Мысли о монашестве архимандрита Софрония (Сахарова)

Архимандрит Софроний (Сахаров) Архимандрит Софроний (Сахаров) Монашество и аскетика, являясь неотъемлемой частью православной традиции и культуры, всегда привлекали внимание христианских публицистов. Все писатели, и святые, и не причисленные к лику святых, уделяли монашеству одно из центральных мест в своих творениях. Собственно, все основные духовно-нравственные произведения, как то: патерики, лавсаики, цветники, отечники – все по преимуществу повествуют об удивительных примерах именно монашеской жизни.

Не отстают от этой традиции и современные подвижники. Духовное чадо преподобного Силуана Афонского, архимандрит Софроний (Сахаров), в своих «Мыслях о монашестве» делится с читателями интересными соображениями на этот счет. Мысли о монашестве архимандрита Софрония, современного аскета и богослова, вполне отвечают православному духу и святоотеческой традиции.

Монашество он понимает как исключительный путь, который непременно сопряжен с трудным подвигом. Тяжесть этого подвига состоит не в трудности поста и даже не в болезненности безбрачия. Есть нечто гораздо более болезненное, нежели телесное воздержание, а именно – несмотря на отречение от мира и страстей, в течение многих лет так и не достигнуть мира любви Божией. Так как монашество по существу представляет из себя непрестанную борьбу за стяжание любви Духа Святого. Это суть монашества, которая достижима только через святую ненависть к себе, к своей душе по слову Спасителя: «Аще кто грядет ко Мне и не возненавидит… душу свою, не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 26).

Принцип NOSCE TE IPSUM (познай самого себя) вполне можно назвать христианским. Через познание себя человек достигает познания Бога, которое составляет полноту познания. Это прямой путь, которым должен идти каждый христианин, а наипаче монах. Без познания Бога невозможно по-настоящему осуществить служение ближнему. Именно по этой причине подвижники первоначально уединялись, чтобы в безмолвии достичь полноты познания. И лишь спустя много лет по воле Божией они призывались на общественное служение – как способные научить других тому, что сами познавали опытно.

Те же, кто пытается достичь Царствия Божия через служение ближним без познания Бога (т.е. внутреннего монашества), хотя и совершают дело похвальное, но могут помочь ближним лишь поверхностно, а не «на глубинах Бытия».

Физическое уклонение от мира (уход в монастырь) само по себе ничтожно без внутреннего удаления от мирских пристрастий

Монашество (от греч. monachos – уединенный, одинокий) по определению предполагает уединение, удаление от мира. И хотя чаще всего под удалением понимается физическое уклонение от мира (уход в монастырь), которое, конечно же, необходимо, но само по себе оно ничтожно без внутреннего удаления от мирских пристрастий. Можно пребывать в глубокой пещере или зарыться живым под землю, но умом продолжать скитаться по привлекательным местам прелюбодейного мира. Предполагая это, отец Софроний говорит:

«Ясно, что если я удержу при себе нечто, чуждое Его святыни (т.е. греховное пристрастие. – Авт.), то в плане вечном я окажусь чуждым Ему. Если я пребуду в споре с Ним (т.е. с Его заповедями. – Авт.), а не в единстве преданной любви, то покину Землю скованный страстями и вселюсь “во тьму” внешнюю» (Мф. 8: 12)»[1].

Но даже будучи удаленным от людей в материальном плане, монах остается единым с ними на мистико-молитвенном уровне, так как монах – это молитвенник за весь мир.

Всем нам в момент смерти предстоит пережить опыт одиночества, когда порвется связь с окружающими. Жизнь монаха как раз и является подготовкой к этому главному экзамену. Подготовкой к переходу в вечность должна быть жизнь любого христианина. Но в монастыре это осуществить гораздо удобнее, нежели в миру среди житейских забот.

Примером полного одиночества, каким только оно может быть в рамках нашего исторического существования, является жизнь Иисуса Христа. Никто и никогда на земле не ощущал такого глубокого одиночества, как Он.

«До последних минут Его жизни никто вполне не понимал Его, что видно из приведенных в Евангелии бесед Христа, не был в силах разделить Его скорбь, Его любовь, Его мысль»[2].

Однако не будучи понят людьми, Он всегда оставался понятым Своим любящим Отцом:

«…но Я не один. Потому что Отец со Мною». (Ин. 16: 32).

Так и человек через смиренное соблюдение заповедей становится причастным беспредельной Божественной любви, которая объединяет в себе все существующее «когда и Бог, и всё тварное явится содержанием спасенной ЛИЧНОСТИ» [3].

Монах также является богословом. Но его богословие – это не рациональная схоластика, а живое деятельное общение с Богом. В молитве монах становится истинным богословом. «Кто чисто молится, тот богослов», – говорил Силуан Афонский, и именно через молитву монах достигает приобщения Божественной жизни.

По мнению отца Софрония, «академическое образование в наше время стало монаху более необходимым, чем в прежние века»

При этом монаху не чуждо и систематическое образовательное богословие. Более того, по мнению отца Софрония, «академическое образование в наше время стало монаху более необходимым, чем в прежние века»[4]. Поскольку мы живем в этом хотя и тленном, но развивающемся мире, то постоянно испытываем зависимость от него и его воздействие на себя, как правило, негативное. Через научное богословие мы знакомимся с проблематикой этого мира и не испытываем вреда от неожиданных встреч с ним, оставаясь незатронутыми его философией.

Последним возможным пределом живого богословия является мученичество за Христа. При этом не нужно понимать мученичество лишь в смысле насильственного умерщвления. Подлинное соблюдение заповедей, – есть мученичество: любить врагов – есть мученичество, распятие плоти – мученичество, попрание своей гордыни, понуждение естества, молитва за обижающих, благотворительность ненавидящим, благословение проклинающих, непротивление злому – всё это равносильно мученичеству.

В этом смысле не только любой монах, но и каждый христианин, исполняющий заповеди, является мучеником. Равно как и до полного исполнения заповедей ни один человек не вправе назвать себя всецело православным. Только Церковь в подлинном смысле Православна. А мы лишь стремимся к восприятию Ее учения в чистоте и неповрежденности.

«Быть ПРАВОСЛАВНЫМ – значит быть святым по жизни и совершенным в познании Божественной Истины»[5].

Любое другое состояние – лишь путь к подлинному святому Православию.

Одно дело – верить в Бога, а совсем другое – знать и любить Его

Монашество – это училище благочестия, наука преодоления страстей и школа познания Бога. На этом пути первым шагом является вера: вера в Слово Божие, в Божество Иисуса Христа, в спасительность заповедей. Но покуда вера вся не стала чистой любовью, она так и останется лишь начальной ступенью в этом восхождении, которой одной еще недостаточно для спасения. Потому что одно дело – верить в Бога и совсем другое – знать и любить Его. Познание же Бога возможно только через послушание Церкви и пребывание в духе заповедей Христа.

«Надежда наша в том, что если мы и не осуществим вполне в пределах сей жизни призыв Христа стать Ему подобными победителями (Ин. 16: 33; Откр. 3: 21)…, то и по смерти брошенное Им семя святое не умрет в нас, но даст нетленный плод за пределами вечности»[6].

Подготовил иеромонах Роман (Кропотов)
по книге архимандрита Софрония (Сахарова)
«Таинство христианской жизни»

7 июня 2024 г.

[1] Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. С. 29.

[2] Там же. С. 60.

[3] Там же. С. 61.

[4] Там же. С. 41.

[5] Там же. С. 57.

[6] Там же. С. 26.

Комментарии
Дмитрий13 июня 2024, 08:45
Кто-то из святых сказал, что путь спасения- это возрастание в смирении. А жизнь в миру, в семье, часто дает много поводов к смирению. Дай Бог сил и разумения использовать эти поводы во благо.
Игорь Ковалев11 июня 2024, 09:40
и.Александр 9 июня 2024//Даже на этом сайте очень много статей о благочестивых мирянах. Мне, кажется даже больше, чем о монахах. А вообще,так и получается, что основа христианства- монашество,они, как элитная гвардия. Все учителя Церкви были монахами, если бы не они, то мы бы и не знали, как правильно молиться, постится, бороться со страстями и т.д..Хотя к совершенству Господь зовёт всех("Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный",а миряне - бедные, их даже Апостол жалеет ('...если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит.Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.")
Игорь Ковалев10 июня 2024, 21:19
и.Александр1/Его канонизировал Константинопольский патриархат, который и украинских раскольников признал.Его работы критикует не только мирянин профессор,у которого есть неверные суждения по догматическим вопросам,но и протоиерей о.Михаил(Ходанов), иг.Никон(Воробьёв),арх.Рафаил(Карелин),иг.Адриан (Павлов),который утверждает, что благословил на разбор работ о.Софрония старец Кирилл (Павлов).о.Софроний основал совместный(мужской и женский)монастырь,перешёл на новый стиль,заменил богослужения Иисусовой молитвой,напридумывал своих молитв(в том числе литургических)утверждая,что старые всем надоели,изменил даже Трисвятое,принимал видения и т.д.По всем признакам,модернист в прелести.Разве нет???
и.Александр10 июня 2024, 07:49
Игорю Ковалеву. Ну как то спорить с канонизированным преподобным опираясь на мнение мирянина профессора, очень спорного в высказываниях, если больше не сказать, наверно не правильно, а? Да и кабинетное богословие на фоне аскетически-практического это как историк науки на фоне ученого-исследователя. Тоже нужно, особо против ересей, но кто лучше разбирается то? Ведь иные высказывания Отцов не понять пока личного опыта хоть чуть схожего не приобретаешь.
и.Александр 9 июня 2024, 15:44
И очень печально, что у нас много хорошего и замечательного написано о монашествующих (и, иногда, мирянах монашеского образа жизни, скажем "схоластах" в патериках), но очень мало о мирской праведности. Не уменьшать надо монашеские истории, но развивать мирские. Иначе выходит, что основа христианства - монашество. А миряне это так... бедные, не смогли стать монахами. А где это в Евангелии? Там такого нет. Монашество путь особый, сверхестественный. Но большинство идет путем брачным - естественным. И мало действительно святых историй о таком пути.
Татиана 9 июня 2024, 13:27
Спасибо,хотелось еще прочитать о Софронии Сахарове и о духовной жизни монашества и мирян, а то мы , мирские , многого не понимаем.
Игорь Ковалев 8 июня 2024, 16:30
Продолжение.Также критический разбор книги о. Софрония провёл "протоиерей Михаил Ходанов,который является клириком храма святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на подворье Свято-Марфо-Мариинской обители милосердия в деревне Каменки Волоколамского района Московской области,членом Союза писателей и главным редактором журнала «Шестое чувство». Хотелось бы лишь отметить к сведению читателей, что до публикации статья отца Михаила была рассмотрена ведущими преподавателями Основного и Догматического богословия Московской Духовной академии,которые не нашли в ней отклонений от Православного учения."/Вывод' о. Софроний находился в неправильном духовном состоянии.
Игорь Ковалев 8 июня 2024, 16:16
Многие критикуют работы о. Софрония,т.к. они не соответствуют святоотеческому учению.Особенно его книга "Видеть Бога,как Он есть",где уже само название показывает гордость и абсурд,т.к. видеть Бога,как Он есть не могут даже Серафимы и Херувимы,куда уж людям.Да и в этой статье о. Софроний отождествляет веру и любовь,православное исповедание и духовное совершенство,что совсем не одно и тоже.Профессор А.И.Осипов:"В отношении трудов отца Софрония (Сахарова):в них есть целый ряд моментов,сталкиваясь с которыми,понимаешь,что это не то,что есть у наших святых отцов:у дорофеев,марков, антониев,симеонов…Не то!Взлеты,падения,восторги,отчаяния – все это так напоминает католических терез и францисков."
Наталия 8 июня 2024, 06:52
Монашество это соль земли, и Архимандрит Софроний(Сахаров) является одним из его ярких представителей. Таких монахов надо помнить и не забывать.
Александр 7 июня 2024, 12:43
Продолжение... Святогорец, смиренный монах Григорий (Зумис) +2018, напоминая о проблемах современного монашества, взывал о возвращении другого образа жизни, не нынешнего: «Монастырская жизнь должна быть бедной, она всегда должна быть такой, и она была бедной на Востоке. Нам нужно сохранить традицию такой, какой мы её получили от египетского монашества, от истоков монашества, необходимо сохранить бедность Вифлеема и Назарета». Монашество — борьба, а не благоденствующая жизнь отвлекающая от забот, — жажда не благополучия для себя, а благовещения для народа. Спаси, Христос!
Александр 7 июня 2024, 12:41
Согласен, бытие ангельского чина, равно как небесного, так и земного, всегда вызывало интерес к его познанию у живущих в окружении соблазнов. Ум тленного мира никак не может понять стремления монахов избегать славы человеческой и похвал, похожести на всех, чтобы никто не знал их делания пред Богом (как пчелы во тьме приготавливающие мёд так, чтобы никто их не видел) — быть примером, а не предметом искушения. Для чистоты молитвы необходимо безмолвие, чтобы не было так: одной ложкой вычерпываешь, а другой накладываешь. Очень жаль, что в статье ни одним словом не упомянуто об нужде иметь опытного наставника, чтобы духовно твёрдо стоять на ногах, ибо без него зайти то тоже можно, но не далеко.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×