книга будет важным элементом

Читать каждый день, покупать или брать в библиотеке книги, соответствующие интересу ребенка, обсуждать и сравнивать. А когда он научится читать сам, мягко и постепенно включить практику самостоятельного чтения в ежедневную рутину. Дети, для которых книга – часть жизни, легко и без усилий принимают тот факт, что читать нужно каждый день.

Сейчас у меня перед глазами пример старших детей. Старшая дочка, как только научилась читать, стала «проглатывать» книги самостоятельно. Ее никогда не нужно было «усаживать» за чтение, скорее, наоборот, напоминать, чтобы она отдохнула, поела или пошла погулять.

А вот со средним сыном получилась другая история. Он научился читать быстро и практически без усилий, с удовольствием слушал, как ему читают мама и папа, но сам за книгу не садился. Исключение – технические энциклопедии, книги про самолеты или оружие. И ему как раз потребовалось выстроить читательскую рутину.

Сначала мы совершенствовали навык чтения: он вслух читал мне что-то простое: сказки Сутеева или Остера, комиксы, веселые книжки Маури Куннаса или Ричарда Скарри. И он привык, что каждый день садится за книгу. Постепенно перешел к чтению «про себя»: мне уже не нужно было поправлять или подсказывать. А привычка осталась. И когда я напоминаю, сын садится за чтение, потому что это стало частью жизни. Конечно, между книгой и мультиками он выберет мультики. Но если говоришь, что пора почитать, он делает это с интересом и удовольствием. Привычка помогает уравновесить разные области жизни.

Про книги часто говорят, что это лучшие друзья, или удивительный мир, или способ убежать от однообразного существования. Отчасти это так, но есть один момент, который упускается в таких разговорах. Книги – часть жизни, рутины, ежедневного бытия. Если это так, они для нас и друзья, и отдых, и возможность провалиться в удивительные миры, отрешившись от своих проблем. Но ребенку важно подсказать и помочь, организовать его чтение. Иногда для этого требуется выстроить границы, проконтролировать регулярность. Но главное – наш живой интерес к читательской практике и чувствам ребенка. Именно он становится помощником в приобщении ребенка к чтению.

Мария Минаева

28 ноября 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×