Отец Андрей сидел в кресле в своей «каморке» рядом с храмом и пил жидкий чай с сухарями после субботней вечерней службы. Большинство прихожан храма уже разошлись по домам, но у священника трудовой день не заканчивался.
Пожалуй, можно идти. Здесь же, в храме, предстояла часовая библейская беседа с прихожанами: надо будет растолковать очередной отрывок Библии. Еженедельный кружок работал с осени, удалось разобрать два десятка глав Евангелия от Матфея.
Священник натянул ботинки на опухшие ноги, поднялся стремительным рывком и, тяжело ступая по шаткому полу, вышел наружу. Вечер ознаменовался морозом и сильным северным ветром с заводов. Вот он, рукой подать – небольшой деревянный храм святителя Николая, построенный всем миром три года назад. Рядом развернулась стройка воскресной школы, батюшке приходилось быть и прорабом. Отцу Андрею, настоятелю, тридцать пять лет, та самая середина жизненного пути, и что еще придется пережить, Бог весть. Но – делай что должен, и будь что будет.
Отец Андрей вошел в храм, там сотрудницы, негромко переговариваясь, вытирали пыль с икон, чистили подсвечники и мыли полы. Участники числом около десятка были готовы к беседе и по обыкновению расположились на складных стульях и лавках в западной части храма. И едва батюшка набрал в грудь воздуха, чтобы начать, как со стороны входа послышался шум.
Оказавшись рядом, гостья выпалила: «Здрасьте! Мне племянника крестить нужно. Сколько это будет стоить?»
Резко открылась дверь храма, послышались шаги, похожие на удары торопливого метронома. Священник оглянулся: к нему стремительно приближалась женщина в платке, на вид лет пятидесяти, с хозяйственной сумкой в руках. Отец Андрей знал всех своих прихожан в лицо, а ее раньше никогда не видел.
Оказавшись рядом, гостья выпалила:
– Здрасьте! Мне племянника крестить нужно. Сколько это будет стоить?
Коротко и ясно, ничего не скажешь, человек конкретных расчетов и прямых устремлений.
– Добрый вечер! – ответил батюшка, – Подождите минуту, пожалуйста.
Он жестом извинился перед слушателями и отошел с просительницей на несколько шагов в сторону.
– Наверное, нам надо с вами познакомиться, – начал отец Андрей.
– Да мне узнать просто, некогда тут особо разговаривать, – сказала гостья, но, впрочем, смягчилась. – Ладно, только недолго.
– Какое ваше святое имя? – спросил отец Андрей.
– Как святое? Почему святое? – насторожилась она. – Это еще какое-то другое имя?
«Да уж, надо бы попроще, всё очень запущено», – вздохнул про себя батюшка.
– Вы же православная? – спросил священник
– Ну да, естественно, я крещеная. Иначе зачем бы сюда пришла?!
– Вот видите. Просто скажите, как вас зовут?
– Алла Викторовна. Ну, наверное, можно просто Алла, – смягчилась она.
– Говорите, племянника хотите крестить?
Она медленно кивнула, и едва заметные нотки раздражения сверкнули в ее серых глазах.
– А родители у него есть? – спросил отец Андрей, – или?..
– Тьфу-тьфу-тьфу, есть, конечно!
– А почему вы вместо них?..
– Пришла-то? – сказала Алла. – Да им некогда просто. Понимаете, заняты очень, им не до крещения. Я им и предложила сама заняться. Ну потому что я по вере всё знаю примерно. Дату скажите, когда приходить на крещение.
– Подождите-подождите! – отец Андрей. – Нам надо обсудить наше положение.
Гостья слегка опешила:
– А чего обсуждать-то? Я не понимаю! Вы как-то не так всё говорите.
После короткой паузы священник произнес:
– Мы не можем просто взять и крестить ребенка.
– Да почему? И вы мне так и не сказали сумму!
– Что вы всё про деньги да про деньги! – отец Андрей невольно повысил голос. – По правилам мне надо будет провести огласительные беседы с родителями ребенка и будущими крестными. С желающими креститься или их восприемниками мы общаемся по субботам перед вечерней службой, с четырех до пяти часов дня, здесь же, в храме. Мы поговорим о вере, о Евангелии, о заповедях и Таинствах, обсудим основные аспекты православного вероучения. Всего три беседы, по желанию можно и больше. Если неудобно это время, можно договориться на другой час, но только предупредите заблаговременно. Заодно и познакомимся получше. Мы ждем вас, вы придете?
– Да? Странно как-то… – женщина нахмурила лоб. – Это обязательно, всякие вот эти беседы? А нельзя так просто обряд сделать? Чего лишнюю бюрократию разводить?
– Бюрократию? – переспросил священник. – Вы думаете? Долгое время мы крестили всех подряд, но толку от этого было не так много, мягко говоря. Многие относились к Крещению как к формальности или обычаю, не более того, а это грубейшая ошибка. У нас в стране большинство крещеных, но многие живут как язычники. Вот и получается, что иногда Крещение – только отягчающий фактор. Это очень и очень печально, понимаете?
– Ну, допустим, мы придем… – поскучнела она.
– Мало просто прийти, к огласительным беседам надо подготовиться.
– Да-а? И что же такое надо знать?
– Нужно прочесть Новый Завет или хотя бы Евангелие целиком.
– Это такую толстую книжку? Всю, что ли?
– Да. Еще надо выучить Символ веры. Вы его знаете?
– Конечно, знаю! Кто же не знает!
– А рассказать можете?
– Вы меня проверяете, что ли? – усмехнулась Алла. – А чего его рассказывать! Символ веры – это крест!
– Крест?
– Да!
На несколько секунд священник погрузился в задумчивость, затем подошёл к «ящику» и вытащил из стопки листок с Символом веры, пособие для новоначальных на литургии. Алла рассеянно взглянула на страницу, почти всю заполненную текстом.
– Вот Символ веры! – сказал батюшка, передавая гостье листок.
– И это всё учить?! Как стихи в школе? Это ж сколько времени надо!
– Да, не торопясь, вдумчиво и тщательно. Здесь каждое слово значит очень многое, и целые Вселенские Соборы созывались для уточнения формулировок в Символе веры.
Алла озадаченно молчала.
– В христианстве нет никаких тайных знаний, которые кто-то от кого-то скрывает, – продолжал отец Андрей. – Наши епископы не прячут сакральные тексты от паствы и непосвященных. У нас всё полностью содержится в открытых источниках, надо только взять и ознакомиться с ними. В этом одно из преимуществ христианства.
– Да? – Казалось, она была разочарована.
– Раньше в Западной Европе мирянам не давали читать Библию: считалось, что простые люди еще до этого не доросли, и только монахи и священники могли прочесть Священное Писание. Сейчас Библия издается огромными тиражами, всем доступна православная литература и святоотеческое наследие, созданы все условия для духовного развития. Любой человек может всё прочитать, особых препятствий нет, как в советское время. Только, к сожалению, мало кто из современных людей это ценит, вот что печально. – Священник пристально посмотрел на женщину, но не смог ничего прочитать на ее лице. – Единственная проблема – отсутствие желания, насильно никого к Богу не приведешь.
«А зачем нужно крестить вашего племянника?» – «Как это “зачем”? Вы же вообще священник, вам это самому надо, наверное!»
– Да понимаю я, понимаю, но надо же ребенка крестить!
– Зайдем с другой стороны, – сказал отец Андрей. – Скажите, а зачем нужно крестить вашего племянника?
– Как это «зачем»? Вы же вообще священник, вам это самому надо, наверное!
– Мне? – переспросил священник. – Мы разве гонимся за количеством? А в чем вообще смысл Крещения? Как вы это сами понимаете? Вот для чего конкретно вам крестить ребенка?
– Ну вот мы его покрестим, а потом все вместе у нас соберемся с родственниками, вон, тетя Света даже приедет из Саратова, сидит там сиднем, по-другому никак не вытащить, дядю Сережу позовем, еще кого-нибудь, да и отметим. Соберемся все вместе, посидим. Будет праздник. Это что, грех, что ли – вместе собраться, отпраздновать крестины?
– Но ведь вы его крестите не для того, чтобы «посидеть», не так ли?.. – осторожно начал батюшка. – А что будет потом?
– Потом? Дальше будем жить! – ответила женщина, тоже изумленно глядя на отца Андрея. – А что, мы должны что-то еще делать?
– Ну, если вы так говорите, то, может, вы пока не вполне готовы к крещению. У крестных родителей есть и обязанности, которые надо соблюдать, и тут важна даже не материальная сторона дела. Вы будете отвечать перед Богом о духовном развитии крестника, вы должны быть для ребенка примером христианской жизни. Через крещение человек становится членом Церкви, присоединяется к сообществу верных, поэтому важно как следует подготовиться к этому таинству. Вот вы лично готовы нести полную ответственность за своего племянника, готовы вести его к Богу? В противном случае последствия будут очень тяжелые.
Гостья застыла в задумчивости, а потом заговорила – быстро, почти возмущенно:
– Батюшка, вы тут столько страстей нагнали! И что за полная ответственность? Ну понятно, если я буду приглядывать за ребенком, а он, к примеру, порежется, то да, я виновата, а так-то что. Да, есть какие-то высокие материи, но зачем же такой негатив нагнетать и настроение портить?
– Разве это негатив? Это жизнь как она есть, пусть и невидимая. Если что-то нельзя рассмотреть и потрогать, то это не значит, что его не существует, вспомним про рентгеновские лучи. Может, слишком грубый, но понятный пример. Законы духовной жизни развиваются по особым правилам, и надо эти правила знать, чтобы не вышло большой беды. Надо очнуться и начать новую жизнь, постараться открыть Богу свое сердце…
Они помолчали несколько секунд. И отец Андрей спросил:
– А вы вообще во что верите?
– Верю в чё сколько стоит, – ответила она, ни на миг не задумавшись, даже с неким вызовом.
В храме воцарилась глубочайшая тишина, невольные слушатели замолкли, было слышно даже столкновение пылинок в воздухе и биение сердец. И с выдохом прокатилась легкая волна ропота со стороны слушателей.
– Разве нельзя просить чего-то для этой нашей конкретной жизни, а не для всяких там духовных материй? – воскликнула Алла, сделав рукой некое вращательное движение к сводам храма.
«Разве нельзя просить чего-то для этой нашей конкретной жизни, а не для всяких там духовных материй?» – воскликнула Алла
Наверное, это был тот самый момент истины, и общество свидетелей усиливало ответственность. Что тут скажешь, где возьмешь слова для такого собеседника? Но зачем говорить от себя? Пусть лучше скажет тот, кто много веков назад помогал утверждению Божией правды. И священник произнес то, что когда-то запомнил из отеческих писаний:
– «Если кто попросит у царя навоза, то не только сам себя обесчестит маловажностью своей просьбы, но и царю нанесет оскорбление. Так поступает и тот, кто в молитвах своих у Бога просит земных благ».
Гостья фыркнула.
– Да пошутила я! Конечно, верю, – решительно, с вызовом проговорила она. – Я всегда верю в себя, больше ни в кого верить нельзя. Не я такая, жизнь такая.
Женщине надо было снять напряжение.
– Времени нету, и так тут заболталась с вами, – выпалила она. – Не хотите крестить, так и скажите прямо. Почему так?
– Да потому, что я священник, а не требоисполнитель.
– Чего?!
– Понимаете, многие люди, к сожалению, привыкли относиться к Церкви как к магазину, где главное – заплатить деньги, и тебе всё должны сделать по твоему желанию. Мне придется вас огорчить.
Она возмущенно на него поглядела и объявила, нарочито громко, чтобы все слышали:
– И ноги здесь моей не будет, могу вам это твердо обещать. Какой-то вы… слишком правильный! Знаю я таких! Я человек спокойный, Телец, но вы и не таких доведете!
Женщина удалилась.
«Свое маленькое кладбище, – подумал отец Андрей ей вслед, – есть не только у врачей, но у всех, в том числе у нас, священников…» Что ж, дело житейское, потом она съездит в другой храм, где найдет более покладистого и “удобного” батюшку. И всё будет как прежде».
Слушатели ждали, довольно было уже их томить. Священник подошел к ним:
– Простите за задержку, вы сами всё видели.
Священник открыл книгу:
– В прошлый раз мы остановились на 21-й главе Евангелия от Матфея, сегодня мы надеемся с Божией помощью ее завершить. Итак, продолжаем:
«У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?»
Отец Андрей на миг запнулся и продолжил чтение.