Настоятель храма Святой Троицы Живоначальной села Истобенск – иерей Иоанн Шаповал – порядка 20 лет посвятил церковному служению. Сентябрь для духовной жизни отца Иоанна – месяц знаменательный: 18 сентября 2005 года совершилась его диаконская хиротония, 27 сентября 2011 года отец Иоанн был рукоположен во священники. Наша беседа с отцом Иоанном – о вере, служении и Промысле Божием.
«Бабушка верующая была»
Иерей Иоанн Шаповал – Расскажите о вашем пути к служению в Церкви: в какой период он начался? Ведь ваше детство и юность пришлись на советский период, когда общество находилось в стороне от веры.
– Если Господь избрал, то он ведет путями, для человека неведомыми, и все равно приводит его на путь спасения. В наше время, казалось бы, проще человеку прийти к Церкви и к Богу, чем в то время. Однако в реальной жизни подчас складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, и храмы открыты, и богослужения и таинства совершаются в храмах, а народ в массе своей не идет. Гонений не существует, а тяги к духовной пище у общества нет. Однако от тех людей моего возраста, кто сейчас в храме, когда спрашиваю, почему они в Церкви, часто слышу простой ответ: у меня бабушка верующая была. Удивительно, но так оно и есть, так было и в нашей семье. Помню, когда я еще учился в начальной школе, часто заставал бабушку за молитвой: в углу у нее были иконы, затеплит перед ними лампадку и встает на колени. А я ей говорю: «Бабушка, чего ты молишься, Бога ведь нет, Юра Гагарин летал в космос, проверил». Она так ласково посмотрела, по головке погладила и сказала: «Ничего, вырастешь, тогда все поймешь».
«Вырос и понял: Бог есть»
Троицкий храм села Истобенск. Фото: vk.com/club52510566
– Ваша бабушка оказалась права. Когда наступило понимание?
– Вырос и понял: Бог есть. И Гагарин был человеком верующим. Он был инициатором возрождения храма Христа Спасителя, а ведь это было советское время. Прежде наша семья жила в слободе Макарье, в окрестностях города Кирова, и я, можно сказать, каждый день ходил мимо храма в школу. Троицкая церковь всегда привлекала внимание своей архитектурой, я даже бывал там, поскольку в алтарной части ее располагалась библиотека, а в самом храме был киноклуб. Но осознания того, что в храме проходили прежде богослужения, что это Дом Божий – такого понимания у меня в школьные годы еще не было.
К сожалению, современные бабушки многие и в храм не ходят, и примера живой веры для внуков нет. И своих детей – родителей внуков – в вере не воспитывали, поэтому детям и зацепиться не за что. Нам в этом отношении повезло. Бабушка родилась еще в царской России. Воспоминания о бабушке у меня самые светлые. Смиреннейший была человек. Всегда была мирная, спокойная, в непрестанном делании. Хотя на ее долю пришлось трудное время: на детство – годы Гражданской войны, затем – эпоха коллективизации, Великая Отечественная.
Другой эпизод в жизни, послуживший вмещению веры в сердце, произошел позднее. Первый раз я посетил богослужение в храме, присутствуя на таинстве Венчания двоюродной сестры. Это было на Украине в конце 1980-х годов. На тот момент был еще молодым и неженатым, но уже вернулся из армии. Венчание проходило в красивом деревянном храме, но особенное впечатление на меня произвело пение церковного хора. Пели не более трех человек, но прекрасная акустика храма и сами песнопения не могли оставить равнодушным. При этом батюшка в красивом облачении читает молитвы – было ощущение, что в храме совершается нечто таинственное и в то же время что-то очень важное для человека. Участие в Венчании сестры запомнилось как яркое событие в жизни. Однако не нужно думать, что, вернувшись на родину, я начал ходить в Церковь. Но именно это богослужение в деревянной украинской церкви сохранилось в душе как воспоминание о моем первом соприкосновении с Божией благодатью, которая ощущалась во время таинства, совершаемого священником, венчавшим мою двоюродную сестру с мужем.
Встреча с Надеждой
Отец Иоанн с супругой Надеждой – А свое Венчание помните? Расскажите о вашей встрече с супругой.
– Вернулся с торжества на Украине – призадумался. Все друзья на Вятке также женились, а я нет. Время идет, а в жены брать некого. И тут у Бога попросил: «Господи, дай мне хорошую жену». У человека есть определенные моменты жизни, в которые к своей судьбе нужно подходить серьезно и выбирать путь: хочешь быть монахом или жениться. Мне, конечно, хотелось семью. И что удивительно – с момента, как попросил у Бога жену, в жизни многое стало изменяться. Повстречал удивительную девушку, которая и стала впоследствии моей супругой. В 2017-м году мы отметили 25-летний серебряный юбилей со дня нашего Венчания, время идет, и вот мы уже более четверти века вместе. Хотя на момент нашего знакомства Надежда даже крещена не была. И именно в этот же период Господь послал мне священника, с которым впервые в жизни я мог поговорить, открыть душу. Это был настоятель Троицкого храма села Кстинино отец Иоанн Носков (ныне почивший). Вот он-то через некоторое время и сказал мне: чтобы создать крепкую семью, надо обязательно венчаться, а чтобы венчаться, будущей супруге пришлось принять таинство Крещения, – видно, на тот момент она тоже меня так полюбила, что была согласна на все эти предстоящие события. Крещение и Венчание состоялось в Троицком храме с. Кстинино. Вот с этого момента и началось, наверное, наше воцерковление.
Духовное возрастание
– О чем был ваш первый разговор со священником?
– Впервые от священника я услышал о Боге Троице, что един Бог в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. Вторая ипостась – Бог Сын – вочеловечился, пришел на Землю, был распят ради нашего с вами спасения, по нашим грехам, и воскрес. Слушаю, и умом ничего не понимаю, что он говорит. Но в то же время сердцем ощущаю, что из уст священника слышу именно то, что я искал. До этого разговора с отцом Иоанном были в жизни встречи с людьми, которые веровали. Один баптист к моему отцу в дом не раз заходил, я, будучи маленьким, слышал их беседы, угощался тортами, которые гость с собой приносил, но отклика в душе не находил. Но когда православный священник рассказал о Боге Троице, я понял, что именно в его словах звучит истина.
– И он стал вашим семейным духовником?
– Да, впоследствии мы уже вдвоем ездили за окормлением, добрым советом к батюшке Иоанну и его мудрой супруге Татьяне в село Кстинино, где у священника был приход. Возрастали с супругой духовно постепенно. Помнится, как отец Иоанн сделал нам выговор, когда мы в воскресный день приехали помолиться где-то к 10 часам утра, а служба была с 7 часов и к моменту нашего приезда уже завершалась. Поначалу нам, как людям, не приученным к духовному труду, в храме приходилось нелегко, даже службу выстоять непросто: то спина даст о себе знать, то голова закружится. Для нас на тот момент было важнее, наверное, после службы пообщаться с батюшкой за столом. Действительно, сейчас многим людям, которые только приходят в храм, бывает тяжело. В принципе, все то же самое происходило и с нами, я это просто уже забыл.
– Почему же человеку, даже такому, который уже давно при Церкви, порой действительно непросто бывать на службе?
– Потому что это путь. Это путь к Богу. Потому что нужно подниматься, и надо трудиться. По словам святого Ефрема Сирина, в молитве у человека должно утрудиться тело. Если тело не утрудилось, тогда и молитвы не было. Брань духовную никто не отменял, и каждому Господь дает определенную меру труда во время службы в храме. А вообще, это тайна Божья, как Господь призывает каждого человека по-своему, и каждому дает по его немощным силенкам, если видит его сердечное стремление.
– Ваше воцерковление началось уже в зрелом возрасте, совместно с супругой?
– Мы шли к духовной жизни постепенно. Отец Иоанн Носков подарил мне Библию, Я начал ее читать. А потом стал задавать вопросы, похоже, такие наивные, что батюшка меня спросил: «А ‟Закон Божий” ты вообще в руках держал? Почитай ‟Закон Божий” протоиерея Серафима Слободского – наиболее выверенное издание, – в этой книге все основы Православия и духовной жизни». После прочтения этой книги стали возникать другие, более глубокие вопросы. А еще мы постепенно поняли, что необходимо бывать на службе каждое воскресенье. Поскольку до Кстинино добираться далековато, мы с моей супругой начали посещать богослужения в Предтеченском храме, все-таки Иоанн Предтеча – мой небесный покровитель (скоро 11 сентября, когда совершается память святого). А торжественные архиерейские службы – в Успенском соборе. А затем уже стали прихожанами Серафимовского собора.
Отец Иоанн с супругой Надеждой в паломничестве
К духовной жизни тянуло через чтение Евангелия, через прикосновение к молитве, через познание заповедей Божиих. Смысл жизни в чем? Живем не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы жить. Тогда же в нашей жизни начались и паломнические поездки. В отпуск уезжали тогда в еще разрушенный Дивеевский монастырь и трудились там во славу Божию. Если бы человек духовно не приобретал, не соприкасался с благодатью, конечно, ничего этого в нашей жизни и не было бы. У Бога всегда есть ответ для человека, идущего к Нему навстречу.
– Путь к священному служению также был указан духовником?
– К этому он меня не склонял никогда. Вряд ли в начале моего воцерковления он мог увидеть во мне священника. И сам я священником быть не помышлял никогда. Но как Господь сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15, 16). Словно про меня сказано. Вспоминается такой случай: однажды на источнике Преподобного Трифона мы встретили владыку Хрисанфа, подошли, взяли благословение, а он так внимательно на меня посмотрел и вдруг спросил: «А где вы у нас служите?» Я ответил, что работаю в светской организации, а он так долго на меня смотрел и еще несколько раз задал этот же самый вопрос. Но даже когда через несколько лет после того случая поступал в духовное училище, мысли стать священником не было. В Серафимовской церкви был тогда чтец Илья, который читал настолько четко и ясно, что все смыслы звучавших текстов становились понятными. И мне очень захотелось также научиться, к тому же понять ход и смысл богослужения.
«Решишься – иди»
– А кем вы трудились на тот момент, когда решили пойти учиться на церковнослужителя?
– Менеджером в торговой фирме, и очень хорошо зарабатывал. С тех пор как ушел на очное обучение в Вятское духовное училище, пришлось от этих благ отказаться. Пришлось сделать выбор: успешная работа или служение Богу в храме. Но сначала нужно было поразмыслить: служение в Церкви – мой ли это путь? На тот момент мне исполнилось 35 лет, и можно было по-прежнему работать менеджером, ходить в храм, быть прихожанином, и внешне такая жизнь представлялась достаточно благополучной, но в то же время осознавал уже, что без Бога не могу. Особенно сейчас это ощущаю.
Отец Иоанн Шаповал с паломниками в крестном ходе
Выбор надо делать. А кто подскажет в непростом выборе? По совету супруги обратился к отцу Серафиму Исупову (ныне почившему, а на тот момент было принято, что с непростыми вопросами духовной жизни верующие в Вятке тянулись к этому опытному батюшке, чтобы узнать волю Божию). Ожидал, что батюшка меня либо благословит подать заявление на обучение, либо нет, – даст предельно ясный ответ, который ему откроется Богом. Однако смысл его совета был таков: решишься – иди. Причем ответ прозвучал даже не так конкретно, и мне смысл его открылся позднее. То есть священник не снимал ответственности с меня. И в то же время указал: если встанешь на путь – иди и уже не сворачивай! Теперь, конечно, в полной мере понимаю значение этих слов. Если взялся за плуг – смотреть нужно только вперед, «вспахивать почву», сеять доброе семя. Когда меня приняли на обучение в Вятское духовное училище, форму обучения выбрал очную, решил, что если учиться, то нужно знания получать в полной мере. Думал, выучусь и стану только чтецом. Но Господь решил иначе… Когда на первом курсе моего обучения в духовном училище владыка Хрисанф хотел меня рукоположить, я ощутил свою неготовность, попросил дать время просто на обучение. И уже потом, когда служил псаломщиком на приходе Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в храме требовался диакон, и я откликнулся на призыв Божий – принял священный сан. Мне очень нравилось диаконское служение. Но пришло время, и надо мной была совершена священническая хиротония. Рукополагая меня, наш владыка Марк сказал: «Служи там, где будешь полезен для Церкви». В свое время владыка Хрисанф так и говорил: «Благословение архиерея для тебя воля Божия». Волю Божию христианин должен испрашивать во всех серьезных жизненных ситуациях и следовать ей.
Полнота восприятия мира
– Супруга вас поддержала на выбранной вами новой стезе?
– Конечно, она с момента нашего воцерковления и по сегодняшний день поддерживает меня на этом пути, разделяет не только веру и мировоззрение, разделяет со мной жизнь. Однако поначалу, когда документы были поданы и меня приняли на обучение в духовную школу, – не могу сказать, что она обрадовалась, скорее наоборот. Супруга на тот момент уже понимала, что такое священнослужитель и какими качествами должна обладать его спутница жизни, вообще, быть достойной супругой иерея ой как трудно, потому что она у всех на виду, да и путь священного служения подразумевает ограничения, священнослужитель принадлежит уже всей Церкви, и саму жизнь семьи придется перестраивать. Внимания семье уделяется меньше, больше уже Церкви, прихожанам. Но, опять же, благодать, которая почивает на священнике, должна все это и в семье восполнять, утешать и укреплять его супругу. Надеюсь, что это происходит.
– Значит, уклад вашей жизни с момента служения в Церкви изменился значительно?
– Конечно, совсем другой мир. Как однажды подметил отец Сергий Гомаюнов:
«Я живу в этом мире, и из церковной ограды не выхожу (в смысле духовном), порой посмотрю на людей, живущих вовне, и подумаю: а чего они мучаются?»
Отец Сергий сказал о том, что полнота восприятия мира возможна именно в Православной Церкви – здесь есть то главное, что нужно человеку, здесь Бог есть. И человек, когда в ограду церковную приходит, начинает жить по заповедям Божиим, стремится к их исполнению – тогда в его жизнь постепенно входит Бог, и все меняется, приоритеты меняются, – все становится в человеческой жизни подчинено иному – стремлению к общению с Богом. Берешь однажды этот крест, потом становится понятно, для чего его несешь. Да и круг общения поменялся, хотя с друзьями детства и юности поддерживаем очень теплые отношения, и они тоже потихоньку воцерковляются.
Шаг навстречу Христу каждый человек должен сделать сам
– И это не только священников касается?
– Это всех касается. Как апостол Павел говорит, вы все Крещение принимали – вы все освящены, вы все – единое Тело Христово. Это касается каждого верующего человека, ходящего в Православную Церковь, где есть возможность приобщения к Самому Господу. Только этот шаг навстречу Христу каждый человек должен сделать сам.
«Господь хранит Россию»
– Можно ли с Телом Христовым сравнить всю нашу страну с момента Крещения Руси, которая и по сей день воспринимается в мире как православная держава?
– А как же. Большинство жителей России – крещеные православные христиане, значит, во главе государства в духовном смысле – Христос. Так должно быть.
– Русь крестил князь Владимир, но мнения насчет личности князя, канонизированного Церковью, в обществе неоднозначные. К примеру, в вышедшей в наши дни картине «Викинг» на протяжении большей части сюжета, отражающего его жизнь, князь показан жестоким и необузданным язычником, от руки которого погибали невинные люди, и только в финале фильма зрители его видят святым, по соприкосновению с благодатью Святого Духа в момент покаяния. Получается, его поступок перевесил все прежние «проступки» и позволил Церкви его прославить как святого?
– Важна не глубина падения, а высота восстания! Таков основной принцип Православия. Но ведь от того состояния язычника в князе Владимире ничего не осталось, пришел в состояние любви к ближнему. Он стал христианином, за которым в Киеве люди пошли принимать таинство Крещения. С тех пор уже более тысячи лет прошло, сколько всего выпало на долю нашей страны, но Господь хранит Россию. И будет хранить, если будут верить люди в Господа, обращаться к нему с молитвой. Как известно, не стоит село без праведника и город без святого.
Духовная жизнь в Истобенске
– Отец Иоанн, расскажите о вашем приходе в Истобенске, где вы несете служение настоятелем Троицкой церкви.
– Восьмого ноября исполнится уже 13 лет, как по благословению владыки Марка я несу здесь свое служение. Жатвы много, делателей мало! Мы как форпост – молитву продолжаем. В чем духовная ценность церковной жизни в Истобенске? Особенность места в том, что с XIV века там не прекращается молитва. На протяжении уже более 6 веков там совершаются богослужения, и во все непростые в России времена на этой земле всегда возносили молитву к Богу. Это о чем говорит? Господь Вятскую землю не оставляет.
Троицкий храм, где сейчас служу, постройки XIX века, – уютный. Каждый, кто приходит, ощущает эту благодать, мирность, покой, величавость храма. Наверное, поэтому к нам и паломников много приезжает. Слава Богу, за воскресными богослужениями собирается человек двадцать постоянных прихожан, и не только бабушки, – из города приезжают и из близлежащих деревень. Молимся, приход живет, но нелегко духовно возродить село, на это нужно время. Особый народ в Истобенске – очень трудолюбивый, но многие считают, что они хорошо живут, так как трудолюбивые. Господь посылает блага на эти земли еще и потому, что очень верующие предки жили в этом селе – 3 храма построено, да еще и какой красоты. Но чтобы и дальше так же было, надо всем жителям сегодня тоже прилагать усилия в молитве.
Отец Иоанн с паломниками в Троицком храме села Истобенск
– Вспоминается история, когда из вашего храма осенью 2013 года исчезло несколько икон, среди которых Нерукотворный Образ Спасителя, а спустя время эта редкая святыня была найдена уже отреставрированной. По-вашему, могут ли иметь духовный смысл эти события?
– А как же. Когда люди забывают Христа, то происходит вот что: Господь уходит. Видимо, жители села стали реже обращаться ко Христу, и Господь образом Спасителя Нерукотворного из Истобенска ушел. Так бывает, когда народ оставляет горячую молитву. Но Слава Богу, что образ вернулся, все-таки Господь нашу Вятскую землю не оставляет. Это редкая икона XVI века, как говорит наш владыка Марк: «Так никто не напишет сейчас, потому что тогда духом писали, делали это подвижники благочестия». По благословению владыки, святыня сейчас пребывает в Успенском соборе Трифонова монастыря, благодаря чему многие верующие имеют возможность помолиться перед святыней, и это радует. По благословению владыки, мы объявили сбор пожертвований на написание образа «Спаса Нерукотворного» такого же размера, и люди откликнулись.
– Вы молились, чтобы образ вернулся?
– Конечно. Бабушки на приходе и все знакомые в нашем городе и в других городах, и даже других странах очень меня поддержали, каждый день молились. И обрадовались, когда образ Спасителя вернулся. Но нужно понимать, что если бы Господь не попустил, то ничего бы не случилось, похитители бы не посмели взять иконы, или их на месте злодеяния могли бы поймать. Произошедшее представляет также Промысл Божий. Но о чем мы молились, когда это печальное событие произошло? Не только о том, чтобы образ вернулся (хотя этого очень желали), – мы молились святому мученику Иоанну Воину, чтобы он копьем своим (он на святых образах изображен с копьем) окаменевшие сердца этих безумцев пробил, чтобы они осознали, что они сотворили, чтобы не погибли их души. Вот об этом мы молились.
– Вам не открылось, дошла ли до их сердец ваша молитва?
– Образ вернулся, хочется верить, что и для них это событие не осталось напрасным, что они как минимум о чем-то задумались. Пришло ли покаяние? Об этом может сказать только Господь-сердцеведец. Когда это случилось, я, конечно, как настоятель, духовно страдал, здоровье пошатнулось, утешило немного паломничество на Афон, а так не знаю, что бы было со мной от этих переживаний. Первая реакция, которая внутри меня возникла, когда узнал о краже, – гнев, даже ярость на этих безумцев. Но стал размышлять: я же священник, я не должен ни на кого держать зла, – и усилием воли обратил свой разум, свое сердце к молитве, чтобы люди духовно не погибли, а приход, и близкие друзья, и особенно супруга меня поддержали. И так должны поступать в сложных обстоятельствах не только священники, но и все христиане: видя погибающего, через свою молитву начать его спасать.
«Лучше за человека помолиться»
– И все же понятнее, по-человечески логичнее обращаться к Господу с просьбой о благе для родных и друзей, хотя Господь заповедовал большее…
– Честно говоря, мне легче молиться за погибающих, нежели за человека, который и так живет с Богом. Вспомните притчу о блудном сыне, в которой отец говорит старшему сыну, мол, ты и так со мной, а младшего по возращении встречает со слезами и всей душой. Нужно стараться поступать таким же образом. Бывает, в нашем обществе слышишь, что люди что-то нелестное говорят в адрес священника, – не нужно их ругать, лучше за человека помолиться, ведь жизнь одна, и ошибиться в ней очень легко. Итог этой жизни – либо смерть, либо жизнь: либо ты приобретаешь вечную жизнь со Христом, либо ты приобретаешь, как Господь говорит, смерть вечную. Что такое «смерть вечная»? Плач и скрежет зубов. Что означает это выражение из Евангелия? Плач понятно почему – когда ты уже потерял жизнь и душу, – а скрежет зубов от чего происходит? Оттого, что изменить уже ничего не можешь.
«Путь постоянного делания»
– Почему человеку важно обращаться к чтению Евангелия?
– Евангелие – Слово Божие, и все притчи в нем даны Господом для размышления человеку, для того, чтобы человек задумывался, а правильно ли я живу, правильно ли я поступаю, правильно ли я думаю. Ошибка, повторяю, может дорого стоить для бессмертной человеческой души. Очень поучительна в этом отношении притча, в которой 5 дев были юродивыми, а 5 мудрыми, пребывали в добродетелях – они пришли, Жениха встретили, лампадки поправили и оказались в Царствии Небесном, то есть наследовали жизнь вечную. Когда же пришли юродивые девы, те, которые не имеют этого елея – Божией благодати, Господь как их встречает? Он говорит: Я вас не знаю. Господь неспроста такую притчу дает человеку. Порой жизнь заканчивается, человек предстоит перед вечностью и осознает, что ничего не сделал, потому что жил для себя. Ведь христианство – это жизнь для других. Конечно, и сам я к себе обращаюсь с подобными вопросами. Господь сказал «Возлюби ближнего и Господа Бога своего». Это означает, что нужно возлюбить полностью, целиком, и отречься от себя, не жалеть себя даже в сложных обстоятельствах. И важно понимать, что христианство – это путь постоянного делания. Если ты останавливаешься, думаешь о себе, что достиг определенных духовных высот, стал хорошим, все делаешь, что от тебя ожидает Господь, – такие мысли, напротив, свидетельствуют о близости к духовному краху. О чем говорит Господь: «Кто любит Меня, заповеди Мои соблюдает» (Ин. 14, 21). А мы не исполняем их – так, чтобы все, во всем и всегда. Порой человек говорит: «Я в храм хожу, значит, я люблю Бога», но жизнь духовная не в одних внешних проявлениях заключается, она сложнее, но и мудрее. И количество прихожан в храме не всегда показатель духовной жизни села, города. Подчас человек в церковь ходит, но не о том молится.
Подчас человек в церковь ходит, но не о том молится
Что можно просить в храме? О чем молится священник за богослужением? Ниспосли, Господи, благодать Святого Духа – на всех предстоящих, стоящих, молящихся. Таков основной лейтмотив прошения к Богу у священнослужителя. Когда в людях Святый Дух действует, они жаждут этого Духа насыщаться. А кто об этом просит? У нас молятся: подай, Господи, здоровья, работу и так далее. А о Святом Духе никто не молится. А ведь это главное: «Ниспосли, Господи, благодать Святого Духа!» Ведь когда будет Святой Дух действовать в человеке, – и дела другие будут, тогда и помыслы будут другие, и жизнь будет другая. Но пока человек не дает этому Духу действовать, когда все «сам», – будет оставаться без участия Бога, без благодати.
– И все же, если человек сознательно идет в храм, чтобы в том числе помолиться о родных, по своему разумению совершает в миру какие-то добрые дела для общества, для ближнего, – разве не этому учит христианство?
– Хорошо сказал преподобный Серафим Саровский: всякое доброе делание нужно делать ради Христа, ради Царствия Небесного, ради заповедей Божиих, ради любви к Богу Потому что, если ты делаешь не ради Христа, не отрекаешься себя, то, напротив, сделав что-либо, как человек думает, полезное, приобретаешь гордыньку, тщеславие. Человек может об этом даже сильно не задумываться, но в глубине его будет жить эта червоточинка. Так происходит, когда нет отвержения себя. Псалтирь – книга во всех отношениях полезная, Псалмопевец Царь Давид о себе говорит: «я червь», – что же нам о себе остается думать? Господь сказал: «Отвергни себя, возьми крест свой и иди за Мной» (Мф. 16, 24). Человек должен идти за Христом, а священник – только проводник на этом пути, который укажет этот путь, поможет идти за Господом.
Человек должен идти за Христом, а священник – только проводник на этом пути, который укажет этот путь, поможет идти за Господом
Однако подчас бывает, что дети даже после обучения в воскресных школах сходят с пути. Родители и педагоги начинают недоумевать и рассуждать, мол, переходный возраст. Но, возможно, дело в том, что в процессе обучения показали только красоту обрядной стороны Православия, а Христа не показали, прошли мимо Христа. Такой неглубокий подход в воспитании даже опаснее для юной человеческой души, поскольку лукавый не дремлет и еще больше может запутать человека, у которого в сердце нет Христа, нет чистоты, нет идеала. Идеализировать только Христа можно, а всяк человек – Его творение.
На путях спасения
– Ваша супруга является руководителем паломнической службы, и один из маршрутов поездок по Вятской епархии – к святыням села Истобенска. Зачем же, по-вашему, люди ездят в паломнические поездки? Каков духовный смысл в путешествиях к святыням?
– Не раз приходилось наблюдать, как в поездку уезжают одни лица, а возвращаются совсем другие – одухотворенные, успокоенные. Людей, подверженных в большей степени греху, едущих со своими амбициями, обычно в паломничестве духовно «перемалывает», а по возвращении, осознав свою немощь, многие из паломников обычно едут с мыслями: «Господи, прости…». Увидеть свои грехи – вот цель любой паломнической поездки.
А почему именно в Истобенск появился маршрут, – чтобы показать паломникам красоту храмов в селе, чтобы за богослужением никто никуда не торопился, увидел красоту и ширь лугов и полей. И продолжением богослужения является всегда трапеза, где все, как единая семья, имеют возможность пообщаться и получить дополнительные капельки любви. А еще хочется от всей души поздравить мою супругу Надежду: основанная ей паломническая служба «С Вятки» отмечает нынче юбилей, помогай ей, Господи, стяжать в молитве терпение, любовь, милосердие и понимание.
– Вероятно, и вы сумели побывать в различных святых местах, поклониться редким святыням. Что особенно запомнилось, оставило след на сердце?
– Господь сподобил побывать в Киеве, Пскове, на Валааме, на Святой Горе Афон, в Греции, во многих святых местах России. В конце 1990-х мы мечтали, что вот, было бы здорово побывать на Святой Земле. Но разве это возможно? Но в начале нулевых, на тот момент я уже служил диаконом, мечта сбылась, и я впервые оказался в Иерусалиме. Впечатлений очень много, когда евангельское благовествование оживает в камнях. В Гефсимании остались ступеньки, по которым Спаситель мира, Сын Божий, с учениками ходил, камень, на котором Христос молился; сохранился камень, где были привязаны ослики, приведенные Учителю учениками для восшествия в Иерусалим. Озеро Генисаретское, оно же Галилейское море, свидетельствует о временах Иисуса Христа. Когда мы были в паломничестве, на Галилейском море были большие волны, это воспринималось, будто оживает история библейская, и словно вчера Спаситель ходил по волнам. И, конечно же, незабываемое впечатление оставил крестный путь и ночная литургия в храме Воскресения Христова.
В тот раз мы побывали еще и в Египте. Жили несколько дней в монастыре Святой Екатерины. Удивительно, что в этом святом месте, на горе Хорив, в то паломничество в храме Троицы Животворящей богослужение совершал архипастырь Нижегородской епархии владыка Георгий, а еще молилась с сестрами игуменья Сергия, настоятельница Дивеевской обители, и мы, вятские. Как с шуткой сказал владыка Георгий: где еще с соседями совместно за молитвой можно встретиться – только на Синае! А после Божественной литургии все вышли встречать рассвет, и архиерейский хор во время восхода солнца громко пел «Русь Святая, храни веру православную!» Мурашки по коже шли, и такая огромная радость была, что мы православные.
А еще любое паломничество – это поездка с молитвой к святым. Все это укрепляет, назидает человека. Бог есть Бог живых, а не мертвых. Бог жив, и не перестает спасать человека. Спаситель призывает каждого человека и ждет, что хотя бы на смертном одре человек воздохнул «Господи, помилуй». Это может перевесить все. Это как разбойник: «Помяни мя, Господи, во Царствии Своем». Неслучайно во многих греческих монастырях на иконостасе изображается благоразумный разбойник, но лучше, конечно, когда все идет из детства. Помощи всем Божией на путях спасения.