Игумен Алипий (Сторожук): «Мы много всего знаем, надо только исполнять»

О жизни монастырской братии, о молитвенном делании, о пути христианина в современном мире и многом другом рассказывает насельник Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря города Кирова игумен Алипий (Сторожук).

Игумен Алипий (Сторожук) Игумен Алипий (Сторожук)

К встрече с Богом

– Отец Алипий, в преддверии праздника Сретения Господня расскажите о вашей встрече с Богом.

– Да, совсем скоро – 15 февраля – исполнится 33 года моего священнического служения. 33 года назад на праздник Сретения Господня была совершена моя священническая хиротония.

Путь к Богу у всех свой. В детстве я много болел, и прабабушка Гликерия покрестила меня. Дома не было икон и духовных книг. Папа был парторгом. Про Бога в семье не говорили. А атеистические книги только удаляли от встречи с Богом. К Богу приводят потрясения и скорби.

Так, автор «Восточной песни» Онегин Гаджикасимов подвергся жесткому прессингу всего лишь за одну букву «л» в песне про любовь (к столетию со дня рождения Ленина его заподозрили в провокации против вождя революции). И он, азербайджанец, принял Православие, ушел в монастырь, стал монахом, а потом схимонахом. Ему посвящен фильм «Храм для Онегина после славы».

Академик из Минска Альберт Вейник изучал аномальные явления – полтергейст, НЛО, экстрасенсорику – и пришел к выводу, что все это от лукавого. Потрясенный физик по-новому посмотрел на жизнь. Он, католик, в 72 года перешел в Православие (в крещении его нарекли Виктором), каждую субботу ходил на исповедь, а по воскресениям на Причастие.

Скорби, как бульдозер, сносят воздушные замки, разрушают мир фантазий и грез, в которых живет человек

Потрясения и скорби привели к встрече с Богом и меня. Именно они наводят на размышления о смысле жизни. Скорби, как бульдозер, сносят воздушные замки, разрушают мир фантазий и грез, в которых живет человек. Потрясение выводит человека из состояния наркоза. Перед ним предстает реальная жизнь.

«Для чего мы живем?» – думал я после расставания с любимым человеком. Заглянул в философскую энциклопедию, но только разочаровался в прочитанном: не то!

В то время я учился в художественном училище. Мне нравилась одна студентка. Обратил внимание на ее просветленное лицо. Было интересно, чем человек дышит. Разговор по душам не получался: шел советский период, не все можно было говорить. По поводу оккультной литературы, которая заинтересовала меня, она сказала лишь: «Мне противно!» В бассейне у нее на груди я увидел Казанскую иконочку Божией Матери и понял, чем она дышит.

Юная шестнадцатилетняя девушка, которая так поразила меня своим одухотворенным видом, говорила без слов: христианин – живое присутствие Господа нашего Иисуса Христа на земле – в этом ПРОПОВЕДЬ. А если во мне не ВИДНО ЕГО, то кто виноват – только я сама и мои грехи.

«В том-то и дело, что видно», – молча отвечал я. Свет Христов, озаряющий ее, коснулся и моего сердца. Мне захотелось приобщиться к той благодати, которая переполняла ее.

После этого у знакомого студента начал расспрашивать о христианстве. Началось мое воцерковление: впервые побывал на исповеди, а чуть позже причастился Святых Христовых Таин.

– А как отреагировали на это ваши близкие?

– «Ты нас подводишь, у нас секретная работа», – говорила мама (она работала в НИИ молекулярной электроники). Шел 1985 год. Папа работал старшим инженером в Научно-исследовательском институте физических проблем имени Ф.В. Лукина.

– «Пап, как бы я был рад, если бы ты покрестился». – «Погоди, я пока не готов», – ответил он. В 1987 году он выучил Символ веры и принял Таинство Крещения. Ему было 60 лет. В 63 года он сказал: «Мать, пошли венчаться». Повенчались они в московском храме в Сокольниках. Вслед за папой покрестились сестра с мужем и тремя детьми, затем брат. Так постепенно вся семья приходила к вере. Родители стали ходить в храм каждую неделю. 30 марта 2015 года мой дорогой папа Николай причастился Святых Христовых Таин и отошел ко Господу. Ему было 87 лет. 10 февраля 2019 года на 86-м году жизни причастилась и отошла ко Господу моя милая мама Лидия. Вечная им память.

Алипий значит «беспечальный»

– Как же вы оказались на вятской земле?

– Отучившись в Университете рабочих корреспондентов и в Художественном училище им. 1905 года, я получил распределение в художественную школу Зеленограда. Начал преподавать. У меня был четвертый класс. На пленэр ездили в Троице-Сергиеву лавру, в Андрониковский монастырь, в Коломенское.

В 1985 году в Москве на Немецком кладбище познакомился с иеромонахом Серафимом (Левитских). У нас завязалось общение. В 1987 году батюшке нужна была помощь, и он пригласил меня к себе на приход в Курганскую область в Чимеево. На вятской земле отец Серафим и его помощники оказались в начале 1988 года. Сперва в Беляево и Лальске, потом в Пиксуре. В этом году в апреле архимандрит Серафим будет отмечать свой семьдесят третий день рождения. Сил ему и помощи Божией в его нелегком служении.

– Помогая батюшке, вы задумывались, что и сами когда-нибудь станете священником?

Я не думал, что когда-нибудь буду священником, просто помогал батюшке на приходе

– Я не думал, что когда-нибудь буду священником, просто помогал батюшке на приходе. Батюшка Николай (Гурьянов), который благословил отца Серафима («Поезжай в Вятку»), во время второго приезда к нему на остров спросил про меня: «А это батюшка?» – «Послушник», – ответил отец Серафим. Это был конец 1980-х годов. Батюшке Серафиму пришлось приложить много стараний и любви, чтобы укротить мою гордыню и сделать из меня православного человека. Низкий поклон ему за это!

В 1991 году, договорившись с владыкой, батюшка сказал: «Поезжай рукополагаться». Приехав в Киров, остановился у протоиерея Алексея Кряжевских. 10 февраля 1991 года состоялась моя диаконская хиротония, а 15-го – на Сретение Господне – священническая.

– А как вы стали монахом?

– Пару лет я служил в Пиксуре. Потом меня перевели в районный центр в Даровской. В 1994 году отец Серафим сказал: «Тебе надо принять монашеский постриг». В ночь с 27 на 28 декабря иерей Алексий стал иеромонахом Алипием. Постриг совершал отец Серафим.

– Почему вам в монашестве дано имя Алипий?

– «Назовем тебя в монашестве Николаем», – предупредил батюшка. – «Хорошо!» Помню, перед постригом просил: «Господи, да будет воля Твоя!» Назвали Алипием.

– Отражает ли ваше монашеское имя внутреннее состояние, настрой, с которым вы встречаете людей?

– Как корабль назовешь – так он и поплывет! Алипий значит «беспечальный». Не надо печалиться! Воля Божия: «всегда радоваться, молиться и за все Бога благодарить» (1 Фес. 5: 16–18).

Послушание в Трифоновом монастыре

Успенский Трифонов монастырь Успенский Трифонов монастырь

– А как вы оказались в Трифоновом монастыре?

– 24 года прожил в Даровском районе. Большую часть – в районном центре. С 2006 года служил в Пиксуре, в женском Владимирском монастыре. В 2012 году владыка Марк приезжал в обитель, а вскоре благословил меня служить в Трифоновом мужском монастыре. «Монах должен жить в мужском монастыре, а не в женском», – сказал владыка. С октября 2012 года – одиннадцать с половиной лет – я нахожусь в стенах Свято-Успенского Трифонова монастыря.

– Расскажите о вашем послушании в обители.

– Основное послушание у нас – совершение богослужений и треб в храме. «У монаха три пути, – говорит старец Павел (Груздев), – в храм, в келью и на кладбище». В кельях монахи совершают свое молитвенное правило, читают, отдыхают. Утром братия собирается на братский молебен, молебен преподобному Трифону Вятскому, полунощницу и утренние молитвы.

Иногда священники уезжают в город исповедовать, причащать, соборовать больных. Братия в монастыре очень дружная. Всегда подскажут, подхватят, помогут и на место поставят, если надо.

Дары Господни

– Жизнь монашествующего батюшки представляется одним сплошным трудом на пути к Богу, при этом вас отличает искренность в общении с людьми и жизнелюбие. Это дар свыше или также плоды внутреннего самовоспитания?

– Петр Малков в книге «Введение в Литургическое предание» отмечает, что «дар Таинства Священства – это как раз тот дар благодати любви, которая «не ищет своего» (1 Кор. 13: 5), но вся целиком и без остатка жертвует себя на служение ближнему»[1].

Меня окружали и окружают честны́е отцы и боголюбивые прихожане, в которых столько искренней любви и заботы о ближних, что мне только остается учиться у них.

Для примера вот картинка из жизни в Пиксуре. Осень. Лежит пьяный мужик. Рядом мычит корова. Мимо проходит раба Божия Клавдия (в постриге монахиня Соломония). «Миленький», – говорит она, накрывая мужика телогрейкой, и идет к корове, кормит и поит ее, потом кормит птичек… Все очень просто. Но в ее словах и делах столько искренней любви к ближним, что думаешь про себя: да, тебе далеко до нее, ты ей в подметки не годишься.

Когда матушка отошла ко Господу, стояла промозглая погода. Дул мокрый и холодный ветер. В день похорон выглянуло солнышко. Было тихо. Только птички своими клювиками стучали в колокола, провожая матушку в последний путь…

Господь ясно говорит: «Как хотите, чтобы к вам относились люди, так и вы к ним относитесь» (Мф. 7: 12). Чтобы выполнить эти слова, приходится постоянно воевать со своей гордыней, эгоизмом, саможалением, недовольством; каяться в своих грехах и просить помощи у Бога. И тут же Господь посылает проверку.

Вот одна из зарисовок монастырской жизни. Днем в храм пришла пожилая женщина, чтобы первый раз в жизни исповедоваться. Ко мне прибежал охранник. Стучит в дверь и просит подойти к этой женщине. Увидев меня, она запереживала: «Вы, наверное, отдыхали? Простите, что побеспокоила вас. Давайте я приду в другой раз».

И что я должен был делать? Искренне сказать: «Знаете, я отдыхаю, придите попозже». Или смириться и принять ее на исповедь?

В таких случаях задаешь себе вопрос. А если это я пришел на исповедь, как бы я хотел? Чтобы меня приняли или попросили прийти в другой раз?

Совесть подсказывает человеку правильный путь. Ведь если мы не любим ближних, как мы можем любить Бога? (1 Ин. 4: 20). И только пройдя испытания, мы совершенствуемся. И Господь, видя наши смирение и старания, дает Свои Дары.

Самое большое чудо

– Приходилось ли встречаться в вашей пастырской практике с чудом?

– Конечно, бывает много интересных случаев. Исповедовал одного человека. Его всего трясет. Пришел на монастырский источник, а его назад откидывает, и он падает на сухой деревянный настил. Двое мужчин взяли его под руки и повели к источнику. Еще один водой брызгает, но ни одна капля на него не падает. Подойдя к источнику, помогавшие подставили под струю его голову. Вроде вода, а святая! Она пожигает бесов благодатной силой.

Архимандрит Серафим из Пиксура в молодости служил в Почаеве и водил людей на Божью Горку, на источник. Там одну из пришедших женщин, занимавшуюся йогой, начало выкручивать. Она извивалась как змея и пыталась закопаться в землю так, что у нее из-под ногтей шла кровь. Трое мужчин с трудом погрузили ее в святой источник. Батюшка положил ей на голову крест и, надавив, окунул ее с головой в воду. Из нее вышел черный дым. Это были бесы. Вот такое чудо!

К сожалению, мы часто не замечаем чудес, а они рядом

К сожалению, мы часто не замечаем чудес. А они рядом.

«Преподобный Трифоне, – обратился к святому наш алтарник, – помоги машину продать». И через сорок минут нашелся покупатель и купил у него машину. Так вот «работает» молитва. Разве это не чудо? Главное, просить все надо с верой. Сомневающиеся не получают просимого.

Помню, когда я еще служил в поселке Даровской, пришел на литургию. Голова раскалывается, а надо служить. «Господи, – воскликнул я, – ради бабушек исцели мя!» И головная боль прошла ради прихожан, которые пришли в храм. Но самое большое чудо – видеть свои грехи!

Игумен Алипий (Сторожук) Игумен Алипий (Сторожук)

– Вам известны случаи, когда молитва защищала человека?

– В девяностых годах я переписывался с белорусским физиком Виктором Вейником. В одном из писем он описал случай на минском телевидении. Его пригласили на передачу как эксперта по народной медицине. В студии собрались ведущий и тринадцать экстрасенсов. Со ссылками на Библию ученый начал их обличать. И почувствовал на себе воздействие демонических сил. «Начал про себя читать “Богородице Дево, радуйся…”, – пишет он, – воздействие тут же прекратилось!» Так что не будем забывать: тот, кто молится, – «один дух со Господом» (1 Кор. 6: 17).

О роли карт и гаданий

– Сейчас идут святки. Даже и в наш просвещенный век некоторые из интереса хотят погадать. Почему Церковь считает это грехом и предупреждает, что «вызывать духов» и гадать на картах может быть опасным для души человека?

– Спиритизм – это бесообщение! А общение с падшими ангелами и опасно, и греховно. Как-то на святках в одной из наших воинских частей солдаты собрались, чтобы вызвать духов. Во время сеанса к ним зашел электрик. «Выйди отсюда или крест сними! – зашумели они, – при тебе блюдечко не работает». Что это за духи, если они креста боятся!? Это падшие духи.

Не лучше обстоит дело и с игральными картами. Вот что говорится о них в книге Минакова «Храмы России»:

«Так называемые “игральные карты”, имеющиеся, к несчастью, во многих домах, в Православии считают орудием бесообщения, посредством которого человек входит в контакт с демонами – врагами Бога. Все четыре картежные “масти” подразумевают не что иное, как Крест Христов, вместе с другими равнопочитаемыми у христиан священными предметами: копием, губкой и гвоздями, то есть всем тем, что было орудиями страданий и смерти Божественного Искупителя. И по невежеству многие люди, перекидываясь в “дурака”, позволяют себе хулить Господа, беря, к примеру, карту с изображением креста “трилистника”, то есть Креста Христова, коему поклоняется полмира, и швыряя ее небрежно со словами (прости, Господи!) “трефы”, что в переводе с идиш означает “скверный” или “нечисть”! Да мало того, эти смельчаки верят в то, что крест этот “бьется” какой-нибудь мелкой “козырной шестеркой”, вовсе не ведая, что “козырь” и “кошер” пишется по-латыни одинаково»[2].

Получается, что люди пытаются заглянуть в будущее запретными Богом путями: через гадание, астрологию и так далее.

Помню, в 1980-х годах в журнале «Рабоче-крестьянских корреспондентов» (РКК) прочитал «предсказание» астролога Павла Глобы: СССР никогда не распадется, как и мой брак с Тамарой. Увы, и СССР распался, и брак астрологов.

Вы спросите, а где же и как найти истину? Ну уж точно не у отца лжи – сатаны. Для верующего человека истиной является Бог и Слово Его (Иер. 10: 10; Ин. 17: 17). Поэтому то, что нас ждет, нужно искать в Слове Божием – в Священном Писании и творениях святых отцов. О будущем пишет, например, преподобный Лаврентий Черниговский (1950). Старец Паисий Святогорец о знамениях времен говорил совсем недавно, в 1980–1990-х годах[3].

Важно помнить слова апостола: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание… а не имею любви, – то я ничто» (1 Кор. 13: 2).

СМИ, телевидение, интернет захлестывает потоками запугивающей информации, и людей просто сносит. Люди забывают о главном: о любви к Богу и ближним, оставляют покаяние и молитву, впадают в уныние и отчаяние. В результате в 2020 году в России сильно увеличилось число самоубийств.

Поблагодарить Господа

– А что лежит в корне этих состояний – депрессии, уныния, отчаяния?

Депрессия, уныние, отчаяние связаны с неупованием на Промысл Божий и с гордостью: не получается так, как я хочу

– Депрессия, уныние, отчаяние связаны с неупованием на Промысл Божий и с гордостью: не получается так, как я хочу. А почему должно быть так, как я хочу? Когда молишься: Господи, пусть будет так, как Тебе угодно, все складывается порой лучшим образом. Одному человеку нужно было лететь на самолете, а машина сломалась, он добирался на автобусе, на такси, которое также сломалось. Но он сел на этот самолет. Он преодолел все препятствия. Самолет разбился.

Так что, если у нас что-то не получается, не будем заклиниваться на неудаче. Поблагодарим Господа и скажем: «Господи, не как я хочу, но да будет воля Твоя».

Актуальные притчи

– Воспоминание каких евангельских событий, на ваш взгляд, особенно актуально для современного человека?

– Скоро начнутся недели, подготавливающие нас к Великому посту. Каждая неделя – воспоминание евангельских событий, призывающих нас к покаянию.

Первая подготовительная неделя – о мытаре и фарисее. О чем это? Суть евангельских событий можно кратко выразить словами: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). Мытарь кается: «Боже, милостив буди ми грешному». А фарисей? Он законник, все вроде выполняет, но его отличает внешнее благочестие, а внутреннего нет. Важно, чтобы мы не осуждали ближних, а смотрели за собой и каялись в своих грехах.

Следующая неделя – о блудном сыне, тоже о покаянии. Здесь мы слышим покаянный вопль: «Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15: 18–19).

Потом воспоминание о Страшном Суде: размышление о том, что за всю нашу земную жизнь, все наши помыслы, слова и дела надо будет давать ответ пред Богом. И пока не поздно, Господь ждет от нас покаяния и молитвы.

Далее следует неделя воспоминания изгнания Адама из рая, где вспоминаются последствия непослушания первых людей Богу и их попытка вместо покаяния оправдаться пред Ним, за что они были изгнаны из рая. Нам преподается урок, из которого мы должны сделать выводы: не обвинять в своих грехах других, а обвинять себя и каяться, просить прощения у Бога и ближних.

Как и две тысячи лет назад, когда на земле проповедовал Христос, все эти притчи актуальны и сегодня. Очень важно помнить, что мы несем ответственность не только за себя, но и за своих детей, за их воспитание.

Правильные ориентиры

– А что способствует правильному воспитанию и в чем оно, по-вашему, выражается?

– Должны быть правильные ориентиры. «О каком воспитании молодежи может идти речь, – заявил в 1965 году на съезде молодежи Юрий Гагарин, – когда взорвали храм воинской славы – Храм Христа Спасителя!»

У ребенка должны быть положительные примеры: святые, полководцы, ученые, писатели… и главное – хороший родительский пример

У ребенка должны быть положительные примеры: святые, полководцы, ученые, писатели… и главное – хороший родительский пример. Замечательно, когда родители читают детям хорошие книги. Мне очень нравятся рассказы Бориса Ганаго для детей. Можно совместно с детьми смотреть с рассуждением хорошие мультики, например «Петр и Петруша», «Солдатская песня», «Волк и теленок», про золотую рыбку… Очень важно, чтобы ребеночек научился слушать и размышлять.

Важно с детства привить ребенку любовь к Богу и ближним – в этом сила русского духа. Посмотрите на наших богатырей: святого Александра Невского, святого Феодора Ушакова, Александра Суворова. Все они православные воины, с детства их приучали к труду и послушанию, к дисциплине, к заботе об окружающих. Они любили свою Родину и защищали ее. Они очень ответственно относились к возложенной на них миссии.

В наше время детям говорят предпочтительно об их свободе и правах.

Что ж, вот картина маслом из цикла «за что боролись, на то и напоролись». Мать без отца воспитывала сына. Она души в нем не чаяла, лелеяла и баловала малыша, выполняла его капризы. Женщина старалась все сделать сама, чтобы сыночку было полегче. В результате ребенок вырос избалованным, непривычным к труду. В восемнадцать лет он украл мотоцикл. На суде юноша сказал, что виновата мать: поленилась устроиться на вторую работу и купить ему мотоцикл. Когда женщина состарилась, она очень надеялась, что теперь сыночек позаботится о ней. Но увы! Она горько заплакала, когда сын отдал ее в дом престарелых. Так слепая привязанность к ребенку испортила его, сделала эгоистом, неприученным заботиться о других.

Но бывает и по-другому. Святитель Николай Сербский рассказывает в «Миссионерских письмах», как многодетная семья усыновила ребенка, у которого погибли родители. Гоняли его как сидорову козу. В результате он стал главой фирмы, в которую пристроил братьев и сестер. И именно он докармливал престарелых приемных родителей.

Видите, ему пошло на пользу то, что его гоняли. Радостно смотреть на человека, который многое умеет делать. И жить такому человеку легче, и депрессии у трудолюбивых людей бывают реже: когда работаешь, некогда о глупостях думать!

Рецепт хорошего настроения и о внутренней радости

– В завершение беседы ваш рецепт хорошего настроения.

– Чтобы было хорошее настроение, важно за все благодарить Бога. Есть молитва Оптинских старцев, она дает хороший настрой на день. Надо принимать все как из рук Божиих. Встретили с хлебом-солью – слава Богу; дали под зад – слава Богу, не убили. И сказать себе: по моим грехам мне не так бы надо. Меня бы надо в порошок стереть, а я возмущаюсь.

Надо принимать все как из рук Божиих

Господь учит нас кротости и смирению. Именно эти добродетели приводят нас к внутренней радости. Без этого человек не может быть доволен жизнью, какой бы внешне благополучной она ни казалась. Не может быть радости в сердце и без покаяния. Радость и хорошее настроение наполнят только чистую душу. Чтобы было радостное состояние, необходимо молиться. «Когда ты молишься, сам Святой Дух пребывает с тобой, – говорит схиархимандрит Иона из Одессы, – а Дух Святой – это сама радость. Поэтому, находясь в молитве, ты находишься в радости, а радость – в тебе, и другие радуются рядом с тобой».

А батюшка Николай Гурьянов, когда у него попросили наставления, коротко сказал: «Спасайте душу, телом не грешите!» Вот и все наставление. Но мы много всего знаем, исполнять – самое главное. И тогда сердца нашего коснется благодать Божия, и на душе будет мирно, светло и радостно!

С игуменом Алипием (Сторожуком)
беседовала Лада Баева

12 января 2024 г.

[1] Малков П.Ю. Введение в Литургическое Предание. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. С. 205–206.

[2] Минаков С. Храмы России. М., 2010. С. 224.

[3] См.: Паисий Святогорец, прп. Слова. Том II. Духовное пробуждение. М., 2016.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Об уходе в монастырь, послушническом искусе и старце Илии Об уходе в монастырь, послушническом искусе и старце Илии
Ольга Рожнёва
Об уходе в монастырь, послушническом искусе и старце Илии Об уходе в монастырь, послушническом искусе и старце Илии
Монашеские истории игумена Симеона (Кулагина)
Ольга Рожнёва
Разъяренный бык несся прямо на меня, и я подумал: «Хорошо, что успел стать Оптинским послушником, значит, умру на послушании».
Русский остров и его насельники Русский остров и его насельники
Рассказ настоятеля Свято-Серафимовского монастыря
Русский остров и его насельники Русский остров и его насельники
Рассказ настоятеля Свято-Серафимовского монастыря
Игумен Климент (Кривоносов)
Промысл Божий действует всегда с духовным тактом – Господь очень тактично входит в нашу жизнь: с миром, с любовью...
Заведующий садом Заведующий садом
Разговор с епископом Можайским Леонидом, новым наместником Оптиной
Заведующий садом Заведующий садом
Разговор с епископом Можайским Леонидом, новым наместником Оптиной пустыни
Пример монашеских обителей показывает, что Русская Православная Церковь держится, а то, что говорят СМИ, – это неправда.
Комментарии
Лада18 января 2024, 13:30
Здравствуйте, дорогие читатели, передала отцу Алипию ваши добрые отзывы. Батюшка всех вас благодарит.
Тамара 15 января 2024, 21:12
Хорошее и душевное интервью !! Божией помощи в служении игумену Алипию !!
Ира14 января 2024, 07:21
Спасибо за интервью! Видно, что всё "от сердца" говорил игумен, поэтому его слова доходят до сердца читателей. Всё, что сказано "от опыта", полезно для ищущих читателей.
рБ Марина12 января 2024, 20:15
СПАСИ ГОСПОДИ отец АЛИПИЙ ЛАДА за статью!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИЕ И В ТРУДАХ!!!
Елена12 января 2024, 16:04
Добрый день! Депрессия - это болезнь, я как человек верующий тоже долго тянула с обращением к врачу, думая что это грех уныния, маловерия. Так только пропила курс антидепрессантов по рецепту, жить стало легче. А вот долгое отрицание болезни как раз способствует увеличению количества самоубийст на фоне этой тяжёлой болезни.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×