«Блаженны нищие духом»

Первая заповедь блаженств — «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3) — является корнем и основанием для всех последующих блаженств и для их конечной цели — Царства Небесного.

Есть нищета материальная, а есть нищета духовная. От первой зависит жизнь телесная, от второй — духовная. Нищета земная противоположна земному счастью. Нищета духовная является началом, корнем и путём к небесному блаженству.

Согласно толкованиям святых отцов, под «нищетой духовной» следует понимать добродетель смирения, с которой начинается общение человека с Богом, путь его спасения и обожения.

Находясь в состоянии себялюбия и гордыни, человек обращён на самого себя, преисполнен собой, и потому в нём нет места для Бога. Для горделивого человека Бог просто неинтересен, более того, даже опасен. Ведь Его признание ведёт к уничижению себя, к необходимости смирится перед Ним, сойти с пьедестала своего эгоизма, уступить и освободить для Него сердечный трон своей души. Это крайне трудно и болезненно для самолюбивого человека. «Отвратительно для гордого смирение: так отвратителен для богатого бедный» (Сир. 13, 24).

Когда же человек смиряется, то есть ослабляет, разрушает, уменьшает и уничтожает свою гордыню, тогда он освобождает в своей душе место для Бога. Смирение есть момент истины, поворотная точка, когда человек отвращается от своего Я и поворачивается лицом к лицу Божию. Обращаясь к Богу, верующий открывает Ему своё сердце, принимает Его там и соединяется с Ним. Как писал апостол Петр: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (1Пет. 5, 5).

Без смирения невозможны никакие другие добродетели. Смирение среди добродетелей занимает то же место, какое занимает таинство Крещения среди остальных церковных таинств. Смирение — дверь, через которую верующие входят в храм добродетельной, духовной жизни.

Смирение — дверь, через которую верующие входят в храм добродетельной, духовной жизни

Смирение является противоположностью самолюбия, которое является корнем всех греховных страстей. Самолюбие определяется отцами как любовь к себе как телесному существу. Самолюбивый человек знает себя как тело и стремится всемерно удовлетворять все телесные запросы и потребности, пренебрегая и забывая о своей душе. Самолюбие есть основа страстной, греховной любви мира сего. Блаженный Августин говорил о том, что её обратной стороной является ненависть к Богу: «Любовь к себе, — писал он, — доведенная до презрения к себе как греховному существу, суть любовь к Богу, и любовь к себе, доведенная до презрения к Богу, — порок». Напротив, смирение есть начало любви к Богу, которая доходит до самозабвения и самопожертвования.

Любовь к Богу, Который есть Дух, оживляет, исцеляет человеческий дух, который является высшей силой души, обеспечивающей общение с Богом. Дух, ум или сердце отвечает за такие духовные способности, как религиозная вера, совесть (глас Божий в человеке), молитва (глас человеческий в ответ на глас Божий), восприятие благодати и созерцание Бога.

Благодаря духу человек является тварным образом и подобием Божьим, может уподобляться Ему в мысли и практической деятельности. Христианство, по определению святых отцов, есть уподобление Богу. И это уподобление возможно, прежде всего, благодаря наличию в человеке богообразного духа.

Когда человек смиряется, он тем самым, во-первых, признаёт бытие Божие, во-вторых, постигает Его абсолютное превосходство и господство над собой, в-третьих, осознаёт, что всё его душевно-телесное содержание — это дар Божий, который ему не принадлежит.

Всё, что мы имеем (наша душа, тело, все наши силы и способности, само наше бытие и жизнь, время и пространство нашей жизни, наши родные, близкие и ближние, мир) — не наша собственность, но дар Господний, данный нам в пользование.

Единственное, что является нашей собственностью в силу нашего авторства, — это наши собственные грехи. Однако и они совершаются нами вследствие недолжного использования наших естественных душевно-телесных сил, данных Богом. Грех есть направление нашей души и тела не на Бога, но на себя, на телесные привязанности к земному миру. Грех паразитирует на человеческой природе, принадлежащей Богу. Когда мы грешим, то используем её не по назначению, подобно тому нерадивому евангельскому работнику, который закопал вверенный ему талант в землю (ср. Мф. 25, 14–30). Когда мы грешим, то становимся нерадивыми работниками, должниками Божьими. Поэтому в молитве Господней мы и просим Отца небесного, чтобы он простил нам наши долги, то есть грехи против Него (ср. Мф. 6, 9–13).

Осознание факта дарения Богом нам нашей природы и всей нашей жизни приводит верующего к радостной благодарности Богу. Эта благодарность ещё более усиливается от осознания своей греховности и своего недостоинства посещения Божия.

Одновременное ощущение благодарной радости и скорбной печали по своим грехам порождают в сердце парадоксальное настроение, которое подвижники определяют как радостная печаль или печальная радость, радостопечалие или умиление духовное. По слову псалмопевца: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11).

Выражение «нищие духом», собственно, и обозначает это состояние отказа человека от права собственности над собой. Этот отказ от владения собой и отдание себя Богу опустошает человека от страстей, освобождает в нём место для Бога, чтобы Он мог прийти и сотворить в нём обитель (ср. Ин. 14, 23), Свой святой храм. Смирение открывает человека для вхождения в него Господа, Который до этого стоял и стучал в двери его сердца Своим Промыслом. «Се, стою у двери, — говорит Господь, — и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20).

Господь по бесконечной милости Своей приходит и дарует Себя многогрешному верующему, не осуждает его по справедливости на вечную погибель, но принимает в Свои объятья как блудного сына, дарует ему Своё вечноблаженное Небесное Царство (ср. Лк. 15, 11–32).

В этом проявляется смирение Господа, Его самоумаление, самоуничижение, снисхождение — то, что богословы называют кенозисом Христа. Сын Божий смирился, сойдя с небес на землю — воплотился и вочеловечился, претерпел поношения, страдания и смерть — нас ради человек и нашего ради спасения. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 6–8).

Подобным образом Господь смиряется, нисходя в сердце каждого верующего ради его спасения, чтобы вместе с ним крестом победить грех, тление, смерть, козни лукавого и достичь воскресения к жизни вечной.

На смирение Господа ради нас можно ответить только своим собственным смирением ради Него

Христос нисходит в бездну нашей души в надежде на то, что мы откликнемся, отзовёмся на Его призыв и последуем за Ним. Бог смирил Себя даже до смерти ради нас, чтобы мы в ответ смирили себя ради Него. На смирение Господа ради нас можно ответить только своим собственным смирением ради Него. Любой другой ответ будет профанацией, ложью и лукавством.

Как видим, смирение включает в себя веру в бытие Бога, признание Его Господом и Владыкой, Собственником нас и нашей жизни, благодарность за все Его благодеяния и глубокое осознание своего недостоинства. Все эти проявления смирения выражают реальный мистический опыт личной встречи с Господом, обращения к Нему и Его нисхождения в человеческое сердце.

В состоянии смирения человек, наконец, примиряется с Богом. Смирение разрушает средостение вражды между нами и Творцом. До тех пор, пока мы пребываем во власти самолюбия, гордыни, тщеславия, лукавства, злобы и других греховных страстей, мы воюем с Богом, боремся против Него вместе с противящимися Ему лукавыми духами.

Смиряясь и примиряясь с Богом, верующий становится на Его сторону в войне добра со злом, которая идёт с момента грехопадения Денницы в ангельском мире, а в человеческой истории — с момента грехопадения Адама и Евы. Как писал об этом Ф.М. Достоевский: «Здесь дьявол с Богом борются, а поле битвы — сердца людей».

Следует подчеркнуть, что дьявол силён нашей слабостью. Он может подчинить нас своей воле только тогда, когда мы сами добровольно подчинимся ему, согласившись с происходящими от него искушениями. Человек — активный участник как своей погибели, так и своего спасения. Духовная жизнь — это всегда двусторонний процесс; она принципиально синергетична, то есть осуществляется через взаимодействие, взаимообщение воли, усилий, действий Бога, с одной стороны, — и воли, усилий и действий человека — с другой.

Первый шаг со стороны человека на пути спасения заключается в смиренном обращении ко Христу. Человек примиряется с Богом через смирение духом. Когда это происходит, расслабленный, атрофированный, почти омертвевший до этого дух оживает силой благодати Божией, начинает исцеляться, усиливаться и подчинять себе свои душу и тело — низшие составляющие человеческого существа. Познавший Господа ум становится алтарём духа Божия, просвещает благодатным светом душевные разум, волю и чувства, превращая душу в храм служения Богу. Через душу Божественная энергия изливается и на тело, освящая и преображая его, созидая священным храм верующей души.

Смирение обеспечивает стяжание Духа Святого, о чём преподобный Серафим Саровский говорил как о цели христианской жизни. Благодаря этому восстанавливается первозданная естественная триединая иерархия человеческого существа — дух-душа-тело (см. 1Фес. 5, 23). Восстановленное триединое духовно-душевно-телесное человеческое существо является живым свидетельством, образом и символом Триединого Бога.

Итак, евангельская нищета духовная есть добродетель смирения. Смирение есть начало, принцип, закон, критерий, мерило и конец добродетельной жизни. Без смирения нет обращения, очищения, преображения, спасения и обожения человека. Смирением верующий открывает двери своего сердца Господу, через которые Он входит и поселяется в нём Своею благодатью. Смирение — враг самолюбия, гордыни и тщеславия, которые отвращают нас от Бога и противопоставляют Ему.

Иерей Тарасий Борозенец

23 ноября 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Как Господь переворачивает человеческую пирамиду власти» «Как Господь переворачивает человеческую пирамиду власти»
Митрополит Лимасольский Афанасий
«Как Господь переворачивает человеческую пирамиду власти» «Как Господь переворачивает человеческую пирамиду власти»
Беседа о подвиге и смирении
Митрополит Лимасольский Афанасий
Человек имеет возможность обожения по благодати, сила Креста изменяет и преображает человека.
Старец Паисий Святогорец: Смирение – самый сильный шоковый удар по диаволу Старец Паисий Святогорец: Смирение – самый сильный шоковый удар по диаволу Старец Паисий Святогорец: Смирение – самый сильный шоковый удар по диаволу Старец Паисий Святогорец: Смирение – самый сильный шоковый удар по диаволу
Мы знаем много молитв, но молимся мало. Едим постную пищу, но не постимся. Копим сведения о духовной жизни, а опыта ее не имеем.
Урок смирения Урок смирения
Свящ. Димитрий Шишкин
Урок смирения Урок смирения
Священник Димитрий Шишкин
Я полз, повторял молитву, и мне было жутковато и радостно… Жутковато, потому что я понимал: я могу в любой момент соскользнуть в ледяную воду, а радостно от того, что Господь меня не оставил.
Комментарии
иерей Тарасий30 ноября 2022, 18:16
Спаси Христос! Да дарует нам Господь дух смирения и мудрости духовной.
Елена О.30 ноября 2022, 13:17
/Игорь, Киев27 ноября 2022, 08:35 Не часто сегодня о христианстве пишут. Всё больше о " делах", "чудесах" и заслугах. Редкое дело о смирении услышать./ О смирении говорят на каждой службе в храме.
Игорь, Киев27 ноября 2022, 08:35
Не часто сегодня о христианстве пишут. Всё больше о " делах", "чудесах" и заслугах. Редкое дело о смирении услышать.
Любовь23 ноября 2022, 17:38
Спасибо за размышления, очень ценно!
рБ Марина23 ноября 2022, 16:30
СПАСИ ГОСПОДИ БАТЮШКА за разъяснение!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×