Двух праведников Русской Церкви объединила Америка. Один из них – епископ Василий (Родзянко) – родился в царской России, другой – хранитель мироточивой Монреальской Иверской иконы Божией Матери Иосиф Муньос-Кортес – в Чили. В середине сентября исполняется 25 лет, как почил владыка Василий, и еще через полтора месяца будет годовщина мученической гибели брата Иосифа. О том, как они встретились, как поддерживали духовную дружбу, рассказала ближайшая помощница владыки Мэрилин Суизи.
Хосе Муньос-Кортес у раки святителя Иоанна в Сан-Франциско. Середина 80-х гг.
– Миссис Суизи, расскажите, как познакомились владыка Василий и брат Иосиф?
– Это произошло в 1984-м году, когда владыка вернулся в Вашингтона из Сан-Франциско. Тогда у него были проблемы с ногами, типичные для священников, и перед тем, как переехать в свою квартиру, он неделю жил у нас с мужем дома.
Как раз в эту неделю брат Иосиф тоже приехал в Вашингтон с иконой, и отец Виктор Потапов, настоятель Свято-Иоанно-Предтеченского собора, устроил так, чтобы он посетил владыку. Владыка был у нас в гостевой комнате, и икона находилась рядом с ним, смотрела на него.
Были и другие случаи, когда икона приезжала к нам домой, но именно в тот раз это было связано с владыкой, который по-настоящему полюбил брата Иосифа. Так они и познакомились, это была их первая встреча.
Потом они продолжали общаться. Владыка до конца дней жил в Вашингтоне, и когда Иосиф приезжал с иконой, всегда приходил в Свято-Иоанно-Предтеченский собор повидаться с ним и поклониться святыне.
– Каково это – принимать великую святыню у себя дома?
– О, это было потрясающе! Ощущение духовного присутствия Божией Матери. Я до сих пор ясно помню это чувство, хотя прошло уже 40 лет! Это было так давно, и столько событий произошло после этого, но то, что я помню так ярко, – это икона и ощущение, что Богородица находится здесь.
Владыка Василий (в центре) с Мэрилин Суизи
– О чем владыка и брат Иосиф разговаривали, какие точки соприкосновения у них были?
– Я не могу точно сказать, о чем именно они разговаривали, поскольку не присутствовала на всех их встречах. Когда же это происходило, мы обычно говорили о поездках брата Иосифа, где он был, куда собирался. И, конечно же, мы говорили об иконе, потому что это было очень важно. Но, помимо этого, я больше ничего сказать не могу.
Конечно, у них были точки соприкосновения. Я бы сказала, они симпатизировали друг другу. Несомненно, брат Иосиф понимал владыку, а владыка понимал ту важную миссию, которую выполнял брат Иосиф с иконой.
Думаю, брат Иосиф рассказывал владыке о своих поездках, о том, как реагируют люди, о своем миссионерском опыте с иконой, что, без сомнения, было очень важно.
– А что владыка рассказывал вам о своих встречах с братом Иосифом?
– Он всегда старался встретиться с ним и поклониться иконе. Я бы сказала, владыка был предан иконе. Это был такой опыт – находиться рядом с ней. Когда икона находилась в церкви и люди молились, она мироточила. Это было чудесное ароматное миро. И чувствовалось духовное присутствие Божией Матери.
Я бы сказала, владыка был предан иконе
– Владыка Василий служил в Православной Церкви в Америке (ПЦА), тогда как брат Иосиф находился в лоне Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ). Две Церкви в то время формально не имели евхаристического общения. Владыка мог приходить в «зарубежный» собор, чтобы помолиться перед Монреальской иконой?
– О да, он так и делал. Поначалу он молился вместе со всеми. Но потом отец Виктор стал приглашать его в алтарь. Но, конечно, он не мог служить там.
– А вы помните какие-то интересные истории о владыке и брате Иосифе?
– Однажды Иосиф привез икону на квартиру к владыке. Мы называли ее часовней, и он там проводил службы, прежде всего, литургии по субботам. Когда там находилась икона, владыка приглашал нас помолиться.
– Я навещал его в той квартире. Она была совсем крохотной.
– Это точно.
– Должно быть, когда там находилась икона, она вся наполнялась запахом мира?
– О да!
Мироточивая Монреальская Иверская икона Божией Матери
– А почему владыка служил там литургии по субботам, а не по воскресеньям, как обычно?
– Он начал эту прекрасную традицию для англоговорящих прихожан Свято-Николаевского собора. Как служащий епископ, по воскресеньям он всегда находился там, и потому в своей маленькой часовне служил литургии на английском языке по субботам. Брат Иосиф несколько раз приезжал туда с иконой.
– Вы знаете о чудесах, связанных с иконой?
– Главным и постоянным чудом была вера и те чувства, которые люди испытывали, находясь рядом с иконой. Они возвышались духовно, иногда их вера становилась другой, обновленной. Я уверена, были и те, кто обращался к вере в присутствии святыни, осознавая близость Божией Матери
Помню, однажды, когда между службами икона находилась в доме отца Виктора Потапова и его супруги Марии, туда пришел послужить замечательный священник из штата Коннектикут – отец Феодор Шевцов, который по светской профессии был ученым. Я спросила его об этом удивительном ощущении присутствия Божией Матери и о том, как миро исходит из передней части иконы.
У нас возникало чувство, которое мы едва можем описать, – это чувство Ее присутствия у иконы. И это присутствие ощущалось, даже когда икона не источала масло
Отец Феодор дал мне замечательный ответ с научной точки зрения, но поместил его в духовный контекст. Он сказал:
«Миро исходит не из задней части иконы, а из передней. И дело не в том, что оно исходит оттуда. Оно появляется там благодаря присутствию Богоматери».
Я думаю, этот прекрасный ответ многое объяснял. Вот почему у нас возникало чувство, которое мы едва можем описать, – это чувство Ее присутствия у иконы. И это присутствие ощущалось, даже когда икона не источала масло.
– А что вы чувствовали, стоя перед иконой?
– Всегда, когда я находилась перед иконой, у меня было ощущение духовного присутствия, духовного подъема. И я чувствовала очень сильный аромат мира.
Панихида на могиле брата Иосифа. Фото из архива Собора Иоанна Крестителя в Вашингтоне – Вы почитаете владыку Василия и брата Иосифа святыми, которые еще не прославлены?
– Абсолютно!
Могу поделиться одной замечательной историей, которая у меня была. Однажды мы с мужем поехали в Балтимор, как делали это время от времени, когда наши сыновья учились там в колледже. Мы остановились в гостинице. Это произошло в ту самую ночь, когда Иосиф был убит. Тогда я еще не знала о случившемся и увидела его во сне. Он был на литургии и выглядел прекрасно. Я подумала: «О, как интересно!» А вскоре отец Виктор и Мария позвонили мне и сообщили о его гибели.
– Вы узнали место, которое видели во сне?
– Нет-нет. Я видела его на литургии, но не видела церковь и икону. Я не видела ничего, только Иосифа, который улыбался и выглядел прекрасно. Это было потрясающе.