Иерей Кирилл Рябов – настоятель Спасской церкви поселка Кумены Вятской епархии. Мы поговорили с ним о духовных исканиях, об укоренении в вере, о сельском приходе, на котором священник несет служение в настоящий момент, о фундаменте духовной жизни.
Случай из детства
– Расскажите, как вы пришли к вере? Какими воспоминаниями из детства можете поделиться?
Уважение к Богу было во мне с самого детства. Я всегда понимал, что Бог есть
– Уважение к Богу было всегда, с самого детства, насколько я себя помню. Всегда было понимание того, что Бог есть. Родился я в Нововятске в 1987 году, крестили меня примерно в два года в Серафимовском соборе города Кирова. Семья, в которой я вырос, была невоцерковленной, но и не атеистической. Помню только, когда бабушка (по отцу) приезжала к нам в гости, я наблюдал, как она перед сном вставала перед иконами, крестилась, молилась. От этой картины у меня возникало какое-то теплое ощущение. Хотя нас с братом она не учила никаким молитвам и не звала молиться вместе с собой.
Ярко помню случай из детства, когда еще в начальной школе мы однажды шли втроем с мальчишками, и один мальчик начал плохо говорить о Боге. Меня это сильно возмутило. Помню, как я обдумывал свои действия, чтобы пресечь его хамство. Хорошо, что он сам быстро осекся и прекратил.
Вспоминается также один эпизод из детства, когда мы с мамой побывали в Серафимовской церкви. Было ощущение, что я попал в какое-то неземное пространство. По храму прошелся человек в стихаре (тогда я даже не знал, что так называется богослужебное облачение), и у меня было ощущение, что идет ангел. Но когда я увидел под стихарем джинсы, понял, что это человек, и это меня немного приземлило. Не разочаровало и не разуверило, но приземлило. Потом одно время я сам в подростковом возрасте ходил в храм, но тогда это происходило без осмысления глубины.
А вообще, всегда было четкое понимание того, что когда мы говорим о Боге, то это только Православие.
Если говорить про мой приход именно в ограду Церкви, то это был многолетний процесс. Анализируя спустя время свой путь, я осознал, что внутри было ощущение гнетущей реальности по причине распространения греха и, как следствие, греховной жизни – моей личной и общества в целом. Не было желания так дальше продолжать жить…
Духовные искания
– Ваши духовные искания начались в период студенчества? На кого вы учились до того, как решили стать священником?
– Духовные искания начались раньше. В школе я уже задумывался о смысле жизни. До своего воцерковления мне нравилось слушать песни остросоциального характера, которые позволяли задуматься о разных вопросах бытия.
В плане профессии с юных лет я хотел стать военным, служить в Федеральной службе безопасности, но в силу различных жизненных обстоятельств, в том числе по рекомендации родителей (мой отец – тренер по греко-римской борьбе), я оказался в ВятГГУ на спортфаке с расчетом на то, что после окончания института пойду по военной стезе.
Я все отчетливее понимал, что внутренние духовные вопросы без Бога не решить, и постепенно шел в этом направлении
При этом все более четким становилось понимание, что есть Бог, и Он – источник святости. Я все отчетливее понимал, что внутренние духовные вопросы без Бога не решить, и постепенно шел в этом направлении.
– Что послужило пониманию того, что Бог есть? Кто помогал вам разбираться в духовных вопросах в тот период?
– Понимание бытия Бога было всегда. Отдельно объяснять мне это было не нужно. Не было знания Бога и Его заповедей, не было понимания, как правильно взаимодействовать с Ним. Здесь надо сказать о том, что кроме бабушки, которая молилась перед сном, у меня есть еще воцерковленный дядя Александр (двоюродный брат отца). Он не часто у нас бывал, но, приезжая к нам в гости, общался с родителями в том числе на религиозные темы, а я иногда подслушивал эти разговоры, мне было интересно. Когда я стал постарше, то он, видя мой интерес, научил меня молиться – читать «Отче наш» каждый день по утрам. Да и мама в подростковом возрасте мне рекомендовала молиться. Так я приобрел молитвенный опыт примерно с 16 лет.
Еще был некоторый эпизод, заложивший фундамент моей веры, связанный с детской Библией. Как-то раз в 1990-е годы мама отправилась в магазин приобрести продукты и какие-то вещи и вместе с ними принесла домой детскую Библию. Увидела на прилавке и неожиданно для самой себя, как она рассказывала потом, решила купить ее. Пришла домой, положила на полку, никому ничего не говоря. А я смотрю – книжка лежит. Заинтересовался и прочитал ее несколько раз от корки до корки. Это стало большим подспорьем в формировании моего мировоззрения и, наверное, первым знакомством со Христом. Но в целом жизнь шла своим чередом…
И только ближе к 20 годам эти вышеописанные эпизоды из моей жизни дали плоды. К тому времени у меня созрело устойчивое желание попасть на Таинство Исповеди, принести Богу покаяние в своих грехах. Как есть желание помыться после трудового тяжелого рабочего дня, так у меня было желание духовной бани, внутреннего очищения и сопричастности Богу, источнику Света. Было понимание, что если я сам с собой не поработаю, то что-то менять вокруг себя, преобразовывать окружающую меня действительность, идти к чему-то светлому не получится. Потому что если ты в себе не имеешь сопричастности Свету, то никому и ничем не поможешь. Условно говоря, ты не можешь дать человеку конфету, если у тебя у самого нет конфеты – логика такая. В этот период я узнал, что существует Таинство Причастия, которое является центром жизни христианина, и возникло непреодолимое желание причаститься.
Сам процесс моего воцерковления начался с января 2009 года. Был праздник Крещения. Мы с товарищем приехали за святой водой. Его мама попросила отвезти ее, а меня он взял с собой, поскольку видел мой интерес к Церкви. Таким образом, через них я технически увидел дорожку, как мне добраться до храма и оказаться в этом пространстве. Это был последний семестр института, выход на экзамены, написание диплома… И в этот момент я начал воцерковляться, начал сам ходить в храм. Время позволяло, учеба уже не занимала много времени. Была возможность изучать Православие, чаще бывать на богослужениях и участвовать в Таинствах.
– Были ли на вашем пути священники, которые помогли разобраться в вопросах, связанных с Православием?
– На первую исповедь я попал к отцу Сергию Гомаюнову, как выяснилось впоследствии. И по части вопросов он мне помог тогда разобраться. Но у нас не было возможности более плотного взаимодействия, а духовный голод и жажда знаний о Боге у меня были велики. Здесь на помощь мне пришел интернет. Не сам интернет, конечно. Просто благодаря ему была возможность смотреть и слушать проповеди и лекции различных проповедников и миссионеров. В частности, большую роль в формировании моего догматического сознания сыграл отец Даниил Сысоев, ныне покойный. Я думаю, многие знают, что он был застрелен в храме в 2009 году, осенью. Это если называть современников. Помимо них, конечно, на меня оказали влияние труды таких священнослужителей, как святитель Игнатий (Брянчанинов), преподобный Никодим Святогорец, святитель Феофан Затворник, преподобный Паисий Святогорец, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Филарет Московский и другие. Одним словом – святые отцы и учителя Церкви.
Служба на духовном фронте
– А каким образом вы оказались в духовной школе?
На тот момент я и представить себе не мог, что впоследствии стану священником, просто душой тянуло к церковной ограде
– Институт я закончил. По закону мне нужно было идти в армию, и желание такое было. Служил три года по контракту в Пограничных войсках ФСБ России. Думаю, если там обрету то, что я ищу, то останусь там. Или же буду рассматривать что-то связанное с церковным служением. Хотя на тот момент я и представить себе не мог, что впоследствии стану священником, просто душой тянуло к церковной ограде. За годы службы в армии у меня окончательно сформировалось понимание того, что ценнее служба на внутреннем духовном фронте, чем на внешнем. Конечно, внешние границы защищать нужно, но если внутри общества происходит разложение, то начинать, наверное, нужно с духовного фронта. Конечно, мое уважение к воинскому служению по-прежнему сохранилось, просто на тот момент я расставлял для себя приоритеты.
После армии первое время я подрабатывал учителем труда в нововятской школе. В этот период познакомился с отцом Андреем Лебедевым. Первое время ездил в Быстрицу, в Троицкий храм к отцу Николаю Федько. Мой дядя Александр – прихожанин этого храма. На почве Православия мы с ним к тому времени крепко сдружились, и он всегда звал меня к ним в храм. Отец Николай пустил меня на клирос, и я читал часы, кафизмы. Потом меня взяли в Серафимовский собор алтарничать по рекомендации отца Андрея Лебедева. Через какое-то время зачислили в штат алтарников, пономарей. И уже там речь пошла об училище, о духовном образовании. Так в 2013 году я поступил в Вятское духовное училище на очную форму со свободным посещением. В 2016 году окончил училище, поступил в Нижегородскую духовную семинарию на заочную форму. Окончил ее в 2017 году.
– Как состоялось ваше рукоположение?
– Когда я уже стал студентом ВДУ и алтарником Серафимовского собора, наш митрополит Вятский и Слободской Марк каким-то образом был проинформирован обо мне. И однажды на мероприятии, посвященном памяти священноисповедника Виктора (Островидова), я и моя супруга случайно встретились в фойе с владыкой, подошли под его благословение, а он подвел нас к решению о моем рукоположении во диакона. Хиротония состоялась 22 июня 2014 года, а 15 марта 2015 года владыка Марк рукоположил меня во священника.
– Что самое главное вы вынесли из обучения в духовной школе?
– Когда обучение началось, я осознал, что многое мною уже заранее было прочитано. Большая часть информации в рамках таких предметов, как катехизис, библейская история, догматическое богословие, история Церкви и т.д., была мне известна. Но не хватало какой-то структуры, и училище помогло упорядочить прежде полученные из книг знания. Появилась структура знаний, методика исследований, подход к изучению источников, мнений – все это способствовало лучшему пониманию даже уже знакомого прежде материала. Появился в определенном плане научный подход в вероучении, если можно так выразиться. Но я, конечно же, приобрел и немало новых знаний, а также получил новый опыт.
– Вы также проходили курсы повышения квалификации для священнослужителей. Чем они для вас стали полезны?
– Система повышения квалификации священнослужителей организована по благословению Святейшего Патриарха Кирилла на основании постановления Архиерейского Собора 2013 года, и они в течение нескольких лет проходят по всем епархиям. Курсы рекомендованы священнослужителям, которые закончили духовные учреждения более пяти лет назад, а за этот период в государственном законодательстве и Русской Православной Церкви есть изменения. Поэтому в рамках курсов преподносится материал практического характера, полезный с практической точки зрения, особенно для настоятелей, которые должны решать широкий спектр вопросов, в том числе хозяйственных, а также связанных с документацией. Кроме того, курсы способствуют общению священников между собой. Можно поделиться опытом миссионерства на приходах, другими важными пастырскими моментами, поучаствовать в совместных богослужениях. Все это на пользу души и служения.
«Благодарен куменскому населению»
– Расскажите о приходе Спаса Нерукотворного в поселке Кумены, где вы несете служение настоятелем.
– Жизнь прихода функционирует. Но лично мне хотелось бы, конечно, видеть больше живых членов Церкви в храме (Церковь – Тело Христово, и все, кто притекает к Святой Чаше, – живые члены Ее). Население Куменского района в большинстве своем составляют люди крещеные, но уровень церковной грамотности и отношения к Богу, уровень соблюдения заповедей оставляет желать лучшего. Хотя в целом у народа отношение к Церкви уважительное и положительное. При необходимости некоторые люди оказывают то или иное содействие храму. Иногда и денег не возьмут за свою работу, а иногда и финансово могут поддержать (например, когда осуществлялась газификация храма в 2019 году). Нет каких-то козней, искусственно созданных нездоровых ситуаций, какого-то токсичного недоброжелательства ко мне как к священнику и в целом к Церкви. В этом плане я благодарен куменскому населению за такое отношение. Но для их благополучной вечности этого может оказаться недостаточно, а мне бы хотелось, чтоб все жители Кумен и Куменского района стали наследниками Царства Божиего и сподобились воскресения в жизнь вечную.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Кумёнах
– Какую миссионерскую работу вы проводите? Каким образом приглашаете людей в храм?
– Миссионерская работа ведется стандартным путем, характерным для служения любого священника: проповедь в храме и работа с людьми. У нас есть воскресная школа для взрослых, и в рамках нее мы по воскресеньям собираемся на беседы. Лекции записываются на камеру, затем опубликовываются на ютуб-канале нашего прихода. И если кто-то что-то не понял или желает освежить в памяти, то в удобный момент может пересмотреть лекцию дома.
По благословению митрополита Марка проводятся огласительные беседы перед Крещением. Кроме того, это работа с людьми, которые приходят в храм по той или иной требе. Когда уместно, ведутся разъяснительные работы. Иногда меня приглашают на какие-либо мероприятия в светские учреждения. Представляю там Церковь.
Фундамент духовной жизни
– По вашим наблюдениям, каким образом или зачем чаще всего миряне приходят в церковь?
– Практика показывает, что люди приходят в храм по разным причинам, ожидая помощи в своих житейских нуждах: кому-то надо ногу исцелить, кому-то – чтобы зарплату подняли или чтоб внучка экзамен сдала хорошо… Есть разные мотивы. Кто-то приходит из-за какой-то беды в своей жизни. А бывает, что люди приходят и с покаянием.
Самый лучший мотив прихода в Церковь – это покаяние в своих грехах, обращение ко Христу и желание жить по Его заповедям
Просто важно понимать, что самый лучший мотив прихода в Церковь – это покаяние в своих грехах, обращение ко Христу и желание жить по Его заповедям. Поэтому самый твердый фундамент духовной жизни закладывается тогда, когда человек приходит в храм к Богу из осознания своей личной греховности и желания святости во Христе. В таком случае он будет внутри себя четко понимать, к Кому он пришел, куда он пришел и зачем. А такое понимание, в свою очередь, избавит от многих искушений, разочарований и падений.
Действие Промысла Божия
– Можете ли поделиться чудом из пастырской практики или собственной жизни?
– Можно это расценивать как чудо, а можно нет. Для себя я в этом вижу определенную закономерность, действие Промысла Божия в жизни. Когда я служил в армии в Выборге, под Санкт-Петербургом, на границе с Финляндией, то снимал квартиру (у контрактников была такая возможность), жил один, был еще неженатый. Как-то решил прибраться, наверху шкафа обнаружил макулатуру, протер пыль… И у меня было подсознательное ощущение, что в бумагах нужно покопаться. Смотрю – там лежит церковный календарь, а на нем – изображение Спаса Нерукотворного. С одной стороны, я понимаю, что это был обычный старый календарь, и его можно было просто отнести на сжигание в храм, но такой мысли у меня тогда даже не появилось. Отрезал циферки, и у меня дома оказалась икона Спаса Нерукотворного. Потом, когда служба закончилась, я привез эту икону в Киров, а после принятия священного сана, послужив некоторое время на разных приходах, был назначен в храм Спаса Нерукотворного в Кумены. И только спустя время вспомнил об этом случае. Для этой иконы заказал в мастерской рамочку, и до сих пор образ находится дома, стал домашней иконой. Вижу в этом определенную закономерность.
Самое актуальное
– Что бы вы пожелали читателям в связи с приближающимся праздником Рождества?
– Самое фундаментальное пожелание, универсальное для всех людей, – покаяние и исправление, жизнь по заповедям Божиим, потому что это самое актуальное во все времена. И если мы как народ хотим решить какие-то наши проблемы, то искать корни надо не в политической сфере, не в социальной, не в экономической, а во внутренней духовной жизни – обратить внимание на наши отношения с Богом, на наше отношение к Его заповедям. Из этого складываются все остальные сферы жизни. Это мое глубокое убеждение, которое я вынес из наблюдений за жизнью.
Поэтому каково мое пожелание нашим соотечественникам к празднику Рождества Христова? Как сказал один священник на проповеди, волхвы родившемуся Христу подарили золото, ладан и смирну. А что можем подарить мы? Давайте подарим Ему наше покаяние и наше чистое сердце.