Татьяна Андреева – регент приходского хора храма Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Нижнеивкино, настоятель которого – ее супруг иерей Николай Андреев. Мы побеседовали о служении женщины в Церкви, о роли супруги священника, а также о жизни прихода церкви Рождества Богородицы.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в п. Нижнеивкино. Фото: Игорь Скорняков
Хор на приходе
– Расскажите о служении женщины в Церкви, основываясь на собственном опыте. Ограничивается ли ваша миссия послушанием регента, или круг дел на приходе шире?
– Думаю, что у каждой матушки очень много забот на приходе, где они с батюшкой служат. У меня основное послушание – на клиросе. Подготовка хора к службе начинается обычно за несколько дней, недель и даже месяцев. Нужно подробно разобраться в уставе, провести несколько спевок, подготовиться так, чтобы и батюшке помочь провести службу, и чтобы прихожане смогли приобщиться душой к молитвенному пению. Если служба праздничная, то обязательно нужно украсить храм. И в этом мне помогают сотрудники прихода и сами прихожане.
У нас в храме сложилась очень теплая семейная атмосфера – все идут друг другу на помощь
У нас в храме сложилась очень теплая семейная атмосфера – все идут друг другу на помощь. Дел, конечно, на приходе очень много. В настоящее время в храме продолжается реставрация. Значительная часть работ уже проделана: мы убирали храм внутри, подготавливали территорию снаружи. В ходе этих работ у нас на приходе произошло чудо.
– Чудо? Расскажите.
– Осенью 2017 года мы заботились о том, как убрать деревья, обступившие храм. Тополя уже были очень старые, еще с советских времен, и несли угрозу для храма. Но для того, чтобы их убрать, требовалось много разрешений, нужен был кран, поскольку верхушки переплетались с проводами. И мы не знали, с чего начать решение этого вопроса. Промыслом Божиим в сентябре 2017 года митрополит Вятский и Слободской Марк передал в храм ковчег с частицами мощей девяти святых: святителей Николая Чудотворца, Тихона Задонского, Иннокентия Московского, Виктора Глазовского (викария Вятской епархии), преподобных Пимена Постника Киево-Печерского, Иоанна Многострадального Киево-Печерского, Максима Грека, Феодора Санаксарского и праведного воина Феодора Ушакова. А в октябре 2017 года нам привезли Великорецкую икону святителя Николая (образ, явленный в декабре 2016 года). Мы решили молиться перед святынями. И так сложилось, что нам и кран дали, и нашлись люди, оказавшие помощь, включая специалистов линий электропередач. В итоге деревья убрали, после чего появилась возможность подъезда к храму.
Татьяна Андреева – Как продвигаются другие этапы реставрации?
– В советское время над алтарной частью появилась надстройка в два этажа, где располагалась больница. До сих пор остались стены, перегородки и даже старые кровати. Мы же сейчас молимся в малой части храма. На самом деле исторический облик церкви был совершенно иной, намного просторнее, и задача реставраторов – сохранить и преумножить былое благолепие храма.
Еще на первом этапе – при подготовке здания к реставрации – оказалось много дел, которые, казалось бы, могут подождать, но в то же время они являются основанием для дальнейшей работы.
По милости Божией, прихожане у нас хорошие, отзывчивые – люди откликаются, когда требуется совершить приборку церкви или облагородить прихрамовую территорию. Однако помимо прихожан на субботниках обычно бывает три-четыре незнакомых человека – это гости курортного поселка Нижнеивкино, которые, увидев объявление на дверях храма, также приходят потрудиться. Видеть таковых для нас также очень радостно.
– Как вы после окончания светского вуза оказались при храме? Почему решили пойти учиться на регента?
В Церкви я с рождения, у меня все в семье верующие
– В Церкви я с рождения, у меня все в семье верующие: бабушки, дедушки, родители. Родом я из поселка Кикнур. Правда, местная старинная церковь была разрушена, и богослужения совершались в молельном доме. При этом моя бабушка часто брала меня с собой в храм на богослужения в соседнее село Улеш, где она пела в церковном хоре. Мама с папой, когда мы с братом подросли, начали нас брать в село Беляево, что в 12-ти километрах от Кикнура, в Никольский храм на богослужения. Каждое воскресение нас будили, и мы всей семьей собирались на службу. Тогда там служил архимандрит Гавриил (Кислицын). Нас, детей, он привечал с особым радушием: то конфетой одарит, то по головке погладит.
После окончания школы я поступила в университет, и мне стало очень не хватать церковной жизни, к которой я привыкла с детства. Постепенно начала ходить по воскресеньям на службы в Трифонов монастырь. Первым, к кому я попала на исповедь, был протоиерей Геннадий Сухарев. Очень полюбилось пение хора Успенского собора Трифонова монастыря. Церковное пение завораживало. Хор поет, батюшка служит – и все так слаженно. Я не знала, где я нахожусь – на земле или на небе, разделяя душой слова вернувшихся из Византии послов князя Владимира.
Уже позже, в Успенском соборе, я увидела объявление о том, что совершается набор на регентское отделение. Конечно, во всем этом был Промысл Божий: и во встрече с отцом Геннадием Сухаревым, духовником Вятского духовного училища, и в том, что объявление о наборе регентов я увидела уже по окончании вуза. Но сомнения были. Ведь по окончании химического факультета ВятГУ нужно было уже серьезно определяться с выбором дальнейшего жизненного пути: была возможность работать в лаборатории кикнурской больницы или на молочном комбинате в Нижегородской области. Смущало то, что, так или иначе, я буду в стороне от храма, придется пропускать службы в большие церковные праздники. И я очень благодарна родителям, что они отнеслись с пониманием к моему желанию пойти учиться на регента. Сомнения окончательно разрешились после благословения отца Гавриила.
Впоследствии Людмила Анатольевна Телегина, Валентина Анатольевна Шабалина, Лариса Викторовна Жилина, матушка Ирина Шиляева, Екатерина Сергеевна Шаклеина обучали меня регентскому мастерству и церковному пению – всем им за это низкий поклон.
«Хорошее дело»
– Расскажите о своем послушании у архимандрита Гавриила (Кислицына), весьма почитаемого нашими верующими.
– Защитив диплом в университете, я вернулась отдыхать летом к родителям. Будучи на богослужении в Никольской церкви в Беляево, услышала объявление, что требуются помощники красить храм. Для этого необходимо было на какой-то период переехать в село Беляево. Так, два летних месяца я проживала в одном из церковных домов, помогала на огородных работах, по хозяйственной части в кельях у батюшек и на приходе. За службами ощущалось особое благоговение. А в доме, в котором я остановилась, прежде проживал духовный отец архимандрита Гавриила – игумен Иосаф (Сычев), который в свою очередь был учеником преподобного Матфея Яранского.
В Беляево постоянно приезжали паломники испросить совета отца Гавриила, потрудиться, побывать в храме, где ранее молился святой Матфей. Самое удивительное, что люди, находящиеся в духовных поисках, во время трудничества в Беляево получали ответы на искомые вопросы, находили выход из той или иной трудной ситуации. Конечно, сами люди своим человеческим разумением приписывали это молитвам отца Гавриила. Но всем управляет Господь.
Отец Гавриил благословил меня на обучение в духовном училище, сказав: «Хорошее дело»
Архимандрит Гавриил отошел ко Господу 24 июля 2020 года. А тогда, несмотря на свой почтенный возраст (на тот момент ему было уже за 80 лет), несмотря на свои немощи, он привечал паломников с особой теплотой и заботой о каждом. Советов прямо не раздавал, но, выслушав, мог сказать, например: «Хорошее дело», – и все становилось понятным: значит, нужно в эту сторону идти. По окончании лета отец Гавриил благословил меня на обучение в духовном училище, так и сказав: «Хорошее дело».
Время, проведенное под окормлением отца Гавриила, на всю жизнь осталось для меня особым духовным опытом. До сих пор бывает: случается какая-то сложная ситуация, начинаешь размышлять, как нужно поступить, и думаешь: «А как бы поступил батюшка Гавриил? Он бы так не разрешил сделать! Он бы не стал унывать и печалиться, роптать, что устал (а ведь как ему, пожилому и болящему, приходилось непросто!)». И искушение отпадает. И, конечно, там особым образом ощущалась его любовь ко всем нам.
«Путь особого терпения, смирения и любви»
– Расскажите о вашей встрече с будущим мужем. В момент знакомства и создания семьи вы ощущали действие Промысла Божия?
– В нашей встрече с самого начала общения чувствовался Промысл Божий. Мы познакомились в стенах духовной школы. Перед тем, как создать семью, взяли благословение духовника. Подали прошение ректору духовного училища митрополиту Марку на венчание. Владыка Марк нас благословил.
Перед созданием семьи прежде всего нужно молиться! Просить заступничества Богородицы, святых угодников Божиих. Они услышат и пошлют настоящего спутника жизни. Как оказалось, у нас с отцом Николаем у обоих с детства покровитель – святитель Николай Чудотворец. Меня крестили 22 мая – в день памяти святого. Первый духовный опыт я получила в Никольском храме села Беляева, и первым приходом, где служил отец Николай, а я регентовала, был храм в честь святителя Николая в поселке Домостроитель. Святитель Николай Чудотворец является покровителем нашей семьи.
– В обществе бытуют разные мнения об участи супруги священника: одни считают, что жизнь матушки – это безмятежная жизнь за спиной уважаемого прихожанами батюшки; другие – что это тяжелый крест. Как вы ощущаете свою долю в этом смысле?
– Во-первых, нужно сказать, что священник – как солдат: куда его пошлют – туда он и поедет. А матушка должна идти за ним. Матушка – как камертон: какой тон с утра задаст батюшке, так день и пройдет. Неслучайно в притчах нам передается народная мудрость: жить с женой сварливой – несчастнее, чем в пустыне или на кровле. А священнику необходимо благостное состояние духа, чтобы щедро дарить радость о Господе всем приходящим к нему. К батюшке приходят разные люди. Как священник он должен к каждому проявить любовь, заботу, потому что люди, когда идут к батюшке (для участия ли в Таинстве Покаяния или даже просто за советом), – они идут ко Христу. И важно, чтобы священник не оттолкнул людей от Церкви, а наоборот – привел их в храм.
Супруга священника – как камертон: какой тон с утра задаст батюшке, так день и пройдет
Вообще, матушке надо иметь много терпения, чтобы принимать образ жизни батюшки. Она должна понимать, что он служит Богу. У священника на первом месте Бог, а потом уже семья. Конечно, священники молятся, совершают литургию, Господь им дает силы. А когда дома все хорошо, то и служение совершается с особым усердием, с особой радостью, самоотдачей.
Но не надо забывать, что и матушка – «сосуд немощнейший». Ей тоже нужна помощь, опора и внимание со стороны батюшки, чтобы наполнить смыслом ее труд. Поэтому размышляя об участи матушки, основываясь на своем, пока еще скромном, опыте, хочется заметить, что это путь особого терпения, смирения и любви. Впрочем, в той или иной мере таковым должен быть путь любой обычной человеческой семьи.
Иерей Николай и его супруга Татьяна с прихожанами в Нижнеивкино
Самое главное лекарство
– Вам как матушке и регенту приходится сталкиваться с искушениями?
– Вспомним Иова Многострадального. Сколько всего было попущено на его долю, и он не отрекся от Господа. Даже когда лежал больной и нищий – все равно Бога благодарил. И Господь ему все вернул и восполнил. Это духовная борьба, и ее нужно выдерживать. Господь сказал: «Сей род изгоняется молитвой и постом». Здесь помощник – только Господь и Пресвятая Богородица.
У Паисия Святогорца хорошо написано:
«Если все раздражает, все кажутся плохими, нужно понимать, что это искушение, надо стараться молиться и повторять: “Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!”. Повторяй, повторяй, повторяй. И лукавого будет обжигать твое обращение ко Господу, и он отступит».
Главное – не надо забывать, к Кому обращаться за помощью.
– В чем вы сами находите утешение, отраду, защиту в минуту усталости, каких-то сомнений, духовных испытаний?
– Самое главное лекарство – это, конечно, Таинства Исповеди и Причастия. В свободное время читаю духовную литературу, разучиваю новые песнопения для службы.
– Какие книги вы определили для себя источником мудрости, познания духовного мира?
– Очень близки «Слова» святого Паисия Святогорца в семи томах. Осознанно же к восприятию тонкого духовного мира я подошла после прочтения книги архимандрита (ныне митрополита) Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Это православный бестселлер! У нас в приходской библиотеке несколько экземпляров этой книги, и все они на руках. Замечала также, что после прочтения книги «Несвятые святые», а также «Флавиана» (автор – священник Александр Торик) люди приходят на службы в храм и впервые на исповедь. Поэтому хорошая книга действительно для кого-то становится мудрым помощником в открытии духовного мира.
Научиться любить ближнего
– Есть ли, по вашему мнению, разница в устроении семей христианских и светских, невоцерковленных?
Семьям, которые ходят в храм, легче преодолевать искушения
– Семьям, которые ходят в храм, легче преодолевать искушения. Через Таинства Исповеди и Святого Причащения прощаются грехи и дается благодать от Самого Господа. Сталкиваясь с той или иной трудностью, люди понимают, что это искушение, его нужно преодолеть, пройти. Где-то надо и самим что-то сделать – проявить терпение, смирение, обратиться к Богу с молитвой, и Он поможет. И помогает. В Евангелии же сказано: «Просите, и дастся вам: толцыте и отверзется» (Мф. 7: 7). Мы вступаем в брак для чего? Чтобы научиться любить, любить своего ближнего. А, научаясь любить своего ближнего, мы учимся любить окружающих. Так же на приходе: матушка, как и сам священник, должна учиться любить своих прихожан. Ведь каждый человек – это образ Божий.
Священник Илия Шугаев приводит такой образ семьи:
«Представим себе два камня – острых, твердых. Пока они не соприкасаются друг с другом, то вроде все хорошо, никто никого не задевает, но положи их в мешок и потряси сильно и долго. Возможны два варианта развития событий: либо камни обтесываются и уже не ранят друг друга, либо не хотят избавляться от своих острых углов, и тогда рвется мешок, и камни вылетают из него. Мешок – это семья. Либо супруги через “мелкие” самопожертвования притираются, либо разлетаются в злобе друг на друга».
Самым главным в доме должен быть Бог. Когда Бог на первом месте – все остальное на своем. Иерархия выстраивается: Бог – муж – жена – дети. С Богом – проще. Важно понимать, что семья как малая церковь создается для того, чтобы вести друг друга ко спасению.
Особая благодать
– Какие церковные праздники вам особенно по душе?
– Рождество Христово и Светлое Христово Воскресение. Такие праздники требуют большой подготовки. На нашем приходе она происходит по-семейному. Вместе с прихожанами готовимся к празднику, убираем и украшаем храм, готовим трапезу. И в сам праздник – особенно это ощущается на Рождество или Пасху – и в последующие несколько дней посещает особая благодать, в душе поселяются неземные любовь и радость, сложно это осознать человеческим разумом, тем более выразить словом.
Под покровом Богородицы
Икона Божией Матери «Скоропослушница»
– В вашем храме две чудотворные иконы Богородицы. Вы обращаетесь к Заступнице? Приходилось ли вам лично слышать чудесные истории об оказываемой Ею помощи?
– Когда мы с батюшкой начали служить в храме, то обратили внимание на иконы Богородицы – «Достойно есть» и «Скоропослушница». Заметили, что народ обращается к ним за помощью. И в 2017 году, прибираясь в храме Великим постом перед Пасхой, мы их сняли, чтобы протереть, а на оборотной стороне обнаружили надпись, что иконы написаны в XIX веке на Афоне в Свято-Успенском монастыре «Ксилургу». А на одной из них – «Достойно есть» – значится, что икона написана именно для нашего храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Самая большая радость – это умение любить. Самое большое счастье – умение от всего сердца прощать
По благословению владыки Марка мы решили реставрировать эти святыни. Богородица Сама Себя нам открыла в Своих образах – значит, надо молиться. Стали совершать молебны с акафистным чтением перед святынями. И вдруг батюшке звонит человек и говорит, что он хочет написать для храма образ Богородицы «Достойно есть». Батюшка ответил, что в храме уже есть такая чтимая икона, но требуется ее реставрировать. Человек приехал, посмотрел и предложил помочь в реставрации обеих афонских икон.
Когда иконы возвращались с реставрации, мы встречали их со слезами на глазах. Когда их занесли в церковь, было ощущение, что Сама Богородица заходит в храм. Чувства не передать словами. Сейчас иконы пребывают в храме в киотах. Люди приходят и обращаются к Богородице с молитвой и в скорби, и в радости. И по нашим прошениям «Матушка, управь» все словно само собой со временем управляется.
Иерей Николай Андреев с супругой Татьяной Прошлым летом приезжала женщина благодарить Пресвятую Богородицу. У нее было два сына, а она очень хотела дочку. Несколько лет назад она приезжала к этим иконам, молилась пред образом «Достойно есть». И, по милости Божией, у нее появилась дочка.
Сейчас каждое воскресенье перед литургией в 7:30 совершается Параклис перед иконой Пресвятой Богородице «Достойно есть». А 24 июня, в день празднования иконы, совершается крестный ход по поселку Нижнеивкино со святыней. Пресвятая Богородица на нашем приходе особо почитаема.
– Что бы вы пожелали всем женщинам-христианкам?
– Терпения, радости, мудрости и любви. Самая большая радость – это умение любить. Самое большое счастье на земле – умение от всего сердца прощать. Любовь – тайна будущего века. Научимся этому у святых, чтобы вместе с ними услышать в Царстве Небесном: «Радуйтесь!»