«Душа не насытится земным»

Иерей Сергий Молоканов о духовном пути христианина

Иерей Сергий Молоканов – клирик храма великомученика и целителя Пантелеимона города Кирова. Мы побеседовали с отцом Сергием (в прошлом – успешным менеджером с двумя высшими образованиями) о его личном пути к Богу и священству, а также попросили поделиться опытом служения на различных приходах, в том числе сельских, и преподавания в воскресной школе для взрослых и детей.

Иерей Сергий Молоканов Иерей Сергий Молоканов

«Так я искал свое призвание»

– Отец Сергий, расскажите о вашей жизни до служения в Церкви. Что определило выбор вами духовного пути?

– Мое детство совпало с завершением советского периода, школьные годы пришлись на время перестройки. Вероятно, смута в государстве повлияла на мои дальнейшие духовные искания. Мои предки по линии отца жили в Волгограде, были среди них и донские казаки, но родители по распределению были вынуждены переехать в Республику Марий Эл, там я и родился в 1980 году в поселке с названием Юбилейный. Родители рассказывали, что мой прадед тогда поставил условие: «Не привезете внука к нам крестить – знать вас не хочу!». Поэтому отец с мамой крестили меня в храме Николая Чудотворца в пос. Калач-на-Дону и назвали в честь прадеда Сергеем.

– Ваша семья была религиозной?

Наша семья не отвергала Бога, но и нельзя сказать, что мы жили по вере

– Наша семья не отвергала Бога, но и нельзя сказать, что мы жили по вере. Очевидно, как и миллионы советских семей, просто не задумывались над духовными вопросами. Отец, будучи сам руководителем крупного предприятия, всегда считал, что мужчина достоин уважения, только если успешен в карьере и уважаем в обществе, и меня воспитывал в том же духе. Школу я заканчивал в профильном классе. Нас готовили к поступлению без экзаменов в Серпуховской военный институт ракетных войск. Дисциплина была строжайшая и математика с физкультурой каждый день.

– Обучение в военной школе было продолжено?

– К окончанию одиннадцатого класса, когда требовалось определяться, я все-таки отказался от перспективы военной карьеры и подал документы в «Политех» – Марийский государственный технический университет. Отучившись пять лет на экономическом факультете по специальности «Финансы и кредит», в 2002 году 22 июня получил диплом, а на следующий день, 23 июня, взял да и ушел в армию, несмотря на положенную отсрочку. Служил один год в звании рядового в Казани в танковых войсках. Теперь смотрю назад и понимаю: так я искал себя и свое призвание.

Армейский «холодный душ»

– Какие уроки вам дала служба в армии?

– Когда я учился в университете, с нами, студентами, преподаватели общались на «Вы», к такому уважительному отношению быстро привыкаешь. В армии после вуза, можно сказать, я попал под «холодный душ» – ненормативная лексика даже со стороны командования. Мягко говоря, удивляла искренняя убежденность прапорщиков: солдат без мата не поймет. Что мне дала армия? Приучила к дисциплине. И, наверное, к некоторому смирению, поскольку служил в роте обслуживания, и нашей главной задачей были чистота и порядок танковой техники. Еще сложилось четкое понимание, как функционирует российская армия: если будет тревога, случится надобность, то в течение 24 часов все войска страны могут быть мобилизованы в любую точку мира. А раньше думал, что мощь нашей армии сильно преувеличена.

Духовные поиски и совместное воцерковление

– При каких обстоятельствах вы пришли к вере?

– Повторюсь, что в семье были все крещеные, с детства я носил крест на груди. Но исповедание веры сводилось в основном к внешней стороне. К примеру, в праздник Крещения Господня мы ходили в храм, но, к сожалению, не на богослужение, не на Таинство Причастия, а чтобы набрать воды и поставить свечу, словно отдавая некий долг Богу. И считали, что этого достаточно.

После армии был долгий период поиска себя в плане работы. В 2004 году меня пригласили в Кировскую область на Белохолуницкий машстройзавод, где я трудился руководителем юридического отдела до 2011 года. В этот период также заочно получил юридическое образование.

В 2007-м мы познакомились с моей будущей женой – матушкой Екатериной, и через полтора года поженились, венчались в Свято-Успенском кафедральном соборе, но осознанно к вере пришли уже вместе.

Иерей Сергий Молоканов с супругой Екатериной Иерей Сергий Молоканов с супругой Екатериной – Супруга поддерживает вас на пути пастырского служения?

– Всегда и во всем. Как я уже отметил, воцерковление наше проходило совместно. Именно она, закончив четырехлетние библейско-богословские курсы при Спасском соборе города Кирова, укрепила меня в вере. А сейчас уже сама трудится в церковной лавке Свято-Серафимовского собора, по сути, несет непростое миссионерское служение.

Мы все делаем вместе. Так сложилось в нашей семье с самого начала, она – моя помощница и единомышленница. Мне очень нравится фраза о том, что хорошо в той семье, где один видит брошенную на стул одежду и убирает ее, а другой видит недомытую тарелку в раковине и домывает ее. А «короны» их где-то там, на антресолях пылятся…

Душа призвана к небесному

– И все же, при каких обстоятельствах вами, прежде успешным менеджером с двумя высшими образованиями, было принято решение сменить стезю и послужить Церкви?

Я словно уперся головой в потолок: продолжаю расти, но некуда, и голова склоняется, поскольку пробиться вверх не может

– А при чем тут образование? Что оно дает? Наряду со знаниями еще и тщеславие растит. В определенный момент сложилось ощущение, что я живу словно белка в колесе: дом – работа, работа – дом. Живешь от одного этапа до другого, ставишь перед собой цель – будь то получение образования, приобретение жилья или транспортного средства, но, достигая ее, понимаешь, что радости это не приносит, душа не насытится земным, ведь призвана она к небесному. Внутри меня звучали вопросы: что дальше? Какова цель жизни человека? Мы с супругой стали глубже приобщаться к вере, читать и узнавать о Православии. Поняли, что жизнь наша не ограничивается беготней, мирской суетой. Душа, видимо, просила иного… Словно я уперся в потолок головой: продолжаю расти, но некуда, и голова склоняется-склоняется, поскольку пробиться сквозь потолок не может. Но все для нас изменилось с осознанием того, что за привычным материальным есть еще мир духовный. Как будто открылось окно, и мы ощутили свежий воздух настоящей жизни. Начали с супругой ходить на богослужения, участвовать в Таинствах – исповедовались, причащались.

И когда церковная жизнь для меня как прихожанина стала близкой и родной, то захотелось отдать Церкви все силы, все устремления, всю энергию. Я понял, что нет лучше места на земле, чем предстояние у Престола Божия. Душа жаждала заглянуть за сокровенную дверь: что же совершается по ту сторону, где священники служат во Святая Святых – и я попросил у своего духовника благословения ходить в алтарь, помогать при богослужениях. На тот момент духовником нашей семьи был отец Николай (Белев), который, будучи иеромонахом Трифонова монастыря, служил в Успенском кафедральном соборе, куда мы с женой и ходили.

До сих пор помню свои ощущения: с каким трепетом я первый раз вошел в алтарь. Зайдя во Святая Святых во время богослужения, встал в уголочек и боялся пошевелиться, надышаться благодатью не мог, наверное. Еще больший трепет меня охватил, когда происходило Таинство Евхаристии, и я впервые увидел, как священники причащаются Святых Христовых Таин. С посещением служб в алтаре укрепилось мое желание посвятить свою жизнь служению Церкви Христовой, и буквально через полгода я уволился со светской работы и испросил у батюшки благословения на обучение в Вятском духовном училище. Мысли непосредственно о священном сане были из серии «может быть… когда-нибудь… Господь управит».

– И управил – ваша диаконская хиротония была совершена буквально уже на первом году обучения в духовной школе.

Его Высокопреосвященство спрашивает меня: «Послужишь Церкви?» И в ту же секунду я делаю шаг вперед со словами: «Благословите, владыка!»

– Через четыре месяца после начала моего обучения в стенах духовного училища владыка Марк обратился ко мне с вопросом о рукоположении во диаконы. Все произошло для меня очень быстро и неожиданно. На тот момент, помимо учебы в ВДУ, я нес послушание охранника в епархии. И когда я находился на посту, владыка, проходя мимо, вдруг обратился ко мне с вопросами: сколько мне лет (на тот момент было 36), есть ли образование (отвечаю, что да). Владыка уточнил, женат ли я (говорю, что венчаны, на тот момент уже был ребенок). Разговор продолжался всего три минуты, тем не менее я тогда подумал: «Надо же, какой интерес Его Высокопреосвященство проявляет к жизни простых работников…» А через восемь дней, когда я вновь был на работе в монастыре, владыка меня уже спросил: «Послужишь Русской Православной Церкви?» И в эту же секунду я делаю шаг вперед, навстречу архипастырю, со словами: «Благословите, владыка!» Так решился вопрос о моем рукоположении во диаконы.

Сомнений не было. Поскольку уже встал на этот путь, придя на обучение в духовное училище, значит, нужно идти, откликаться на призыв Божий. Через неделю секретарь епархии отец Виталий Лапшин велел писать прошение, и 9 января 2017 года надо мной совершилась хиротония. Думал, радости больше, чем эта, быть не может! Диаконское служение нес в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Нововятске, успел полюбить храм и прихожан. А 23 июля, когда летняя сессия была позади, меня рукоположили во пресвитеры. После прохождения сорокоуста митрополит Марк благословил меня на служение настоятелем прихода Спасской церкви села Спас-Талица. Потом оказалось, что храм мне поручен не один, а всего в окормлении три храма и еще две часовни. А теперь уже несколько лет служу кликом храма великомученика и целителя Пантелеимона города Кирова.

Молитва в храме

– Расскажите о приходах, где вам довелось познавать опыт пастырского служения на практике. В чем особенности служения священника в разных храмах?

– Одним из первых основных мест служения был Спасский храм с тремя приделами в селе Спас-Талица. Я рад, что у меня на тот момент там был мудрый и опытный наставник – ныне почивший протоиерей Игорь Мартынов, который служил вторым приходским священником. В свое время отец Игорь в течение двенадцати лет был настоятелем храма в Спас-Талице, и в случае каких-либо вопросов, связанных с жизнью прихода, у меня было с кем посоветоваться.

Образ великомученика и целителя Пантелеимона в храме Образ великомученика и целителя Пантелеимона в храме Любой опыт служения в Церкви для меня тогда был нов и оттого особенно интересен, начиная от совершения богослужений и завершая проведением бесед, посещением молельных комнат при лечебных учреждениях. Ведь помимо служения на основном приходе успевать приходилось многое. В поселке Оричи под моим окормлением находилась часовня в честь преподобного Сергия Радонежского и домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы при центральной районной больнице. А в нескольких километрах от Оричей в селе Пустоши – небольшой Михайло-Архангельский храм. Еще одна молельная комната при больничном учреждении расположена в поселке Лёвинцы Оричевского района. Посещение тяжелобольных требует от священника напряжения духовных и физических сил, и я надеюсь, что наша совместная со страждущими молитва приносила им облегчение. И Господь так устроил, что по благословению владыки я служу в храме святого Пантелеимона Целителя, где верующие также часто обращаются с молитвой к святому Пантелеимону о здравии.

– Какой образ особенно близок вашему сердцу и вашей семье?

– Нам с матушкой Екатериной особенно близок образ Божией Матери «Скоропослушница». В моей семье уже более 150-ти лет из поколения в поколение по мужской линии передается большая родовая икона «Скоропослушницы» – ею еще мой прапрадед Яков благословлял на венчание своих детей. Святыня хранится у нас на почетном месте в красном углу. И когда после диаконского сорокоуста меня назначили в нововятский храм в честь этой иконы, я провел параллель: события в жизни происходят не случайно.

А после на новом месте служения в Спас-Талице моя семья снова встретилась с этой чудесной иконой. В местном Спасском храме есть чудотворная святыня – проявившийся в 2004 году на стекле образ «Скоропослушницы». И сейчас в той церкви пребывает как первообраз, от которого произошло изображение, так и новоявленная икона на стекле. Перед этой иконой мы совершали акафисты и ощущали, что находимся под Покровом Пресвятой Богородицы.

– В отображении иконы на стекле верующий человек обычно видит чудо. Но, вероятно, кто-то попытается объяснить этот феномен законами физики. Как вы, священник и выпускник технического вуза, можете это объяснить?

– Бог не вторгается в свободное решение человека, верить ему или нет, всегда оставляя право выбора между чудом и его отрицанием. Атеисты, как правило, пытаются найти объяснение всему. Но в данном случае особенно поражает четкость отражения на стекле лика Богородицы: прорисованы глаза, руки, корона, одеяние… это будоражит сердца верующих.

– Вам довелось нести послушание на нескольких сельских приходах. С какими духовными недугами, свойственными российской провинции, пришлось столкнуться (возможно, с проблемой винопития и т.д.)?

Хочется развеять миф о нетрезвом образе жизни жителей русской глубинки

– Удивительно, но с подобной проблемой пока сталкиваться не приходилось. Напротив, хочется развеять миф о нетрезвом образе жизни жителей русской глубинки. Как и в поселке Юбилейный Марий Эл, где я родился, так и здесь – в поселке Оричи, селе Спас-Талица, поселке Первомайский Кировской области – обычно встречаю людей, занятых делом, возделывающих свои огороды и сады. Как и везде в провинции, есть тенденция, что молодежь стремится в город, но и село продолжает жить. Есть в нем люди искренние, не потерявшие веру, ведь, по словам Александра Солженицына, «не стоит село без праведника».

– Что вы делаете для того, чтобы обратившиеся в храм с конкретной требой люди, еще далекие от духовной жизни, стали «верными чадами Церкви Христовой»?

– По благословению владыки Марка в храмах Вятской епархии проходят огласительные беседы перед Таинством Крещения. Приглашаем на них не только родителей и крестных, но и всю семью. Большая часть людей приводит крестить своих детей, словно отдавая дань традиции: мол, в России все так делают, так надо. Объясняю им суть православной веры, главной целью своей ставлю донести до родителей необходимость исповеди и Причастия в первую очередь для них самих. И, Слава Богу, есть такие, кто сразу отзывается. Отрадно видеть, как потом родители с детьми снова приходят в храм и сами притекают к Таинствам.

А когда я служил в Спас-Талице, в храм часто приводили крестить детей из спас-талицкого детского дома. В такие трогательные и очень значимые моменты у всех присутствующих на глаза наворачивались слезы: мы молили Господа, чтоб дети обретали семьи и тепло родительского дома.

Воскресная школа Пантелеимоновского храма для взрослых и детей

– Вы преподаете в воскресной школе прихода Пантелеимоновского храма. Расскажите, кого и чему учите?

– При Пантелеимоновском храме на протяжении нескольких лет действует воскресная школа для взрослых и отдельная – для детей. Взрослая воскресная школа, где я и преподаю в числе других священников прихода, рассчитана на два года обучения. Для учащихся на первом курсе преподаю «Основы православного вероучения», а на втором – «Литургику».

С первокурсниками мы начинаем разбирать основы православной веры: что представляет собой храм, из каких частей состоит, каковы назначение и символика куполов, крестов, паперти, почему верующие осеняют себя крестным знамением и кланяются при входе и выходе из церкви…

На втором курсе разбираем, что в себя включает богослужение: подробно проходим всенощное бдение и литургию. Немногие прихожане знают, что литургия состоит из трех частей: проскомидии, которую священник совершает в алтаре, литургии оглашенных и литургии верных. Отдельным блоком идет история – изучаем, какие изменения происходили в богослужениях с течением времени, со сменой эпох, оставаясь при этом истинными, верными православной догматике.

Изучаем символику цветов облачений: на каждый праздник духовенство облачается в свой цвет в зависимости от праздников и святых, память которых совершается. Например, зеленые облачения – если память преподобных, желтые – если вспоминаем святителей, красные – мучеников, синий – это цвет Богородичных праздников.

Храм великомученика и целителя Пантелеимона Храм великомученика и целителя Пантелеимона

– Какие темы, вопросы большей частью интересуют самих прихожан?

– Особый интерес в рамках занятий вызывают духовные темы. Большой блок посвящен Таинствам. Людям интересно изучать про Таинства Церкви: как готовиться ко Причастию Святых Христовых Таин, как поститься, как исповедоваться, какие грехи требуют покаяния, и как происходит отпущение грехов и изменение души человека, ее преображение. У людей много вопросов про отпевания, их интересует православное учение про загробную жизнь.

Такие встречи часто проходят в формате дискуссий и больше похожи на беседы прихожан с батюшкой: люди задают интересующие их вопросы, на которые отвечаю. Некоторые темы сопровождаются видеоматериалами, и людям нравится наглядный формат подачи материала. Иногда встречи предполагают чаепитие, люди приносят выпечку, и мы беседуем за чаем.

– Сколько человек собирают стены воскресной школы, кто приходит на занятия?

– Каждый год в воскресную школу для взрослых набираются порядка 30-ти человек, детей обычно еще больше. Те, кто уже учится, приводит своих знакомых. Посещение школы для всех бесплатно. На занятия приходят мужчины и женщины самых разных возрастов – от двадцати лет и до преклонного. Женщин, конечно, большинство. В воскресной школе для детей – ребята с дошкольного возраста (с пяти лет) и те, кто постарше, включая подростковый возраст.

– Какие духовные плоды в процессе обучения вы наблюдаете у учащихся и выпускников?

– Верующие люди здесь знакомятся, находят единомышленников, общаются и начинают дружить, можно сказать, образуются целые духовные семьи, духовное братство или сестричество. Потом эти же люди участвуют в уборке, украшении храма перед праздниками, ездят совместной самоорганизованной группой в паломнические поездки. Два года общей группой участвовали в Великорецком крестном ходе, участники которой даже организовали Знамя прихода, чтобы легче было находить друг друга на местах стоянок среди тысяч паломников.

Мы стараемся подключать детей к церковному чтению и пению

Таким образом, занятия в воскресной школе не только предполагают знания и общение, но и способствуют сплочению прихода. Тем, кто впервые переступает порог храма и впервые самостоятельно приходит в воскресную школу, возможно, немного боязно, и те, кто давно посещает церковь, поддерживают новичков, помогают адаптироваться в церковной среде, а после учащиеся уже все поддерживают друг друга. Но самое главное – духовное общение. У нас проходят общие молебны, совместные литургии. Отрадно видеть учащихся за службами в храме, некоторые прихожанки даже надевают платочки в цвет облачения священников, таким образом выражая свою причастность к совершаемому празднику.

В воскресной школе для детей я преподаю церковнославянское чтение. И некоторые учащиеся уже участвуют в богослужениях – за литургией читают вслух молитвы. Мы стараемся подключать детей к церковному чтению и пению. Детская литургия у них как выпускной экзамен. Выпускники проявляют полную самостоятельность: и поют на клиросе, и псалмы читают, и в алтаре священнику помогают, и на подсвечниках дежурят. Взрослые просто участвуют молитвенно. Такая вот у юных учащихся духовная практика. Дети вырастают, и из числа выпускников пополняется действующий при храме молодежный клуб.

Обучение в воскресной школе проходит с октября по май. Добро пожаловать к нам за парты и в храм Божий!

Для духовного возрастания

– Не за горами Рождественский пост. На что, по-вашему, следует обратить внимание верующему человеку в этот период в отношении совершенствования своей души?

– Хотелось бы пожелать людям входить в пост не резко и не сразу. К посту нужно готовиться заранее. Минимум за две недели желательно ограничивать себя в пище, уменьшать порции. Для чего нам нужен пост? Для того, чтобы увидеть свои недостатки, чтобы страсти во время поста начали проявляться, и мы бы осознавая их, встали на борьбу с грехами.

Цель наша не пост, а плоды поста! Как земледелец сеет не ради посева семян, а ради урожая, так и мы постимся не ради поста, а для духовного возрастания. Ко всему нужно относиться с рассуждением, и должен быть положительный духовный результат. А если в результате поста в душе укореняются раздражительность, злоречие, сварливость и гнев – разве нам во благо такой пост? Вот удержать язык свой от зла – перестать осуждать, клеветать, празднословить – упражнение в пост для христианина первоочередное и крайне полезное. Если мы не будем сами двигаться к благой цели, то и Господь нам не подаст Свои Дары – благодать, любовь и радость.

Как земледелец сеет не ради посева семян, а ради урожая, так и мы постимся не ради поста, а для духовного возрастания

Как Отец Сам побежал навстречу своему блудному сыну из одноименной притчи, так и Господь выходит нам навстречу после нашего шага к Нему. В этой притче под образом Отца мы понимаем Самого Бога, а в сыне должны бы увидеть покаявшегося грешника – себя.

Или вспомните притчу о талантах из Евангелия: если тебе дан талант – ты развивай его, приумножай. Именно это должно происходить в духовном делании. Важно быть бдительным к себе и «прикусить» язык свой, особенно после Причастия, постараться помолчать, удержать молитву в уме. Когда мы принимаем Тело и Кровь Христову – в этот момент мы становимся святыми, мы становимся братьями и сестрами во Христе, дочерьми и сыновьями Бога. Постарайтесь как можно дольше сохранить в себе эту святость.

С иереем Сергием Молокановым
беседовала Лада Баева

15 октября 2024 г.

Смотри также
Иерей Иоанн Шаповал: «Бог жив, и не перестает спасать человека» Иерей Иоанн Шаповал: «Бог жив, и не перестает спасать человека» Иерей Иоанн Шаповал: «Бог жив, и не перестает спасать человека» Иерей Иоанн Шаповал: «Бог жив, и не перестает спасать человека»
Спаситель призывает каждого человека и ждет, что хотя бы на смертном одре человек воздохнул «Господи, помилуй». Это может перевесить все.
«Для меня главное чудо – преображение человека» «Для меня главное чудо – преображение человека»
Иер. Евгений Виноградов
«Для меня главное чудо – преображение человека» Иерей Евгений Виноградов: «Для меня главное чудо – преображение человека»
Ни плачущие иконы меня так не впечатляют, ни исцеления… меня впечатляет преображение души человека, ее изменение, казалось бы, невозможное в современном мире.
«Пост – это путь, открывающий другие горизонты» «Пост – это путь, открывающий другие горизонты»
Иер. Александр Попов
«Пост – это путь, открывающий другие горизонты» Иерей Александр Попов: «Пост – это путь, открывающий другие горизонты»
Когда ты человека знаешь одним, и он вдруг становится постепенно другим, когда он перевоплощается – это и чудо, и подвиг, и радость.
Комментарии
р.Б.Сергий15 октября 2024, 14:27
Антонию 15 октября 2024,09:14 Согласен с Вами в том,что " Человек Труда - главный человек планеты." Но,речь на мой взгляд,идет не столько о производстве материальных ценностей,сколько о том,чтобы в процессе этого производства человек не зацикливался только на земном,уподобляясь существу уткнувшемуся лохань с телесной пищей и занятый только этим.Речь идет о том,что помимо этого мира есть иной мир Божий,который выше всякого прагматичного понимания.Лично для себя,я так понял этот материал.Возможно,я ошибаюсь и смысл этого материала гораздо глубже.Ваша точка зрения,Антоний,на мой взгляд,не противоречит,написанному о.Сергием,а только дополняет его.
Антоний 15 октября 2024, 09:14
Жизнь в режиме "дом – работа, работа – дом" - это прямой результат кадрового голода. В Советском Союзе, скажем, моя годовая аудиторная нагрузка в Университете была 710 часов год, сейчас 1200-1600. Потому что работников нет. Ну а тщеславие свойство не образования, а личности. Можно быть верующим и рассуждать так: "Мы вот служим Богу, мы всегда на Службе, а эти вокруг бегают как псы в поисках кости, вот и опять побежали мимо Храма на свою работу, куда им до нас!". Только хлеб сам себя не испечет, ботинки сами не сошьются, опухоль не вырежется, и даже чайник в Алтаре не нагреется без труда людей. Мир держится на Человеке Труда, Труд - свят. А Человек Труда - главный человек планеты.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×