Православный календарьПравославный календарь
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.

Ровное дыхание,
или Несмиренный о смирении

    

Что может знать о смирении несмиренный? Конечно, он может знать его определения, схожие и разнящиеся, но сводимые к краткой формуле: свобода человека от гордости, от самопревозношения, от противопоставления собственного «я» миру и его Творцу (всё прочее – трезвое отношение к себе, покаяние, кротость, незлобие, послушание, радостность – это уже следствие, это проявления свободы).

Кроме определений, несмиренному могут быть известны многочисленные примеры смирения из житий святых и других подвижников.

Но это всё знания теоретические: это то, что можно где-то прочитать. А опытно, то есть непосредственно – что мы, пока, увы, не смирившиеся, можем о смирении знать?

Кто-то скажет: ничего. Но я скажу иначе: каждый из нас опытно, на своей изъязвленной шкуре знает, что смирение – это именно то, чего ему остро не хватает… Чуть было не написала «не только в духовной жизни, но и в обычной, повседневной». Но вовремя сообразила, что отделить-то одно от другого нельзя – жизнь у нас одна, целая, на автономные части она не распадается.

Христианство призывает человека к жизни органичной, к жизни, естественной для него как духовного существа. Жизнь христианина – это то самое душевное спокойствие, о котором говорится в молитве оптинских старцев, это ровное дыхание и спокойное сердцебиение. Это колоссальная экономия душевных, эмоциональных сил. В идеале, душа наша в христианстве должна чувствовать себя как рыба в воде, как птица в небе. Конечно, не об эйфории здесь речь, напротив – эта подлинно христианская жизнь требует такого плода смирения, как трезвость по отношению к себе. Взлеты и падения самооценки, переходы от самодовольства к самобичеванию – это не трезвость. Трезвость в том, чтобы воспринимать себя реально, ничему не удивляться и всегда благодарить Бога, повторяя за апостолом Павлом: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь» (1 Кор.15,10).

Смирение помогает человеку, с одной стороны, принять себя таким, каков он есть, с другой – не согласиться остаться таким, как есть, но непременно постараться стать лучше, то есть ближе ко Христу. Иметь смирение – значит, избежать шока от того, что ты собой представляешь, внутреннего надлома, самоотторжения, комплекса вины, бесплодного саможаления и уныния. Смиренный и потому трезвый человек знает: да, я чудовище, но я и чудо, я разумное и духовное существо, созданное Богом в единственном экземпляре и не отвергнутое им, несмотря на всю его греховность. Господь ждет моего обращения и содействует ему – стало быть, причин для уныния нет. Жалеть себя – избранника и счастливца – глупо. А что до комплекса вины или неполноценности – он ничего общего не имеет ни с покаянием, ни, уж тем паче, со смирением, и потому от него нужно с молитвою поскорее избавляться.

Смирение освобождает человека от ложной обязанности – гнаться за успехом и постоянно подтверждать свою результативность. Смиренный человек, вверивший себя Господу, примет от Него любой результат: не получилось что-то задуманное – значит, не было на то Божией воли, значит, не эту, а иную дорогу Господь тебе пред-положил. И разве не правда, что неудача нам порой бывает нужнее удачи, а поражение для нас оказывается важней победы?

И о времени, потраченном на что-то, в конечном итоге не получившееся, смиренный человек не станет жалеть: он ни одну из минут своих не считает пропавшей даром, ведь Промысл Божий о нас реализуется непрерывно – каждую минуту. Время смиренного человека целостно, оно не распадается на «удачные» и «неудачные», «правильные» и «неправильные» куски: оно целиком принадлежит Богу.

Смиренный человек не участвует в гонках и не переживает из-за того, что его опередили другие. Зачем ему вообще с кем-то себя сравнивать? Ему важнее другое: что он есть пред Богом, чего ждет от него сейчас Бог.

Наверное, никто из нас не застрахован от того, чтобы оказаться в ситуации невостребованности (реальной или кажущейся – другой вопрос). У кого-то дети выросли и перестали нуждаться в родительской опеке; кого-то на работе вдруг сократили, хотя вроде бы не простаивал; чьи-то стихи читателя не находят, или картины – зрителя… Это трудный момент, но смиренный человек найдет в себе силы довериться Богу – и Господь приведет его туда, где он пригодится, к людям, которым он со своими умениями и дарами будет нужен. Совсем не обязательно, чтоб это были массы и толпы. Когда-то это может быть один безвестный человек – но ты действительно ему поможешь. Только гордость может говорить, что один человек – это мало. Один человек – это безмерно много. Смиренный христианин руководствуется любовью к людям, а не желанием иметь некие заслуги перед ними или какой-то вес в их глазах.

Смиренный христианин руководствуется любовью к людям, а не желанием иметь заслуги перед ними или какой-то вес в их глазах

Человек, стяжавший смирение, не боится чужого осуждения или низкой оценки – у него только один Судия. Вопреки расхожему представлению, смирившийся никогда не чувствует себя ущербным или обделенным, хотя в его жизни может присутствовать несчастье: например, инвалидность, бедность, одиночество. Но у него есть Бог, и он есть у Бога – какая же тут обделенность?

Смиренный человек остается, конечно, человеком из плоти и крови; он не лишен обычных душевных реакций, он может страдать от нелюбви, от непонимания близких, от несправедливых обвинений, бестактности, жестокости, предательства – но он не становится рабом своего страдания, не ожесточается сердцем, не ищет мести. Окружающие люди могут иногда его раздражать – но он справится с раздражением: ведь у него нет нашей неосознанной привычки ставить другого человека ниже себя, и он не считает, что окружающие люди обязаны во всем его устраивать.

Смирившемуся нет нужды себя жалеть, потому что жалость к себе, переходящая подчас в манию раздирания ран, – это всегда крик о недополученной любви. Смиренный человек открыл свои двери для любви Божией, значит, обрел внутренний мир и полноту: в принципе, он мог бы спокойно жить на необитаемом острове, но живет он, как правило, среди людей, согревая их любовью и согреваясь от них ею же.

Наконец, смиренный человек знает границы своих возможностей и своей ответственности – он не стремится переделать мир. Он знает: мир будет лежать во зле до Страшного Суда.

Смиренный человек знает границы своих возможностей и своей ответственности – он не стремится переделать мир

Наш долг здесь – помочь тем, кому мы можем помочь, а что сверх того, то от лукавого. Наверное, у многих из нас были минуты, когда мы просто плакали от невозможности противостоять некоему масштабному злу и даже обвиняли себя в недостатке героизма, отваги и жертвенности. Смирение лечит от этих ненужных стрессов. А Тот, кто накормил пятью хлебами пять тысяч верующих (ср. Мф.14,15–22), приумножает и наше малое добро. Не «может приумножить», как иногда говорят, а уже приумножает, потому что всякое доброе дело, всякая любовь, оказанная человеку, всегда имеет продолжение.

Из всего вышеизложенного следует вывод: смирение – это великая сила! Не «богатырь, выкованный из чистой стали с головы до ног», но именно смиренный человек преодолеет все скорби и бедствия, и через ад земной пройдет, и выйдет, чтобы продолжать людям светить – сколько таких примеров подарил нам минувший век.

Бытие смиренного человека в этом мире – это естественное для человека и единственно достойное человека бытие. Но, увы – я человек не такой. Пока не такой?.. А не смешно ли в мои годы говорить «пока» и «еще»?

Но вот что интересно – и что не дает отчаяться: когда мы признаем, что мы не смиренны, когда мы искренне об этом сожалеем, мы сразу чувствуем, что животворное смирение уже поселилось в нас, уже делает свою пусть малую, пусть начальную, но работу. И внутри у нас что-то реально изменяется: внутренние путы ослабевают, успокаиваются душевные бури, настает потихоньку рассвет… и дыхание наше становится ровным.

Марина Бирюкова

16 июля 2024 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 537 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Анна G22 июля 2024, 05:52
«И дыхание становится ровным». Прекрасный текст. Благодарю. И болезни многие уходят, наверно, когда дыхание становится ровным.
Максим20 июля 2024, 22:43
Смирение - это природа нашего Бога. Это то, что должно быть и в нас. Это самое важное в нашей жизни.
Александр17 июля 2024, 22:45
Благодатное смирение невидимо, как невидим податель его Бог. Оно закрыто молчанием, простотой, искренностью, непринуждённостью, свободой. (Но, увы – я человек не такой. Пока не такой?.. А не смешно ли в мои годы говорить «пока» и «еще»»?). Нет, не смешно. Смирение не видит себя смиренным. Напротив того, оно видит в себе множество гордости. Оно заботится о том, чтобы отыскать все её ветви, и отыскивая их, усматривает, что и ещё надо искать очень много.
Ирина17 июля 2024, 09:45
Прекрасная статья! Нисколько не путано, всё совершенно ясно. Особенно статья порадует тех, кому многого пришлось лишиться и много пережить.
Елена17 июля 2024, 06:18
Благодарю автора то за статью! Мне очень отозвались эти слова и успокоили.Слава Богу за все!
Иоанна_16 июля 2024, 22:55
Послушание - это не следствие, а как раз важнейшее условие для стяжания смирения. Потому что если человек и постится, и молится, и причащается, и много ещё чего хорошего и правильного делает, но при этом не находится в послушании, а делает всё это самочинно, то есть по своей воле, тогда он неизбежно попадёт в сети самомнения. То есть будет двигаться в направлении, противоположном смирению. Статья понравилась.
Кира16 июля 2024, 22:53
Полезная статья. Спаси Вас Господи, Марина.
Игорь, Киев16 июля 2024, 18:07
Написано путано, однако со старанием. Смирение, пост, молитва, по мнению св. Отцов, та троица на которой стоит христанство. Простите...
Василий16 июля 2024, 07:58
Огромное спасибо, это то, что надо.
Антоний 16 июля 2024, 01:08
Смирение есть готовность невзирая на обстоятельства ревностно служить _ Богу, Родине, Профессии и ближнему, не предавая и не убегая в теплые края от бед даже в самое лютое безвременье. Смиренный человек - это "богатырь, выкованный из чистой стали с головы до ног", который делает завещанное Богом каждый день. Он каждый день со смирением и усердием делает положенное, будь он воин, врач, труженик, монах или правитель. Он падает, но встаёт и идёт вперёд. Он не боится трудностей, ведь дело его, будь он дворник, токарь, профессор, инок или маршал, важно стране и ближнему, ведь с ним Бог, и он - Христианин. А значит со смирением и стальным упорством будет делать свое дело, на которое поставлен.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Марина Бирюкова

Новые материалы

Выбор читателей

×